Выбираем Av-Ресивер: Критерии Оценки И Возможности Устройства

Как следует из названия, этот пост посвящен совершенно тривиальной вещи – выбору AV-ресивера.

В подобных публикациях часто встречаются довольно «джинсовые» намеки на преимущества производителей или технологий, используемых при создании техники.

Вопреки таким правилам, я постараюсь максимально нейтрально описать значимые для пользователей критерии и рассказать о том, что важно учитывать при совершении такого выбора.

Свои личные предпочтения относительно производителей и моделей ресиверов я опишу в других статьях.



Выбираем AV-ресивер: критерии оценки и возможности устройства

Хочу подчеркнуть, что пишу этот пост для тех, кто уверен, что ему нужно именно AV-ресивер .

Для тех, кто знает, что никакие альтернативные варианты в виде активной акустики или классической пары динамиков+традиционный УМЗЧ не подходят. Можно долго спорить о преимуществах того или иного выбора, но бывают ситуации, в которых ресивер является осознанной необходимостью.

В посте описано несколько удобных методов неаппаратной субъективной оценки звука, принципы расчета необходимой мощности, а также функционал устройств такого типа.



5,7,9 или 11?

Один из основных вопросов, который задают потребители при выборе ресиверов, касается количества каналов усиления.

Часто количество каналов определяет стоимость.

Многие эксперты убеждены, что использования старой доброй схемы 5.1 достаточно для создания реалистичной панорамы объемного звучания.

Однако с появлением дисков Blue-ray с новыми стандартами записи саундтреков к фильмам ситуация в последние годы несколько изменилась.

Современные форматы позволяют записывать семиканальный саундтрек, что, в свою очередь, определяет тренд. Более того, использование передовых технологий объемного звучания часто предполагает использование дополнительных потолочных источников, которые, в свою очередь, требуют дополнительных каналов.

По этим причинам семиканальные системы сегодня являются наиболее распространенными.

До сих пор выпускаются пятиканальные ресиверы, которые, как правило, присутствуют в начальных линейках (ценовая категория до 40 000 рублей), а также есть особо удачные модели (или их модернизации), пользующиеся большим спросом, несмотря на небольшой размер.

количество каналов.

На рынке также широко представлены модели с 9- и 11-канальным усилением, которые позволяют расширить панораму за счет использования верхнего фронтального и дополнительных боковых источников.

Использование таких систем без источников с 9 или 11-канальной записью звука вызывает много споров, поскольку дополнительные каналы лишь дублируют уже существующие в схеме 5.1 или 7.1. Но следует отметить, что такие схемы полезны и оправданы при использовании таких технологий, как Dolby Atmos и DST-X. В последние годы на рынке стали популярны ресиверы со стереосабвуферами (системы 5.2, 7.2 и т.д.).

Считается, что стерео в области низких частот может усилить эффект объемного звука.

Мой личный опыт показывает, что создать реалистичную сцену можно по стандартной схеме 7.1 без дополнительных фронтальных и боковых динамиков, естественно, при наличии соответствующего источника и хороших возможностей динамиков.

Однако с широким распространением форматов с большим количеством каналов такие системы станут более актуальными.



Мощность и громкость

Одним из ключевых акустических параметров AV-ресивера является мощность.

Как и в случае с классическими УМЗЧ, при оценке этого критерия следует учитывать площадь помещения, которую должно озвучивать устройство и, соответственно, мощность акустической системы.

В таких системах важно иметь запас мощности, т.е.

следить за тем, чтобы мощность приемника была больше мощности динамика.

Во-первых, это позволит минимизировать возникающие искажения и не использовать ограничения громкости.

Во-вторых, если вам необходимо приобрести колонки большей мощности, на большую площадь, запас пригодится.

Следует отметить, что громкость системы в целом (т. е.

уровень создаваемого звукового давления) будет зависеть не только от мощности усилителя и динамиков, но и от чувствительности акустики.

Таким образом, один и тот же ресивер на одном и том же уровне громкости может звучать по-разному с разными динамиками.

При площади номера 30 кв.

м.

Большинство специалистов рекомендуют мощность усиления не менее 50 Вт (соответственно, средняя мощность на 1 кв.

м должна составлять около 1,5 Вт).

Как я писал выше, эти значения достаточно условны и во многом зависят от чувствительности динамиков.

Представленные данные актуальны для колонок с чувствительностью 85-90 дБ.

Производители часто указывают, на какой именно объем (площадь) помещения рассчитаны их усиливающие возможности.

Помимо прочего, необходимо учитывать разные подходы производителей к оценке мощности AV-ресивера.

Ряд производителей Китая и Малой Азии до сих пор указывают в своих характеристиках PMPO, т.е.

пиковую мощность, которая не является каким-либо информативным показателем.

Некоторые изделия этих компаний могут «обладать» «гордой» мощностью 1000 или 2000 Вт (ПМПО), что может и впечатлить неопытного покупателя, но будет очень далеко от истины.

Ряд других производителей действуют более изощренно: они указывают честное среднеквадратичное значение, но измеряют нелинейные искажения на малых уровнях громкости.

На большой громкости эти искажения существенно возрастают, и акустическая система начинает «захлебываться» звуком.

Поэтому, чтобы оценить реальную мощность и звуковое давление, необходимо провести предварительное прослушивание оборудования или купить те устройства, которые вам уже знакомы.



Искажения и качество звука

Перед покупкой ресивера следует обратить внимание на уровень нелинейных искажений.

Гармонические искажения (THD) указаны в документации к устройству, а также в описании характеристик на сайте продавца (если они не указаны, следует задуматься о компетентности магазина и качестве устройства) .

Интермодуляционные искажения (IMD) в документации фигурируют гораздо реже, и соответственно, при выборе конкретной модели имеет смысл поискать эти характеристики в тестах, опубликованных в Интернете, и проверить их субъективно на слух (о чем речь пойдет ниже).

Для подавляющего большинства современных приёмников уровень гармонических искажений исчезающе мал и не превышает 1% для всего диапазона частот на всех уровнях громкости.

Это связано с тем, что большинство из них основаны на идентичных микросхемах усилителей, соответствующих четко определенным стандартам.

Также следует учитывать, что с увеличением объема увеличивается и КНИ.

Большинство экспертов считают предельным значением интермодуляционных искажений в современном оборудовании 3% (измеряется стандартным 2-частотным методом).



Выбираем AV-ресивер: критерии оценки и возможности устройства

Приобретая домашнее устройство, вряд ли у вас появится возможность использовать для тестирования тестовый стенд. Нести осциллограф в автосалон не очень удобно и достаточно хлопотно.

Однако существуют методы, позволяющие субъективно оценить качество звука и появление нелинейных искажений с относительно высокой степенью достоверности.

Сравнительную оценку ресиверов на слух можно провести аналогично аналогичным тестам акустических систем.

Разница лишь в том, что используется один динамик и несколько разных ресиверов.

«Используйте диск с синусоидальным сигналом частотой 315 Гц (уровень 0 дБ), громкость выставлена на минимум.

После запуска «синуса» громкость постепенно увеличивается до тех пор, пока звук не начнет искажаться (гудение и т.п.

).

Записывается уровень громкости, при котором начались искажения, затем тестируется вторая, третья система и т.д. Самый высокий показатель говорит о более высоком качестве и точности воспроизведения».

Идеальный способ субъективно сравнить качество AV-ресиверов — провести слепое тестирование с ранее известным и незнакомым музыкальным материалом.

Интермодуляционные искажения можно субъективно определить, слушая детский или женский высоких частот. Размытый и нечеткий звук будет указывать на высокий уровень IMD. В субъективных тестах следует также учитывать тот факт, что динамик вносит существенно больше искажений, чем ресивер.

Кроме того, в идеале используйте именно ту акустику, которую планируете использовать с этим ресивером (таким образом, легко понять, насколько колонки подходят к конкретному ресиверу).



Функциональность

Интеграция и интерфейсы Считается, что современный AV-ресивер должен обладать широкими функциональными возможностями и именно они качественно отличают его от традиционных устройств усиления.



Выбираем AV-ресивер: критерии оценки и возможности устройства

Для современных ресиверов высокий уровень интеграции с мобильными устройствами, а также с ПК по протоколам беспроводной передачи данных (Bluetooth, AirPlay, Wi-Fi и т.д.) и Ethernet, удаленное управление через мобильные приложения, многоканальная передача видео.

и аудиоинформация практически обязательна, что роднит их с мультирум-системами.

Кроме того, многие современные ресиверы оснащены коаксиальными и оптическими аудиовыходами, позволяющими быстро передавать аудиосигналы в цифровом виде.

Ресиверы без поддержки потоковых сервисов постепенно уходят в прошлое, что по определению предполагает использование Ethernet или беспроводного соединения для связи с сетью.

Учитывая интеграцию потоковой передачи, имеет смысл выяснить, сможет ли ресивер поддерживать потоковую передачу без потери качества.

Нередки случаи интеграции в ресивер плеера, считывающего данные с внешнего накопителя.

Если вам необходимо подключить большое количество устройств, стоит обратить внимание на количество разъемов HDMI. Естественно, чем их больше, тем выше стоимость устройства.

Акустическая коррекция Одной из интересных особенностей среди современных моделей среднего (от 70 до 100 тысяч рублей) ценового диапазона являются системы, способные адаптировать звук к особенностям помещения.

Настроить ее можно автоматически, с помощью специального микрофона, или вручную, введя данные об акустической системе, расположении динамиков и установив необходимый эквалайзер и уровень громкости для каждого динамика.

Следует отметить, что не все AV-ресиверы обладают такими возможностями; более того, бывают случаи, когда проблемы помещения можно решить только с помощью традиционной акустической обработки стен, пола и потолка.

Видео функциональность Многие пользователи AV-ресиверы отметим полезность функций адаптации изображения и деинтерлейсинга.

Суть этих функций заключается в обработке телевизионного, ПК или DVD-сигнала специальным графическим процессором, в результате чего происходит масштабирование и искусственное увеличение разрешения до Full HD или 4K. Эксперты из США особо отмечают видеопроцессоры таких производителей, как Marvell Qdeo или Anchor Bay, которые, по их словам, осуществляют адаптацию изображения лучше, чем встроенные в телевизоры и устройства воспроизведения.

Объемный звук Для реализации возможности объемного звучания существует ряд режимов и стандартов, в определенной степени повторяющих друг друга.

Самыми известными брендами в этой области являются Dolby, DTS, Audyssey и THX. Использование и выбор этих режимов может быть немного запутанным для менее опытного пользователя, но экспериментирование и выбор имеют определенную ценность.



Выбираем AV-ресивер: критерии оценки и возможности устройства

Наиболее распространенными форматами, которые поддерживает подавляющее большинство современных AV-ресиверов, являются Dolby Digital (Dolby Digital Plus) и DTS. Для полноценного воспроизведения дисков Blu-ray используются Dolby TrueHD, Dolby Atmos, DST-X, DTS-HD Master Audio. Как по личным впечатлениям, так и по отзывам экспертов, самыми передовыми технологиями объемного звучания на сегодняшний день являются Dolby Atmos и DST-X, которые позволяют получить максимально реалистичное звуковое «холст» с предельно детальной, глубокой и точной сценой.

При этом для полноценной работы этих технологий необходима потолочная акустика и, соответственно, использование ресивера 7.1.

Выбираем AV-ресивер: критерии оценки и возможности устройства

Еще одна функция, реализованная во многих AV-ресиверах, — это декодеры, позволяющие преобразовывать стереосигнал в объемный звук 5.1 или 7.1. К ним относятся Dolby Pro Logic IIx, более продвинутый Dolby Pro Logic IIz, Audyssey DSX и DTS Neo:6. Эффект от использования таких режимов я оцениваю как впечатляющий и интересный.

Но как человек, зачастую отдающий предпочтение традиционному стерео, мне от такого прослушивания (особенно музыки) быстро надоедает. Нормализация громкости и сжатие Я никогда не использовал функцию сжатия по необходимости — только в качестве эксперимента, но для многих это действительно необходимо.

Полезно для тех, кто смотрит телеканалы с агрессивной рекламой, которые часто имеют более высокий общий уровень громкости.

Эта функция также будет полезна тем, у кого соседи имеют слуховую гиперестезию и очень болезненно реагируют на увеличение громкости за стеной.

Цифровой компрессор отсекает пики амплитуды и частоты, что позволяет вполне комфортно и без вреда соседям смотреть фильмы в ночное время.



Нижняя граница

Критерии выбора AV-ресивер однозначно определяются тремя факторами:
  • необходимость определенного функционала;
  • качество звука и изображения;
  • бюджет пользователя.

С увеличением количества интерфейсов, декодеров, режимов работы, возможностей интеграции и другого пользовательского функционала естественно возрастает стоимость устройства.

Большинство покупателей нашего магазина (70% ответивших на этот вопрос) считают, что хороший AV-ресивер с достаточным функционалом и возможностями можно приобрести в ценовом диапазоне от 40 до 90 тысяч рублей.

Лично для меня наиболее интересными вариантами оказались ресиверы, использующие технологии Dolby Atmos и DST:X, оснащенные возможностью управления через мобильные приложения.

Именно эти особенности я считаю наиболее важными после основных критериев качества звука.

Теги: #Компьютерное оборудование #Звук #видео #Периферия #Видеооборудование #A/V #усилитель #аудио #домашний кинотеатр #Dolby #Dolby Atmos #receiver #receiver #av-receiver #dst:X

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.