Аксаковы - в старину Оксаковы - происходят, судя по родословным книгам, от знатного варяга Шимона (во св. крещении Симона) Африкановича или Офриковича, - племянника короля Норвежского Гакона (или Якуна) Слепого, прибывшего в Киев в 1027 году с 3 тысячами дружины и соорудившего в Киево-Печерской лавре, на свои средства, церковь Успения Божией матери, где он и погребен. Сын его, Юрий Симонович, был боярином при в. к. Всеволоде Ярославиче. У правнука Юрия Симоновича, Протасья Федоровича, был сын Вениамин. У Вениамина - Василий (прозвище Взолмень), московский тысяцкий. У Василия - сыновья: Юрий (Грунка), Феодор (Воронец) и другие. У Юрия Васильевича был сын Андрей-Феодор (Колома), у которого - 4 сына: Вениамин, Феодор (Пьяница), Александр (Телец) и Даниил (Соловец). У Вениамина Андреевича или Феодоровича было 2 сына: Феодор и Алексей (Великий) Вениаминовичи. У первого, Феодора, был сын Иван, прозв. Оксак, от которого "и повелись" Оксаковы (в старину), а ныне Аксаковы.
Члены этой фамилии в допетровское время служили воеводами, стряпчими, стольниками, были в московских дворянах и были жалованы за свою службу поместьями от московских Государей. В XVIII столетии один из Оксаковых, Николай Иванович, (родился в 1730 году, умер в 1802 году), служил при Екатерине II генерал-майором, губернатором в Смоленске и Ярославле. При Императоре Павле был генерал-лейтенантом; 28 октября 1800 года пожалован в действительные тайные советники, но, желая сохранить военный мундир, с лишком полвека им носимый, по собственной просьбе, переименован в генерал-лейтенанты и назначен членом военной коллегии.
Сын его, Михаил Николаевич был при Императоре Александре I, генерал-лейтенантом, членом военной коллегии и сенатором. В нынешнем столетии род Аксаковых дал видных русских литераторов, получивших широкую известность.
Еще в лицее А.Н. обстоятельно познакомился с учением Сведенборга, а в 63-м напечатал в Лейпциге перевод с латинского "О небесах, о мире и об аде, как то видел и слышал ?. Сведенборг". В Лейпциге же в 64-м было напечатано "Евангелие по Сведенборгу" и в 70-м "Рационализм Сведенборга. Критическое исследование его учения о Св. Писании". Со второй половины 60-х годов Акс. увлекается медиумизмом и спиритизмом и в сочинениях американского спиритуалиста Девиса находит выражение своего нового настроения. Свои переводы с английского и немецкого языков, а также и статьи по животному магнетизму и спиритизму он печатал в Лейпциге и, что было можно, в Петербурге. С целью пропагандировать спиритизм в Германии, Аксаков издал несколько переводов Девиса на немецком языке; а с 1874-го и по сие время издает в Лейпциге ежемесячный журнал "Psychische Studien", посвященный исследованию малоизвестных явлений психической жизни.
Кроме статей о сведенборгианизме и медиумизме, А.Н. писал и по общим вопросам, в "Дне" Ив.С. Аксакова - о Талмуде, в "Русском Вестнике" - "О народном пьянстве", брошюру "Содержание питейных з
-
Крыжановский Григорий Яковлевич
19 Oct, 24 -
Чекалин Федор Федорович
19 Oct, 24 -
Дивов Павел Гаврилович
19 Oct, 24 -
Яковкин Александр Александрович
19 Oct, 24 -
Соколов Матвей Иванович
19 Oct, 24 -
Неволин Петр Иванович
19 Oct, 24 -
Браун Георг
19 Oct, 24 -
Сталь-Фон-Гольштейн
19 Oct, 24 -
Ватсон Мария Валентиновна
19 Oct, 24 -
Андреев Евгений Николаевич
19 Oct, 24