- 23, Oct 2016
- #1
У кого-то аллергия на пыльцу, у кого-то на кошек, а у меня – на людей из больших государственных компаний (хотя они-то своим резюме гордятся). Я этого даже не осознавал так отчетливо, пока недавно не пригласил на работу менеджера из крупного госбанка.
На собеседовании он произвел отличное впечатление: толковый, опытный, энергичный.
Занимался розницей и хорошо понимал всю проблематику нашего бизнеса.
Кроме того, в госбанке несколько лет назад начались масштабные реформы, вдохновленные передовыми управленческими подходами.
Поэтому я мог рассчитывать, что найду в новом сотруднике единомышленника.
Оказалось, что он совершенно не готов к условиям, в которых живет и работает частный бизнес и которые мне кажутся абсолютно естественными и нормальными.
Выяснилось, что на праздники менеджер намеревается уехать отдыхать, хотя в ритейле выходные дни – это время пиковой нагрузки, и если ты управляешь розницей, ты должен быть на посту в это время.
Особенно если ты еще не наладил систему так, что все работает как часы.
Но в госкомпании люди к этому не привыкли: там ты работаешь не на результат, а на время.
Шесть тридцать? Ну, я пошел.
Нездоровится целый месяц? Ничего страшного, мир не рухнет – вот мой больничный.
Наконец стали часто возникать ситуации, когда менеджер говорил: я не знаю, как это сделать.
Задачи, с которыми он сталкивался на предыдущей работе, оказались просто детсадовскими по сравнению с нашими, несмотря на несопоставимый масштаб бизнеса.
У нас ведь нет инструкций на все случаи жизни, написанных консультантами McKinsey.
И, в отличие от большой госкомпании, где все идет по накатанной, ситуация меняется буквально каждый день.
Нужно адаптироваться и самому находить решения.
Нужно быть по духу предпринимателем и уметь нести ответственность за свою работу.
По опыту многих моих кадровых неудач я могу предположить, что дело не в конкретном менеджере – дело в людях, работавших в госсекторе в принципе.
Если, например, человек проработал три года финансистом в компании с госучастием, я ему скорее всего откажу, хотя он-то думает, что его опыт – это преимущество.
Потому что я не понимаю, чем он там занимался, – «анализом ФХД», как написано в резюме (то есть финансово-хозяйственной деятельности)? В переводе на русский это значит, что он три года закрывал глаза на откаты и неэффективность, потому что все равно не мог ничего изменить.
При этом его зарплатные ожидания после работы в госструктурах совершенно неадекватны тому, какую реальную ценность он может принести бизнесу.
Вирусом неэффективности заражаются даже те, кто пробыл в госкомпании совсем недолго.
Я пробовал сотрудничать с одним финансовым аналитиком с небольшим (и не пугающим, как мне казалось) опытом работы в госсекторе.
Он две недели не платил переводчику деньги только на том основании, что тот не прислал свой диплом.
Меня это, честно говоря, просто вывело из себя.
Мне совершенно все равно, есть ли у человека диплом, – лишь бы работу делал хорошо.
А он тратил свое рабочее время – а значит, деньги наших акционеров – на полную ерунду.
Нельзя, наверное, сказать, что это какая-то эксклюзивная российская беда – с проблемой несовместимости предпринимательского бизнеса и людей из крупных забюрократизированных корпораций сталкиваются и на Западе.
Но у нас все принимает какой-то фантасмагорический оборот: людей предприимчивых на порядок меньше в принципе, бюрократии даже в западных корпорациях, работающих в России, на порядок больше, да и сам госсектор раздут просто непомерно, и коррупция там, как известно, эпическая.
А привычка к коррупции – это привычка к неэффективности.
По оценкам экспертов, на государство приходится уже половина российской экономики.
О том, как неэффективны госкомпании, уже писано-переписано.
Но проблема куда серьезнее: ведь люди, которые там работают, привыкают к формализму и очковтирательству, а также к зарплате, не привязанной к результату.
В итоге руководить розничным подразделением я пригласил предпринимателя из маленького города Сарапула.
Предпринимателю 25 лет.
Он открыл свое кафе, где продавал сэндвичи.
Денег не было – занял.
Сам прикрепил гипсокартон, покрасил, плитку положил.
Причем кафе его поначалу не пошло.
Он не пал духом, влез в долги и приехал к нам просить франшизу.
Тогда мы еще не открыли программу для франчайзинга, но я пошел на встречу, увидев его энтузиазм и волю к победе.
Встав под вывеску «Додо пиццы», он показал себя с лучшей стороны: честно исполнял все наши рекомендации, трудился с утра до ночи, работал над мельчайшими деталями сервиса.
В итоге в маленьком депрессивном городе, где все так хреново, поднял продажи с двухсот тысяч почти до миллиона.
И когда я ему предложил заняться развитием нашей розницы, он еще удивился: «А почему я?»
На собеседовании он произвел отличное впечатление: толковый, опытный, энергичный.
Занимался розницей и хорошо понимал всю проблематику нашего бизнеса.
Кроме того, в госбанке несколько лет назад начались масштабные реформы, вдохновленные передовыми управленческими подходами.
Поэтому я мог рассчитывать, что найду в новом сотруднике единомышленника.
Оказалось, что он совершенно не готов к условиям, в которых живет и работает частный бизнес и которые мне кажутся абсолютно естественными и нормальными.
Выяснилось, что на праздники менеджер намеревается уехать отдыхать, хотя в ритейле выходные дни – это время пиковой нагрузки, и если ты управляешь розницей, ты должен быть на посту в это время.
Особенно если ты еще не наладил систему так, что все работает как часы.
Но в госкомпании люди к этому не привыкли: там ты работаешь не на результат, а на время.
Шесть тридцать? Ну, я пошел.
Нездоровится целый месяц? Ничего страшного, мир не рухнет – вот мой больничный.
Наконец стали часто возникать ситуации, когда менеджер говорил: я не знаю, как это сделать.
Задачи, с которыми он сталкивался на предыдущей работе, оказались просто детсадовскими по сравнению с нашими, несмотря на несопоставимый масштаб бизнеса.
У нас ведь нет инструкций на все случаи жизни, написанных консультантами McKinsey.
И, в отличие от большой госкомпании, где все идет по накатанной, ситуация меняется буквально каждый день.
Нужно адаптироваться и самому находить решения.
Нужно быть по духу предпринимателем и уметь нести ответственность за свою работу.
По опыту многих моих кадровых неудач я могу предположить, что дело не в конкретном менеджере – дело в людях, работавших в госсекторе в принципе.
Если, например, человек проработал три года финансистом в компании с госучастием, я ему скорее всего откажу, хотя он-то думает, что его опыт – это преимущество.
Потому что я не понимаю, чем он там занимался, – «анализом ФХД», как написано в резюме (то есть финансово-хозяйственной деятельности)? В переводе на русский это значит, что он три года закрывал глаза на откаты и неэффективность, потому что все равно не мог ничего изменить.
При этом его зарплатные ожидания после работы в госструктурах совершенно неадекватны тому, какую реальную ценность он может принести бизнесу.
Вирусом неэффективности заражаются даже те, кто пробыл в госкомпании совсем недолго.
Я пробовал сотрудничать с одним финансовым аналитиком с небольшим (и не пугающим, как мне казалось) опытом работы в госсекторе.
Он две недели не платил переводчику деньги только на том основании, что тот не прислал свой диплом.
Меня это, честно говоря, просто вывело из себя.
Мне совершенно все равно, есть ли у человека диплом, – лишь бы работу делал хорошо.
А он тратил свое рабочее время – а значит, деньги наших акционеров – на полную ерунду.
Нельзя, наверное, сказать, что это какая-то эксклюзивная российская беда – с проблемой несовместимости предпринимательского бизнеса и людей из крупных забюрократизированных корпораций сталкиваются и на Западе.
Но у нас все принимает какой-то фантасмагорический оборот: людей предприимчивых на порядок меньше в принципе, бюрократии даже в западных корпорациях, работающих в России, на порядок больше, да и сам госсектор раздут просто непомерно, и коррупция там, как известно, эпическая.
А привычка к коррупции – это привычка к неэффективности.
По оценкам экспертов, на государство приходится уже половина российской экономики.
О том, как неэффективны госкомпании, уже писано-переписано.
Но проблема куда серьезнее: ведь люди, которые там работают, привыкают к формализму и очковтирательству, а также к зарплате, не привязанной к результату.
В итоге руководить розничным подразделением я пригласил предпринимателя из маленького города Сарапула.
Предпринимателю 25 лет.
Он открыл свое кафе, где продавал сэндвичи.
Денег не было – занял.
Сам прикрепил гипсокартон, покрасил, плитку положил.
Причем кафе его поначалу не пошло.
Он не пал духом, влез в долги и приехал к нам просить франшизу.
Тогда мы еще не открыли программу для франчайзинга, но я пошел на встречу, увидев его энтузиазм и волю к победе.
Встав под вывеску «Додо пиццы», он показал себя с лучшей стороны: честно исполнял все наши рекомендации, трудился с утра до ночи, работал над мельчайшими деталями сервиса.
В итоге в маленьком депрессивном городе, где все так хреново, поднял продажи с двухсот тысяч почти до миллиона.
И когда я ему предложил заняться развитием нашей розницы, он еще удивился: «А почему я?»