Короткий ответ
В реальном мире большинство кораблей будут оптимизированы для одной среды (космос для космических станций, велосипеды для суши или подводные лодки для подводной среды). Некоторые корабли могут путешествовать в двух средах, но они не подходят ни для одной из них, и чем сильнее различаются эти две среды, тем труднее оправдать существование судна в вашем мире.
Например, хотя летающие автомобили существуют... вроде как (см. изображение ниже)... они коммерчески нежизнеспособны. Они слишком дороги для ежедневных поездок на работу (лучшей альтернативой являются велосипеды, автобусы и автомобили), но недостаточно эффективны для межконтинентальных перелетов (лучше использовать коммерческий самолет).
Это не значит, что это судно, способное путешествовать по морю и космосу. не мог существует... но для его существования должна быть веская причина. Например, океанская планета, специализирующаяся на подводной добыче полезных ископаемых и торговле с другими звездными системами, может иметь основания для использования космических кораблей в качестве подводных аппаратов — но даже в этом крайнем случае те, кто должен находиться под водой (шахтеры), не будут теми, нуждающиеся в космосе (торговцы).
Такое судно может существовать как игрушка для очень богатого человека, или как шпионское устройство (как подводный автомобиль Джеймса Бонда – см. ниже), или как экспериментальное судно в исследовательской лаборатории. Почти наверняка нет причин для его широкого использования, поскольку он не будет коммерчески жизнеспособным.
Вы просили обстоятельности....
Квалификация: Я дипломированный планетолог, специализирующийся на динамике жидкости/атмосферы и любитель научной фантастики.
Более подробный ответ зависит от множества вещей, но с точки зрения физики все сводится к плотности, скорости перемещения, давлению и технологиям.
Плотность и скорость передвижения
Чем плотнее среда, тем больше усилий требуется, чтобы пройти через нее. Вот почему легко двигаться по воздуху, труднее — по воде и трудно — по густой грязи (есть и другие эффекты, но одной только плотности было бы достаточно, чтобы объяснить эти наблюдения).
Чем быстрее вы движетесь в жидкости, тем больше она сопротивляется вашему движению.
В гидродинамике эти эффекты объединены в концепцию, называемую «давлением поршня». Это «давление» представляет собой замедляющую силу на единицу площади, которую испытывает объект, движущийся через жидкость, и обычно пропорционально скорости движения относительно жидкости, умноженной на плотность жидкости. Давление поршня — это сила на единицу площади, которую испытывает объект, отталкивая частицы жидкости, через которую он движется. Для эксперта «давление напора» немного отличается от «сопротивления воздуха», но оно достаточно похоже, поэтому во многих ситуациях вы, вероятно, можете думать о них как об одном и том же.
Когда сила тяжести заставляет парашютиста падать все быстрее и быстрее в атмосфере, давление атмосферы на парашютиста увеличивается со скоростью (и очень незначительно, поскольку плотность атмосферы увеличивается ближе к поверхности). Когда давление напора, умноженное на площадь поперечного сечения парашютиста, равно силе тяжести, силы уравновешиваются, и парашютист достигает предельной скорости.
Давление
Как отмечали другие, космические корабли построены так, чтобы выдерживать определенные условия давления. Они должны выдерживать взрыв (от внутреннего давления воздуха) в космическом вакууме и выровненное давление воздуха на поверхности планеты.
Приземное давление в данной точке поверхности буквально равно весу единицы площади атмосферы над ней. То же самое и под водой: давление на данной глубине равно давлению на поверхности (одна атмосфера) плюс вес воды на единицу площади над этой глубиной.
Вот здесь все становится неясно: Некоторые планеты, такие как Юпитер и Сатурн, имеют очень плотную атмосферу. С одной стороны, данный мир может иметь очень плотную атмосферу — и в этом случае космические корабли посещают планету. бы
Как отмечали другие, более толстая оболочка, защищающая судно от перепадов давления, тяжелее. Добавленная масса будет означать, что двигательным установкам придется работать тяжелее. Таким образом, более тяжелому кораблю потребуются более крупные (или лучшие) двигатели и/или больше топлива — и то, и другое приведет к увеличению массы корабля, что потребует больше топлива и так далее. Для получения дополнительной информации прочтите уравнение ракеты. Реактивные двигатели не будут работать, поскольку они поглощают воздух (кислород). Они не будут хорошо работать в космическом вакууме и не воспламенятся. Теоретически ракеты прекрасно работают под водой, потому что им не нужен воздух (вплоть до предельного давления) — вот почему они хорошо работают в космосе. Чрезвычайно высокое давление выталкивало бы внешнюю жидкость в ракету, полностью подавляя ракету и не позволяя выхлопным газам выйти из сопла. Пропеллеры хорошо работают под водой, но не в космосе, потому что они толкают материал назад, что заставляет корабль двигаться вперед. В космосе по сути нечего толкать. Что касается футуристических и/или гипотетических двигательных установок, то это зависит от технологии, плотности и Вселенной. Могут ли двигатели, ускоряющие скорость света, работать под водой? Спросите автора/владельца вселенной, почему бы и нет. Переход между атмосферой и океаном Космический корабль должен иметь возможность плавно входить в атмосферу из космического вакуума. По этой причине у многих из них есть стойки, замедляющие их при вхождении в атмосферу на огромной скорости, и тепловые экраны для рассеивания тепла. Это работает, потому что плотность между верхними слоями атмосферы и поверхностью меняется очень медленно. С физической точки зрения, медленно увеличивающаяся плотность означает, что давление тарана на судно меняется достаточно медленно, так что корабль – и его пассажиры! -- Не допускайте резкого и опасного замедления. Любое судно, путешествующее из атмосферы в океан, должно быть построено для перехода из атмосферы с более низкой плотностью в океан с более высокой плотностью. Человеческие тела могут справиться с переходом на низких скоростях, например, когда мы прыгаем в воду бассейна сбоку, но не на более высоких скоростях, например, когда мы плюхаемся животом с трамплина для прыжков в воду на высоте более 10 метров над поверхностью водоема. Удар на высокой скорости: больше вероятность повреждения. Удар на низкой скорости: меньше вероятность повреждения. Это связано с тем, что более высокая скорость увеличивает давление плунжера. Напорное давление воздуха незначительно, но напорное давление, когда мы ударяемся о воду, может быть болезненным! Точно таким же образом и по тем же причинам любое судно, перемещающееся между атмосферой и океаном, должно быть построено так, чтобы выдерживать внезапные и потенциально опасные явления! - увеличение давления напора, которое может замедлить движение судна. Давление поршня сводится к минимуму при уменьшении площади поверхности. Вот почему плюхание на живот (большая площадь поверхности ==> большая сила удара ==> большее замедление) причиняет больше боли, чем ныряние со скрещенными на груди руками и пальцами ног, направленными вниз (меньшая площадь поверхности ==> меньшая сила удара ==> меньшая замедление). Погружение с большой площадью поверхности: больше вероятность повреждения. Погружение с малой площадью поверхности: меньшая вероятность повреждения. На Земле космический корабль, движущийся со скоростью более нескольких десятков метров в секунду, развалится при ударе, если попытается «нырнуть» в воду, если только он не попытается «нырнуть» в воду. они были значительно более укреплены, чем позволяют наши нынешние технологии. Этот эффект был бы более выраженным для планет с низкой плотностью атмосферы и океанами с высокой плотностью и менее выраженным для планет, у которых разница в плотности между атмосферой и океаном меньшая. Соображения о форме Поскольку плотность океана очень высока, напорное давление является значительным. По этой причине наши подводные лодки имеют обтекаемую форму, позволяющую минимизировать давление тарана и сопротивление. Предположим, интуитивно, что Международная космическая станция имела двигатели и достаточно прочный корпус, чтобы передвигаться под водой. Его гидродинамическая форма неэффективна, и двигателям придется работать очень тяжело. Более того, если двигаться по воде достаточно быстро, некоторые из его компонентов могут оторваться. Космическим кораблям, предназначенным только для космоса, не обязательно иметь аэродинамическую или гидродинамическую форму, поскольку они не перемещаются по воздуху или воде. Пример: Звезда Смерти или орбитальные космические станции. Космические корабли, приземляющиеся на планеты, должны быть хотя бы в некоторой степени аэродинамическими, чтобы они не сгорели в атмосфере и не отломились детали. Пример: X-wing в «Звездных войнах» или космический корабль USS Enterprise из «Звездного пути». Чем выше скорость входа в атмосферу или чем больше градиент плотности в атмосфере (например, чем больше планетарная гравитация), тем более выраженным будет этот эффект. Некоторые корабли, такие как ТАРДИС из вселенной «Доктора Кто», могут приземляться на планету, не проходя через атмосферу или океан. По этой причине им не обязательно быть аэродинамическими или или .
Резюме / Заключение
Разные суда строятся для разных целей. Если корабль построен для определенного набора условий (например, только в космосе, только в воздухе, только под водой), его можно оптимизировать для этих условий. Если судно спроектировано для работы в очень разных наборах условий, гораздо сложнее оптимизировать корабль для обоих наборов условий, поэтому приходится идти на жертвы (например, неидеальные конструкции, такие как корабли с большей массой). Чем более разными являются эти условия, тем сложнее.
Теоретически из автомобиля можно сделать подводную лодку, но это не будет ни великая подводная лодка, ни великий автомобиль:
Судно может летать в воздухе и на земле, но это не отличная машина и не отличный самолет:
Самолет может полететь в космос, но это не великий самолет и не великий космический корабль:
Эти диковинные транспортные суда пытаются сделать возможным путешествие всего в ДВУХ разных средах за один переход. Чтобы космический корабль мог путешествовать под водой, он должен быть спроектирован для воды, воздуха и космос — ТРИ разные среды с двумя переходными областями.