«Аватар» Джеймса Кэмерона Как Пример Тонкого Социального Троллинга

Фильм Джеймса Кэмерона «Аватар», помимо того, что установил абсолютный рекорд кассовых сборов, еще и вызвал настоящий ажиотаж различными веществами в Интернете.

Любой уважающий себя блогер считал необходимым высказать свое мнение.

Вот наиболее яркие примеры: Леший - "Аватарка визуально впечатляет, но как-то невозможно сопереживать синим мальчикам и примкнувшим к ним Иудам" ( связь ).

u_96 - «А Не Наши не имеют никаких прав (поскольку они Не Наши), кроме права добровольно убиваться об стену ради экономии времени и боеприпасов Наших» ( связь ).

Кладун – «Ведь фильм – идеологическая какашка.

Но сделано настолько изумительно, что зрители ест эту какашку, жуя ее, и просят еще» ( связь ).

др-пилюлькин - «Прав ли был Джек, когда встал на сторону аборигенов, организовав сопротивление своим бывшим коллегам, по сути предав Землю и людейЭ» ( связь .

) Юрий Нерсесов - «В русском триумфе «Аватара», помимо безумно красивого видеоряда, тяга зрителей к фильмам о борьбе не с абстрактными злодеями из вымышленных миров, а с вполне земным, высокопоставленным и легко узнаваемым мерзавцем» ( связь ).

Леонид Каганов - «В фильме прекрасно все - компьютерная графика, декорации, актеры, да и сюжет неплохой» ( связь ).

Крылов — «Если кто-то увидит в сказанном извинение за предательство как таковое, черт с вами.

Даже таблицу умножения можно «понять в плохом смысле» ( связь ).

Каждый из рецензентов видит в этом фильме какие-то свои откровения; При этом почти все сходятся во мнении, что сюжет фильма прост до банальности.

Судя по всему, никто не задавался вопросом «почему столь тривиальный сюжет вызывает такие ожесточенные сражения».

«Аватар» в чем-то похож на произведения Франца Кафки.

Герои Кафки всегда принципиально недоопределены, и каждый читатель далее определяет их, исходя из собственных представлений.

Так и здесь: Кэмерон щедр на такие приманки неопределенности.



Номер один: экологическая катастрофа на Земле
Кэмерон вообще дает понять, что на Земле дела обстоят довольно плохо.

НО: в фильме нет ни одного слова, дающего какую-то определенность по этому вопросу.

Джейк Салли эмоционально говорит, что люди загрязнили свою планету – но, если честно, это можно сказать и о сегодняшней Земле, и о Земле столетней давности.

Вы думаете, это несчастный случай? Думаю, нет. Кэмерон позволила зрителю разобраться во всем самостоятельно.

И зрители справились хорошо! Цитирую доктора Пилюлкина:

По обрывкам информации понятно, что жизнь на Земле – не сахар.

И минерал, добытый на Нави, – не просто прихоть, а, пожалуй, последняя надежда человечества на спасение.

Все люди не переедут на другую планету, не превратятся в очаровательных хвостатых великанов.

Так что выбор стоит между жизнью одной расы и другой.

Либо мы, либо они.

А потом Джек убивает свою планету и своих людей.

По сути, ответ на вопрос «что там на Земле» должен ответить на вопрос, считаются ли люди на Пандоре просто филиалом злой корпорации или отождествляются с человечеством в целом.

Кэмерон не отвечает.

Номер второй: экология Пандоры
Так же, как и в случае с Землей, Кэмерон не дает ответов относительно совпадения/несовпадения запасов унобтаниума с поселением На'ви.

И он не отвечает, что мешает людям разрабатывать другие месторождения.

Позволяет разобраться самостоятельно.

Вуаля! Цитирую Кладуна:

Для этого нужно срубить целое дерево на планете Пандора, а этих деревьев там очень мало – всего триллион.

Хрень на умирающих людей, гораздо хуже расстроить пару сотен синерылых хвостатых, срубив дерево - это была бы настоящая трагедия.

От ответа на эти вопросы зависит этическая оценка действий людей: одно дело – отогнать местное население от запасов ценного полезного ископаемого, на котором оно сидит, как собака на сене; Другое дело (при условии, что нужные деревья растут только над залежами унобтана) — уничтожить местное население, чтобы дешевле добывать унобтан.



Номер третий: предательство Джейка Салли.

Как мы видели, Кэмерон (намеренно?) не отвечает на вопрос, идентифицируют ли люди Пандоры с человечеством в целом или с жадной корпорацией.

Отсюда и оценка поступка Джейка Салли – Кэмерон щедро рассыпал аргументы как за, так и против.

С одной стороны, у Джейка Салли нет социальных связей, и абсолютно все люди на планете Пандора относятся к нему с выраженным пренебрежением и/или стремятся использовать его в своих целях.

Цитирую Крылова:

Но позвольте мне.

А что, в мире Джейка Салли есть свои «свои»? Давайте подумаем об этом.

Слово «один», если воспринимать его серьёзно, подразумевает некие значимые связи между людьми, реальные или хотя бы воображаемые.

Принадлежность к какому-либо сообществу.

Ценности, разделяемые всеми.

Доверие и сочувствие.

Хоть какая-то общая история, дорогие воспоминания.

Но в томительном земном мире всего этого просто не существует. Нет ни нации, к которой можно принадлежать, ни класса, к которому можно принадлежать, ни единомышленников, в рядах которых можно состоять.

Кажется, нет даже семьи.

О, был брат. Брат. Мой брат был убит. За копейки, как у нас.

Они упаковали его в коробку и сожгли.

В общем, ничего не осталось.

Можно только утешить себя тем, что все так живут. Люди совершенно чужды друг другу, никто никому не доверяет и никто никому не симпатизирует. Самая крепкая связь, связывающая героя с Землей, — это подписанный им контракт. То есть, если брать мотивы – надежду заработать на операцию.

Лут, да.

Единственная ценность, которая еще чего-то стоит в этом мире – и то за неимением лучшей.

Но параллельно с атомизацией Джейка Салли Кэмерон делает из него бывшего военного, служившего в горячих точках.

Вводит в историю полковника Куорича, который почти безупречно ведет себя по отношению к своим подчиненным.

Таким образом, Кэмерон вновь намеренно вставил тему воинской обязанности.

И снова зритель вынужден сам решать, какому из двух аргументов придать больший вес.



Номер четвертый: мотивация Джейка Салли
Кэмерон сделал все, что мог.

На протяжении всего фильма Салли никогда не объясняет, почему он переходит на сторону На'ви - несмотря на то, что он постоянно что-то рассказывает за кулисами, ведет видеодневник и т. д. Думаете, это совпадение? Не слишком ли много совпадений? И опять же, каждый комментатор сам разбирается, что движет Салли.

доктор-пилюлькин:

Тарас Бульба прав, убивая своего сына-предателя.

Андрей неправильно предаёт свой народ ради любви( по сути - мотивация Джека ).

Гоблин:
Есть также проблемы с мотивацией персонажей.

Например, главный герой героически резал людей в Венесуэле, и за это его уважали на родине.

Кстати, очень жаль, что не указано, как долго продлится кровавый режим диктатора Чавеса.

И вдруг убийственному гвардейцу становится невероятно жаль синих пришельцев.

Как жаль, что он без всякой жалости начинает валить вчерашних коллег в опасном деле.

Выглядит странно, что-то вроде войны с человечеством на стороне тараканов.

кладун:
В конце концов, кто такие хорошие? Это те, с кем вам хорошо.

С кем Джейку Салли было бы лучше? В инвалидной коляске с людьми или физически дееспособным дикарем, прорезанным дырками? Да он за такие покатушки своих бывших коллег расстреливал.

Но он не сделал ничего плохого, не так ли? Он был за добро против зла.

Он начал ненужную войну, когда вроде бы все устоялось (ведь дикарям действительно было куда двигаться - они живут на деревьях, а вокруг одни деревья).

За что? Иначе я бы уже не летал по дырявым окнам, а синеносая сука уже не дала бы сдуться себе под хвост. А бедный Джейк, как мы помним, был заядлым зоофилом.

[.

] Сегодня Джейку хорошо с синерылыми, он борется за них с плохими людьми.

Завтра он разберется с желтобрюхими, которые являются врагами синебрюхих, а дальше что? И никаких угрызений совести, ведь теперь хорошие желтобрюхие, а синебрюхие уже плохие, так что Джейк снова за добро против плохих, снова верен своим идеалам и многих убил ради них.

Какой замечательный парень!

Как видите, каждый комментатор определяет это по-своему.

На основе некоторых ваших идей.

Кэмерон не давал никаких намеков.

Более того, в тот момент, когда Куоритч обвиняет Джейка в предательстве, он не отвечает .

Не дает никаких подсказок.



Номер пять: замена
Во всех рецензиях на «Аватар» есть один момент, который меня удивляет: никто из высказавшихся не разделял действия Джейка Салли и действия землян.

Между тем, эти действия требуют отдельный этическая оценка.

Действия землян, уничтожающих На'ви, никак не связаны с личным моральным выбором Джейка.

Однако я не нашел ни одного отзыва, где было бы сказано: я осуждаю как действия землян, так и действия Салли; или я не осуждаю ни действия землян, ни поступок Салли.

Вот он, прекрасный пример тонкого троллинга и умелой демагогии.

Два совершенно разных суждения подаются как одно, и никто из оппонентов даже не думает их разделять.



Номер шесть: нереальные красавицы
И, наконец, визуальные эффекты.

Все рецензенты единогласно отдают должное качеству и красоте графики в фильме.

Однако чем полярнее мнение, тем резче утверждается, что картина – это способ прочтения какой-то морали.

Правда, какой именно – критики расходятся.

Кладун пишет о «псинобезии», Леший — о сознательных колониальных оккупантах, Крылов — о «детях индиго», Каганов — о гармонии с природой, др-пилюлькин — о множественности истины.

Рискну высказать такую мысль: видеоряд просто отвлекает зрителю, чтобы он этого не заметил нет Кэмерон не читает морали.

Он просто тонко троллит и наблюдает, кто что видит в этой истории.



И в заключение
После долгих раздумий я пришел к выводу, что сюжет фильма был специально составлен для того, чтобы каждый увидел в нем что-то свое.

В фильме слишком много критических упущений и они слишком очевидны.

Есть, конечно, вероятность, что в оригинале (или в режиссёрской версии) на все эти вопросы были даны однозначные ответы, но если честно, я не верю, что это русские переводчики так тонко троллили, а не Кэмерон .

Во всяком случае, именно в таком недоопределенном формате «Аватар» оказал свое (надо сказать, колоссальное) влияние на блогосферу в частности и российское общество в целом.

Теги: #аватар #тролли #троллинг #кафка #Медиаменеджмент

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.