Древности: Roland Mt-32, Альтернативный Звук Для Dos-Игр

Не во всех DOS-играх есть настройки звука.

Например, в Леммингах все просто работает. Или нет. Но там, где настройки существуют, они выглядят примерно так:

Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Когда я играл в Prince of Persia в девяностых, моим единственным выбором была верхняя строка из-за отсутствия на компьютере подходящих звуковых устройств.

На моем новом-старом компьютере 386 я по умолчанию использую Sound Blaster и вполне доволен результатом.

О других опциях на тот момент я мало что знал, хотя они часто всплывали в настройках различных игр.

Sound Blaster оказался достаточным обновлением: если он у вас есть, значит, звук на вашем компьютере в порядке.



Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Был ли лучший вариант? Здесь легко запутаться в определении этого самого «кулера».

В каких единицах следует выражать прогресс? Сегодня я расскажу о звуковом устройстве, во многом уникальном для IBM PC эпохи DOS — синтезаторе Roland MT-32. В конце восьмидесятых это был самый дорогой вариант реализации компьютерного звука.

Тридцать с лишним лет спустя это дорогой коллекционный предмет, превращающий и без того хорошее звучание некоторых игр для DOS в монументальный саундтрек.

Все статьи по теме: 0. 1992 г.

в компьютерной прессе.

1. Рассматриваем материнскую плату 386-го компьютера 2. Бенчмарк 386-го процессора и лихие девяностые 3. Сложный выбор звуковой карты для DOS-игр 4. Особенности Sound Blaster Pro 2 5. Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр - < - you are here Я держу дневник коллекционера старого железа в Телеграмма .



Глава, в которой у меня возникли трудности с терминологией

Roland MT-32, в терминах, понятных человеку, далекому от музыкальной индустрии, представляет собой синтезатор без клавиатуры.

Он оснащен стандартными разъемами.

МИДИ , также знакомая нам по советской аудиотехнике и древним пятиконтактным DIN-клавиатурам.

В 1987 году МТ-32 был самым бюджетным устройством в линейке синтезаторов этого японского производителя: он стоил 695 долларов (1570 с учетом инфляции), а полноценный синтезатор Роланд Д-50 будет стоить 1895 долларов (4290 долларов).

Вы можете подключить MIDI-клавиатуру к MT-32 и получить экономичное решение для записи звуков музыкального производства.

Минимум кнопок на передней панели позволяет выбрать определенный тип звука, а дальше все зависит от исполнителя.



Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Изучая МТ-32, я оказался в каком-то промежутке между компьютерными и музыкальными знаниями.

Я кое-что знаю о компьютерах: мы привыкли измерять потенциал наших больших и малых аппаратных средств в мегагерцах и мегабайтах.

У музыкантов другие критерии: характер и качество звука, возможность решения конкретной творческой задачи, удобство использования в студии и в дороге, интеграция с другим оборудованием.

И я практически ничего об этом не знаю.

Но хочется понять нечто большее, чем стандартное «подключил к компьютеру и работает».

Для МТ-32 это тоже непросто, но об этом позже.

Если где-то в формулировке я допустил ошибку, помогите, пожалуйста, ее исправить.

Уникальность Roland MT-32 в том, что изначально это устройство создавалось для музыкантов, но оно им не очень подходило.

В этом синтезаторе (наряду с некоторыми другими устройствами Roland конца восьмидесятых) используется технология линейная арифметика синтез.

Здесь мне пришлось остановиться и изучить, какие бывают синтезаторы.

Эти устройства делятся на аналоговые (например, Ямаха CS-80 , использованный Вангелисом при записи саундтрека к фильму «Бегущий по лезвию») и в цифровом, моно и мультитембральный (не путать с полифонией – этот термин определяет возможность одновременного воспроизведения нескольких нот, при этом мультитембральное устройство одновременно оперирует разными «голосами»).

В цифровых синтезаторах используются различные методы синтеза: аддитивный, субтрактивный, линейный арифметический и частотный, также известный как FM-синтез, который широко используется в звуковых картах.



Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Во всех случаях цифрового синтеза окончательный звук формируется путем последовательных вычислений, изменяющих некоторый исходный сигнал.

В случае FM-синтеза «источником» являются простые синусоидальные сигналы, но в МТ-32 отправной точкой были цифровые сэмплы в формате PCM. Хотелось бы назвать их семплами «настоящих инструментов», но на самом деле не только это: ПЗУ этого синтезатора может содержать звуки, совершенно не имеющие музыкального характера.

В видео ниже Рик Персинг, когда-то «главный звукорежиссер» компании Roland, демонстрирует характерное звучание синтезатора Roland D-50, который также использует линейный арифметический синтез, и объясняет, откуда взялись те или иные источники.

Например, упоминается «звук падения пилочки для ногтей в ванну».

Таким образом, Roland MT-32 представляет собой цифровой, мультитембральный (одновременное воспроизведение 8 «тембров» плюс отдельный канал для ритм-секции), полифонический (одновременное воспроизведение до 32 нот) синтезатор.

Память устройства содержит библиотеку из 128 музыкальных сэмплов плюс 30 сэмплов ударных инструментов.

Появившаяся позже технология таблично-волнового синтеза (по крайней мере, в компьютерных звуковых картах) также использует сэмплы PCM, но основное различие между ними — длина сэмпла.

Построенный по технологии 80-х годов, МТ-32 имел крайне ограниченный объем памяти (512кБ ПЗУ для хранения сэмплов), длина каждого сэмпла составляла от 0,1 до 3 секунд. Каждый семпл содержит звук нападения определенного инструмента, начальный импульс звукоизвлечения, первые доли секунды нажатия клавиши фортепиано.

Да, фортепиано здесь упомянуто только в качестве примера; в Roland MT-32 образцов этого инструмента нет.

Музыкальная пауза

Короче говоря, как создать бюджетный синтезатор, если на дворе 1987 год? Берём полноценный дорогой синтезатор, выкидываем клавиатуру, часть библиотеки семплов, всю периферию кроме MIDI-интерфейса, экономим на цифро-аналоговом преобразователе и аналоговой схеме усиления звука.

Мы получаем устройство более чем в три раза дешевле, которым профессионалы, скорее всего, не будут пользоваться.

Во-первых, устройство оказалось шумным: наложение друг на друга нескольких треков с одного синтезатора быстро выведет этот фоновый шум за разумные пределы.

Во-вторых, аппарат оказался глючным: из-за особенностей работы ЦАП в некоторых случаях вместо музыки воспроизводятся щелчки и потрескивания.

Именно поэтому на Youtube вы не найдете демоверсию МТ-32 как музыкального устройства.

Но поскольку существуют профессиональные синтезаторы, работающие более или менее на тех же принципах, можно составить представление о теоретическом потенциале технологии, основанной на них.

Мне было важно получить впечатление не только от компьютерных игр.

Я не музыкант и, скорее всего, буду использовать Roland MT-32, как и все остальные, в режиме «звуковой карты», слушая только то, что до меня записали другие.

Видео выше — очередная демонстрация возможностей Roland D-50, и здесь представлены не только отдельные звуки, но и примеры их использования в популярных музыкальных композициях конца восьмидесятых — начала девяностых годов.

Например, этот трек Enya 1988 года (все примеры взяты отсюда ): Или вступление к треку Рика Клэптона 1990 года Bad Love: Один из самых известных образцов D-50 в начале композиции Милен Фармер 1988 года: Даже начало музыкальной темы «Симпсонов» исполняется на Д-50: Впервые в своем ретро-увлечении я столкнулся с представителем устройств, которые впечатываются в культурный код прочнее и масштабнее, чем любая чисто компьютерная технология.

В синтезаторах не столь важны чисто технические характеристики, такие как емкость ЦАП или емкость ПЗУ.

Создающие их компании являются кирпичиками для создания произведений искусства, как массовых, так и не очень популярных, для эстетов и работающей молодежи.

Как синтезатор Yamaha DX7 ( видео с примерами) с технологией FM-синтеза Roland D-50 массово использовался в восьмидесятые годы, отчасти отвечая за характер музыки того времени, от Майкла Джексона до Жана-Мишеля Жарра, от Рика Стели до Tangerine Dream. Почти во всех приведенных выше примерах конкретная модель синтезатора не играет главной роли.

Звучание инструмента всегда каким-то образом меняется в сочетании с другими синтезаторами и живыми инструментами.

Исполнители почти никогда не рассказывают, что и как они сделали со звуком: это их коммерческая тайна, залог конкурентного преимущества.

Однако было интересно увидеть устройство, которое косвенно связывает то, что я понимаю под «компьютерным творчеством», с искусством в более широком смысле.

На этом музыкально-теоретическую часть закончим и перейдем к основному курсу: вторая жизнь Roland MT-32 как компьютерного аудиоинтерфейса.

Здесь мы тоже имеем дело с творчеством, но в другом стиле, когда даже полифонический синтезатор используется сам по себе, без дополнительных приспособлений и обработки.



Роланд МТ-32 и компьютерные игры

В 1988 году Роланд заключил сделку с разработчиком игр Sierra On-Line. Происходит довольно успешное превращение МТ-32 из устройства для музыкантов-любителей в компьютерную консоль, расширяющую возможности ПК по воспроизведению звука.

«Расширять» тогда особо было нечего: стандарта еще не было, в 1987 году были выпущены только звуковые карты AdLib и тупиковая Creative Music System. Первый Sound Blaster, сочетавший FM-синтез и воспроизведение цифровых семплов, был выпущен годом позже, в 1989 году.



Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Roland производит устройства с реализацией интерфейса с 1984 года.

МПУ-401 , который позволяет подключить MIDI-синтезатор к компьютеру.

Совместимые карты расширения доступны как для IBM PC, так и для Apple II, Commodore 64, PC-98 и других компьютерных архитектур.

Соглашение с Sierra On-Line — это попытка донести в массы синтезаторы с компьютерным управлением: раньше целевой аудиторией были «создатели» музыкального контента, а теперь — потребители.

Попытка оказалась относительно успешной.

В списке совместимых игр в Википедии упомянул дюжина игр для Amiga и Atari ST и четыреста наименований для IBM PC. Распространению препятствует высокая цена: связка интерфейса МТ-32 и MPU-401 стоит $550. Дешевле оригинального 695, но всё равно дорого — в современных деньгах это $1140. В 1987 году AdLib стоила 245 долларов.

Первой игрой, поддерживавшей MT-32, была Королевский квест IV : Классическим примером хорошего саундтрека для Roland MT-32 является игра The Secret of Monkey's Island 1990 года: Миссия МТ-32 продлилась всего три года.

В 1991 году был принят стандарт General MIDI: разработчики договорились о единых спецификациях интерфейса, чтобы на любом совместимом устройстве при команде «играть на пианино» оно фактически играло на фортепиано, а не на балалайке.

Для Roland MT-32 был выпущен патч, обеспечивающий частичную совместимость, но в любом случае звук серьезно отличался от более поздних устройств.

И наоборот: наследники МТ-32, в частности Roland SC-55, даже если у них был режим совместимости с МТ-32, звучали по-другому.



Вид из 2019 года

Когда я начал строить свой 386-й на максималке, стало ясно, что без МТ-32 мне не обойтись.

Здесь присутствуют все признаки коллекционного устройства: сложная история, уникальная технология синтеза, характерное звучание восьмидесятых.

Мы должны это принять! Только какой и сколько? И как его подключить? Задолго до покупки я в общих чертах изучил матчасть, как сейчас принято, по видео на YouTube. Я рекомендую этот обзор от Lazy Game Reviews: И это чудовищно трехчасовое видео Компьютерная лаборатория Фила, где подробно описаны все особенности самих устройств, различные варианты МТ-32, подключение к компьютеру всеми способами и так далее.

Обязательно просмотрите перед покупкой.

Я также рекомендую эти два видео Дмитрий Бачило.

Сам Roland MT-32 доступен в двух редакциях: позднюю модель можно отличить по наличию отдельного разъема для наушников.

Также исправлены некоторые аппаратные ошибки.

Кроме того, выпускались родственные модели, предназначенные только для использования с компьютером: Roland CM-32L (на фото ниже, отсюда ) и СМ-64.

Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Эти двое меня интересовали в меньшей степени.

Во-первых, потому что у них нет экрана.

Во-вторых, они выглядели печально даже будучи новыми, а сейчас их можно найти только в неприглядном состоянии с пожелтевшим корпусом.

Здесь повторяется ситуация, которую я уже испытал на примере звуковые карты : Устройств много, и они плохо совместимы друг с другом.

Устройства серии CM имеют расширенную библиотеку звуков, и некоторые игры их используют. Это значит, что на простом МТ-32 они будут звучать немного иначе.

Более того, исправленные в новой версии МТ-32 ошибки иногда приводят к некорректному воспроизведению звука в другой подгруппе игр.

Насколько далеко заходить в эту кроличью нору каждый решает сам, хотя самый упорный радикальный способ воспроизвести игровой звук на аутентичном железе — это собрать все модификации и все ревизии и сравнить их между собой долгими зимними вечерами.



Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Помимо внешних устройств, синтезаторы типа МТ-32 выпускались во внутренних вариантах.

Это Roland LAPC-I: он имеет 33 дополнительных звука от CM-32L и сохраняет возможность подключения внешнего синтезатора.

В список желаний не попал из-за крайней редкости и опять же из-за отсутствия в меру красивой коробки с экраном и кнопками.

Цены на Roland MT-32 начинаются от 200 долларов за модель первого поколения (с ошибками).

Произошло интересное сочетание моды на старое компьютерное оборудование и популярности старинных синтезаторов: за артефактами охотятся одновременно две категории коллекционеров барахла.

Мой Roland MT-32 первого поколения был куплен в нижней части ценового диапазона, в типичном для тридцатилетней железки состоянии: слегка поцарапан от длительного хранения в шкафу, пластик вокруг регулятора громкости потрескался.

слегка изношен.

Но он работает и имеет оригинальный блок питания огромных размеров.

Давайте посмотрим, что внутри:

Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Устройство управляется 16-битным контроллером Intel C8095-90. Доступны две микросхемы ПЗУ.

За преобразование цифрового сигнала в аналоговую форму отвечает ЦАП Burr-Brown PCM54 из категории «теплых ламповых мультибит».



Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Потенциал ЦАП использован не полностью: на него подается 15-битный сигнал с частотой дискретизации 32 килогерца (во второй ревизии полные 16 бит).



Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Три разъема DIN: входной, выходной и проходной, благодаря последнему можно соединить несколько устройств в одну цепь и управлять ими с одного устройства.

Линейный выход на два моноразъема 6,3 мм: типично для студийного оборудования, но не часто встречается в домашних условиях.

Стереоадаптер мини-джек обычно подключается к линейному входу звуковой карты для объединения саундтрека Roland и обычного звука PCM. В идеале следует использовать микшер, чтобы не мешать двум ретро-устройствам накладываться друг на друга.

Самый простой способ подключить внешний MIDI-синтезатор к компьютеру — использовать комбинированный игровой/MIDI-порт вашей звуковой карты.

Проблема в том, что для системы 386 я выбрал Саунд Бластер Про 2 , и эта модель не поддерживает интерфейс MPU-401. Ее поддерживает более современный Sound Blaster 16, но большинство версий этой платы имеют так называемый " ошибка висящей заметки (AWE32 также подвержен этому): когда внешнее MIDI-устройство используется одновременно с цифровыми сэмплами PCM в играх, определенная нота саундтрека замирает и таким образом расстраивает любителя ретро.

Некоторые даже использовали две звуковые карты одновременно: одну из них отвечает только за передачу MIDI-данных в синтезатор, другой — за все остальное.

На Creative SoundBlaster AWE64 (и многих других звуковых картах) проблем нет, но есть нюанс.

Большинство звуковых карт поддерживают урезанный стандарт MPU-401, известный как нормальный режим или режим UART. Полноценный Интеллектуальный режим, позволяющий передавать расширенный набор команд, требует специального адаптера.

Правильный способ подключения Roland MT-32 к компьютеру — приобрести тот же комплект, который Sierra On-Line распространяла со своими играми в 1988 году: это сам синтезатор, восьмибитная интерфейсная карта Roland MIF-IPC-A и внешний промежуточный интерфейс MPU-401 Midi Processing Unit. И эта комбинация выходит из закромов в продаже даже реже, чем сам Roland MT-32:

Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Я, конечно, люблю старое оборудование, но я недостаточно богат, чтобы платить от 500 до 1500 долларов за альтернативную реализацию последовательного порта.

Чуть позже Roland интегрировал содержимое внешнего модуля MPU-401 в карту расширения, но такие варианты найти не проще.

В целом: самый простой способ подключить Roland MT-32 к старому компьютеру — использовать звуковую карту с геймпортом, что, по крайней мере, не добавляет в процесс собственных глюков.

Полный Интеллектуальный режим интерфейса MPU-401 реализован программно с помощью современной DOS-программы.

СофтМПУ .



Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Но я решил добавить этому проекту еще пару степеней безумия и купил доску.

ХардМПУ : аппаратная реализация SoftMPU на контроллере ATMega с открытым исходным кодом, восьмибитный MIDI-интерфейс с поддержкой всех функций Roland MT-32.

Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Отдельным приятным моментом стала установка в мой ретро-компьютер первой новой детали с использованием запчастей 25-30 летней давности.

По умолчанию HardMPU настроен на запуск второго прерывания по адресу 330h, и именно здесь большинство игр ожидают увидеть Roland MT-32.

Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Кстати, MIDI-интерфейс хорошо пережил четыре десятилетия эволюции персональных компьютеров.

Его можно подключить к современной системе с помощью USB-адаптера Roland UM-ONE или аналогичного устройства.

В Windows 10 устройство не требует драйверов, без проблем воспроизводит MIDI-файлы MT-32 и достаточно легко интегрируется с DosBox.

Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Последней ошибкой МТ-32, которую мне нужно было устранить, была проблема переполнения буфера.

Ранние версии MT-32 ожидают поступления системных сообщений с интервалом в 40 миллисекунд. В относительно мощных системах MIDI-данные передаются быстрее, что приводит к переполнению буфера и такому сообщению об ошибке.

Иногда это проходит без последствий, иногда вызывает сбои при воспроизведении.

Просто чтобы вы знали, компьютер 386 с процессором 40 мегагерц - мощная система, и при загрузке Prince of Persia также происходит переполнение буфера.

HardMPU решает эту проблему, отправляя sysex-команды с задержкой, но эту возможность необходимо включить заранее с помощью специальной утилиты под DOS.

Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Как это звучит? Естественно, первым делом я запустил Prince of Persia версии 1.3 под DOS, поддерживающую Roland. В некоторых играх экран MT-32 используется для отображения приветственного сообщения при загрузке данных.

Самый известный из них — «Вставка Баказоида» из игры.

Космический квест 3 1989 год. На видео ниже я записал музыкальную тему Prince of Persia из настоящего МТ-32. Можно сравнить с версией на Sound Blaster Pro 2. здесь .

В привычной игре МТ-32 звучит необычно.

В «Принце» на Роланда также можно использовать звуковые эффекты, и это вдвойне необычно, поскольку серьёзно отличается от традиционной версии.

Хотя и не лишена оригинальности: через Sound Blaster воспроизводятся сильно сжатые монофонические сэмплы, здесь присутствует стереозвук, да еще и с реверберацией, поэтому шаги главного героя звучат так, как и должны звучать при движении по мрачным подземельям.

Не все саундтреки Roland MT-32 созданы одинаковыми, и часто возникает вопрос — создатели саундтрека действительно написали его для Роланда или просто адаптировали что-то другое? Какой вариант звучит «как задумано»? В случае с «Принцем» ответ — «нет», поскольку игра и музыка к ней были написаны для Apple II. В любом случае, это культурный пласт, достойный изучения: играйте в новые и старые игры, слушайте музыку «на максимум».

До сих пор меня больше всего впечатлила музыкальная тема «Дюны» и саундтрек к SimCity 2000: в этой игре 1993 года MT-32 превращает звуки FM-синтеза игрушки во что-то более приятное для слуха.

Я рекомендую этот плейлист на YouTube от пользователя barbarianbros есть 160 примеров звука в играх, поддерживающих Roland MT-32.

Бездушная эмуляция

Стоит ли игра свеч? Если я поставил перед собой задачу построить бескомпромиссную систему на процессоре 386, то да, оно того стоит. Почти все игры, поддерживающие Roland MT-32, будут работать на этом компьютере.

Более поздние релизы, для которых мощности моего ретро-ПК будет недостаточно, ориентированы на General MIDI и табличный синтез.

Черная коробка Roland MT-32 красиво смотрится на столе.

Вы можете изучить, какую пасхалку предусмотрели создатели игры для отображения синтезатора.

Здесь также отображаются «инструменты», использованные в саундтреке.



Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Но все это не обязательно.

Если основной причиной сборки ретро-ПК является ностальгия, то вам нужно играть в игры с «правильным» звуком саундбластерного устройства.

А самое главное, МТ-32 со всеми его возможностями был надежно реализован программно.

Проект Мунт оказался в странном положении из-за авторских прав: для работы с ним необходимы дампы оригинального ПЗУ реального синтезатора.

Они, очевидно, защищены авторскими правами Роланда, поэтому программа распространяется без них.

Если получить дампы (в идеале путем извлечения прошивки из микросхем собственного устройства, но можно найти и в Интернете), то вы получите полную эмуляцию не только МТ-32, но и более поздних устройств на базе это, на выбор.

Munt интегрируется с DosBox и даже может быть подключен к ретро-компьютеру.

Вместо дорогой аутентичной железки можно прикрутить где-нибудь в недрах ретро-десктопа.

Raspberry Pi и прогнать от него «тот самый звук».



Древности: Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Повторюсь, глубину погружения в ретро-хобби каждый определяет самостоятельно.

Аппаратное обеспечение — это круто, но изучение старых школьных игр важно само по себе, даже если вы используете для этого эмулятор.

Когда я, наконец, соберу этот ретро-ПК (а потом и еще один), мой план состоит в том, чтобы не спеша играть в старые DOS-игры, что в принципе можно сделать и без вложений, с хорошими результатами для большинства игр (но есть исключения, требующие реального оборудования).

Хотя, если честно, после знакомства с Roland MT-32 мне было бы интереснее попробовать писать на нем музыку.

Я в этом абсолютно ничего не знаю и даже не понимаю, как к этому подойти - искать ретро-редакторы для создания музыки? Используете современное программное обеспечение со старым оборудованием? Как минимум я знаю, что на столь древнем устройстве другие умеют писать музыку, и оказывается очень хороший .

Я разберусь с этим позже.

Синтезатор добавил индустриальной красоты всему моему дизайну и серьёзно расширил возможности.

Но это далеко не последний апгрейд: буду вставлять карты расширения в свой 386-й компьютер, пока не закончатся свободные слоты.

А потом возможно поменяю материнку на другую с большим количеством слотов, все слоты возьму туда, и тогда будет Верно .

Оставайтесь с нами, продолжение будет! Теги: #Звук #Старое железо #dosbox #386 #плачу #roland mt-32 #mpu-401 #roland d-50 #плачу мои деньги

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.