Пятница.
Предлагаю поговорить об одном из лучших, на мой взгляд, советских писателях-фантастах.
Николай Николаевич Носов – особая фигура в русской литературе.
Его, в отличие от многих, становится все больше и больше по мере продвижения.
Он один из немногих писателей, чьи книги действительно читались (читались добровольно!), и с теплотой вспоминается всем населением страны.
Причем, хотя почти вся советская классика ушла в прошлое и давно не переиздавалась, спрос на книги Носова не только не упал ни на йоту, а постоянно растет. Де-факто его книги стали символом успешно продаваемой литературы.
Достаточно вспомнить громкий уход Пархоменко и Горностаевой из издательской группы «Азбука-Аттикус», который объяснялся идеологическими разногласиями с руководством издательства, которое «Не готов выпускать ничего, кроме 58-го выпуска «Незнайки на Луне» .
Но при этом о самом авторе никто почти ничего не знает.
Н.
Носов с внуком Игорем Биография его действительно не похожа на приключенческий роман – он родился в Киеве в семье артиста эстрады, в юности сменил множество мест работы, затем окончил ВГИК, пошел из кино в литературу и всю жизнь писал.
Но некоторые обстоятельства этой тривиальной судьбы действительно поражают воображение.
Все вы, наверное, помните знаменитые рассказы Носова из обычного цикла «Жили-были мы с Мишкой».
Да, те самые - как варили кашу, выворачивали ночью пни, несли в чемодане щенка и т. д. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: когда происходят эти истории? В каких годах это все происходит?
Обычно разброс мнений довольно велик – от тридцатых годов до «оттепельных» шестидесятых.
Вариантов ответов много, все кроме правильных.
Но правда в том, что Носов начал писать рассказы незадолго до войны (первая публикация в 1938 году), но самые известные, самые яркие и запоминающиеся были написаны в самые грозные годы.
С сорока одного до сорока пяти.
Тогда профессиональный кинорежиссер Носов снимал документальные фильмы для фронта (а за учебный фильм «Планетарные передачи в танках» он получил свою первую награду — орден Красной Звезды), а в свободное от души время писал такие же рассказы – «Мишкина каша», «Друг», «Садовники».
Последний рассказ этого цикла «Вот-тук-тук» был написан в конце 1944 года, а в 1945 году начинающий писатель опубликовал свою первую книгу.
- сборник рассказов «Тук-тук-тук».
Самое главное, что когда знаешь ответ, сразу просыпается разочарование – ну, оно, конечно, еще понятно! У всех юных героев есть только матери; непонятно куда подевались папы.
Да и вообще мужские персонажи на протяжении всего цикла довольно пожилые, судя по всему, «дядя Федя» в поезде, который всегда возмущался декламацией стихов, и вожатый Витя, видимо, гимназист. Крайне аскетическая жизнь, варенье и хлеб в качестве лакомства.
Но все равно войны там нет. Ни слова, ни намека, ни духа.
Думаю, нет необходимости объяснять почему.
Потому что оно было написано для детей.
Для детей, которым жизнь уже отмерила столько, что не дай бог мы узнаем.
Это фильм «Жизнь прекрасна», только в реальности.
Все чисто.
И все же – как? Как он мог это сделать? Ответ может быть только один – именно это отличает настоящего детского писателя от фальшивого.
Кстати, с заказом тоже все было довольно интересно.
В юности Носов серьезно увлекался фотографией, а затем и кинематографией, поэтому в 19 лет поступил в Киевский художественный институт, из которого перевелся в Московский институт кинематографии, который окончил в 1932 году сразу на двух факультетах.
- режиссура и операторская работа.
Нет, он не стал великим кинорежиссером, он вообще не снимал художественных фильмов.
На самом деле Носов был настоящим компьютерщиком.
Всю жизнь он очень интересовался техникой, что, собственно, очень заметно в его книгах.
Помните, как самозабвенно он описывает конструкцию любого механизма – будь то самодельный инкубатор для высиживания цыплят или машина, работающая на газированной воде с сиропом?
Поэтому режиссер Носов снимал исключительно то, что любил, - научно-популярные и учебные фильмы, и делал это на протяжении 20 лет, с 1932 по 1952 год. В 1952 году, уже известный писатель, он получил Сталинскую премию за рассказ «Витя Малеев в школе и дома» и только после этого он окончательно решил заняться «литературным хлебом».
Любовь к технике не раз выручала его во время войны, когда он работал на студии «Воентехфильм», где снимал учебные фильмы для танкистов.
После его смерти вдова Татьяна Федоровна Носова-Середина рассказала забавный эпизод в книге «Жизнь и творчество Николая Носова».
Будущий писатель снял фильм о конструкции и эксплуатации английского танка «Черчилль», поставляемого в СССР из Англии.
Возникла большая проблема – отправленный на киностудию образец не хотел разворачиваться на месте, а делал это исключительно по большой дуге.
Съемки были сорваны, техники ничего не смогли сделать, и тогда Носов попросил пройти в танк, чтобы понаблюдать за действиями механика-водителя.
Военные, конечно, посмотрели на гражданского режиссера как на идиота, но его пропустили - он вроде бы был главным на съемочной площадке.
Члены советской военной миссии испытывают танк «Черчилль IV».
Англия, весна 1942 г.
А потом.
Дальше произошло следующее:
«До этого Николай Николаевич работал над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах, но танкист этого, конечно, не знал.Вскоре вышел фильм «Планетарные передачи в танках», где «Черчилль» совершал пируэт под «Лунную сонату» Бетховена.Ругая напрасно зарубежную технику, он включал двигатель и снова делал с танком нелепые виражи, а что касается Николая Николаевича, то он сосредоточенно следил за рычагами, снова и снова просил танкиста сделать поворот вместе с танком, сначала в один направлении, затем в другом, пока, наконец, не обнаружил никакой ошибки.
Когда танк впервые совершил очень изящный поворот вокруг своей оси, работники студии, наблюдавшие за его работой, аплодировали.
Водитель был очень рад, но и смущен, он извинился перед Носовым и не хотел верить, что знает технику просто на любителя».
А потом… Потом появился интересный документ – Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями.
Там, под шапкой «За образцовое выполнение боевых задач Командования обеспечения танковые и механизированные войска действующая армия и достигнутые успехи в подготовке танкистов и комплектовании бронетанковых и механизированных войск» перечислялись имена генерал-лейтенантов, капитанов и других «старшин и майоров».
И только одна фамилия – без воинского звания.
Просто Николай Николаевич Носов.
Просто Николай Николаевич Носов был награжден орденом Красной Звезды.
За что? Об этом было написано в заявлении:
"Носов Т.Н.
Н.
работает режиссёром на студии "Воентехфильм" с 1932 года.
За время работы товарищ Носов, проявив высокое мастерство в работе, дослужился до лучших режиссеров студии.
Товарищ Носов — автор и режиссёр учебного фильма «Планетарные трансмиссии в танках».
Этот фильм — лучший фильм, выпущенный студией в 1943 году.
Фильм принят сверх существовавших оценок качества Комитетом по кинематографии при Совнаркоме СССР.
Работая над этим фильмом, товарищ Носов показал примеры настоящего трудового героизма; он не оставлял производство несколько дней, стремясь завершить работу в кратчайшие сроки.
Даже будучи совершенно больным и едва стоящим на ногах, товарищ Носов не прекратил работу над фильмом.
Его нельзя было заставить вернуться домой со съемок».
По рассказам, этой наградой писатель больше всего гордился.
Больше, чем орден Трудового Красного Знамени за литературную деятельность, больше, чем Сталинские или Государственные премии.
Но, кстати, я всегда подозревал нечто подобное.
Есть в Незнайке что-то несгибаемое, бронированное, лобовое и бесстрашное.
И муфты сразу сгорают. Но есть в творчестве Носова и более сложные загадки, о которых до сих пор яростно спорят литературоведы.
Например, всех обычно сбивает с толку своеобразная «обратная эволюция» Носова.
В самые идеологически нагруженные сталинские годы Николай Николаевич писал вызывающе аполитичные книги, в которых, по моему мнению, даже пионерская организация упоминалась если и вообще, то вскользь.
Эти события могли произойти где угодно — дети разных народов могли высиживать цыплят в самодельном инкубаторе или дрессировать щенка.
Не поэтому ли, кстати, в списке самых переводимых русских писателей, опубликованном в 1957 году журналом «Курьер ЮНЕСКО», Носов оказался на третьем месте – после Горького и Пушкина?
Но когда наступила оттепель и идеологический напор значительно снизился, Носов, вместо того чтобы вслед за коллегами-писателями порадоваться вновь обретенной свободе, написал две большие программные принципиально идеологические книги — «коммунистический» рассказ «Незнайка в солнечном городе» и «Незнайка в солнечном городе».
«Капиталистический» роман-сказка «Незнайка на Луне».
Этот неожиданный поворот до сих пор ставит в тупик всех исследователей.
Ну да ладно, да, такое случается, но обычно тогда, когда творческие силы автора идут на убыль.
Поэтому падение качества пытаются компенсировать актуальностью.
Но как бы ни хотелось приписать это Носову, ни о каком падении качества речи быть не может, а «Незнайку на Луне» почти все считают вершиной его творчества.
Об этом даже заявил известный литературный критик Лев Данилкин.
«один из главных романов русской литературы ХХ века» .
Не детские книжки, и не романы-фэнтези, а русская литература как таковая – наравне с «Тихим Доном» и «Мастером и Маргаритой».
Трилогия о Незнайке, этой «четвертой Н» автора, поистине удивительно талантлива и удивительно многослойна, недаром взрослые читают ее с не меньшим удовольствием, чем дети.
Взять, к примеру, не очень скрытые аллюзии, то, что сегодня называют постмодернизмом.
Ведь в Незнайке спрятана почти вся русская классическая литература.
Хвастовство Незнайки перед маленькими: « Это я мяч построил, я вообще среди них самый главный, и я написал эти стихи «- Хлестакова в чистом виде странствия милиционера Свистулькина, ставшего свидетелем чуда, совершенного Незнайкой с помощью волшебной палочки, явно отсылают нас к аналогичным мытарствам Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите».
Галерею персонажей можно продолжить: Волшебник со своим " Солнце светит одинаково всем - вылитый Платон Каратаев, голобрюхий утешитель отправляющихся на Остров Дураков ( «Послушайте меня, братья! Не надо плакать!.
Если мы сыты, то проживем как-нибудь!» ) - явно горьковский странник Лука.
И сравнение внешнего вида Жадинга и Спрутса - Жадинг внешне очень напоминал господина Спрутса.
Разница заключалась в том, что его лицо было несколько шире, чем у мистера Спраутса, а нос немного уже.
У мистера Спраутса были очень аккуратные уши, а у Джадинга они были большими и неуклюже торчали в стороны, что еще больше увеличивало ширину его лица.
- снова Гоголь, его знаменитые Иван Иванович и Иван Никифорович: Иван Иванович худощав и высок; Иван Никифорович немного ниже, но вытянут в толщину.
Голова Ивана Ивановича похожа на редиску хвостиком вниз; Голова Ивана Никифоровича на редиске хвостом вверх.
Более того, как заметил один мой знакомый, Носов пророчески пародировал классику, которой в то время просто не существовало.
Вам этот отрывок ничего не напоминает?
Шутник стал трясти Свистулькина за плечо.Наконец Свистулькин проснулся.
- Как вы сюда попали? - спросил он, с недоумением глядя на Шута и Коржика, стоявших перед ним в нижнем белье.
- Мы? - растерялся Джестер.
- Слышишь, Коржик, это вот так.
то есть так бы и было, если бы я не пошутил.
Он спрашивает, как мы сюда попали! Нет, мы хотели спросить тебя, как ты сюда попал? - Я? Как всегда, — пожал плечами Свистулькин.
- "Как всегда"! - воскликнул Джестер.
- Как ты думаешь, где ты? - Дома.
Где еще? - Вот это число, если бы я не пошутил! Слушай, Коржик, он говорит, что он дома.
Где мы? — Да, правда, — вмешался в разговор Коржик.
- Но тогда, как ты думаешь, где мы с ним? - Ну, ты у меня дома.
- Смотреть! Вы в этом уверены? Свистулькин огляделся и даже приподнялся на кровати от изумления.
«Послушай, — сказал он наконец, — как я сюда попалЭ»
Здесь, собственно, и было то слово, которое все объясняет – «промыслительно».
Сегодняшние читатели наперебой восхищаются тем, насколько точно Носов описал капиталистическое общество.
Всё, до мельчайших деталей.
Вот вам немного «черного пиара»: - И что.
Может ли гигантское растительное общество рухнуть? - Гризл (редактор газеты - В.
Н.
) насторожился и пошевелил носом, как будто что-то принюхиваясь.
«Оно должно лопнуть», — ответил Крабс, подчеркнув слово «должен».
- Должно ли?.
О, должно! - Гризли улыбнулся, и его верхние зубы снова впились в подбородок.
— Ну, он лопнет, если придется, смею вас заверить! Ха-ха!.
" Вот «оборотни в погонах»: -Кто эти полицейские? - спросил Селедка.
- Бандиты! - Сказал Колосок с раздражением.
- Честное слово, бандиты! Действительно, обязанность полиции – защищать население от грабителей, но на самом деле они защищают только богатых.
А богатые – настоящие грабители.
Они нас только грабят, прикрываясь законами, которые сами же и придумывают. Скажите, какая разница, ограбят меня по закону или не по закону? Мне все равно!".
Вот «современное искусство»: «Ты, брат, лучше не смотри на эту картину», — сказал ему Козлик.
- Не ломайте голову зря.
Здесь всё равно невозможно ничего понять.
Все наши художники так рисуют, потому что такие картины покупают только богатые люди.
Один нарисует такие закорючки, другой нарисует какие-то непонятные закорючки, третий полностью нальет жидкую краску в кадку и нанесет ее на середину холста, так что в результате получится какое-то неловкое, бессмысленное пятно.
Смотришь на это пятно и ничего не можешь понять – это просто мерзость какая-то! А богатые люди смотрят и даже хвалят. «Нам, говорят, не нужно, чтобы картина была ясна.
Мы не хотим, чтобы какой-либо художник нас чему-то учил.
Богатый человек и без художника все понимает, а бедному ничего понимать не нужно.
На то он и бедный человек, на то, что ничего не понимает и живет в темноте».
И даже «кредитное рабство»: «Потом я поступил на завод и начал прилично зарабатывать.
Я даже начал откладывать деньги на черный день, на случай, если вдруг снова стану безработным.
Конечно, было трудно удержаться от траты денег.
А потом еще начали говорить, что мне нужно купить машину.
Я говорю: зачем мне машина? Я также могу ходить.
А мне говорят: стыдно ходить.
Ходят только бедняки.
Кроме того, вы можете купить автомобиль в рассрочку.
Вы вносите небольшой денежный взнос, приобретаете машину, а потом будете каждый месяц понемногу платить, пока не выплатите все деньги.
Ну, это то, что я сделал.
Пусть, я думаю, все воображают, что я тоже богатый человек.
Внес предоплату и получил машину.
Сел, поехал и тут же впал в ка-а-а-ха-наву (от волнения Козлик даже начал заикаться).
Знаешь, я сломал машину, сломал ногу и еще четыре ребра.
- Ну что, ты машину потом починил? - спросил Незнайка.
- Что ты! Пока я болел, меня выгнали с работы.
И тогда пришло время платить премию за автомобиль.
Но у меня нет денег! Ну, мне говорят: тогда отдавай машину-ага-ха-мобиль обратно.
Я говорю: иди, отнеси в каа-ха-ханаве.
Они хотели на меня подать в суд за то, что я испортил машину, но увидели, что взять с меня все равно нечего, и отпустили.
Так что у меня не было ни машины, ни денег».
Описания настолько точны и подробны, что неизбежно закрадывается сомнение – как мог человек, проживший всю свою жизнь за тогда еще непроницаемым «железным занавесом», написать столь масштабное и безупречно исполненное полотно? Откуда у него такие подробные знания об игре на фондовом рынке, брокерах, «раздутых» акциях и финансовых пирамидах? Откуда взялись резиновые дубинки со встроенными электрошокерами, ведь в те годы их просто не было на вооружении полиции – ни в западных странах, ни тем более у нас.
Чтобы как-то это объяснить, даже появилась остроумная теория, переворачивающая все с ног на голову.
Говорят, все дело в том, что наше новое общество построили люди, получившие все свои знания о капитализме из романа Носова.
Вот они на бессознательном уровне воспроизводят реалии, заложенные в нашей голове с детства.
Поэтому, мол, не Носов описал сегодняшнюю Россию, а Россия построена «по Носову».
Но гораздо логичнее гипотеза о том, что Носов был просто пророком, который видел будущее и пытался предостеречь именно тех, кому предстояло жить в этом будущем, - детей.
Сначала о том, что будет с их миром.
А потом о том, каким будет новый мир.
Для его обоснования обратимся к самому главному – ключевой идее обеих книг.
Как вы думаете, о чем рассказывается в «Незнайке в солнечном городе»? О коммунизме? О технических новинках типа радиоуправляемых машин? Утопия, говорите? Да, вы помните книгу, помните сюжет, сюжет! Книга, по большому счету, о том, насколько хрупким и незащищенным оказалось это выстроенное «справедливое общество».
Помните ослов, превращенных Незнайкой в людей, и возникшее после этого роковое для города движение «ветрогонов»? Ведь что мы имеем? Там вполне счастливое и, судя по всему, достаточно закрытое общество (помните, как восторженно встречают там новичков, которых гостеприимные хозяева буквально рвут за рукав).
Но малейший толчок извне оказывается фатальным, принесенный извне вирус поражает весь организм, все разрушается, причем не по мелочам, а до основания.
Новомодные тенденции, появившиеся с помощью инопланетян, ввергают это общество в полную анархию, и только ошарашенные полицейские (вспомните наших «ментов», которые никогда не брали на дежурство пистолеты) беспомощно наблюдают за бунтом социальных элементов.
Привет девяностые!
Носов, конечно, хороший рассказчик, поэтому он не мог закончить на такой пессимистической ноте.
Но показательно, что даже ему, чтобы спасти Солнечный город, пришлось вытаскивать рояль из кустов, призывать «Бога из Машины» — Волшебника, который пришёл и совершил чудо.
А «Незнайка на Луне» — неужели речь идет о капиталистическом обществе? Книга о двух счастливых «домашних щенках», внезапно оказавшихся на улице, в стае животных.
Одни, как Пончик, приспособились, другие, как Незнайка, упали на самое дно.
Словом, как правильно сказано в сборнике статей «Веселые мужики.
Культурные герои советского детства»: «Чтение книги «Незнайка на Луне» в 2000-е годы чревато «вчитыванием» в текст смыслов, которые Носов, умерший в 1976 году, никак не мог вложить в него.
«Эта сказка напоминает неожиданное описание самовосприятия тех жителей СССР, которые в 1991 году проснулись словно на Луне: им пришлось выживать в ситуации, когда, казалось бы, без событий улица Колокольчиков осталась в далекое прошлое - вместе с его якобы вечным временем.
».
Однако бывшие жители Цветочного города всё понимают. А к столетнему юбилею любимого писателя они пишут в своих блогах: «Спасибо, Николай Николаевич, за пророчество.
И хотя мы оказались не в Солнечном городе, как должно было бы быть, а на Луне, мы посылаем вам оттуда нашу любовь, благодарность и восхищение.
Здесь все именно так, как вы описали.
Большинство уже прошли через Остров Дураков и мирно блеют. Меньшинство в тоске надеется на спасательный корабль со Знайкой во главе.
Он, конечно, не приедет, но они ждут. .
Теги: #Читальный зал #Биографии вундеркиндов #Научная фантастика #гнезда
-
Библиотека Стартапов: «Гений На Заказ»
19 Oct, 24 -
Условно-Бесплатные И Онлайн-Игры
19 Oct, 24 -
Плюсы И Минусы Джанго
19 Oct, 24 -
Географические Данные В Python
19 Oct, 24 -
Простой Сервис Для Фрилансеров — Учет Долгов
19 Oct, 24 -
С Новым Годом, Дорогие Дамы!
19 Oct, 24 -
Альтернатива Углеродным Нанотрубкам
19 Oct, 24 -
Новые Роли В Компаниях В Эпоху Сервитизации
19 Oct, 24