- 29, Jul 2018
- #1
Курпатов - Что я могу знать?
Приглашаем вас на четвертую лекцию цикла «Новая антропология», который направлен на создание максимально корректной модели описания человека, его отношений с другими людьми и определения его места в мире.
Представьте себе, что нашу планету захватывают инопланетяне.
При этом, они миролюбивы и дружелюбны.
То есть, съесть нас или как-то иначе поэксплуатировать они не хотят, менять тоже.
Им просто нужно знать, как с нами обращаться, чтобы мы были довольны своей жизнью и новыми властителями.
Какую книгу вы им предложите в качестве «инструкции по применению»? Мы создали «инструкции по применению» для всего — для телевизоров и электрических чайников, лекарственных препаратов, лифтов, эскалаторов и самолетов.
Но у нас нет «инструкции по применению», когда дело заходит о нас самих. Кто мы такие? Как с нами обращаться? Что нужно учесть, чтобы мы были более-менее всем довольны? Эти вопросы повисают без ответов.
Шутки шутками, но до сих пор лучшим и не вызывающим сомнений определением для «человека» остается ироничная формула Платона, созданная в соавторстве с Диогеном Синопским: «Человек — это двуногое существо с плоскими ногтями».
Если учесть все философские концепции, все психологические эксперименты и теории, все нейрофизиологические исследования, а также факты, добытые эволюционной теорией, всю информацию о истории человечества и множестве культурных традиций, наш объем знаний о себе ошеломляет.
Он поистине фантастический! Но почему тогда всё это не работает? Где «инструкция»? Сколько вешать в граммах? Отсутствие внятного, целостного представления о «человеке» неудивительно: сложно найти что-то более противоречивое, чем мы с вами.
Попытки сшить все это «несшиваемое» и впихнуть «невпихуемое» регулярно оборачиваются, как говорят в таких случаях, «эпическими провалами». Как объединить в единую, непротиворечивую систему всё, что мы знаем о человеке?
Что ж, мы затеяли путешествие в самую настоящую «кротовую нору»! Проблема ведь не в том, что мы знаем о себе слишком много, а в том, видимо, что мы знаем это неправильно.
Да, мы собрали кучу фактов, но так и не удосужились взглянуть на них трезво, не спросили себя — о чем нам эти факты говорят? Ситуация выглядит так, как если бы мы сначала решили собрать коллекцию картин, а лишь затем озадачились вопросом, как превратить их в концептуальную выставку.
Но так это не работает — из кучи фактов нельзя произвести систему.
«Новая антропология» ставит перед собой задачу переосмыслить имеющиеся у нас научные факты и теоретические представления (из философии, психологии, социологии), чтобы получить целостную систему знаний о «человеке». И первый шаг здесь — радикальное сомнение в оправданности наших прежних представлений.
Лекция «Что я могу „знать“?» заключительная в курсе «Новая антропология» и нам предстоит подвести итоги.
Попробуем собрать этот хитрый пазл.
Скачать: Скрытая информация :: Авторизуйтесь для просмотра »