Вэй-Деяние

«Деяние», «свершение», «осуществление», «управление», «делаться», «становиться», «являться», «быть» (вэй1) - термин китайской философии, выражающий три основных понятия, производные от его трех грамматических функций и объединенные представлением о деятельности (природы или человека).

  1. Как связка «делаться», «являться», «быть [чем-либо]» вэй1 означает процесс, результатами которого являются конкретные состояния. В Мо-цзы (гл. 40, опр. 85) вэй1 определяется как «сохранение, преодоление, обмен, исчезновение, управление, превращение». Как служебное слово («[деятельность] для, ради»; ср. рус. «для, деля» — «дело», лат. causa — «для») вэй1 образует этическое понятие целевой ориентации, прямая дефиниция которого также содержится в Мо-цзы (гл. 40, опр. 75): «вэй1 — это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)».

  2. В полном знаменательном значении «деяние, свершение, осуществление» вэй1 как свои подвиды охватывает: син3 — «действие», «поведение», связанное с этическим нормативом «должной справедливости» (и1), и ши3 — «дело», «служение», связанное с прагматической реализацией «пользы-выгоды» (ли3) (Сюнь-цзы, гл. 22).

  3. Вэй1 с оптативным отрицанием у1, выражая предписание «недеяния», или «отсутствия деятельности» (у вэй), стало важнейшей категорией даосизма, символизирующей принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, моизм), ни с прагматических (моизм, легизм) позиций. «У вэй» предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде «осуществления недеяния» (вэй у вэй): «Осуществляй недеяние, но не предавайся [ему]» (вэй эр бу ши) (Дао дэ цзин, 2, 10, 51, 63).

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2011-07-23 05:15:35
Баллов опыта: 552966
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.