Сянци: Китайская Игра Типа Шахмат.

Если вы посетите Китай и решите посмотреть на жизнь простых китайцев, то обязательно столкнетесь с такой картиной.



Сянци: китайская игра типа шахмат.

Мужчины увлеченно играют в настольную игру, внешне напоминающую.

шашки.

Да-да, ПРОВЕРКИ, но вы ошибаетесь, эта игра типа шахмат. Перед нами классическое противостояние двух армий деятелей разного ранга.

Многие европейские исследователи называют эту игру КИТАЙСКИМИ ШАХМАТАМИ, что, на мой взгляд, не совсем верно.

Это СЯНЦИ, китайская шахматная игра, имеющая многовековую историю и уникальную самобытность.

Западные исследователи обычно рассматривают сянци как одну из ветвей развития класса игр, корнем которого является шатуранга (чатуранга).

По этой версии считается, что шатуранга (чатуранга) является общим предком всех известных сейчас игр типа шахмат. Двигаясь на запад, шатуранга (чатуранга) породила арабский шатрандж, ставший прародителем современных классических шахмат. Распространяясь на восток и достигая Китая, шатуранга (чатуранга), а может быть, даже шатрандж видоизменились в соответствии с китайскими традициями и превратились в сянци.

Вот как Роберт Белл описывает в своей книге возникновение и замысел игры: «Шатрандж в своем новом виде претерпел существенные изменения, и слоны, всадники, пехотинцы, пушки и боевые колесницы уже сражались за пленение вражеского генерала.

У каждой армии была крепость, в которой генерал и его мандарины вынашивали свои планы.

Для победы в игре необходимо было штурмовать крепость противника.

Между двумя армиями была река, которую тяжело нагруженные слоны не могли пересечь.

Другие легкие фигуры свободно форсировали это».

Китайские исследователи категорически не согласны с теорией происхождения СЯН ЦИ из шатуранги (чатуранги).

На основании документов, самые старые из которых относятся к эпохе Хань, утверждают, что игра, ставшая прародительницей сянци, появилась в древнем Китае около 3500 лет назад и первоначально называлась ЛУБО.

В этой игре по доске также перемещались фигуры, среди которых были пешки и генерал, у которых были разные правила движения, но для определения хода использовались игральные кости, что вносило в игру элемент случайности.

Также как прародителем шатуранги (чатуранги) была игра ТАЯМ.

Позже от игральных костей отказались, чтобы сформировать игру GЭUILI SAIZHANG. В эпоху Тан правила игры были изменены, а разнообразие фигур увеличено, что привело к появлению правил СЯНЬ ЦИ, близких к современным.

Совершенно определенно доказано, что в VIII веке в Китае существовали СЯНЦИ, в них играли два игрока, игральные кости уже не использовались, а набор фигурок соответствовал набору фигур шатуранга (чатуранга) - генерала (царя), конь, слон, колесница (ладья) и солдаты (пешки).

Итак, давайте посмотрим на саму игру.

Доска СИАНЬ ЦИ состоит из двух половин размером 8 на 4 квадрата, которые разделены пространством шириной в один квадрат, известным как РЕКА (или ПРУД).

На каждой половине доски есть четыре клетки, отмеченные диагоналями, образовавшийся таким образом квадрат из девяти точек представляет КРЕПОСТЬ (ЗАМОК).

При игре фишки расставляются на пересечениях линий, а не на самих квадратах.

Таким образом, доска рассматривается как одно большое пространство размером 9 на 10 точек.



Сянци: китайская игра типа шахмат.

В классической игре фишки представляют собой круглые диски одинакового размера.

На верхней стороне рисунка написано его значение.

Обычно надписи выполняются красным и зеленым (иногда черным) цветом.

При написании равнозначных фигур для их обозначения используются различные китайские иероглифы, так, например, если надписи на одних фигурах были на английском языке, а на других - на немецком.

На игровом поле в СЯНЦИ представлены следующие фигуры (с учетом правил их движения во время хода): ГЕНЕРАЛ для «зеленых» («черных») / МАРШАЛ для красных — фигура, похожая на шахматного КОРОЛЯ, ее потеря означает поражение игрока в партии.

Он может перемещаться на одну точку в вертикальном или горизонтальном направлении, но его перемещения ограничены девятью точками его крепости (замка).

Генералы не могут смотреть друг на друга лицом к лицу (когда между ними нет фигур на вертикальной линии), в этом случае в ответ на ход, освобождающий линию, генерал может атаковать через все поле и убить вражеского генерала своим «взглядом» (очень забавное правило с восточным колоритом, сразу на ум приходят кадры из китайских исторических фильмов с пронзительными взглядами актеров, играющих роли каких-то генералов).

ГУБЕРНЕР для «зеленых» («черных») / МАНДАРИН для красных – фигура может перемещаться на одну точку по диагонали, но они также ограничены в своих действиях границами крепости, т.е.

пятью точками, отмеченными жирными линиями.

СЛОН для «зеленых» («черных») / МИНИСТР для красных – фигура может двигаться по диагонали только на одну следующую точку, кроме того, фигура не может пересечь реку (водоем) и вторгнуться на территорию противника.

ВСАДНИК/ЛОШАДЬ - фигура может перемещаться на одну точку по вертикали или горизонтали, а затем перемещаться на одну точку по диагонали.

В отличие от шахматного коня, конь в сянци представляет собой обычную линейную фигуру – во время хода он не «перепрыгивает» от начальной точки к конечной, а перемещается в плоскости доски сначала горизонтально или вертикально, а затем по диагонали.

Если ваша фигура или фигура противника находится в промежуточной точке хода коня, то он блокирует соответствующий ход. КОЛЕСНИЦА/РИК - аналог шахматной ладьи, может перемещаться на любое расстояние по вертикали или горизонтали.

КАТАПУЛЬТА для «зеленых» («черных») / ПУШКА для красных – может двигаться как шахматная ладья.

Захватывает фигуры противника только в том случае, если между ним и атакуемой фигурой есть какая-то третья фигура, называемая экраном.

ВОИН/ПЕШКА - на своей половине доски он может двигаться по вертикали только на одну точку вперед, на территории противника может двигаться на одну точку вперед или в сторону.

Достигнув задней линии противника, он может двигаться только горизонтально.

Он не имеет возможности трансформироваться в другие фигуры, как в шахматах.



Сянци: китайская игра типа шахмат.

Цель игры — объявить ВАТ вражескому генералу или добиться патовой ситуации.

В этом случае игрок не может выдать вечный чек; он должен варьировать свои движения.

Генерал находится под контролем при следующих условиях: - будучи атакован какой-либо фигурой, он может быть взят на следующем ходу, если не будут приняты меры по отражению нападения на него; - когда генералы противостоят друг другу на одной вертикали и между ними нет фигур (тот самый пронзительный взгляд).

Объявляя шаха, генерал имеет три возможных ответа: - фигура, атакующая генерала, может быть захвачена фигурой противника; - генерал может уйти от проверки; — шах можно предотвратить, используя «специфические» правила хода фигур (например, добавление/удаление заслона перед пушкой, парирование/блокировка всадника).

К сожалению, в нашей стране и в Европе СЯНЦИ не смогла добиться большой популярности, хотя в Китае это самая популярная игра (игра есть почти в каждом доме).

Но на это есть объективные причины: Во-первых, чтобы понять сами цифры, необходимо иметь хотя бы базовое представление о китайских иероглифах и уметь читать указанные на них символы.

Во-вторых, практически никакая переводная профессиональная литература по этой теме (различные статьи, в том числе и эта) не даст полного представления о мире этой увлекательной игры.

Сейчас много делается для популяризации этой игры, например, вы можете купить этот набор с фигурами, близкими к шахматам.



Сянци: китайская игра типа шахмат.

Или этот сувенирный набор игр СЯНЬ ЦИ в этническом стиле.



Сянци: китайская игра типа шахмат.

Прежде чем написать эту статью, я лично прочесал различные рынки и нашел несколько замечательных симуляторов игры XIAN QI для IOS и Android, чтобы иметь о ней представление.

Ради интереса предлагаю вам ввести в поисковик «сяньци», «сяньци» или «сянци», чтобы попробовать себя в этой игре.

Надеюсь, что с учетом усиления взаимодействия России и Китая, на русском языке начнет появляться больше литературы не только по истории этой игры, но и с пояснениями правил и примерами игр.

Теги: #Научно-популярные игры #Игры и игровые приставки #Китай #Логические игры #настольные игры #Сянци

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.