Умеем ли мы фотографировать?
Умеем ли мы фотографировать? (Часть 1)
Сейчас уже редко встретишь такую семью, в которой нет фотоаппарата.
Не будем вдаваться в подробности, какого именно.
Ассортимент, слава богу, немаленький.
Но означает ли это, что все вдруг стали фотографами? Отнюдь! Нет, посмотреть в глазок и нажать кнопку могут, безусловно, все, но что при этом получается? Вот об этом и хочется поговорить.
Не так давно одна моя знакомая обмолвилась, что у нее все снимки всегда получаются отлично.
Хотелось откровенно позавидовать.
Имея почти тридцатилетний опыт фотографирования, не считая, тем не менее, себя профессиональным фотографом, должен сознаться, что от силы процентов 50-60 снимков представляют реальный интерес.
А тут все сто! Уникально! Порасспросив знакомых, теперь уже профессионалов, убедился, что и у них те же 50-60, а иной раз и хуже бывает! В чем же дело? А дело в том, что все по-разному оценивают свои творения.
Частенько за шедевры выдаются кадры типа «это я в Чехии» (подставьте любую страну). В действительности снимок можно было смело назвать «а это Я». И все.
Действительно, кроме автора на снимке зачастую ничего не просматривается.
Да и сам автор чаще всего угадывается по знакомому платьицу или рубашечке.
Часто бывает эффект обратный.
Видно строение, а где-то внизу некий муравей! Слабо угадываемый.
Еще один «излюбленный» прием домашних гениев – сильно затененное лицо, когда, собственно, лица-то и не видно! Этакая серо-черная маска.
«Зато от солнца не щурились»!
Всего этого можно было бы избежать, если, конечно, хоть чуть-чуть почитать о композиции, перспективе, игре света и тени и прочей, как некоторые считают, лабуде.
Но в наш скоростной век чуть ли не дурным тоном стало читать вообще, а уж инструкции и руководства – тем более.
Итак, что же делать в этих и других сходных случаях? Как добиться хорошего результата? Для этого всего-навсего нужно придерживаться некоторых правил.
Похвальные желания запечатлеть на фото какой-либо сюжет приходит практически всем.
Большая часть их пропадает из-за банального отсутствия аппарата.
Но даже когда фотоаппарат есть в руках, шедевров, зачастую, не получается.
Самое распространенное заблуждение: фотографирующий не отдает себе отчета в том, что фотоаппарат – не человек.
Он фиксирует изображение не так, как глаз.
Если мы чего-то недосмотрели, то мозг дорисует недостающее.
Снимок же, напротив, правдив до безобразия.
Именно поэтому на фотографиях так явно видны нежелательные пятна (не дай бог, на лице!) или не к месту стоящие столбы, деревья и висящие провода.
И если с последними почти ничего нельзя поделать, то с первыми очень даже можно.
Причем, не прибегая к «фотошопу».
Свет на объекты может падать под разными углами.
Надо найти такой ракурс, такое положение, при котором и лицо выглядит прилично и, извините, прыщи не видны.
Поворачивайте свою модель, чтобы свет падал по-разному.
Найдите оптимальную точку съемки.
В конце концов, поверните ее слегка боком (в три четверти) или вообще в профиль.
Иногда этим можно достигнуть интересного художественного эффекта.
Если есть принудительная подсветка (иногда просто лампа с отражателем), хорошо бы осветить «натуру» с нескольких точек.
Это нужно для того, чтобы и теней не было, и лицо плоским не выглядело.
Но это обычно делается в помещении.
На улице же придется обойтись естественными светильниками.
А означает это только одно – человека лучше всего поворачивать лицом к солнцу.
Возражения типа «в лицо светит и я щурюсь» не принимаются.
Пару секунд можно и потерпеть.
Но если уж объекту совсем невмоготу, то вам придется искать такой ракурс, чтобы и освещено было достаточно, и глаза не слепило.
Как ни странно, но в яркий солнечный день лучше всего сниматься в тени (от дома, например).
Ни в коем случае не выбирайте тень от дерева.
Особенно, если у него не очень густая крона.
Тень от него неравномерная и на лицах будет богатое разнообразие светлых и темных пятен.
Это тот самый случай, когда глаз может и не заметить, но фотоаппарат схватит обязательно!
На границе света и тени тоже не советую.
На пленочных камерах номер еще пройдет, а вот цифровик сойдет с ума от такого разнообразия! Он обязательно выдаст затемненной именно ту часть снимка, из-за которой и затевалось это «действо». Цифровик очень не любит, да и не «понимает» резких контрастов, и если у вас камера не профессиональная, а обычная любительская «мыльница» (это что-то в пределах 7-14 тыс.
руб.), то не пытайтесь – снимок будет не исправить.
В яркий солнечный день иногда полезно использовать режим, который есть почти на всех цифровиках – «контровый свет». Имеется в виду ситуация, когда источник света находится «за спиной» объекта.
В этом случае срабатывает вспышка, которая дополнительно подсвечивает «лицо». И пусть ухмыляются непосвященные – вспышка днем! Это действительно спасает положение.
Есть, правда, пара случаев, когда это не помогает.
Первый – когда за спиной находится само солнце.
Его никакая вспышка не перебьет, особенно встроенная.
И второй – когда снимают с расстояния более 2-3 метров.
Здесь вспышка просто бессильна! Слишком далеко и свет рассеивается.
Это, пожалуй, можно просто запомнить.
Для всего, о чем будет рассказано в следующей статье, понадобятся некоторые навыки.
По крайней мере, потренироваться придется.
Умеем ли мы фотографировать? (Часть 2)
Фотографировать? – Да это ж запросто! Нашел натуру, навел фотоаппарат, щелкнул.
Все! Снимок готов!
Согласитесь, в душе каждый из нас именно так и рассуждает.
Нет, конечно, мы делаем поправку на погоду, на освещенность, на фотоаппарат (в смысле, модель чтобы понавороченней была, чтобы функций побольше; ведь если много функций, он же сам за нас соображает, практически – вместо нас!).
Но возражу словами из известного фильма: «…да и это, пожалуй, не главное.
Тут важна… комбинаторность!» Ведь посмотрите, как мы снимаем! Выбрав какую-то композицию (природную, архитектурную) вместо фона, мы, радуясь, как дети, зачастую редко представляем себе, как на этом фоне будет смотреться конкретный человек.
Я имею в виду и цветовую гамму (чтобы платье или рубашка не сливались со стеной), и саму композицию.
Далеко не всегда фон сочетается с передним планом! Сама по себе девушка в легком летнем платье чаще всего на фотографии смотрится хорошо.
Но та же самая девушка и в том же платье, но на фоне памятника жертвам репрессий смотрится несколько нелепо.
Об этом, конечно, многие могут спорить, но тут, скорее, речь идет о какой-то внутренней культуре.
Другой пример.
Сама по себе фотография свалки еще ни о чем особенном не говорит.
Может, вы хотели запечатлеть какое-нибудь вопиющее безобразие! Почему бы нет? Но если вы сами позируете на фоне той же свалки, то это может навести на странные мысли.
(Например: не вы ли это всё устроили?) Примеры можно продолжить…
Если за спиной вашего друга или подруги находится столб, узор на здании, просто дерево, наконец, то при фотографировании это может превратиться в некое «украшение» на голове вашей жертвы.
Вряд ли он(она) этому обрадуется.
Не забывайте, пожалуйста, что снимок все равно будет плоским, как бы мы не старались, поэтому очень важно, чтобы некоторые детали фона не превращались (на снимке) в детали человека.
Понятие перспективы еще никто не отменял, а кроме видимого уменьшения более удаленных объектов надо помнить и о том, что сами объекты при этом располагаются один за другим при перенесении их изображения на плоскость.
Практически накладываются друг на друга.
Возможно, очень многим довольно сложно представить, что попадет на фото из окружающего, а что нет.
Воспользуйтесь старым приемом.
Просто сложите из пальцев рамочку и посмотрите через нее на предполагаемый объект съемки.
Понравилось то, что увидели? Тогда переходите непосредственно к съемке.
Если же в рамке есть что-то лишнее, то, возможно, достаточно всего лишь слегка переместиться в сторону.
Что касается рамки, то с ней связан еще один интересный эффект.
Во времена пленочной фотографии это было не так заметно, с появлением же цифровой все усложнилось.
Речь идет о яркости и контрастности.
Матрица, на которую проецируется изображение в цифровом фотоаппарате, очень сильно отличается от фотоэмульсии на пленке.
Начиная от самих процессов получения изображения и заканчивая способами передачи этого изображения как на матрицу, так и дальше – на фотоотпечаток.
Новомодное слово «центровзвешенный» у новоявленных фотографов вызывает ступор, поэтому постараюсь объяснить его на простых примерах.
В тот момент, когда вы заглядываете в окошко (или на экранчик) фотоаппарата, обратите внимание на то, какую часть от всего кадра занимает то, что собственно вы снимаете.
Объект, как правило, должен занимать никак не менее двух третей всей площади.
Только в этом случае можно сказать, что вы снимаете именно то, что получается на фото.
Сегодня развелось столько художников со своим видением мира… Для них кадры типа «я на фоне…» – обычное явление.
Так вот, фон фону – рознь! Если он слишком ярок, то это испортит весь кадр.
Навороченные «мозги» фотоаппарата слегка затенят снимок.
Но если для яркого неба (например) легкое затенение пройдет незаметно, то для других объектов это грозит тем, что на снимке вы увидите только темный силуэт.
Напоследок еще одна деталь цифрового фотографирования.
В принципе, я знаком с нею давно, но особенно резанула она совсем недавно, в августе.
Просто решил сфотографировать вечернюю Москву.
Летом здесь всегда полно приезжих, и каждый пытается на память получить какой-нибудь эффектный снимок.
На Охотном ряду народу всегда полно.
Вечером не становится меньше.
Наверное, даже, наоборот.
Итак, к девяти начинает потихоньку темнеть.
Включается ночная подсветка зданий.
Что и говорить – красиво! И вот толпа новоявленных фотохудожников начинает щелкать фотокамерами и сотовыми.
Собственно, и я за этим пришел.
Вот только у многих присутствует одна и та же ошибка.
При съемке удаленных объектов ночью и вечером вспышку надо отключать!!
Дело в том, что у многих на аппаратах выставлен автоматический режим.
При этом в темноте вспышка – обычное дело.
Беда только в том, что выдержка и диафрагма у аппарата рассчитаны на то, что вспышка обязательно осветит объект, и все будет в порядке.
Но вспышка для этого очень слаба и, естественно, не может этого сделать.
Снимок получается ужасным.
И краски не те, и четкость, и яркость.
Одним словом – брак.
А вот при отключенной вспышке аппарат сам подбирает нужные параметры.
Тут, правда, есть еще и другая проблема.
Нужна опора (лучше – штатив) для фотоаппарата.
В противном случае все размазывается.
Кстати, людей так фотографировать не получится, только неподвижные объекты.
Добавлено позднее:
Статьи, книги, мануалы, обучалки, программы, плагины и др. "примочки" в большом количестве здесь :
http://www.oslik.info/forum/index.php?showforum=169
(правда, нужна регистрация)