Проработав много лет в компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения на заказ, невольно начинаешь задаваться вопросом – а как выглядит вся эта возня с другой стороны, со стороны заказчика? Начинает казаться грешным, что там все просто и понятно, все люди знающие и профессиональные, решения принимаются осмысленно и обоснованно, и вообще жизнь кипит, а не как в этом нашем IT-болоте .
Пару лет назад аналогичные соображения побудили меня попробовать работать в компании, где источником дохода была совсем не разработка программного обеспечения.
Мне посчастливилось получить предложение от бывших коллег занять должность директора по информационным технологиям в одной из ведущих организаций финансового сектора, и я начал активную деятельность, смело засучив рукава.
Теперь, спустя некоторое время, с высоты, так сказать, полученного опыта, хочу поделиться сюрпризами, которые ждали меня на этом пути - конечно, тех, кто уже имел возможность работать в разных сферах и разных организациях.
скорее всего, ничего для себя здесь не найдут. новое, неудивительно, но для наивных айтишников вроде меня, видевших до этого только однотипных «кузовных» аутсорсеров, что-то действительно может показаться неожиданным.
- Внезапно живые женщины
В свой первый день на работе я был в полном ступоре просто от созерцания офисного населения.
Ни для кого не секрет, что в IT-фирмах, как правило, работают в основном относительно молодые мужчины плюс секретарь, HR-менеджер, бухгалтер, может быть, юрист и пара девушек на технических должностях типа аналитика или тестирования.
На сотню работающих, что соответствует примерно 90% мужского населения, что с годами начинает восприниматься как норма.
Нет, конечно, по дороге в офис утром замечаешь, что примерно равное количество людей спешат на работу, и все эти представительницы прекрасного пола тоже должны где-то работать, но когда я лично увидел компанию, где почти две трети составляли женщины – это был, честно говоря, шок.
Без всякого сексистского подтекста – просто невероятный отрыв от привычного положения вещей, к которому приходится привыкать, поначалу тщетно пытаясь не психовать в лифте с десятком коллег противоположного пола.
- Внезапно взрослые
Подавляющее число разработчиков — относительно молодые люди.
Я не знаю статистики, могу только сказать, что где-то в 40 лет почти везде, где я работал в последние годы, я попал в верхние 5% по возрасту - иными словами, большинство моих коллег оказались моложе мне.
Здесь я сначала просто заподозрил неладное, а уже потом обратил внимание на официальную статистику, утверждающую, что средний возраст в компании.
составляет около 43 лет. Черт, впервые за последние двадцать лет я оказался моложе среднего в компании, где работаю, — я снова почувствовал себя молодым.
Есть из этого момента и некоторые последствия, скажем так, неопределенного характера - например, мне впервые представилась возможность провожать коллегу на пенсию, ведь в ИТ-компаниях такого просто не бывает! Вызывает странные ощущения внутри тела, как-то связанные с внезапным осознанием течения времени, бренности всех вещей и т. д.
- Непрерывные торжества
Не знаю почему, но ИТ-фирмы этим особо не занимаются — да, конечно, съедят именинные торты, и на этом все.
Тут. конечно, дни рождения, потом именины, все религиозные праздники, плюс 8 марта и т. д. и т. п.
Причем на каждый случай собираются деньги (есть коллеги, которые готовы тратить время и нервы на эту муть , только бы не работать), столы накрывают, по особым случаям даже салаты нарезают и песни и танцы устраивают - не вру! В некоторых случаях для постановки всех этих хороводов даже нанимался профессиональный хореограф, с многодневными репетициями в конференц-залах и коридорах.
Только пьяных драк не было, потому что алкоголь здесь строго запрещен, и слава богу.
- Жизнь для компании
Каков обычный период работы ИТ-компании? Правильно, два года.
Ты работал втроем? Старожил.
Пять? Что ж, вы наверняка основатель и не хотите отказываться от своего детища.
И когда такая схема прочно укоренится в мозгу, вас ждут неописуемые ощущения на самом первом ежегодном корпоративе, когда руководство начнет вызывать на сцену ваших коллег для вручения сертификатов и ценных призов (по желанию) за лояльность к компании.
Сюда приходят те, кто проработал 5 лет, 10 лет, 15 лет, 20 лет, 25 лет. и они упакованы если не на полную сцену, то вполне прилично! То есть, вот реальные люди, которые четверть века работали на одной конторе, которая за это время дважды перепродавалась и четыре раза меняла название! Я совершенно не могу в это поверить, по крайней мере, мне ни разу не удалось отодрать челюсть от пола.
- Жесткая иерархия
Напротив: обычная структура посредственной ИТ-компании — это нечто очень аморфное и в то же время достаточно плоское.
То есть есть, конечно, всякие директора, менеджеры, тимлиды - однако я не могу назвать это иерархической структурой, главным образом потому, что суть ИТ-офиса - это проекты, суть образований - временные, вокруг которые, как правило, представляют собой какие-то неустойчивые конструкции.
Вы к этому привыкли? Большой.
Но в неИТ-офисе все не так! Структура многослойна, неизменна и сакральна.
Свое место в нем охраняют яростно и всеми возможными средствами и средствами.
И нет большего оскорбления, чем запутать человека и назвать его специалистом, когда он уже давно старший специалист! Самое интересное, что в 80% случаев все эти чины, звания и места в иерархии – абсолютно пустые слова, но сами сотрудники придают им такой грандиозный смысл, что зачастую просто хочется плакать, наблюдая, как совсем повзрослели люди (см.
пункт 3) определяют себя и строят свое поведение на основе бессмысленного «ярлыка».
- Жесткие границы
Оказывается, «не моя работа» — это священная мантра, которую разрешено постоянно использовать всем, в том числе и представителям самых низких иерархических каст. В то время как ИТ-специалисты робко пропагандируют такие понятия, как «коллективная собственность», в не-ИТ-офисе это ересь, хуже которой, пожалуй, является лишь нарушение иерархии.
Здесь каждый точно знает, что он обязан делать на своей должности, и не делает абсолютно ни малейшего движения ни одним своим мизинцем, если это движение не описано в его должностной инструкции.
Казалось бы, здорово! Ясность, ясность, определенность процессов – это прекрасно, но стоит учитывать, что нет ничего идеального.
Бывает, что какая-то важная часть работы по недосмотру оказывается вничью – тогда вы приехали.
Никто не согласится это сделать ни за какие деньги, даже если всем вокруг очевидно, что эту часть работы необходимо сделать.
Хуже того, как только кто-то уходит в отпуск или заболеет, если из-за неумения это сделать или просто по забывчивости заместитель официально не назначен - все, работа прекращается.
Никто и никогда не возьмется «запрягать» коллегу, даже если это будет стоить 15 минут времени в неделю и абсолютно никаких умственных усилий (буквально, это реальная история).
- Карьерный ужас
Пока стада рекрутеров гоняются за ИТ-специалистами, униженно умоляя их рассказать об открытых вакансиях, в неИТ-среде все совсем иначе: рынок труда во многом принадлежит работодателю.
Он здесь и король, и бог, за редким исключением тех же местных ИТ-специалистов, а также немногочисленных узких специальностей, где ситуация аналогична ИТ-специалистам.
Отсюда ровно два важных следствия: во-первых, у подавляющего большинства коллег возникает животный страх в глазах начальства, связанный с тем, что он на своей нынешней должности в силах прервать вашу многолетнюю эпопею.
Страх усугубляется тем, что чем дольше человек работает на одной должности и в одной организации (см.
также пункт 4), тем более он становится пригодным только и только для работы на этой самой должности.
В итоге, чем дальше, тем хуже становится, и начальство активно использует это для самовозвеличивания и местной власти.
Второе последствие - руководство понятия не имеет, как вести себя с теми же ИТ-специалистами, где все происходит с точностью до наоборот, и в результате самые адекватные ИТ-специалисты просто убегают туда, где их будут ценить больше, да и вообще , тоже заплатил.
- Ступор начальника
Это удивительным образом сочетается с тем, что работники в большинстве случаев — вполне сформировавшиеся люди, с достойным опытом работы, семьей и т. д. Но, тем не менее, это факт: свободно общаться можно только с сотрудниками, находящимися на вашем иерархическом уровне, или у двух соседних – сверху и снизу.
Попытка обратиться к кому-то за пределами этого диапазона напрямую вызывает властный ступор: независимо от того, обращаетесь ли вы к кому-то слишком выше или слишком ниже вас, субъект впадает в кататоническое состояние, вызванное тем, что он не знает, что здесь происходит? Если отправить электронное письмо, то оно, скорее всего, останется без ответа, звонок тоже, а если при личной встрече совершить немыслимое, то можно наблюдать естественное оцепенение в теле, остекленевший взгляд, бессвязное бормотание, торопливое полет, симуляция входящего телефонного звонка и другие забавные эффекты.
Реакция, судя по всему, физиологическая, а потому разрешить ситуацию невозможно – остается только потратить тысячи времени на контакты с нужными людьми через иерархических посредников.
Интересно также, что у аборигенов такая система не вызывает не то что негодования или удивления, но даже каких-либо неудобств.
- Люди, не разбирающиеся в ИТ
Это вообще скучный момент — столько анекдотов на эту тему придумано; однако в личной практике человека, который много лет на работе окружен ИТ-специалистами, такое происходит впервые.
Это первый раз, когда мне подарили ноутбук без прав администратора.
Так я впервые столкнулся с толпой коллег, которые не могли скопировать файл, удалить вложение из электронного письма, подключить проектор, подключиться к беспроводной сети без пароля, распечатать документ или отключить микрофон в сети.
конференция.
Практически никто не может сделать снимок экрана и отправить его по электронной почте или вставить в документ. Шок прошел где-то через полгода, фоновое непонимание до сих пор не исчезает, так как одним и тем же тривиальным действиям приходится снова и снова учить одних и тех же людей, которые свято верят, что запоминание этой «ИТ-ерунды» им по силам, а не им.
это работа.
При этом местные ИТ-специалисты зачастую достаточно хорошо понимают бизнес своих коллег, и эта асимметрия обычно воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
- Расходная часть
Концептуальная разница между ИТ-компанией и не-ИТ-компанией, конечно, в том, что в ИТ-компании вы - будучи программистом, тестировщиком, аналитиком, ИТ-менеджером и наконец - являетесь частью доходной части бюджета (ну , по большей части), а в неИТ-компании - лишь лишь расходный материал, причем зачастую один из самых заметных.
Соответственно, к внутренним ИТ-специалистам выстраивается соответствующее отношение - как к каким-то паразитам, которым мы, бизнес, вынуждены платить из собственного кармана, а они еще и смеют хотеть что-то для себя.
Соответственно, есть и будут постоянные попытки сократить эту надоедливую часть расходов – умилительно сочетающиеся с выкрикиванием пропагандистских лозунгов о том, как сейчас все происходит в сети, мобильных приложениях, социальных сетях (нужное подчеркнуть) и насколько нам жизненно необходима цифровая технология.
революция, машинное обучение и искусственный интеллект. Нередко один и тот же менеджер с горящими глазами проповедует о светлом цифровом будущем и призывает к сокращению расходов на ИТ в течение одного и того же получасового мероприятия — всегда пикантная идея для меня, но практически ни для кого из моих коллег.
Серьезно, меня это, кажется, не беспокоит.
- Внезапный декретный отпуск
Из первых двух пунктов этого списка вроде бы естественным образом следует, что сотрудницы (то есть работницы) довольно часто будут уходить в декрет - но нет, для меня это было неожиданностью первые пару раз! Ну, я не привык синхронизировать планы проектов с негласными планами роста семей сотрудников.
Выглядит это так: в критический момент важного проекта вы пытаетесь связаться с ключевым сотрудником, которым оказывается сотрудница, которая неделю назад ушла в декрет, а месяц назад «забыла» об этом предупредить.
.
И да, ее никто не обязывает назначать заместителя (см.
пункт 6), не об этом у нее сейчас голова болит, так что вполне вероятно, что ваш важный проект тупо заглохнет и потребует нечеловеческих усилий для дальнейшего продвижения вперед. И да, это никого не волнует, ведь дети – цветы жизни.
И да, за пару лет такое было раз пять, так что это, наверное, нормальное положение вещей, которое опять же в не-ИТ-офисе никого не беспокоит, а в ИТ-офисе это совершенно немыслимо, по моему мнение.
И да, вполне нормально назначить на какую-то стратегическую должность даму, только что вернувшуюся из декрета, чтобы через полгода она благополучно ушла в следующий декрет.
- Нерешительные кадры
Кадры, конечно, решают все, но только если выделить на них мало денег (см.
пункт 10), да и вообще погрузить их в пучину странной не-ИТ-жизни (см.
другие пункты), тогда станет понятно, почему так так сложно сформировать и удержать достойную команду внутренних ИТ-специалистов.
Как только соберешь сильных разработчиков, руководство решает, что проект надо отдать на аутсорсинг, потому что не хозяйское дело нам здесь такой ерундой заниматься, потому что профильная компетенция у нас другая.
Как только вы всеми правдами и неправдами уговорите толкового специалиста работать в вашей команде, руководство урежет бюджет зарплаты и будет долго недоумевать, почему новичок так быстро ушел.
В результате такой постоянной фильтрации в команде естественным образом остаются две категории людей: борцы за идею с горящими глазами, отцы систем, которые они здесь по крупицам выстраивают годами (это хорошо, но есть их мало), а также нерешительные ребята, которые здесь «спокойно».
Последних больше, они не очень озабочены профессиональным развитием, но готовы терпеть меньшие зарплаты и менее сложные задачи.
В общем, сейчас Я прекрасно понимаю, что в связи со сложившейся ситуацией у аутсорсеров всех мастей всегда будет хлеб с маслом на обед, ведь не каждую гору можно свернуть таким специфическим составом команды.
- Язык никуда тебя не приведет
И на десерт – о языках.
Нет, не о языках программирования, а о языках обычного человеческого общения, а также написания документации.
Удивительно, но даже в полностью транснациональных корпорациях не для всех сразу очевидно, что техническая документация для публичного использования должна быть на каком-то языке, понятном более чем миллиону человек на земле.
На английском, например.
В ИТ-компаниях такого вопроса даже не возникало — всегда и везде все было написано на английском языке, поэтому в результате многие вопросы решались автоматически: аудиты, привлечение сторонних специалистов, передача проектов кому-то другому, мало ли! Однако среднестатистическому неайтишнику не все так просто.
А что, если это работает в многоязычной среде? А что, если он наверняка заранее знает, что документом будут пользоваться коллеги, не говорящие на его языке? Эй, это хорошая причина не писать стостраничную спецификацию на языке, который никто не понимает? Ему это тоже удобнее.
А кому надо это читать - ну тогда пусть как-нибудь переведут, только не онлайн-переводчиками, ведь мы не хотим подвергать риску конфиденциальную информацию.
Да-да, давайте наймем профессиональных переводчиков! Кстати, почему ваши расходы так увеличились?
Посмотрите, ошарашенных айтишников в мире станет меньше! Теги: #карьера #Менеджмент #информационные технологии #Управление проектами #Управление персоналом #Карьера в ИТ-индустрии
-
Пиратов Собираются Лишить Доходов От Рекламы
19 Oct, 24 -
Клавиатура Logitech Dinovo Для Ноутбуков
19 Oct, 24 -
Если Бы Страной Управляли It-Специалисты
19 Oct, 24 -
Процессный Майнинг: Введение
19 Oct, 24