«Триггер Короны»: Срочные Изменения В Экосистеме Образования

Пандемия наглядно продемонстрировала, насколько неготова российская система образования к цифровизации.

Чтобы осознать это, мне пришлось погрузиться в негативный опыт. Происходило то, что уже существующие онлайн-компании в отрасли выросли в 4-5 раз.

Другие офлайн-компании в докоронавирусном мире были вынуждены адаптироваться как сумасшедшие.

Школы повышения квалификации, тренинг-центры, даже преподаватели телесных практик срочно удешевили услуги и перевели их в Интернет. Но школе и высшему образованию, вероятно, пришлось труднее всего.

Дискуссии о переходе на дистанционное обучение в Интернете идут на всех уровнях общества: от законодательной власти до активных родительских сообществ.

По сути, обучение в Интернете (хотя бы частично) — это наша новая реальность, в которой мы уже живем, несмотря на то, что мы оказались там не по своей воле, и несмотря на то, что у учителей еще нет необходимых технологии, технологическая платформа еще сырая, дети и родители морально не готовы к онлайн-обучению.

Чтобы новая реальность обучения наших детей была эффективной и приятной, российская система образования должна сделать выводы из уроков пандемии, обратить внимание на положительный опыт онлайн-образовательных платформ, интегрировать и перенять лучшие практики.



Методика онлайн-обучения по школьной программе

Возможно, прямое обучение, т. е.

специфический процесс передачи знаний, который можно максимально безболезненно оцифровать.

Именно поэтому онлайн-школы иностранных языков, математики и программирования в последние годы показывают хороший рост. Вам необходимо понимать, что онлайн-урок кардинально отличается от очного урока; оно строится разными методами, с разными инструментами взаимодействия.

Даже продолжительность урока лучше пересчитать.

Когда учителя пытаются провести урок, используя традиционные офлайн-уроки в Zoom, они терпят неудачу.

И здесь на помощь школе могут прийти разработки и технологии онлайн-программ.

Онлайн-программы хороши еще и тем, что позволяют вам учиться в удобном для вас темпе.

Скорость восприятия, например, математики у детей может отличаться в 60 раз.

Офлайн-урок «аналогового образования» линеен – это трансляция материала определенной среднестатистической аудитории.

Преподаватель объясняет на средней скорости, которая комфортна лишь немногим в классе: отличники понимают прекрасно и скучают, бедные не успевают. Что делают современные образовательные платформы со своими передовыми алгоритмами, специалистами по машинному обучению и элементами искусственного интеллекта? Тот же Учи.

ру дает ребенку знания в интерактивном режиме, позволяя ему выбирать непонятые темы и комфортную скорость усвоения материала.

Однако до сих пор государственная система образования держала для них свои двери закрытыми, предпочитая, чтобы дополнительное образование существовало отдельно от основного.

Такая позиция государственной системы образования вряд ли обусловлена соображениями конкуренции.

Скорее, дополнительное образование рассматривается как угроза внести путаницу в раз и навсегда установленный образовательный процесс.

В целом все эти курсы не выглядят с высоты министерств и ведомств чем-то основательным, серьезным и академическим.

Конечно, есть исключения – некоторые директора школ вводят коммерческие программы.

Но перед ними стоит другая проблема – как оценить качество, достоверность информации, адаптацию к возрасту, наконец.

Ведь сертификации качества онлайн-программ пока нет. Надеюсь, что опыт принудительного дистанционного обучения последних месяцев заставит чиновников образования пересмотреть свои позиции и увидеть возможность внедрения передовых разработок онлайн-образовательных платформ в традиционную школу.

Уверен, что сотрудничество будет плодотворным и взаимообогащающим.



Разнообразное развитие и современные области знаний

Традиционная школа парадоксально интерпретирует, казалось бы, базовую концепцию разностороннего знания.

С одной стороны, существуют устаревшие инструменты и устаревшие знания.

С другой стороны, знаний слишком много.

Очевидно, что при одновременном изучении математики, физики и языков времени на риторику, искусство и работу в команде не останется.

Однако это востребованные навыки будущего, и именно такие онлайн и оффлайн образовательные проекты современные родители выбирают для своих детей, причем выбирают они своим кошельком.

Коммерческий образовательный сегмент хорошо осознает спрос и развивается в сторону популярных направлений обучения.

И здесь опять же имеется огромный потенциал для интеграции частных и государственных образовательных программ.



Наставничество, социализация и работа в команде

Возможно, социализация и навыки межличностного общения являются наиболее болезненным аспектом образования в условиях цифровизации.

При обучении группы детей дистанционно педагог теряет возможность работать «глаза в глаза».

На расстоянии оказалось проблематично реализовать самый ценный навык традиционной школы – умение увидеть в классе кого-то конкретного, подойти, задать вопрос и понять характер необходимой помощи.

Второй по важности аспект – это социализация и жизненный опыт. Дружбу и конфликты, детские драки на переменах и девичьи тайны можно и нужно считать частью образовательного процесса.

Школа учит умению взаимодействовать, работать в команде, понимать друг друга и сопереживать.

Собственно, школьный институт всегда был инстинктивно настроен на развитие социальных навыков, задолго до появления модного ныне выражения «мягкие навыки».

Сейчас такие же отзывы слышатся от родителей: «Они скучают по одноклассникам, хотят идти на занятия.

Они не понимают, почему им приходится сидеть перед компьютером».

Как перевести социальный элемент школьного контекста в цифровой, пока неясно, и решение этой проблемы пока не найдено ни в одной стране мира.



Самоорганизация и тайм-менеджмент

Не так давно в университете было обязательно писать лекции от руки, этот пункт даже проверяли.

Сегодня студенты хорошо слушают лекции в Интернете.

Университет как бы делегирует им контроль над собой или, скажем, право на доверие – мол, они не маленькие, умеют планировать свое время и усваивать материал самостоятельно.

При этом погружение в практические аспекты изучаемой профессии требует участия преподавателя, наставника или репетитора.

Сам подход меняется на глазах.

Для студентов и старшеклассников, возможно, для некоторых особо добросовестных старшеклассников такой подход будет эффективным.

Особенно нужен организующий элемент младшим школьникам – и как его транслировать онлайн? Такого опыта нет. Но есть проблема — преподаватель, проводя урок по Zoom, спрашивает ученика, который не отвечает. Мать, работающая в соседней комнате, уверена, что ее сын прилежный ученик.

В результате расследования матери и учительницы выяснилось, что мальчик играл.



Путь трансформации

Столкнувшись лицом к лицу с проблемой дистанционного обучения, у нас есть шанс взглянуть на «слепые пятна» и изменить систему образования.

Совершенно очевидно, что сильные стороны онлайн-школ заключаются в актуальных предметах, проверенных методах, способах подачи материала и способности учиться в удобном для вас темпе.

Сильными сторонами традиционной школы являются личный контакт с учителем, возможность социализации и развитие мягких навыков.

Нас не должен удивлять ни рост спроса на дополнительное образование, ни повышение требований к классической школьной программе.

Нынешний кризис в системе образования, спровоцированный пандемией, может и должен привести к тектоническим качественным сдвигам.

Любая трансформация всегда болезненна.

Пожалуй, самый эффективный способ преодолеть период перемен — интегрировать опыт традиционной школы и онлайн-платформ.

Теги: #Будущее здесь #образование #Обучение в IT #edtech #цифровизация образования #дистанционное обучение #дистанционное образование #дистанционное образование

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.