Все ИТ-специалисты знают, что процессор — это сердце компьютера, как персонального, так и серверного.
И не только компьютер.
Процессоры также встречаются в смартфонах, некоторой бытовой технике и даже в детских игрушках.
Но какую роль он может играть в аудиосистеме автомобиля? В этой статье я расскажу вам, как моя страсть к автозвуку привела к стартапу.
Чего не хватало в аудиосистеме, возникла идея создать свою.
Подробности под катом.
Как это все началось
В 90-е годы Алексей Тепаев в качестве хобби занимался автозвуком.На тот момент еще не было высокотехнологичных решений, поэтому все схемы собирались и придумывались самостоятельно.
Со временем хобби переросло в бизнес: набравшись опыта в этом деле, он связался с производителями качественного оборудования и подписал контракты на представительство в России.
Начали поставлять оборудование американских производителей для автомобилей.
Акустика и усилители пользовались спросом среди меломанов и в центрах установки автозвука.
Но с ростом курса доллара в 2008 году покупатели стали отдавать предпочтение более дешевым аналогам других производителей.
Это негативно сказалось на дистрибьюторском спросе Алексея.
«Экономя на стоимости, умельцы придумали способы модернизировать систему, выжав максимум.
В результате торговля дорогими и качественными устройствами сошла на нет.
Как идея родилась из боли
Далее Алексей долгое время занимался техническим обслуживанием аудиоэлектроники.Помогал автозвукоспортсменам подготовить профессиональные аудиоинсталляции.
Чтобы победить, всегда нужно было как-то выделиться, поэтому придумывали различные способы улучшить свои показатели.
Но все равно того оборудования, которое было на рынке, было недостаточно для полной реализации идеи.
Большинство предлагаемых (и до сих пор предлагающих) процессоров DSP работают с максимальной частотой 48 кГц, с фиксированными частотами среза кроссовера, большими шагами временного ядра и 28-битной математикой.
При таком сочетании повышающая дискретизация до близких некратных частот работает просто ужасно.
Объяснение некоторых терминов ЦСП – (Процессор цифровых сигналов) (перевод с английского) – цифровой сигнальный процессор (DSP) или, также называемый, сигнальный микропроцессор (SMP) с архитектурой, оптимизированной для оперативных нужд цифровой обработки сигналов) — специализированный микропроцессор, особенностью которого является поточный характер обработки больших объёмов данных в реальном времени.
времени и, как правило, при интенсивном обмене данными с другими внешними устройствами.
(Необходимо для преобразования сигналов, представленных в виде чисел, обычно в реальном времени).
Кроссоверы – Это устройства в звуковых системах, подбирающие нужные диапазоны рабочих частот динамиков.
Повышение дискретизации (upsampling) – искусственное увеличение частоты дискретизации.
Чтобы качественно воспроизвести весь воспринимаемый человеческим ухом диапазон частот (16-20 000 Гц), используются многополосные системы (несколько динамиков).
При этом каждый динамик отвечает за свою полосу частот. Именно в ограниченной способности колонок воспроизводить частоты проявляется негативное влияние отсутствия фильтров.
В случае, когда на динамики подается весь частотный диапазон, это приводит к тому, что акустическая система не имеет дополнительного повышения частот воспроизведения, а фактически приводит к шуму – воспроизведению неравномерности АЧХ (амплитудно-частотной характеристики).
.
Проблема в том, что производители автомобилей размещают динамики в машине по принципу «там, где нет места».
В результате более крупный мидбасовый динамик (а на него приходится большая часть информационного диапазона частот — от 60 Гц до ~3 кГц) оказывается в ногах (а то и под сиденьем).
Среднечастотные и высокочастотные динамики размещены в зеркальных треугольниках или на приборной панели; и сабвуфер уже давно прописан в багажнике.
Мало того, что все сидят ближе к одной стороне (и громкость звука падает пропорционально квадрату расстояния), так еще и разница в расстоянии излучателей с одной стороны легко достигает полуметра, а расстояние до сабвуфера может быть 2 метра.
Расположение штатной акустики При такой комбинации в результате получается «ломанное» звуковое поле с кривыми АЧХ и ФЧХ, причем даже волновые фронты разных динамиков доходят до слушателя в разное время.
Например, автолюбитель покупает машину за пару миллионов, а штатный звук просто отрывают и выбрасывают. Вроде динамики по всему салону, и все установлено хорошо, но как-то вау-эффекта не наблюдается.
Тогда автовладелец приходит к специалистам по автозвуку и просит сделать хоть что-то с этим недоразумением.
В этом случае к аудиосистеме добавляется аудиопроцессор.
Он может компенсировать разницу в расстоянии от разных излучателей до слушателя.
А с помощью точной настройки можно добиться однородного звукового поля.
И да, автозвук - это для эгоистов, только одному он будет очень хорош (вариант плох для всех - это любая штатная система).
Именно кроссоверы и эквалайзеры позволяют очень точно снизить звук со всех динамиков для получения ровной АЧХ.
Но, как было отмечено выше, существующие на рынке процессоры работают на максимальной частоте 48 кГц.
Что делать, если других вариантов просто нет? Именно тогда Алексей и Андрей Лыковы решили совместно разработать собственный аудиопроцессор.
Решение принималось для себя, в первую очередь для аудиосистемы Андрея.
Итак, в 2015 году появился первый экземпляр КарДСП .
Один из линейки процессоров CarDSP (Full SE).
Это DSP, работающий с сигналом частотой 96 кГц, в режиме двойной точности — 56 бит. Такое сочетание позволяет все ошибки округления при расчете работы кроссоверов и эквалайзеров загнать в неслышимый диапазон.
На 192 кГц делать это нет смысла, так как на этой частоте выпущено очень мало релизов, за исключением контента с домашней оцифровкой винила и любительской конвертацией SACD. Для управления аудиопроцессором мы использовали программное обеспечение от minidsp. Причина банальна - по сравнению с программами из открытых ресурсов, minidsp развернут и практически не глючит, развивается и обновляется, плюс есть версии для Win и Mac. Блок-схема устройства выглядит следующим образом:
Блок-схема аудиопроцессора CarDSP В принципе, все процессоры отличаются только ЦАП и блоком питания.
ЦАП используется всякий раз, когда необходимо преобразовать сигнал из цифрового представления в аналоговое для передачи на усилитель.
Процессор CarDSP почти
Что такое КарДСП
- Селектор входов (оптический вход toslink, коаксиальный вход spdif, вход usb-audio, цифровой вход PCM I2S; аналоговый вход работает в режиме микшера к активному цифровому входу - датчики навигации/телефона/парковки не пропадут из штатной аудиосистемы) ;
- Цифровой кроссовер с шагом настройки 1 Гц и возможностью выбора крутизны и добротности; в расширенном режиме есть возможность загрузки собственных коэффициентов биквадрата, если вам нужен фильтр с нестандартной добротностью;
- Цифровой эквалайзер с шагом настройки 1Гц и регулировкой добротности 0,1. При использовании программного обеспечения REW (Room EQ Wizard) можно удалить АЧХ и получить биквадратные коэффициенты для целевой АЧХ в автоматическом режиме (загружаются в расширенном режиме);
- Регулятор громкости (включая громкость канала) с шагом 0,1 дБ.
Слухи быстро распространились среди знающих людей, и люди начали просить такое устройство на продажу.
Так началось производство.
Сейчас у ребят уже есть линейка из нескольких вариаций процессора.
Для тех кто просто любит хороший звук (бюджетный вариант с 10 каналами), для меломанов (более дорогое решение) и процессор для полных аудиофилов (профессиональная дорогая техника).
Давайте подведем итоги
В мире технологий часто случается, что отсутствие необходимых решений или слишком дорогие приводят к появлению новых уникальных изобретений.Точно так же, как в этой истории с аудиопроцессором.
И зачастую изначально мысль о развитии бизнеса даже не возникает; они работают исключительно на энтузиазме.
Вот тогда получается действительно достойная продукция.
Теги: #Разработка стартапа #Звук #Процессоры #Сделай сам или Сделай сам #стартап #Автомобильные гаджеты #акустика #автозвук #аудиопроцессор #dsp сопроцессор
-
С Чего Начинается Стартап? Часть 2
19 Oct, 24 -
Статистика Музыки [Гитары]
19 Oct, 24 -
Первые Впечатления От Visual Studio 11
19 Oct, 24