Смотрите начало и оглавление.
Итак, моя компания стала публичной.
Теперь я, как основатель, могу наконец-то отказаться от своих акций и купить Lamborghini Gallardo! Да, я помню, что продавать их придется «ниже рынка», но так хочется покатать Тамарку с пятого этажа на красивой спортивной машине… Ты затеял весь этот бизнес ради прибыли, что ли? (Возмущенно.
) Зачем я это начал, это мое дело.
Продам акции, куплю авто-яхту-остров, буду наслаждаться, и тогда хоть трава не будет расти! «Трава не вырастет», — скажете вы? Правильно ли я понимаю, что вы, основатель, хотите выйти из бизнеса и забросить его? У меня для вас плохие новости.
Инвесторам это не нравится.
Ни «ангелы», давшие вам первоначальный капитал, ни покупатели акций на бирже.
В их планы ни в коем случае не входит тратить свои деньги на покупку вам айфона и машины – они хотят, чтобы вы использовали их деньги для развития своего бизнеса, который бы сильно разросся и принес бы им айфоны и автомобили большую прибыль! Поэтому они постараются сделать так, чтобы их инвестиции пошли на благое дело.
Для развития компании с целью увеличения прибыли.
«Ангелы» будут практически лично следить за целевым расходованием средств и следить за тем, чтобы деньги уходили на работу программистов и аренду серверов, а не на труд массажисток и аренду лимузинов.
За многие десятилетия биржа выработала и механизмы защиты от учредителей, которые, проведя успешное IPO, продают свои акции за большие деньги и выбрасывают их куда-нибудь на другую планету, потому что на этой после такой аферы они найдут его даже на подводной лодке в пещере на острове Линкольн.
Согласитесь, вы когда-нибудь считали грехом то, что «руководитель компании» был самым главным человеком, который единолично принимал любые решения и снимал все сливки с прибыли компании? Итак, теперь, когда вы знаете об ангелах и инвесторах, пришло время вам познакомиться и понять одну из ключевых концепций бизнеса (основной механизм реализации которого – акции) – отделение собственности от управления .
Помните ли вы из истории (а может быть, экономики) уроки о товарообмене и возникновении денег? Ну а когда поначалу каждый мог обменять свой товар (охотник - дичь, фермер - овощи, портной - одежду) только напрямую на другой товар (а если охотнику нужна была одежда, а портному не нужна была дичь, у охотника возникла серьезная проблема ), .
а потом появились деньги, которые были приняты всеми и добавили гибкости этой схеме? Итак, деньги добавляют гибкости схеме обмена товаров, поскольку сами по себе имеют функцию универсальный эквивалент стоимости .
И почти таким же образом акции добавляют гибкости бизнес-схеме, поскольку имеют функцию владение долями бизнеса (и получить от этого выгоду).
Именно благодаря акциям, благодаря отделению собственности от управления компания может вполне спокойно функционировать, какие бы беспорядки ни происходили среди ее владельцев.
Смена акций или даже продажа компании от одного владельца к другому не обязательно повлияет на ее деятельность, поскольку смена владельцев не обязательно связана со сменой руководства.
Для сотрудников вообще ничего не может измениться: начальники отделов останутся прежними, руководители подразделений останутся прежними и даже директор останется прежним; Просто теперь другой собственник будет принимать ключевые финансовые решения и получать основную часть прибыли.
Это также означает, что руководитель компании (если он не получал акций) является чем-то вроде наемного водителя чужой машины.
Как бы ни была красива и модна черная «Волга», она не принадлежит ему; водитель везет его по поручению министра складов.
Водитель может досконально разбираться в своей Волге, знать все тонкости управления (он помнит: чтобы тронуться и не заглохнуть, прежде чем отпустить сцепление, нужно трижды постучать по ручке КПП и плюнуть через левое плечо) - это его задача.
А если машину прикрепят к Министерству складов, а министра вдруг уволят (а на его место назначат другого), то водитель будет водить нового министра.
И даже несмотря на смену министра, благодаря старому водителю «Волга» все равно будет трогаться с места и не глохнет. Руководство осталось прежним, сменился только собственник.
Механизм отделения собственности от управления добавляет комфорта владельцу.
Если один владелец продаст компанию другому, он получит ее в полностью работоспособном состоянии, без необходимости спешно придумывать, как ею управлять.
Как и с водителем: если министр акушерства положил глаз на эту черную «Волгу» и в результате закулисных министерских игр умудряется обменять ее (вместе с шофером) с министром складов на свою старенькую «Чайку» ( вместе с водителем), то министр акушерства поедет на черной Волге, и она опять не заглохнет при запуске (но каждый раз в начале движения министр будет задумчиво смотреть на водителя, плюющего на стекло двери ).
Благодаря механизму отделения собственности от управления собственник до поры до времени может не понимать тонкостей функционирования компании; для этого есть менеджер.
Сотрудники компании могут не понимать структуру собственности компании – за это опять же отвечает руководитель.
А менеджера, который является основным «интерфейсом» между собственниками и бизнесом, может не особо волновать, кто владеет компанией – лишь бы он хорошо выполнял свою работу, а прибыль компании устраивала владельцев.
Однако если в какой-то момент руководство компании перестанет устраивать владельцев, они, проведя собрание акционеров , может принять решение о смене руководства (как правило, не одного руководителя, а целого совет директоров , в любом случае).
Ну типа, если министру акушерства надоест, что водительская дверь всегда оплевана изнутри, он может нанять нового водителя, который будет водить Волгу еще лучше и, в частности, поймет это, когда начнешь , главное стучать по ручке и плевать через левое плечо совсем не обязательно.
Прохладный.
А как насчет острова Линкольна? Ах да, во время рассказа об отделении собственности от управления я уже забыл, о чем речь.
Так вот: благодаря такому разделению для инвестора (собственника) компания в какой-то степени превращается в бездушную денежную единицу.
И функционирование этого агрегата для него тем важнее, чем больше денег он уже вложил в его колокол с подписью «Вставьте бабло сюда», и чем крупнее струя из отверстия «Внимание: бабло вываливается отсюда».
он рассчитывает. Да он прекрасно понимает, что деньги не потекут через внутренние жернова и шнеки агрегата мгновенно, и от первого вложения денег в колокол до появления потока денег на выходе пройдет немало времени.
(то есть самые первые вложения окупятся нескоро, потому что они служат для запуска и разгона бизнес-единицы).
Однако несанкционированные дыры в кузове, из которых бесполезно утекают деньги, он заткнет паклюю.
И терпеливо сидите у розетки агрегата.
А если вы, как основатель стартапа, отдали инвесторам слишком много своих акций, оставив совсем немного себе – поздравляю, ваша компания стала для кого-то таким агрегатом.
И, хотя вы являетесь одним из его владельцев, как владелец определенного количества акций - но ты, как его лидер , вы сами являетесь элементом денежной машины.
А другие совладельцы/соинвесторы будут стоять рядом с вами, вооружившись кучей пакли, и следить, не опасны ли ваши действия (и ваши расходы) для будущего денежного потока.
Так что просто так продать акции и забыть о компании не дадут – пока она не начнет работать и приносить деньги инвесторам без вашего неусыпного внимания.
Несмотря ни на что, компания просто не достигнет высокой рыночной оценки и достойного курса акций, если будет привязана к одному человеку, и у рынка не будет уверенности, что ее работе не будет мешать даже кто-то, навалившийся на генерального директора со стороны окно во время поездки на пианино в Нью-Йоркский Карнеги-холл.
Однако даже продажа большого количества акций может оказаться затруднительной.
Если инвесторы заранее посчитают, что такие действия могут представлять угрозу для компании (кому вы их продадите? - какому-то конкуренту - и он их получит и сможет повлиять на решения компании), то они могут заранее навязать все своего рода ограничения на продажу акций (например, опишите, кому в первую очередь следует предложить купить эти акции, если вы вдруг захотите их продать).
В случае с биржей это еще интереснее.
А что насчет биржи? Когда у инвесторов три-четыре головы, они еще способны разобраться между собой и лично с вами.
А когда акции вашей компании продаются на бирже десяткам тысяч разных покупателей, от фонда рисковых инвестиций Australopithecus Bank до Джона Плотника из Колорадо – все они хотят, чтобы бизнес продолжал стабильно работать, но не все из них хотят. разобраться лично (и не особо активно.
Главный инвестиционный консультант Австралопитекусбанка хочет разобраться, благодаря решению «о диверсификации рисков» финансы банка распределяются между акциями семидесяти предприятий из двенадцати разных стран).
Они хотят, чтобы акции, которыми они владеют, служили цели отделения собственности от управления: вы управляете компанией, а они владеют ею и получают от нее прибыль.
В этом случае будет какая-то гарантия, что публичные компании не будут совсем наглеть в своих аферах (ну, кто еще мечтает создать свою компанию, рекламировать, «раздувать» ее, выставить на биржу, тут же продать свои акции и уехать в Доминикану на всю оставшуюся жизнь?) и будет работать честно, принося деньги покупателям акций, такова сама биржа.
Даже не биржа, а государственная организация, выполняющая функции «биржевого регулятора» (внимание! биржа — вполне частное учреждение, и она не имеет возможности издавать законодательные акты, а тем более обеспечивать их исполнение специально обученными люди в черных масках и камуфляжных костюмах А вот и некоторые! ФСФР является вполне государственным органом и может указывать людям и организациям, что и как они обязаны делать).
Именно это создает законодательные ограничения, направленные на более «честное» функционирование долевого механизма; в частности, чтобы руководство компаний, владеющих акциями, не имело каких-либо неоправданных преимуществ перед обычными покупателями на бирже, не могло нажиться за их счет и каким-либо образом «обмануть их».
О, я думаю, вы говорите о «проницательности».
Нет, это не правильно.
Об инсайде — в следующей части :) В следующая часть : об инсайдере Теги: #акции #бизнес #IPO #Яндекс #биржи #Я пиарюсь
-
Мерло-Понти, Морис
19 Oct, 24 -
Yota – Или Как Можно Всё Узнать
19 Oct, 24 -
Голдратт И Заправочная Станция
19 Oct, 24 -
Сравниваем Себя С Icq
19 Oct, 24 -
Интересные Факты О Песнях
19 Oct, 24