Ориентация != Вектор скорости != Вектор ускорения
Чтобы здесь не было двусмысленности.
В космическом корабле направление, в котором смотрит корабль, не обязательно совпадает с направлением его движения (но если корабль ускоряется, обычно это направление, в котором происходит ускорение).
Точно так же направление, в котором движется корабль, не обязательно совпадает с направлением, в котором судно ускоряется или смотрит.
Вектор скорости корабля можно изменить без толчка.
Но все равно требуется обмен импульсами с чем-то.
Маневр, типичный для этой операции, называется гравитационным ассистентом. Конечный результат гравитационной помощи изменяет скорость корабля относительно третьего объекта (например, Солнца), но не тела, выполняющего помощь (например, Юпитера).
Что именно вы спрашиваете?
Судя по вашему вопросу и комментариям, я думаю, вы хотите знать, как изменить ориентацию космического корабля (а не векторы скорости или ускорения), не запуская двигатели.
Если это ваш вопрос, то ответ есть множество методов изменения ориентации космического корабля без (прямого) влияния на векторы скорости и ускорения космического корабля.
Контроль отношения:
- Подруливающие устройства / RCS
- Стабилизация вращения (это не помогает вам изменить ориентацию, но помогает космическому кораблю сохранять желаемую ориентацию).
- Колеса импульса (это не гироскопы)
- Гироскопы управления моментом (это не моментные колеса)
- Солнечные паруса (и/или магнитные паруса и/или паруса солнечного ветра)
- Стабилизация гравитационного градиента (подходит только на орбите)
- Магнитные торсионные устройства (подходят только в относительно сильном магнитном поле — это не магнитный парус)
- Чистый пассивный контроль ориентации (гравитационный градиент – один из таких пассивных методов контроля ориентации, но есть и другие).
- Выдвижение вне центра масс (двигатель, установленный на карданном подвесе, или направленная тяга выхлопной лопатки)
Это осложняется тем фактом, что у каждого когда-либо спроектированного космического корабля главный двигатель проходит через центр тяжести.
Таким образом, если вы измените ориентацию корабля во время его движения, вы измените векторы его ускорения и скорости.
Для космических кораблей не существует «радиуса поворота»
Или, точнее, радиус поворота зависит от вашей текущей скорости и ваших возможностей тяги.
Забудьте 99,999% всего, что вы когда-либо видели о том, как объекты движутся в пространстве. Все, что вы видели в кино или по телевидению, неверно (в том числе и такие предположительно точные фильмы, как Гравитация - не заставляй меня начинать).
Применение тяги:
За исключением того факта, что тяга обычно применяется в направлении ориентации корабля, скорость космического корабля не имеет ничего общего с ориентацией космического корабля.
Предлагаемое решение
Вам, вероятно, потребуется несколько систем управления ориентацией. По крайней мере, одна из них будет системой, которая не требует топлива и мало энергии. По крайней мере, один из них будет включать в себя тягу вашей основной двигательной установки вне оси ЦТ. Третьим, скорее всего, будет система управления толчком и реакцией.
Поскольку вы уже знакомы с RCS, давайте посмотрим на CMG (гироскопы управления моментом).
CMG может применить большой крутящий момент, необходимый для изменения ориентации вашего корабля. Для этого также не требуется много энергии. Однако у CMG есть недостаток:
Для контроля необходимо как минимум три одноосных CMG.
отношение космического корабля. Однако, сколько бы CMG ни имел космический корабль
использования, движение подвеса может привести к относительной ориентации, которая не приводит к
полезный выходной крутящий момент в определенных направлениях.
Это означает, что некоторые изменения ориентации невозможно выполнить, используя только CMG. Чтобы обойти это ограничение, система ориентации CMG должна использовать что-то вроде RCS.
Выдвижение вне центра тяжести
Придаст вращение космическому кораблю. Просто изменив ориентацию двигателя, вы можете отменить это вращение в любой момент. Недостатком является то, что это доступно только при запуске основного двигателя. Это также изменит ваш вектор скорости.