- 15, Apr 2023
- #1
Если бы конструирования шаблонов и моделей было достаточно для создания новых идей, мы все были бы гениями творчества.
Но творческое мышление не только конструктивно, оно еще и деструктивно.
Как мы установили в начале этой главы, творческое мышление предполагает умение играть с тем, что вы знаете, и, следовательно, означает разрушение старого стереотипа для создания нового.
В творчестве очень эффективной тактикой является игра в революционеров, когда вы бросаете вызов существующим нормам и правилам.
Вот хороший пример.
Зимой 333 года до н.
э.
Александр Македонский со своей армией добрался до азиатского города Гордиона, чтобы стать там на зимние квартиры.
Во время своего пребывания в Гордионе Александр услыхал легенду о знаменитом в городе «Гордиевом узле».
Оракул утверждал, что тот, кто развяжет необыкновенно сложный узел, станет властелином Азии.
Рассказ заинтриговал Александра, и он потребовал, чтобы его отвели к знаменитому узлу — полководец захотел решить загадку.
Александр некоторое время разглядывал узел, а потом, после нескольких бесплодных попыток найти конец веревки, вскипел.
«Как мне справиться с ним? — спросил он себя тут его осенила идея: — Сейчас я создам свои собственные правила обращения с узлами».
Он вытащил меч и разрубил узел.
Судьба Азии была решена: Александру было суждено стать ее властелином.
Польский астроном Николай Коперник постулировал, что Земля вращается вокруг Солнца, и своим утверждением разрушил существовавшее прежде представление об антропоцентричности Вселенной.
Волнующими любовными стихами греческая поэтесса Сафо опровергла распространенное представление о том, что лирическая поэзия является уделом исключительно мужчин.
Бетховен, придав особую значимость коде и введя двухголосную фугу в оркестр*, нарушил традиционные правила сочинения симфоний.
Немецкий генерал Эрнст Роммель своими летучими атаками на механизированных средствах нарушил правила ведения войны.
Приравняв массу и энергию как различные формы существования материи, Эйнштейн пренебрег правилами физики Ньютона.
Задумайтесь: почти всегда прогресс в искусстве, кулинарии, медицине, сельском хозяйстве, технологии, маркетинге, политике, образовании и технике связан с тем, что кто-то бросил вызов установленным правилам и попытался сделать по-другому, не так, как принято.
Подобные нарушения правил встречаются даже в спорте.
Возьмем плавание.
До 20-х годов нашего века существовало только три стиля плавания, по которым проводились соревнования: вольный стиль, брасс и плавание на спине.
Для каждого стиля существовали особые правила того, как нужно двигаться в воде, в частности при плавании брассом нужно вытянуть под водой обе руки вместе, а затем одновременно отвести их назад в исходную позицию для последующего выбрасывания вперед.
Большинство людей понимало это так: отвести руки назад — значит отвести их назад под водой.
Однако в 20-х годах кому-то пришло в голову пересмотреть «закон» и изменить интерпретацию фразы, определяющей отведение рук в исходную позицию, на «отвести руки назад с выносом из воды».
Поскольку новый «брасс» позволял плыть на 15% быстрее, пловцы, придерживавшиеся старого варианта, становились неконкурентоспособны.
Что-то надо было делать.
В конце концов был признан новый, четвертый стиль плавания — известный теперь как «баттерфляй», — по которому проводились соревнования уже на Олимпийских играх 1956 года.
Такое случалось и в других видах спорта.
Если бы правила время от времени не менялись, то до сих пор в баскетболе нужно было бы ударять мячом о землю после каждого попадания в корзину, в футболе разрешалось бы отдавать мяч своему вратарю ногой и т.
д.
У меня есть друг, к которому я обращаюсь всякий раз, когда сталкиваюсь с действительно сложной проблемой.
После того как я расскажу ему, в чем дело, он неизменно спрашивает: «Какие правила мы можем нарушить?» Он знает, что я усвоил несметное множество правил и они превратились у меня в исходные предпосылки любого решения.
Трудно придумать что-нибудь новое, исходя из неосознаваемых, но действенных установок.
Творческий человек постоянно бросает вызов существующим нормам.
Большинство людей скажут: «Как правило, если операция “ХУ2” выполнена определенным образом, то в результате получится “а-Ь^”».
Здесь «ХУ2» может быть и маркетинговой стратегией, и методикой обучения третьеклассников рисованию и черчению, и системой хореографии, и технологическим процессом, и тактикой накопления фондов, и способом фарширования индейки.
Человек, мыслящий творчески, поиграет с «ХУ2» и поищет результаты за пределами обычных правил и рекомендаций.
Я знаю учреждение, которое зашло так далеко, что сделало творческий подход к делу своим девизом:
«Здесь можно нарушать любое правило, но только не это».
Его работники понимают, что если они будут следовать одним и тем же правилам постоянно в течение пяти лет, то в делах фирмы неизбежен застой.
Они знают, что правило, которое действовало в прошлом году, вероятно, будет годиться и на следующий, но возможно, что его придется и нарушить.
Но творческое мышление не только конструктивно, оно еще и деструктивно.
Как мы установили в начале этой главы, творческое мышление предполагает умение играть с тем, что вы знаете, и, следовательно, означает разрушение старого стереотипа для создания нового.
В творчестве очень эффективной тактикой является игра в революционеров, когда вы бросаете вызов существующим нормам и правилам.
Вот хороший пример.
Зимой 333 года до н.
э.
Александр Македонский со своей армией добрался до азиатского города Гордиона, чтобы стать там на зимние квартиры.
Во время своего пребывания в Гордионе Александр услыхал легенду о знаменитом в городе «Гордиевом узле».
Оракул утверждал, что тот, кто развяжет необыкновенно сложный узел, станет властелином Азии.
Рассказ заинтриговал Александра, и он потребовал, чтобы его отвели к знаменитому узлу — полководец захотел решить загадку.
Александр некоторое время разглядывал узел, а потом, после нескольких бесплодных попыток найти конец веревки, вскипел.
«Как мне справиться с ним? — спросил он себя тут его осенила идея: — Сейчас я создам свои собственные правила обращения с узлами».
Он вытащил меч и разрубил узел.
Судьба Азии была решена: Александру было суждено стать ее властелином.
Польский астроном Николай Коперник постулировал, что Земля вращается вокруг Солнца, и своим утверждением разрушил существовавшее прежде представление об антропоцентричности Вселенной.
Волнующими любовными стихами греческая поэтесса Сафо опровергла распространенное представление о том, что лирическая поэзия является уделом исключительно мужчин.
Бетховен, придав особую значимость коде и введя двухголосную фугу в оркестр*, нарушил традиционные правила сочинения симфоний.
Немецкий генерал Эрнст Роммель своими летучими атаками на механизированных средствах нарушил правила ведения войны.
Приравняв массу и энергию как различные формы существования материи, Эйнштейн пренебрег правилами физики Ньютона.
Задумайтесь: почти всегда прогресс в искусстве, кулинарии, медицине, сельском хозяйстве, технологии, маркетинге, политике, образовании и технике связан с тем, что кто-то бросил вызов установленным правилам и попытался сделать по-другому, не так, как принято.
Подобные нарушения правил встречаются даже в спорте.
Возьмем плавание.
До 20-х годов нашего века существовало только три стиля плавания, по которым проводились соревнования: вольный стиль, брасс и плавание на спине.
Для каждого стиля существовали особые правила того, как нужно двигаться в воде, в частности при плавании брассом нужно вытянуть под водой обе руки вместе, а затем одновременно отвести их назад в исходную позицию для последующего выбрасывания вперед.
Большинство людей понимало это так: отвести руки назад — значит отвести их назад под водой.
Однако в 20-х годах кому-то пришло в голову пересмотреть «закон» и изменить интерпретацию фразы, определяющей отведение рук в исходную позицию, на «отвести руки назад с выносом из воды».
Поскольку новый «брасс» позволял плыть на 15% быстрее, пловцы, придерживавшиеся старого варианта, становились неконкурентоспособны.
Что-то надо было делать.
В конце концов был признан новый, четвертый стиль плавания — известный теперь как «баттерфляй», — по которому проводились соревнования уже на Олимпийских играх 1956 года.
Такое случалось и в других видах спорта.
Если бы правила время от времени не менялись, то до сих пор в баскетболе нужно было бы ударять мячом о землю после каждого попадания в корзину, в футболе разрешалось бы отдавать мяч своему вратарю ногой и т.
д.
У меня есть друг, к которому я обращаюсь всякий раз, когда сталкиваюсь с действительно сложной проблемой.
После того как я расскажу ему, в чем дело, он неизменно спрашивает: «Какие правила мы можем нарушить?» Он знает, что я усвоил несметное множество правил и они превратились у меня в исходные предпосылки любого решения.
Трудно придумать что-нибудь новое, исходя из неосознаваемых, но действенных установок.
Творческий человек постоянно бросает вызов существующим нормам.
Большинство людей скажут: «Как правило, если операция “ХУ2” выполнена определенным образом, то в результате получится “а-Ь^”».
Здесь «ХУ2» может быть и маркетинговой стратегией, и методикой обучения третьеклассников рисованию и черчению, и системой хореографии, и технологическим процессом, и тактикой накопления фондов, и способом фарширования индейки.
Человек, мыслящий творчески, поиграет с «ХУ2» и поищет результаты за пределами обычных правил и рекомендаций.
Я знаю учреждение, которое зашло так далеко, что сделало творческий подход к делу своим девизом:
«Здесь можно нарушать любое правило, но только не это».
Его работники понимают, что если они будут следовать одним и тем же правилам постоянно в течение пяти лет, то в делах фирмы неизбежен застой.
Они знают, что правило, которое действовало в прошлом году, вероятно, будет годиться и на следующий, но возможно, что его придется и нарушить.