- 28, Nov 2013
- #1
Непрестижная профессия?
В девяностых годах профессия «банкир» была окружена особым ореолом.
Работать в банке даже на рядовой должности считалось чрезвычайно престижным.
Но сегодня мало кого прельщает начальная позиция консультанта в банке: заработная плата скромна, карьерная перспектива не очевидна.
«Работа в банковской сфере, как и в любой другой финансовой отрасли, действительно стала менее привлекательной, в т.ч. потому, что стала менее оплачиваемой, — полагает Людмила Васюкова, доцент кафедры «Финансы и кредит», член совета при руководителе службы «Банка России» по финансовым рынкам.
— Речь идет не о топ-менеджменте, а о начальном и среднем звеньях, где объемы работ, кстати, существенно выросли в силу того, что нормативные документы требуют обработки огромного количества информации.
Например, при принятии решения о выдаче кредита менеджер обязан учитывать огромное количество параметров.
Зато зарплата у начального звена относительно 90-х годов снизилась». Банковский менеджмент, однако, считают, что у молодых специалистов достаточно шансов пробиться наверх.
По словам Елены Якименко, руководителя дирекции по Приморскому краю ОАО Банк ВТБ, молодой специалист должен научиться ориентироваться в нормативной базе, обладать гибкостью мышления и, конечно, способностью к обучению.
Если сотрудник демонстрирует тягу к знаниям, быстро реагирует на происходящие изменения, то, как правило, он движется вверх по карьерной лестнице.
В самом ВТБ много сотрудников, прошедших путь от операционного сотрудника до руководителя отдела или офиса.
Елена Кузнецова, начальник отдела по работе с персоналом Приморского отделения ОАО «Сбербанк России»: «Определенная текучесть кадров в Приморском отделении ОАО «Сбербанк России» имеет место, что связано с достаточно высокими требованиями к сотрудниками.
Что касается уровня заработной платы, то размер трудового вознаграждения в банковской отрасли в целом и в Сбербанке в частности превышает средний уровень оплаты труда в Приморском крае.
Все специалисты начинают с массовых должностей в дополнительных офисах либо в аппарате банка, ведь банк применяет практику выращивания лидеров внутри организации.
Сегодня у нас много молодых руководителей дополнительных офисов, начальников подразделений». «Банковская сфера всегда являлась престижной потому, что ее деятельность связана с финансами, — считает Владимир Хван, руководитель кадрового агентства.
— Но в какой-то степени сегодня она менее привлекательна, чем раньше.
Тем не менее по-прежнему «финансы и кредит» — одна из наиболее востребованных специальностей в университетах.
Действительно, в этой сфере все достаточно непросто потому, что банки с некоторых пор испытывают дефицит кадров.
Несмотря на это, молодым специалистам начального звена платят мало.
Перспективы там, конечно же, есть, но в большинстве случаев молодые люди просто не дожидаются повышения, ведь ждать приходится долго». Зарплата консультанта в банке сопоставима с зарплатой продавца-консультанта в магазине электроники и с доходом официанта — порядка 20-25 тыс.
руб.
в месяц.
При этом нагрузка возлагается серьезная: требуется обслуживать непрерывный поток клиентов, многие из которых не успели еще «перейти» в информационный век, а также решать неизбежные конфликты с представителями старшего поколения, не отличающимся эмоциональным спокойствием.
Специалисты утверждают, что банковский рынок труда в XXI в. успел пережить уже два периода.
Первый — «до кризиса», когда зарплаты прогрессивно росли, а менеджерам начального и среднего звена удавалось быстро продвигаться по карьерной лестнице.
Второй период начался в 2008 г., когда повсеместно начался спад, а также оптимизация филиальных сетей, резкие и масштабные сокращения персонала, остановка роста уровня заработной платы.
В настоящие дни банковский сектор переживает третий период — это время восстановления рынка.
Старые проекты в рознице «размораживаются», появляются новые, происходит постепенное обновление продуктового портфеля, активизация кредитования и ипотеки.
Любовь ХМЕЛЕВСКАЯ
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Наталья Горева, руководитель группы развития продаж в Центре партнерских продаж «Дальний Восток», пришла в банк на должность менеджера по прямым продажам, а ушла менеджером по работе с VIP-клиентами: «Девяностые года остались в прошлом, как и зарплаты 90-х. Сегодня банковский сектор — это сегмент, стандартный по уровню дохода, где работники получают среднестатистические зарплаты.
Во Владивостоке средний специалист банковского сектора по обслуживанию клиентов зарабатывает 20-25 тыс.
руб., менеджер отделения — до 30 тыс.
руб.
На руководящих позициях платят, конечно, больше.
Но чтобы добиться руководящей должности в банковской сфере, нужно работать и работать, мало того, нужно любить все эти финансы и кредиты.
Я ушла потому, что не видела себя в этой области на руководящей должности.
Тем не менее у меня множество знакомых, которые с рядовых позиций пробились до руководителей отделений банков.
Если в условиях кадровой текучки держаться в одном банке и не уходить оттуда, шансов добиться успеха гораздо больше, даже при отсутствии связей и рекомендаций».
Сергей Кривоносов, ныне директор магазина «Эльдорадо» во Владивостоке, как и большинство банковских новичков, начал с должности рядового специалиста, получая 9 тыс.
руб.
на руки.
А в результате возглавил крупнейший отдел кредитования VIP-предприятий.
«Из банка я ушел потому, что пик моей карьеры пришелся на кризисный год, когда была проблема с ликвидностью и кредиты практически не выдавались.
В связи с этим минимизировались расходы банка, а это, прежде всего, зарплата.
Ее сокращали, малоценных сотрудников увольняли.
Пережидать эту волну мне не хотелось, потому что я человек активный, динамичный и желал развиваться.
Сегодня я поддерживаю отношения с бывшими коллегами.
Они уже возглавляют целые отделы.
А когда-то я принимал их на практику.
Человек, который нацелен на достижение результата, добьется своего.
Но и для тех, кому нужно «просто перекантоваться», работа в банке на рядовой должности — тоже неплохой вариант.
Хотя слабые, нецелеустремленные люди отсеиваются в первые полгода.
Если говорить о престижности, то сфера обслуживания, выполняющая роль функционала, в банке самая малопривлекательная и малооплачиваемая.
А вот в продажах нужно «крутиться» и надеяться на успех».
КОММЕНТАРИЙ Сергей Маринин, заместитель председателя Правления ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»: «Уже давно прошли те времена, когда профессия «банкир» входила в число элитных.
Сейчас банки испытывают такой же дефицит кадров, как и другие сферы продаж и обслуживания: розничная торговля, туристический бизнес, ресторация.
Мы опять вернулись к «рынку работника», когда уже не работодатель, а соискатель диктует условия и выбирает.
Банкам в таких условиях остается создавать максимально привлекательные условия, которые не ограничиваются лишь высоким уровнем заработной платы. Ежегодно вузы края выпускают сотни молодых финансистов, экономистов, бухгалтеров.
Но в последние несколько лет мы с сожалением констатируем, что у молодых специалистов крайне завышенные ожидания: не имея опыта, они хотят высокую зарплату и нерядовую должность.
Те, кто адекватно оценивает свою стоимость на рынке, пользуются большим спросом у работодателей.
Банки создают все условия, чтобы молодой специалист мог построить успешную карьеру, так как мы сами заинтересованы в этом росте.
Обширные финансовые и интеллектуальные ресурсы банки вкладывают в развитие систем внутреннего и внешнего обучения, наставничества, стажировок, кадрового резерва и корпоративной культуры.
Главное качество, которым должен обладать молодой специалист, желающий построить карьеру в банке, — это готовность работать и добросовестно выполнять свои обязанности.
Все остальное — коммуникабельность, энергичность, креативность, стрессоустойчивость, готовность расти и развиваться — станут дополнительными плюсами, которые помогут расти быстрее».
Работать в банке даже на рядовой должности считалось чрезвычайно престижным.
Но сегодня мало кого прельщает начальная позиция консультанта в банке: заработная плата скромна, карьерная перспектива не очевидна.
«Работа в банковской сфере, как и в любой другой финансовой отрасли, действительно стала менее привлекательной, в т.ч. потому, что стала менее оплачиваемой, — полагает Людмила Васюкова, доцент кафедры «Финансы и кредит», член совета при руководителе службы «Банка России» по финансовым рынкам.
— Речь идет не о топ-менеджменте, а о начальном и среднем звеньях, где объемы работ, кстати, существенно выросли в силу того, что нормативные документы требуют обработки огромного количества информации.
Например, при принятии решения о выдаче кредита менеджер обязан учитывать огромное количество параметров.
Зато зарплата у начального звена относительно 90-х годов снизилась». Банковский менеджмент, однако, считают, что у молодых специалистов достаточно шансов пробиться наверх.
По словам Елены Якименко, руководителя дирекции по Приморскому краю ОАО Банк ВТБ, молодой специалист должен научиться ориентироваться в нормативной базе, обладать гибкостью мышления и, конечно, способностью к обучению.
Если сотрудник демонстрирует тягу к знаниям, быстро реагирует на происходящие изменения, то, как правило, он движется вверх по карьерной лестнице.
В самом ВТБ много сотрудников, прошедших путь от операционного сотрудника до руководителя отдела или офиса.
Елена Кузнецова, начальник отдела по работе с персоналом Приморского отделения ОАО «Сбербанк России»: «Определенная текучесть кадров в Приморском отделении ОАО «Сбербанк России» имеет место, что связано с достаточно высокими требованиями к сотрудниками.
Что касается уровня заработной платы, то размер трудового вознаграждения в банковской отрасли в целом и в Сбербанке в частности превышает средний уровень оплаты труда в Приморском крае.
Все специалисты начинают с массовых должностей в дополнительных офисах либо в аппарате банка, ведь банк применяет практику выращивания лидеров внутри организации.
Сегодня у нас много молодых руководителей дополнительных офисов, начальников подразделений». «Банковская сфера всегда являлась престижной потому, что ее деятельность связана с финансами, — считает Владимир Хван, руководитель кадрового агентства.
— Но в какой-то степени сегодня она менее привлекательна, чем раньше.
Тем не менее по-прежнему «финансы и кредит» — одна из наиболее востребованных специальностей в университетах.
Действительно, в этой сфере все достаточно непросто потому, что банки с некоторых пор испытывают дефицит кадров.
Несмотря на это, молодым специалистам начального звена платят мало.
Перспективы там, конечно же, есть, но в большинстве случаев молодые люди просто не дожидаются повышения, ведь ждать приходится долго». Зарплата консультанта в банке сопоставима с зарплатой продавца-консультанта в магазине электроники и с доходом официанта — порядка 20-25 тыс.
руб.
в месяц.
При этом нагрузка возлагается серьезная: требуется обслуживать непрерывный поток клиентов, многие из которых не успели еще «перейти» в информационный век, а также решать неизбежные конфликты с представителями старшего поколения, не отличающимся эмоциональным спокойствием.
Специалисты утверждают, что банковский рынок труда в XXI в. успел пережить уже два периода.
Первый — «до кризиса», когда зарплаты прогрессивно росли, а менеджерам начального и среднего звена удавалось быстро продвигаться по карьерной лестнице.
Второй период начался в 2008 г., когда повсеместно начался спад, а также оптимизация филиальных сетей, резкие и масштабные сокращения персонала, остановка роста уровня заработной платы.
В настоящие дни банковский сектор переживает третий период — это время восстановления рынка.
Старые проекты в рознице «размораживаются», появляются новые, происходит постепенное обновление продуктового портфеля, активизация кредитования и ипотеки.
Любовь ХМЕЛЕВСКАЯ
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Наталья Горева, руководитель группы развития продаж в Центре партнерских продаж «Дальний Восток», пришла в банк на должность менеджера по прямым продажам, а ушла менеджером по работе с VIP-клиентами: «Девяностые года остались в прошлом, как и зарплаты 90-х. Сегодня банковский сектор — это сегмент, стандартный по уровню дохода, где работники получают среднестатистические зарплаты.
Во Владивостоке средний специалист банковского сектора по обслуживанию клиентов зарабатывает 20-25 тыс.
руб., менеджер отделения — до 30 тыс.
руб.
На руководящих позициях платят, конечно, больше.
Но чтобы добиться руководящей должности в банковской сфере, нужно работать и работать, мало того, нужно любить все эти финансы и кредиты.
Я ушла потому, что не видела себя в этой области на руководящей должности.
Тем не менее у меня множество знакомых, которые с рядовых позиций пробились до руководителей отделений банков.
Если в условиях кадровой текучки держаться в одном банке и не уходить оттуда, шансов добиться успеха гораздо больше, даже при отсутствии связей и рекомендаций».
Сергей Кривоносов, ныне директор магазина «Эльдорадо» во Владивостоке, как и большинство банковских новичков, начал с должности рядового специалиста, получая 9 тыс.
руб.
на руки.
А в результате возглавил крупнейший отдел кредитования VIP-предприятий.
«Из банка я ушел потому, что пик моей карьеры пришелся на кризисный год, когда была проблема с ликвидностью и кредиты практически не выдавались.
В связи с этим минимизировались расходы банка, а это, прежде всего, зарплата.
Ее сокращали, малоценных сотрудников увольняли.
Пережидать эту волну мне не хотелось, потому что я человек активный, динамичный и желал развиваться.
Сегодня я поддерживаю отношения с бывшими коллегами.
Они уже возглавляют целые отделы.
А когда-то я принимал их на практику.
Человек, который нацелен на достижение результата, добьется своего.
Но и для тех, кому нужно «просто перекантоваться», работа в банке на рядовой должности — тоже неплохой вариант.
Хотя слабые, нецелеустремленные люди отсеиваются в первые полгода.
Если говорить о престижности, то сфера обслуживания, выполняющая роль функционала, в банке самая малопривлекательная и малооплачиваемая.
А вот в продажах нужно «крутиться» и надеяться на успех».
КОММЕНТАРИЙ Сергей Маринин, заместитель председателя Правления ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»: «Уже давно прошли те времена, когда профессия «банкир» входила в число элитных.
Сейчас банки испытывают такой же дефицит кадров, как и другие сферы продаж и обслуживания: розничная торговля, туристический бизнес, ресторация.
Мы опять вернулись к «рынку работника», когда уже не работодатель, а соискатель диктует условия и выбирает.
Банкам в таких условиях остается создавать максимально привлекательные условия, которые не ограничиваются лишь высоким уровнем заработной платы. Ежегодно вузы края выпускают сотни молодых финансистов, экономистов, бухгалтеров.
Но в последние несколько лет мы с сожалением констатируем, что у молодых специалистов крайне завышенные ожидания: не имея опыта, они хотят высокую зарплату и нерядовую должность.
Те, кто адекватно оценивает свою стоимость на рынке, пользуются большим спросом у работодателей.
Банки создают все условия, чтобы молодой специалист мог построить успешную карьеру, так как мы сами заинтересованы в этом росте.
Обширные финансовые и интеллектуальные ресурсы банки вкладывают в развитие систем внутреннего и внешнего обучения, наставничества, стажировок, кадрового резерва и корпоративной культуры.
Главное качество, которым должен обладать молодой специалист, желающий построить карьеру в банке, — это готовность работать и добросовестно выполнять свои обязанности.
Все остальное — коммуникабельность, энергичность, креативность, стрессоустойчивость, готовность расти и развиваться — станут дополнительными плюсами, которые помогут расти быстрее».