- 23, Oct 2016
- #1
Бизнес-тренер и консультант Александр Яныхбаш рассказывает о 10 приемах, которые помогут спикеру произвести впечатление, и на примерах из практики объясняет, как использовать эти инструменты презентации.
1) Графики из подручных материалов Самый простой способ выделиться на фоне других спикеров – сделать интересное слайдовое сопровождение.
Сейчас внимание к дизайну слайдов – тренд.
Многие уже не готовят слайды к ответственному выступлению самостоятельно, а отдают эту работу на аутсорс.
Все чаще слайды становятся стильными и одновременно эффективными с точки зрения донесения информации.
Но удивить аудиторию все еще можно.
Сделайте графики на слайдах из подручных материалов.
КЕЙС В одной презентации, посвященной проблемам сельского хозяйства, графики и диаграммы сделали из огурцов и сыра: огурцы разной длины стали столбиками сравнительных гистограмм, а нарезанная головка сыра заменила стандартные графические круговые диаграммы.
Спикер сфотографировал продукты, а потом в фоторедакторе подставил значения величин.
2) Слайды на салфетке КЕЙС Помните выражение «бизнес-план на салфетке»? На одном выступлении спикер использовал фотографии салфеток, на которых ручкой были нарисованы графики, коллажи и ключевые идеи.
Выглядело необычно, и вы можете подготовить такие же слайды, если уверены, что аудитория оценит это.
Вдохновение можно поискать в представленных на SlideShare работах Дэна Роэма, автора книг по визуальному мышлению.
3) Печа-куча Если формат мероприятия позволяет, вы можете провести презентацию в формате печа-куча.
Это презентационный жанр, придуманный в Японии для того, чтобы избавиться от длинных и скучных выступлений.
Выступление длится всего 6 минут 40 секунд, и за это время зрители видят 20 слайдов, которые автоматически сменяются каждые 20 секунд.
Разумеется, не обязательно строго придерживаться стандартов печа-куча – можно сделать больше слайдов и увеличить время их демонстрации.
Чем хорош такой формат? Во-первых, в него заложены фокусировка, динамичность и равномерность темпа.
Он «автоматизирует» выступление, и спикер может сосредоточиться на аудитории.
Во-вторых, подготовка такого выступления требует репетиций и лаконичных формулировок, чтобы спикер не отставал от сменяющихся слайдов.
В-третьих, зрители, незнакомые с форматом печа-куча, останутся под впечатлением от увиденного.
И вот почему: слайды сменяются автоматически, спикер вообще не отвлекается на экран, выглядит и чувствует себя уверенно – это проверено на практике.
4) Обещание или интрига КЕЙС Многие известные спикеры прибегают к такому приему: во время презентации рассказывают случай из практики, который иллюстрирует актуальную для аудитории проблему.
На самом интересном месте рассказ обрывают фразой: «Но об этом я расскажу в конце». Если история по-настоящему интересная и захватывающая, люди обязательно захотят узнать, чем же она закончилась, и станут слушать внимательно.
Особенно хорошо вносить интригу в самом начале выступления, чтобы замотивировать аудиторию.
Только не забудьте в завершение сделать обещанный «подарок». Причем концовка должна содержать что-то ценное для зрителей, иначе вы потеряете заработанные очки.
5) Игры с залом Можно предложить аудитории поучаствовать в игре.
Только формулируйте ясно, чтобы зрители не перепутали вашу затею с розыгрышем подарков, – люди отнесутся скептически к такому началу, если подумают, что сейчас начнут что-то продавать и рекламировать.
Хорошо, если ваша игра будет связана по смыслу с темой выступления.
КЕЙС Спикер решил поиграть с аудиторией – предложил продолжить фразы из детской книги.
Он сказал: «Друзья, прежде чем я начну, хочу поиграть с вами в простую игру.
Я произношу фразу, а вы должны ее закончить.
Готовы? «Белым снегом все одето – значит, наступает …»». Зал хором отвечает: «Лето!» – и все смеются.
Он продолжает: «Будьте внимательнее, давайте еще раз: «Ночью каждое оконце слабо освещает …»». Все снова хором: «Солнце!» – и опять смех в зале.
Дальше спикер выдержал паузу и сделал переход к теме: «Вот так бывает и в нашей жизни: стереотипное мышление или автоматические действия приводят к казусам и даже к трагическим ошибкам.
Друзья, сегодня мы поговорим о том, как поддерживать концентрацию и осознанность при решении рутинных задач». Удалось ли вовлечь аудиторию и подвести к теме презентации? Безусловно.
Был ли спикер оригинален? Конечно.
6) Демонстрация предметов КЕЙС Зрители обожают, когда спикер показывает что-то со сцены.
Стив Джобс знал об этом, поэтому показывал iPhone и iPad не на экране, а «вживую». А помните, как он эффектно вынул MacBook Air из почтового конверта, чтобы продемонстрировать, насколько ноутбук тонкий? КЕЙС Однажды я помогал девушке готовить презентацию кафе с необычными закусками и пирожными.
Я предложил принести «топовые» сладости и подарить их жюри – инвесторам и представителям СМИ.
Немного нескромно и рискованно, но она согласилась попробовать.
Во время презентации девушка «между делом» упоминала о меню и фишках своего кафе – и тут же угощала комиссию пирожными из коробки, которая стояла на столе и привлекала внимание.
Эффект, на который мы рассчитывали, возник, и проект взял первое место.
Демонстрируйте предметы, если проводите презентацию физически существующего, невиртуального продукта.
Людям интересно не только посмотреть фотографии, но и подержать вещь в руках.
7) Демонстрация с заготовками КЕЙС Во время презентации iPhone 2G Стив Джобс прямо со сцены заказал кофе по телефону.
Так же и вы можете устроить небольшое реалити-шоу для своей аудитории, например, сделать видеозвонок тому, кто может дать оценку вашему продукту или идее.
Главное – заранее продумать разговор.
8) Выход под музыку Можно выйти на сцену под музыку.
Почти никто не делает этого, а зря: музыка вдохновляет и эмоционально настраивает.
Только помните, что не стоит выбирать музыку просто из любви к какому-то исполнителю – возможно, у вас слишком изысканный или своеобразный вкус.
Начните с того, что слышали все, это сблизит вас с аудиторией («Jump» от Van Halen, «Еye of the Tiger» от Survivor и т. п.).
9) Перемещение по сцене
Немногие используют в ходе выступлений этот простой невербальный прием, а он очень действенен – вам даже не обязательно что-то менять в своей речи.
Перемещение по сцене само по себе сделает ваше выступление более заметным.
Когда вы перемещаетесь по сцене, аудитория поворачивает голову и следит глазами за движением объекта – это и помог
1) Графики из подручных материалов Самый простой способ выделиться на фоне других спикеров – сделать интересное слайдовое сопровождение.
Сейчас внимание к дизайну слайдов – тренд.
Многие уже не готовят слайды к ответственному выступлению самостоятельно, а отдают эту работу на аутсорс.
Все чаще слайды становятся стильными и одновременно эффективными с точки зрения донесения информации.
Но удивить аудиторию все еще можно.
Сделайте графики на слайдах из подручных материалов.
КЕЙС В одной презентации, посвященной проблемам сельского хозяйства, графики и диаграммы сделали из огурцов и сыра: огурцы разной длины стали столбиками сравнительных гистограмм, а нарезанная головка сыра заменила стандартные графические круговые диаграммы.
Спикер сфотографировал продукты, а потом в фоторедакторе подставил значения величин.
2) Слайды на салфетке КЕЙС Помните выражение «бизнес-план на салфетке»? На одном выступлении спикер использовал фотографии салфеток, на которых ручкой были нарисованы графики, коллажи и ключевые идеи.
Выглядело необычно, и вы можете подготовить такие же слайды, если уверены, что аудитория оценит это.
Вдохновение можно поискать в представленных на SlideShare работах Дэна Роэма, автора книг по визуальному мышлению.
3) Печа-куча Если формат мероприятия позволяет, вы можете провести презентацию в формате печа-куча.
Это презентационный жанр, придуманный в Японии для того, чтобы избавиться от длинных и скучных выступлений.
Выступление длится всего 6 минут 40 секунд, и за это время зрители видят 20 слайдов, которые автоматически сменяются каждые 20 секунд.
Разумеется, не обязательно строго придерживаться стандартов печа-куча – можно сделать больше слайдов и увеличить время их демонстрации.
Чем хорош такой формат? Во-первых, в него заложены фокусировка, динамичность и равномерность темпа.
Он «автоматизирует» выступление, и спикер может сосредоточиться на аудитории.
Во-вторых, подготовка такого выступления требует репетиций и лаконичных формулировок, чтобы спикер не отставал от сменяющихся слайдов.
В-третьих, зрители, незнакомые с форматом печа-куча, останутся под впечатлением от увиденного.
И вот почему: слайды сменяются автоматически, спикер вообще не отвлекается на экран, выглядит и чувствует себя уверенно – это проверено на практике.
4) Обещание или интрига КЕЙС Многие известные спикеры прибегают к такому приему: во время презентации рассказывают случай из практики, который иллюстрирует актуальную для аудитории проблему.
На самом интересном месте рассказ обрывают фразой: «Но об этом я расскажу в конце». Если история по-настоящему интересная и захватывающая, люди обязательно захотят узнать, чем же она закончилась, и станут слушать внимательно.
Особенно хорошо вносить интригу в самом начале выступления, чтобы замотивировать аудиторию.
Только не забудьте в завершение сделать обещанный «подарок». Причем концовка должна содержать что-то ценное для зрителей, иначе вы потеряете заработанные очки.
5) Игры с залом Можно предложить аудитории поучаствовать в игре.
Только формулируйте ясно, чтобы зрители не перепутали вашу затею с розыгрышем подарков, – люди отнесутся скептически к такому началу, если подумают, что сейчас начнут что-то продавать и рекламировать.
Хорошо, если ваша игра будет связана по смыслу с темой выступления.
КЕЙС Спикер решил поиграть с аудиторией – предложил продолжить фразы из детской книги.
Он сказал: «Друзья, прежде чем я начну, хочу поиграть с вами в простую игру.
Я произношу фразу, а вы должны ее закончить.
Готовы? «Белым снегом все одето – значит, наступает …»». Зал хором отвечает: «Лето!» – и все смеются.
Он продолжает: «Будьте внимательнее, давайте еще раз: «Ночью каждое оконце слабо освещает …»». Все снова хором: «Солнце!» – и опять смех в зале.
Дальше спикер выдержал паузу и сделал переход к теме: «Вот так бывает и в нашей жизни: стереотипное мышление или автоматические действия приводят к казусам и даже к трагическим ошибкам.
Друзья, сегодня мы поговорим о том, как поддерживать концентрацию и осознанность при решении рутинных задач». Удалось ли вовлечь аудиторию и подвести к теме презентации? Безусловно.
Был ли спикер оригинален? Конечно.
6) Демонстрация предметов КЕЙС Зрители обожают, когда спикер показывает что-то со сцены.
Стив Джобс знал об этом, поэтому показывал iPhone и iPad не на экране, а «вживую». А помните, как он эффектно вынул MacBook Air из почтового конверта, чтобы продемонстрировать, насколько ноутбук тонкий? КЕЙС Однажды я помогал девушке готовить презентацию кафе с необычными закусками и пирожными.
Я предложил принести «топовые» сладости и подарить их жюри – инвесторам и представителям СМИ.
Немного нескромно и рискованно, но она согласилась попробовать.
Во время презентации девушка «между делом» упоминала о меню и фишках своего кафе – и тут же угощала комиссию пирожными из коробки, которая стояла на столе и привлекала внимание.
Эффект, на который мы рассчитывали, возник, и проект взял первое место.
Демонстрируйте предметы, если проводите презентацию физически существующего, невиртуального продукта.
Людям интересно не только посмотреть фотографии, но и подержать вещь в руках.
7) Демонстрация с заготовками КЕЙС Во время презентации iPhone 2G Стив Джобс прямо со сцены заказал кофе по телефону.
Так же и вы можете устроить небольшое реалити-шоу для своей аудитории, например, сделать видеозвонок тому, кто может дать оценку вашему продукту или идее.
Главное – заранее продумать разговор.
8) Выход под музыку Можно выйти на сцену под музыку.
Почти никто не делает этого, а зря: музыка вдохновляет и эмоционально настраивает.
Только помните, что не стоит выбирать музыку просто из любви к какому-то исполнителю – возможно, у вас слишком изысканный или своеобразный вкус.
Начните с того, что слышали все, это сблизит вас с аудиторией («Jump» от Van Halen, «Еye of the Tiger» от Survivor и т. п.).
9) Перемещение по сцене
Немногие используют в ходе выступлений этот простой невербальный прием, а он очень действенен – вам даже не обязательно что-то менять в своей речи.
Перемещение по сцене само по себе сделает ваше выступление более заметным.
Когда вы перемещаетесь по сцене, аудитория поворачивает голову и следит глазами за движением объекта – это и помог