Книга "Щугор" автор Флегонта Арсеньева посвящена изучению величественной природы Северного Урала. Начиная с ее истока на просторах Пермской губернии, герой путешествует по всей обширной территории, чтобы наблюдать и описывать все дивные пейзажи и чудеса северных рек, озёр, болот, горных хребтов и дубрав.
Накопленные веками природные богатства региона отображены в книге и становятся основой для описания разнообразных проявлений лесной флоры и фауны. Благодаря терпению и опыту автора, каждый читатель может представить дух дикой природы суровой сибирской тундры. Безграничные просторы природы, удаленность от современных технологий и щемящая тоска
В начале нашего тура 1889 года мы прибыли на реку Обь в Томск, где были окончательно снаряжены и устроены для плавания. Экспедиционное судно "Ваня", названное так в честь наследника, было заново окрашено в зеленое и белое и снабжено двумя мачтами с тремя парусами каждый, лишь слегка приспособленными для реки.
Из Томска мы отправились вдоль реки Оби, прямой противоположностью Печоры: последняя текла в стороне и почти рядом до самого Ледовитого океана. Другая великая северная река, также вытекающая в Пермской губернии, Печора, величественно струит свои воды по ее многокилометровому пути. Эта картина повторяется весьма часто - две реки из Перми (или неподалеку) и порой очень маленькие реки или озера, которые сковывают по своим поразительно извилистым очертаниями северные земли.
В этом первом туре наше внимание больше концентрировалось на природу - странные незнакомые растения, деревья, цветы, животные, которых никогда не видели прежде, а также те породы которые уже известны нам из лекций без всякой связи с тем, куда они исчезли из привычных ареалов.
Полярный день, на начало лета, еще не начал склоняться к убыванию: солнце наоборот становится все большим и более явным над горизонтом, безоблачно светит прямо с утра, обходит небосклон и продолжается до заката. Примечательно, что полностью уходящий за горизонт только в июне месяц никого не смущает, там метод ведения календаря основан на западном восходе солнца.
Новая встреча лицом к лицу здесь, однако, ломает привычные психологические рамки. Солнце, которое мотивом в нашей жизни, становится крайне аккуратным и осторожным: оно вовсе не живородящее, его лучи скрыты защитой от людских глаз. От это происходит снижение эмоционального фона и принятия как данного факта новенькими членами команды судна, жителями поселений по берегу реки, в которых мы останавливаемся для пополнения запасов водой, провизией и проведения совещаний и совещаний с ними о происходящем в жизни местных жителей, так и самим хозяином. Мне вспоминается одна забавная глава дневника Ф. Ятманова, когда он удивляется и возмущается по поводу такого отношения ко всему в общем, и к солнцу в частности. Конечно, логично, это неудобно для ясного художественного построения мира в голове, как у него, лично сформированного совсем другим культурным климатом, природно-климатическими условиями и долгим опытом в полностью солнечном месте. Особую пикантность моменту добавляет присутствие царских моряков - таких ярких образцов "пристойности", которые выработаны отшлифованы трудом поколениями работников госструктуры и бытового обеспечения государства. Все это вместе взятое работает как контраргумент внутренней свободе и чувству раскрепощения, особенно сильно дававшим о себе знать молодым флотским офицерам.
С удовольствием погружаешься в местную жизнь, обычаи, бытовые подробности сибиряков: все сильно разнится от Петербурга или Кронштадта, что дает дополнительные ощущения и оттенки новым людям надолго окрасит увиденное стороной..
Аудиокнига «Щугор» написана автором Флегонт Арсеньевич Арсеньев в году.
Минимальный возраст читателя: 12
Язык: Русский
Описание книги от Флегонт Арсеньевич Арсеньев
«Почти параллельно Уральскому хребту величаво улеглась в обрывистые берега громадная северная река Печора. Вытекая из Пермской губернии и принимая на своем двухтысячном протяжении довольно много больших и малых притоков, река эта широким руслом вливается в Ледовитый океан. Уральские горы местами так близки к печорским берегам, что кажется, тут и есть, рукой подать: так отчетливо и резко рисуется этот горный кряж на восточном горизонте…»