Ван Тинсян: жизнь и философия
Ван Тинсян (1474-1544) - выдающийся китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, писатель, поэт и ученый. Он также является теоретиком литературы и музыки, астрономом и занимался естественными науками. Ван Тинсян родился 4 декабря 1474 года в Ифэне, в провинции Хэнань, в семье мелкого землевладельца.
В 1502 году Ван Тинсян получил высшую ученую степень цзиньши и был оставлен в штате академии Ханьлинь в статусе «многообещающего мужа» (шуцзиши). В 1530 году он был назначен военным министром, а затем в 1533 году стал главой цензурного департамента. Однако в 1541 году Ван Тинсян был отстранен от должности и лишен всех чинов. Он умер 23 сентября 1544 года, но был посмертно реабилитирован в 1567 году.
Главные философские произведения Ван Тинсяна - это «Осмотрительные слова» (Шэнь янь) и 13 «свитков» (цзюаней), а также «Переложения классики» (Я шу) в двух томах и другие сочинения. Они входят в состав двух собраний сочинений: «Собрание [сочинений] из домашнего книгохранилища господина Вана» (Ван-ши цзя цзан цзи) и «Произведения, созданные Ван Тинсяном» (Ван Цзюньчуань со чжу шу).
Ван Тинсян оставался в рамках неоконфуцианства, но выступал против обоих его главных направлений: официального - Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы и неофициального - Лу [Цзююаня] - Ван [Янмина] школы. В своих онтологических взглядах он следовал за Чжан Цзаем (11 в.) и предшествовал Ван Чуаньшаню (17 в.). Ван Тинсян считал «изначальную пневму» (юань ци) универсальной мировой субстанцией, которая существовала «до рождения Неба (нянь) и Земли (ди)». По его мнению, «изначальная пневма» является «наивысшей вещью» и корнем и телесным субстратом «принципов» и дао, содержащую в себе «семена» всех объектов.
«Великий предел» (тай цзи), был у чжусианцев интегратором всех «принципов», но Ван Тинсян определял его как первозданное аморфное состояние материальной, «реально наличествующей» и чувственно воспринимаемой «пневмы». Помимо «изначальной пневмы», он также выделял понятие «жизненной пневмы» (шэн ци), которая является духовной сущностью человека и обладает свойствами разума, эмоций и морали.
Философия Ван Тинсяна также включает в себя концепцию «трех исправлений» (сан гай), которые представляют собой этические принципы, основанные на идеях гуманизма, морали и практической мудрости. Они заключаются в следующем: исправление личности (гай синь), исправление семьи (гай цзу) и исправление государства (гай гуо).
Ван Тинсян считал, что воспитание личности является основой для создания гармоничного общества. Он утверждал, что этические ценности должны быть основаны на духовной гармонии и моральной добродетели, а не на власти и насилии. Он также подчеркивал значение образования и знаний в развитии личности и общества.
Ван Тинсян был известен своими многогранными интересами и широким кругозором. Он занимался исследованиями в области астрономии, математики, музыки, поэзии и других областей знания. Его вклад в китайскую культуру и философию остается значительным до сегодняшнего дня.
-
Абхидхармические Тексты
19 Oct, 24 -
Гекатей Милетский
19 Oct, 24 -
Гелон
19 Oct, 24 -
Баторий, Стефан
19 Oct, 24 -
Библиотеки
19 Oct, 24 -
Семенов, Григорий Михайлович
19 Oct, 24 -
Беовульф
19 Oct, 24 -
Вторник
19 Oct, 24 -
Иглы Клеопатры
19 Oct, 24 -
Эдуард Старший
19 Oct, 24