Партнер бизнес-инкубатора МГУ Алексей Жестков написал колонку для ЦП о том, почему многие российские предприниматели хотят попасть в YCombinator, TechStars или Seedcamp, порой с недоверием относясь к отечественным акселераторам.
В начале 2013 года мы начали строить программу акселерации на базе бизнес-инкубатора МГУ, взяв за основу опыт западных коллег и посмотрев, как подобные вещи делаются в России.
Алексей Жестков, партнер бизнес-инкубатора МГУ За последние полтора года мы проверили собственные гипотезы, наши выпускники побывали в американских акселераторах, в России появились новые игроки рынка (и какие!), да и рынок просто изменился.
Но фундаментальные факторы остаются прежними.
Финансирование
Почти все западные акселераторы финансируются частными лицами и компаниями.Такой же Техстарс с гордостью заявляет, что их поддерживают более 75 венчурных фондов и бизнес-ангелов.
Для этих компаний акселератор — это возможность увидеть пайплайн на ранней стадии, а конкуренция за хорошие компании настолько велика, что ведущие игроки хотят получить доступ к этим компаниям на этапе, когда они для них слишком малы.
В России сообщество бизнес-ангелов еще только начинает формироваться, и собрать $500 тысяч едва ли не проще, чем $50 тысяч, главное вырасти до таких размеров, а для этого нужно иметь много пользователей или хороший уровень продаж.
.
Увидев такую зависимость от стартового капитала, мы были одними из первых, кто решил создать при инкубаторе частный микрофонд для помощи тем, кто будет отобран для акселерации.
В настоящее время у нас есть пять частных инвесторов, и каждый из них привносит свой опыт и навыки.
Эту самую дыру в финансировании государство решило частично закрыть с целью дать толчок развитию предпринимательства.
Однако с государственными инвестициями все также сложно – есть бумажная волокита, формальности и невозможность работать в юрисдикции с английским законодательством, что не только ограничивает возможности по защите прав нынешних инвесторов и учредителей, но и может привести к трудности в структурировании следующего раунда инвестиций.
Формат
Также вопрос в том, что именно считать ускорителем.Классически акселераторы предлагают небольшой объем финансирования, инфраструктуру и интенсивную программу развития, направленную на вывод продукта на рынок и рост. В России не так много акселераторов, объединивших все эти ресурсы в один пакет — то ли денег нет, то ли места, то ли с командами никто не работает. Но ведущие западные акселераторы уже не являются акселераторами стартапов в классическом понимании.
YCombinator, да и Techstars тоже, превратились в консалтинговые «бутики» для молодых компаний — с каждым новым набором участники все дальше отделяются от pre-seed/посевной стадии, становясь более зрелыми — например, Quora, ставшая членом ЮК, уже есть привлеченный более $100 млн инвестиций и совсем не похож на классический клиент стартап-акселератора.
Попасть в ведущий западный акселератор с идеей или прототипом без продукта с продажами и серьезной клиентской базой практически невозможно.
Топовых вариантов осталось меньше, но, кстати, есть среди них и весьма достойные.
Ну а главное, конечно, то, что происходит внутри ускорителя.
И здесь гораздо проще провести сравнение российских и западных программ.
Но начать, наверное, стоит с того, почему вам стоит участвовать в акселераторе.
Инвестиции и инфраструктура
Большинство участников программ акселерации в США стремятся получить обратную связь, связи и наставничество.Большинство российских предпринимателей гонятся за деньгами.
Чаще всего первые вопросы, которые мы слышим от наших потенциальных участников: «Почему вы даете так мало денег? Можете ли вы сделать больше? Почему рейтинг такой низкий? Да, мы можем сказать, что западные программы дают больше денег и у них лучшая инфраструктура, но это не только вопрос предложения, но и вопрос спроса.
Сам рынок в США в десятки раз больше, венчурная индустрия существует десятилетиями, а конкуренция за проекты гораздо выше, поэтому компании привлекают раунды с высокими оценками и без продукта.
И не забывайте про затраты на краткосрочное переселение и общую стоимость жизни и развития, которая на Западе в конечном итоге будет не меньше, чем в России.
Но опять же, деньги не являются основной причиной выбора акселератора; Главный вопрос – наставничество, связи и внимание.
Наставничество и нетворкинг
Вопрос наставников и связей не так однозначен, как кажется на первый взгляд. И здесь главный вопрос – понять, где на самом деле находится рынок вашего продукта и как он должен развивать продажи.В силу менталитета, конкуренции и других барьеров, скорее всего, первые клиенты проекта из России тоже окажутся в России.
Это значит, что первые контакты и советы, скорее всего, нужны и в России.
Конечно, лучше продать товар условному «Связному», чем тщетно пытаться перебить пороги BestBuy. В конечном итоге, имея в качестве клиента «Связной», продавать продукт BestBuy будет проще.
Лучше продать товар условному «Связному», чем тщетно пытаться перебить пороги BestBuy.Чего нашим акселераторам явно не хватает, так это опыта и базы выпускников.
Для многих участников ведущих западных программ MBA одной из главных ценностей является нетворкинг среди выпускников, та же ситуация и с акселераторами, западные программы существуют дольше, там больше выпускников и, наверное, они более успешны, другое дело что это опять же в основном контакты на западе.
Внимание
Помимо наставничества и связей, третьим пунктом в выборе акселератора было внимание к моему проекту.Многие предприниматели этим пренебрегают, но именно внимание и готовность стать частью своей команды и, например, вместе с ней заниматься развитием клиентов, может стать важнейшей ценностью акселератора, особенно для проектов со сложными продуктами.
И независимо от того, выберете ли вы западный или российский акселератор, вам нужно понимать, с кем вы будете работать — что это за команда, сколько они уже сделали и каким опытом могут с вами поделиться.
Ускорители, такие как 500ко , Techstarts помогает найти внешних наставников с необходимой экспертизой, модель YC предполагает отсутствие внешних наставников, но вы можете получить совет от партнера YC или успешного предпринимателя в рабочее время.
Но команда не будет тратить на вас 10 часов в неделю и не станет частью стартапа просто потому, что у них нет необходимых ресурсов — в наборе одновременно десятки компаний и дать всем невозможно внимание, которое им в идеале требуется.
Один из наших последних резидентов – настоящий российский серийный предприниматель, ранее основавший как успешные, так и не очень успешные компании – естественно, его первым вопросом было, зачем мы ему нужны.
В результате мы по сути стали финансовым директором в его команде, помогая составлять бюджеты, финансовые планы и структурировать сделки с инвесторами.
На выходе он сказал, что произошедшее сильно отличалось от того, что он слышал об ускорителях, но именно то, что ему было нужно.
В общем, если бы у меня было приглашение в ведущий российский акселератор и хороший западный акселератор, я бы спросил себя, кто мне нужен больше — а) известный член совета директоров из США, который может помочь со связями в Уэст и будет отлично выглядеть в презентации, или б) еще один член команды, который сможет осветить большинство вопросов, которые не освещают команда основателей и менеджеры по продуктам.
Выбор где-то рядом.
-
Стокс, Джордж Габриэл
19 Oct, 24 -
Журнал Economist Назвал Yota Прорывом
19 Oct, 24 -
Вы Все Еще Используете Mdash?…
19 Oct, 24 -
Шина Pcie 5.0 Готова К Вводу В Эксплуатацию
19 Oct, 24