Теплый Ламповый Звук Как Норма Жизни: Лучшие Советские Радиоприемники

Идея универсального аудиокомбайна, в котором есть все необходимое для прослушивания пластинок и радиопередач, далеко не нова: пик популярности подобных устройств пришелся на 60-70-е годы ХХ века.

Мы помним лучшие советские ламповые радиоприемники, ставшие важной частью истории качественного воспроизведения звука.



Ригонда-Моно



Теплый ламповый звук как норма жизни: лучшие советские радиоприемники

Радиоприемник «Ригонда-Моно» выпускался на Рижском радиозаводе с 1963 года и включал в себя приемник DV/SV/HF/VHF, а также виниловый проигрыватель, предлагая достойное для того времени сочетание цены и качества.

Устройство продавалось огромным тиражом, став народным «музыкальным центром» для жителей СССР.

Выходная мощность — 3,5 «честных ламповых» Вт: в сочетании с легкими бумажными диффузорами штатных динамиков это позволяло озвучить помещение небольшого или среднего размера.

Формально диапазон частот очень скромный (от 60 до 12 000 Гц), но на самом деле «Ригонда-Моно» звучала очень приятно и солидно.

Проигрыватель трехскоростной, с автостопом - совершенно ничем не примечательный, с очень простым тонармом.

Однако разъем для внешних источников давал шанс исправить ситуацию, подключив к магнитоле хорошую вертушку более высокого класса или магнитофон.



Беларусь Р-101-Л



Теплый ламповый звук как норма жизни: лучшие советские радиоприемники

Ламповый радиоприемник «Беларус Р-101-Л» выпускался Минским радиозаводом с 1966 года и стал хорошей альтернативой популярным тогда «Эстонии» и «Ригондаму».

Музыкальный «комбайн» был оснащен радиостанцией DV/SV/HF/VHF и трехскоростным проигрывателем пластинок.

Акустическая система выполнена на основе четырех широкополосных динамиков 2ГД-29, которые были установлены на передней и боковых панелях корпуса – для более объемного и цельного звучания.

Усилительная часть построена на лампах 6П14П: мощности около 6 Вт хватило, чтобы заполнить звуком небольшое или среднее помещение.

Радиола была оснащена ножками и выглядела не очень роскошно, но вполне привлекательно: по нынешним меркам ее можно было считать аудиоаппаратурой среднего класса по доступной цене.



Ригонда-Стерео



Теплый ламповый звук как норма жизни: лучшие советские радиоприемники

Прорывное для своего времени устройство стереорадио «Ригонда-Стерео» выпускалось с 1963 года на Рижском радиозаводе и не получило такого распространения, как его одноголосные аналоги — не в последнюю очередь из-за больших габаритов и высокой стоимости в 230 рублей (за это за эти деньги можно было купить хороший телевизор).

Кроме того, стереовещание и стереозаписи еще не были очень распространены.

Однако «Ригонда-Стерео» оказалась удачным прецедентом для последующего активного развития стереофонии в СССР.

Акустические системы имели оригинальную по современным меркам конструкцию: на передней панели каждого динамика была установлена пара динамиков 4ГД-28, а излучатели 1ГД-19 располагались на левой и правой сторонах корпуса.

Радиостанция оказалась настолько удачной, что поставлялась за границу в экспортном варианте под названием «Ригонда-Стерео» — с разными надписями на корпусе, шкале и задней стенке, а также УКВ-диапазоном 88-104 МГц.

.



Эстония-3



Теплый ламповый звук как норма жизни: лучшие советские радиоприемники

Таллиннский завод «Пунане РЭТ» предлагал весьма достойную для своего времени аудиоаппаратуру: качество серийного производства было заметно выше среднего, а конструкция зачастую была крайне удачной.

Не стала исключением и радиостанция «Стония-3», поступившая в продажу в 1963 году.

Устройство состояло из основного блока, в котором размещались сам радиоприемник и виниловый проигрыватель, а также напольная акустическая система (с парой широкополосных динамиков 4ГД-7) и два сателлита с установленными в них излучателями 1ГД-9. Радиола поставлялась в монофоническом или стереофоническом исполнении: во втором случае со стереонасадкой и соответствующим звукоснимателем.

Стоила такая роскошь немало: 299 рублей – значительная сумма по меркам 60-х годов.



Симфония-2



Теплый ламповый звук как норма жизни: лучшие советские радиоприемники

Радиоприемник «Симфония-2» выпускался Рижским радиозаводом им.

КАК.

Попова с 1967 года и, в отличие от более ранней модели «Ригонда-Стерео», позволяла прямо из коробки слушать радиопередачи в стереорежиме.

Кроме того, были модифицированы штатные акустические системы, которые уже достаточно похожи на современные напольные колонки: трехполосная конфигурация с очень приличными для своего времени динамиками, закрытая коробчатая конструкция с двумя дополнительными отсеками (резонаторы Гельмгольца), который сообщался с основным объёмом корпуса через отверстия заданного диаметра и оптимизировал звук в низкочастотном диапазоне.

Помимо радиоприемника с функцией автоматической подстройки частоты, «Симфония-2» оснащалась простым трехскоростным проигрывателем виниловых пластинок (благо на задней стенке имелся вход для подключения более качественной вертушки или магнитофона).

Двухтактный стереоусилитель построен на пентодах 6П14П: выходная мощность составляет 4 «честных ламповых» ватта на канал, что позволило уверенно «усиливать» стандартные акустические системы облегченными бумажными динамиками.

Данная модель поставлялась как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Эstonia-стерео



Теплый ламповый звук как норма жизни: лучшие советские радиоприемники

В 1970 году, вскоре после запуска производства стереорадио «Симфония-2» на Рижском радиозаводе, завод «Пунане РЭТ» приступил к производству аналогичной модели под названием «Эstonia-Stereo».

Принципиальные изменения коснулись, прежде всего, дизайна: в отличие от Symphony 2, виниловый проигрыватель был представлен отдельным блоком.

Таким образом, устройство занимало меньше жилой площади, а при желании проигрыватель можно было полностью отключить и убрать на антресоли (на чердак, на балкон, в кладовку или в гараж – нужное подчеркнуть).

Кроме того, немного отличалась конструкция штатных акустических систем: вместо среднечастотного динамика 3ГД-1 в «Стонии-Стерео» использовался 4ГД-28. Соответственно, дизайн кроссовера несколько отличался.

Выходная мощность — «честные ламповые» 4 Вт на канал: как ни парадоксально, это позволило даже организовать небольшую музыкальную вечеринку — с напитками, танцами и прочим.

Звучание радиолы мягкое и винтажное во всех смыслах.

Но главное — цена: за «Стонию-Стерео» просили 420 рублей, что было сопоставимо с несколькими средними зарплатами жителя СССР.



Симфония-003



Теплый ламповый звук как норма жизни: лучшие советские радиоприемники

Радиола «Симфония 003» была представлена Рижским радиозаводом в 1971 году, уже на закате эпохи лампового звука.

По сравнению с предшественницей «Симфония-2» обновленная модель имела полностью переработанный дизайн: отсек для винилового проигрывателя «съехал» вниз, а штатные динамики стали немного меньше по высоте и одновременно больше по глубине.

В техническом плане устройство незначительно отличалось от предыдущей версии и предлагало примерно тот же функционал: приемник ДВ/СВ/КВ/УКВ с автоматической подстройкой частоты, а также простой трехскоростной проигрыватель винила и вход для подключения внешних источников ( например, проигрыватель или магнитофон более высокого класса).

Двухтактный стереоусилитель мощностью всего 2х4 Вт (но честной, теплой и ламповой мощности) на пентодах 6П14П уверенно раскачивал трехполосные акустические системы с легкими бумажными басовиками и высокой чувствительностью.

Как и предшественники, радиола Симфония-003 отличалась мягким, комфортным звучанием и уверенно наполняла звуком помещение небольшого или среднего размера.

Тэги: #Производство и разработка электроники #Звук #Электроника для начинающих #Периферия #радиолампы #акустические системы #hi-fi #аудиофилы #винил #винил #аудиотехника #верность #высший класс #закрытый ящик #закрытый ящик #аудиокомбайн

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.