Как вы, наверное, уже поняли из названия, речь снова пойдет о виниле.
Точнее, о граммофонных пластинках.
Динамично развивающаяся тенденция, причины которой я уже обсудил выразил свои мысли , поднимает ряд интересных вопросов для любителей пластинок, которые ежегодно обсуждаются на профильных форумах.
Многие из этих проблем связаны с самим носителем (запись, мастеринг, производство, вес и размеры).
Итак, многие неравнодушные к винилу люди задаются вопросами: какие пластинки лучше звучат (33 или 45 об/мин), какие прессы лучше и влияет ли скорость записи на качество? Нередко говорят о более высоком качестве «тяжелого винила» (пластинок весом 180–200 грамм) по сравнению со стандартными.
Много жарких споров вызывают сравнение качества старых и новых «слоев», проблемы мастеринга и ремастеринга.
В этом посте я постараюсь подробно рассмотреть, как некоторые аспекты записи и производства (в частности: скорость, мастеринг, серийный номер печати) влияют на качество звучания пластинок.
А также ответить на вопрос: «влияет ли масса винилового диска на конечный результат воспроизведенияЭ» Я последовательно пройдусь по каждому этапу производства с лирическими отступлениями относительно изложенных выше вопросов.
На этот раз я постараюсь избежать дискуссий о «живости» винилового звука.
Данные объективных измерений и психоакустических исследований игнорируются людьми с тяжелой виниловой зависимостью.
Субъективность теплой виниловой риторики не позволяет вести какие-либо полезные дискуссии на эту тему.
Между тем, я считаю, что имеет смысл провести достаточно подробную «анатомию» некоторых нюансов, чтобы пролить свет на вопросы, волнующие растущую армию любителей пластинок.
Лакер – выбор и дефекты
Чтобы понять, от чего зависит качество звука на виниле, имеет смысл рассмотреть весь производственный цикл создания пластинки.Я считаю, что такой ликбез будет полезен людям, не знакомым с тем, как именно создается виниловое «волшебство».
Первый этап создания тарелки – изготовление лакового стандарта (лака).
Круглый алюминиевый диск покрыт слоем нитроцеллюлозного лака.
После высыхания нитроцеллюлозы лакированные диски подвергают отбору.
Специалисты по контролю качества оценивают состояние покрытия.
Обнаружение минимальных неровностей приводит к «отбраковке» лака.
«Выживают» не намного более 50%.
Теоретически любой бракованный лак, прошедший контроль и не замеченный при «резке», будет отражен на эталонной машине, а затем и на всей серии пластинок, которые будут напечатаны с ее помощью.
На практике подобные дефекты встречаются крайне редко, и любой дефект замечается на том или ином этапе контроля качества.
Бытует мнение, что если такой пластик все-таки попадет в продажу, то дефект может существенно повысить его коллекционную ценность через N двадцать лет.
Мастеринг - срезаем частоты, оставляем музыку
Перед нанесением (нарезкой) записи на лак необходимо провести специальный мастеринг, в ходе которого запись будет обработана таким образом, чтобы максимально качественно звучать на виниле.Именно на этом этапе формируется практически все, что мы впоследствии услышим при проигрывании пластинки.
Как материал для записи винил довольно требователен, и мастеринг для записи является своего рода компромиссом.
С одной стороны, мастеринг-инженер стремится сохранить максимум от оригинальной записи (передавая все музыкальные нюансы), с другой – сделать так, чтобы записанный трек не вызывал проблем при воспроизведении.
Сложность мастеринга винила связана с тем, что более громкие и низкочастотные волны занимают большую ширину и глубину трека.
Соответственно, чем выше динамический диапазон и шире частотный диапазон, тем большую площадь будет занимать трек с такой записью.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что максимальное качество звука на граммофонной пластинке достигается за счет нарезки самых глубоких и широких дорожек, использования максимального шага между ними и использования максимальной скорости вращения диска при записи/воспроизведении.
Идеальным форматом для высококачественной записи многие инженеры считают одну дорожку на одной стороне 12-дюймового диска со скоростью 45 оборотов в минуту (об/мин).
Скорость 78 об/мин в современной записи практически не используется.
Подавляющее большинство современных пластинок записываются/играются со скоростью 33 оборота в минуту (об/мин).
В то же время пластинки с более высокой скоростью воспроизведения быстрее изнашиваются и из-за нерационального использования места содержат меньше записей.
Соответственно, создание коллекции таких дисков потребует больше вложений.
Существенным аспектом мастеринга записей является коррекция АЧХ и «смягчение» так называемых «проблемных» диапазонов.
Наиболее критичной в этом отношении является область спектра от 5800 до 7900 Гц, а также одиночные резонансные частоты.
Кроме того, любой стереофонический саундтрек, записанный на виниле, имеет ряд ограничений панорамирования.
При «виниловом» мастеринге нельзя допускать противофазы левого и правого каналов в области низких частот. Такой сигнал невозможно воспроизвести в формате LP из-за широкой траектории записи низкочастотных волн.
Если каналы записи «не в фазе», во время воспроизведения игла плеера может просто улететь с нужной траектории.
Именно поэтому низкочастотный сигнал на правильно обработанных записях воспроизводится в моно, а среднечастотный и высокочастотный – в стерео.
Не менее важным нюансом является RMS-уровень (rms-метр) исходной записи.
При резке лака уровень записи RMS не должен превышать - 12 дБ RMS. Более высокое значение (особенно в области ВЧ) может привести к перегреву режущей головки токарного станка.
Сапфир на лаке – печать на ПВХ
После отбора лакировщики отправляются в студию, и начинается второй этап – запись эталона.Огранка осуществляется с помощью специального станка – токарно-фрезерного станка, в котором используется специальная сапфировая (алмазная, рубиновая) режущая головка.
Контроль осуществляется с помощью микроскопа.
При записи режущая головка требует постоянного охлаждения, которое осуществляется с помощью сжатого гелия.
Лаковая стружка с траектории реза удаляется своеобразным пылесосом.
Лак с записью отправляется на производство, где его последовательно покрывают хлоридом олова и серебром аэрозольным методом.
Олово позволяет серебру «прилипать» к диску.
После этого диск гальванически покрывают никелем для повышения его прочности.
После никелирования металлическая часть стандарта отделяется от лака.
Впоследствии металлический оттиск используется для штамповки серийных пластинок.
Штамповка готового серийного диска осуществляется с помощью пресса, создающего давление около 1000 кПа или 100 тонн силы на кв.
см.
Горячий пресс с установленными эталонными штампами расплющивает кусочки поливинилхлорида (на профессиональном жаргоне «печенье»), отпечатывая на них пластинку.
После этого почти готовую пластину охлаждают. Далее обрезаются края, проводятся процедуры контроля качества и упаковки, и готовый винил поступает в продажу, но это уже история, далекая от вопросов качества записи.
Первопресс – целесообразно или нет?
В контексте вопросов о первой печати нас больше всего интересуют процессы штамповки и мастеринга, а также то, что происходит с эталоном в течение тысячекратного использования.Как уже отмечалось, характер звука зависит от мастеринга, проведенного перед созданием эталона, качества лака и точности записи на катере.
Но стандарт не вечен и изнашивается в процессе массового производства.
Поэтому возникло вполне логичное предположение, что звучание пластинки, вышедшей раньше, будет лучше и точнее.
Сами производители пластинок признаются, что технология изготовления виниловых дисков не позволяет выпускать два абсолютно одинаковых носителя.
Соответственно, каждый пластик в некоторых мелких деталях будет звучать по-разному.
При этом те самые легендарные «первые нажатия» в некоторых незначительных (для большинства людей) нюансах будут звучать ближе к оригинальному оригиналу.
При переиздании, особенно современных, альбомов, давно записанных на виниле, необходим ремастеринг.
Единых стандартов мастеринга не существует. Новым процессом подготовки пластинки к выпуску обычно занимается новый мастеринг-инженер, который зачастую не связан ни с исполнителем, ни с его продюсером.
У этого инженера может быть свой «взгляд» на то, как должно звучать.
Поэтому нередко первое и последующие издания существенно отличаются по звучанию (хотя иногда сложно определить в худшую или в лучшую сторону).
Естественно, «как будто TRUE» считается именно то издание, над которым работал мастеринг-инженер, связанный с группой или исполнителем.
Как правило, это первый релиз или ультра-редкая промо-серия.
В то же время даже убежденные поклонники винила, съевшие на эту тему больше своей доли слова, считают первую печать лишь относительным преимуществом.
Такое отношение хорошо резюмировал в своей статье автор аудиофильского ресурса inthouse.ru Олег Бочаров:
«Покупка первой печатной машины в хорошем состоянии – удовольствие недешевое, но не так уж сложно найти второе или третье издание и получить столь же адекватную радость.Эти простые и понятные взгляды на «первые прессы» послужили основой для возникновения чисто маркетинговых моделей ценообразования на «редкие» и, казалось бы, «хорошо звучащие» граммофонные пластинки в «загнивающих» странах Запада.Если у вас есть выбор, я бы посоветовал вам не экономить 200-300 рублей, а по возможности взять английский или американский релиз.
Плюс оригинальный японский винил сейчас в Москве стоит не так уж и дорого, но звучит вполне на должном уровне - например, я совершенно спокойно нашел Pink Floyd "Meddle", самурайское издание 1971 года с английских матриц (то есть близнец первых пресса), звук просто чудо, а стоит он всего 40 долларов».
Целью внедрения в коллективное сознание представлений об «уникальном звучании» отдельных серий пластинок является банальная афера меломанов на максимальное количество бабла за виниловый антиквариат (пылящийся на складах дяди Джона с 1977 года).
Так, цена пластинок некоторых серий за полтора-два года может взлететь с $40–50 до $1000 и выше.
Самым активным пропагандистом подобных взглядов является Том Порт (торговец коллекционными первыми изданиями), который, кстати, терпеть не может современные пластинки.
«Порт уверен, что все современные переиздания по 30 долларов вообще ничего не стоят. Никакие плакаты, картинки и буклеты не спасут эту ерунду.Ко всем бонусам и надписям типа «напечатано с оригинальной мастер-записи» Том Порт относится с презрением».
Цитата: Stereo.ru
В некоторых случаях взгляды Порта относительно обоснованы.
Таким образом, некоторые небольшие студии Европы не учитывают многие особенности мастеринга и публикуют откровенную халтуру.
Но, вопреки его мнению, это явление не является абсолютной истиной, предпосылкой современного релиза или даже широко распространенной практикой.
Более 70% современных релизов и переизданий могут конкурировать с винтажными пластинками по качеству записи.
Еще могу отметить, что некоторые современные издания практически неотличимы от старых.
Многие современные мастеринг-инженеры намеренно используют звуковые концепции своих коллег из прошлого, чтобы добиться того винтажного «настоящего винилового звука».
180 грамм или любой другой вес
Многие утверждают, что тяжелые и толстые пластинки (от 180 и выше) звучат гораздо лучше, чем менее тяжелые.Зачастую подобные заявления не имеют никакого обоснования.
Исторически качественные релизы во времена появления тяжелых прессов производились на более тяжелых «пластах» массой 180 – 200 грамм.
Там мастеринг был более продвинутым, использовались оригинальные мастер-пленки и технология производства была более совершенной.
Но это касается только западных пластинок конца 60-х – начала 70-х годов.
Советские пластинки начала 60-х годов тоже были толстыми и тяжелыми (в основном для увеличения долговечности), но не отличались высоким качеством звука.
В традициях укоренился стереотип, что тяжелый винил — это хорошо, а тонкий — то, что нужно.
Сегодня тяжелый винил (как и любой другой) может оказаться абсолютно чем угодно.
Немало компаний намеренно выпускают толстые пластинки, чтобы привлечь покупателей заветной надписью «180 г», напоминающей о временах, когда сахар был слаще, а трава зеленее.
При этом мастеринг может оставаться совершенно неважным, как и источник и качество самого записываемого материала.
Между тем, тяжелый винил имеет ряд весьма ощутимых преимуществ: более высокую прочность, способность дольше выдерживать нарушение условий хранения, а также устойчивость при воспроизведении (что не очень важно для владельцев качественных плееров с тяжелыми дисками и столами).
.
Проще говоря, как мы уже установили, наиболее значимым фактором, определяющим качество звука записи, является мастеринг, а увеличение веса и толщины с большей вероятностью приведет к увеличению долговечности.
Нижняя граница
Суть в том, что мы получаем следующие выводы:- Первым приоритетом качества звука пластинки является мастеринг и качество мастер-ленты;
- наиболее предпочтительным для обеспечения более широкого динамического и частотного диапазона является использование скорости 45 оборотов в минуту (об/мин) с глубокими, широкими дорожками и большими шагами;
- не все современные релизы существенно уступают по качеству первым изданиям, особенно при использовании оригинальных мастер-лент и адекватном мастеринге;
- цены на первые издания часто астрономически завышены из-за существующего ажиотажа, а их реальная коллекционная ценность может быть существенно ниже;
- вес в 180 грамм для современной пластинки не является показателем качества звука и скорее может указывать на долговечность.
По этому поводу ничего добавлять не буду, так как общеизвестно, что возможности студийных цифровых систем ничем не уступают аналоговым.
Искренне надеюсь, что статья была полезна тем, кто не ищет лёгких путей и рискует связываться с винилом или просто интересуется этой темой.
Напоминаем вам, что у нас есть можно приобрести: → Игроки → Фонокорректоры → Рекорды Использованы фотоматериалы: dastereo.ru dayrecords.ru винилрекордс.
ру смешанные новости Стерео.
ру В тексте использованы цитаты из статьи Олега Бочарова, опубликованной на страницах ресурса inthouse.ru, а также из статьи «Почему аудиофилы платят 1000 долларов за винил этого человека».
На подготовку материала повлияло творчество видеоблогера сталкер29218 И.
В.
Теги: #Наука #Компьютерное оборудование #Звук #Периферийные устройства #музыка #релизы #плеер #запись звука #аудио #моно #моно #винил #винил #виниловые пластинки #стерео #запись #резак #мастеринг #ремастеринг
-
Ноутбук Dell Studio Xps 13
19 Oct, 24 -
Атс. Установить
19 Oct, 24 -
Railsclub 2016: Интервью С Заком Бриггсом
19 Oct, 24 -
Yellowsn0W И Родные Сотовые Сети
19 Oct, 24 -
Индустрия Онлайн-Гемблинга Шокирована Сша
19 Oct, 24 -
Грабли-Мангусты
19 Oct, 24