Вход В It: «Я Писал Игры Для Калькулятора»

Продолжаем рубрику «Входи в IT»! Сегодня наш гость — заслуженный ветеран отрасли и просто замечательный человек Константин Хаустов, менеджер по доставке DataArt. Костя перенесет нас на 30 лет в прошлое и расскажет о том, как начался для него путь в IT.

Вход в IT: «Я писал игры для калькулятора»

Мой «вход» в ИТ произошел задолго до того, как я услышал слово «ИТ».

Даже слово «компьютер» тогда использовалось редко.

Обычно говорили «ЭВМ» или просто «машина».

Это вполне соответствовало его внешнему виду — шкаф размером с большой холодильник, в который были вставлены какие-то соединенные кабелями платы, огромные дисководы, блоки питания и вентиляторы.

Все это мигало огнями и грохотало, как трактор.

В нашей школе было два таких «автомата», они назывались «Электроника-60».

Как я позже узнал, это был советский клон компьютера DEC PDP-11, того самого, на котором когда-то появилась операционная система Unix. Но тогда, в 1985 году, не имело значения, какие это были компьютеры.

Иметь в школе хотя бы несколько компьютеров было крайне круто и необычно.

Настолько необычные, что никто толком не понял, что с ними делать.

Информатики как школьного предмета не было; даже калькуляторы только что появились в школе.

Для нас все зависело от директора-энтузиаста, который сам заинтересовался этим железом и программным обеспечением и отправил на курсы заинтересованных учителей математики.

Учителя тут же открыли кружки, чтобы передать детям знания, пока они не забыли.

Это был скорее сломанный телефон, чем обучение, но нам дали самое главное — доступ к компьютерам.



Вход в IT: «Я писал игры для калькулятора»

Хотя компьютеров было всего два, рабочих станций в классе было около пятнадцати: к каждому компьютеру было подключено несколько терминалов и запущен интерпретатор языка Бейсик, поддерживавший многопользовательскую работу.

В общем, программировать можно было только на Бейсике и только два часа в неделю.

В остальное время мне приходилось обходиться программируемым калькулятором.

По сравнению с большими компьютерами программирование калькулятора означает написание программы даже не на языке ассемблера, а непосредственно в машинном коде.

Деятельность очень трудоемкая, но тогда ею увлекались очень много людей, примерно так же, как сейчас каждый гик программирует Raspberry. Программы для калькуляторов обсуждались и публиковались в научно-популярных журналах.

Были даже игры для калькуляторов, хотя здесь приходилось сильно полагаться на свою фантазию.

Были на «Электронике-60» и игры, даже с более человеческим интерфейсом, чем на калькуляторах, нарисованные символами на буквенно-цифровом дисплее.

Именно там я впервые сыграл в тетрис, в 1986 году, всего через год после его изобретения.

Но играть было не так интересно, как программировать.

В то время ощущение волшебства программирования еще не утратило своей новизны, и большинство моих сверстников, имевших доступ к компьютерам, зацепились прежде всего не играми, а этой гибкостью и податливостью компьютерного мира, иллюзией всемогущество.

Мы сделали несколько тестов и обучающих программ для школы, а также написали игры «для себя».

Из-за аппаратных ограничений иллюстрации в образовательных программах и анимация в играх выполнялись одними и теми же стандартными символами, даже не псевдографикой.

Конечно, мы мечтали о настоящей графике, и в конце концов, в 1988 году, мы ее получили.

Это был целый класс с компьютерами БК-0010, у которых была графика, звук, локальная сеть – масса новых возможностей.

Мы начали делать все, что делали раньше – образовательные программы и игры – но на новом уровне.

Из своих проектов того времени я помню утилиту для печати графики на матричном принтере, 3D-лабиринт, который хоть и рисовался правильно, но работал очень медленно, и вирус, приписывавший себя к загрузочному сектору дискеты.

Благодаря деятельности нашего директора к нам постоянно «прилипали» различные конкурсы и олимпиады.

Например, один из моих старших товарищей поехал на первую Всесоюзную олимпиаду по информатике из Воронежа без каких-либо отборов.

Потом мы волшебным образом получили приглашение на международный конкурс из болгарского города Стара Загора.

Мы выполнили задания отборочных туров, отправили распечатки программ по почте (обычной почтой, электронной почты тогда не было), и в итоге мы со старшим другом поехали туда.

Это было очень круто.

Мы принимали участие во всей конкурсной программе, даже в «компьютерной лингвистике», о которой ничего не знали, и развлекались всем, чем нас развлекали: стояли на вершине горы Шипка, гуляли по деревне Габрово, ходили в Пловдив вместе с делегацией из Красноярска зашли в Музей розы и выпили ведро тоника Schweppes, который в то время здесь не продавался.

С лингвистикой у меня дела обстояли не очень хорошо, но с программированием у меня было лучше, и я даже получил бронзовую медаль.

А через год я встретил тех же ребят из Красноярска у них дома, на первой российской олимпиаде по информатике.

Потом внезапно закончились мои школьные годы, но я ни капельки об этом не пожалел, в том числе и потому, что теперь я мог «войти в IT» по-настоящему.

После некоторых колебаний я оказался в ВГУ на машиностроительном факультете в той же группе с такими же «поступившими».

У каждого была своя интересная история входа в IT, жизни в IT, а позже у некоторых из них (Костя Сулимин и Денис Цыплаков) появилась своя история Enjoy IT.

Вход в IT: «Я писал игры для калькулятора»

Теги: #DataArt #войди в это #история #история #Карьера в ИТ-индустрии

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.