Стенограмма Подкаста «Звук»: Домашняя Акустика И Ответы На Вопросы



Стенограмма подкаста «Звук»: Домашняя акустика и ответы на вопросы

Это стенограмма девятого выпуска (29.04.2014) подкаста «Звук».

В нем Тимофей Шиколенков И Дмитрий Кабанов ответить на вопросы слушателей подкастов по акустической подготовке домашних помещений, бивайрингу и биампингу, музыке 5.1 и разнице между звуковой картой и внешним ЦАП.

[ Послушайте этот выпуск ] [ Подробнее о подкасте ] Другие выпуски подкаста

Тимофей Шиколенков: [Отвечает на вопрос, как подготовить комнату для прослушивания музыки] Если комната совершенно пуста, вы легко можете проверить [насколько она пригодна для прослушивания]: зайдите и топните ногами, хлопните в ладоши, и все будет сразу ясно.

Там будут отражения.

Когда играет музыка, все будет гораздо хуже, потому что музыка многогранна, разных частот много, и все частоты начнут «гулять».

Естественно, они отражаются по-разному, и в итоге вместо музыки будет какофония.

Конечно, комнату так или иначе надо «заглушить».

Почему люди об этом не думают? Потому что обычно в комнате уже что-то есть.

А это что-то очень много.

В наших российских реалиях акустические системы обычно устанавливаются в комнате.

или это спальня, сейчас очень модно делать в спальне кинотеатр.

Всю технику можно спрятать в шкаф, телевизоры теперь совсем плоские, повесьте на стену - места не занимают, акустика встроенная.

Оказывается, это кинотеатр.

Несмотря на то, что кровать занимает 80% всей комнаты, тема «кинотеатр в спальне» по-прежнему остается очень модной.

Если это гостиная или гибридная комната, так или иначе, там что-то есть.

Это мебель, ковры или ковровые покрытия, декор стен.

Получается, что все это увлажняет комнату и ловит отражения.

Звук не так активно отражается от стен и не от всех стен.

Проблема глобального масштаба, возникающая, когда комната совершенно пуста, становится меньше.

Дмитрий Кабанов: Мне кажется, что иногда люди просто сносят какую-то стену или потолок.

А проблема возникает из-за того, что места слишком много, даже если есть мягкая мебель или ковры, их не хватает. Тимофей: Да, конечно.

Каждая ситуация уникальна и индивидуальна.

Хочу установить акустику не так как надо.

Потому что есть и мнение женщины, у которой эстетическая составляющая стоит на первом месте.

Уже был один из вопросов по этому поводу, об экосистеме , а это действительно очень важно, когда по технологии колонки нужно разместить в одном месте, а жена с этим не согласна, потому что они портят вид и что-то загораживают. Решить ее можно двумя способами: если не учитывать установку дополнительной мягкой мебели или чего-то еще, то существуют специальные шумоглушители, с эстетической точки зрения они еще хуже.

Если в квартире живет женщина со специфическим видением того, как должно выглядеть помещение, то этот вариант сразу отпадает. Дмитрий: Каков примерный размер звуковой ловушки? Тимофей: Размер напольной колонки, может больше.

Ловушки бывают разной конфигурации: прямоугольной и угловой.

Некоторые можно использовать для оформления стены сверху вниз, некоторые монтируются по углам.

Они очень заметны.

Можно сделать их невидимыми, но тогда эффект будет меньше или придется обрабатывать все стены и перекрывать их.

Но это уже излишество в сторону превращения помещения в студию, где переотражения вообще нет, поэтому может возникнуть ощущение, будто есть «давление» на уши, это плохо.

Если вы не планируете делать в этом помещении студию – это однозначно плохо! Комфортный звук – это когда нет давления на уши, когда можно расслабиться, собственно, для этого и покупают акустические системы для дома.

Слушайте музыку, чтобы расслабиться и получить удовольствие в естественной среде, в естественной атмосфере.

А когда мы заглушим всю комнату, она [атмосфера] будет неестественной.

Ощущение неестественности будет гнетущим.

Но здесь всегда нужно соблюдать баланс: определенные ограничения накладывает как помещение, так и то, что находится в помещении.

Для домашнего использования есть еще один метод, к сожалению, малоизвестный в бытовой сфере.

Но очень широко используется в профессиональной сфере.

Это специальные акустические корректоры, устройства, которые ставятся между источником сигнала и усилителем, то есть между сетевым плеером, проигрывателем компакт-дисков, компьютером и усилителем.

К такому устройству подключается микрофон.

И «слушает» то, что происходит в комнате.

На вход подается исходный сигнал, сама музыка, а с помощью микрофона «слушается», что получается в результате.

На основании полученного он корректирует сигнал.



Стенограмма подкаста «Звук»: Домашняя акустика и ответы на вопросы

Пример: цифровой акустический корректор Антирежимный DSPeaker 8033S-II Их иногда называют эквалайзерами, но это неверно.

Это не эквалайзер, там более сложная логика, да и устройства очень разные.

Есть те, что рассчитаны только на низкие частоты.

Распространенная, основная проблема – «собрать» низкие частоты так, чтобы можно было услышать инструмент, а не просто гул.

Конечно, есть устройства, работающие со всем спектром, и цены на них будут разные.

В результате оказывается, что такое устройство не способно устранить все недостатки помещения, но вполне может свести их к минимуму.

Тогда прослушивание будет максимально комфортным.

В профессиональной сфере эти устройства используются уже давно и стоят безумных денег.

Бытовые устройства появились на рынке недавно и стоят от двадцати тысяч рублей.

Цена зависит от того, насколько щепетильно вы подходите к этому вопросу.

Дмитрий: Да.

Тимофей: Акустические корректоры — очень крутая штука.

Дмитрий: Это действительно поможет избежать захламления помещения ловушками и даст эффект. Тимофей: На узконаправленном Hi-Fi выставки , а проходят они в отелях, у каждой компании есть стенд с оборудованием, которое она демонстрирует - инсталляциями, акустическими системами на стендах - люди стоят и показывают их.

Кто-то приходит, слушает, садится в кресло, люди могут попросить включить свой диск – таков план выставки.



Стенограмма подкаста «Звук»: Домашняя акустика и ответы на вопросы

Артем Файермарк и Арслаб, старая школа, превосходно 90 / Фото Stereo.ru А поскольку действие происходит в отеле, то есть в помещении, приближенном к реальности, однажды сложилась забавная ситуация.

Мы принесли такой корректор и подключили.

Мы продемонстрировали достаточно недорогие, крутые системы, а также акустический корректор.

Наша система, которая стоила около ста двадцати тысяч рублей плюс корректор, звучала, по мнению посетителей, лучше, чем системы в соседних комнатах стоимостью в миллион рублей.

Почему? Именно потому, что помещение портит сигнал.

Либо не хватает места, либо возможности обустроить помещение и расставить всякие ловушки, например, в отеле нельзя что-то повесить, склеить или просверлить.

Дмитрий: Это чужое.

Тимофей: Да, поэтому возможности очень ограничены.

Мы традиционно вешаем на стены ткань.

Во-первых, для красоты, во-вторых, возникает некий эффект демпфирования, плюс [тогда] мы использовали акустический корректор.

Оказалось, что оборудование, стоящее на порядки дороже, показало себя гораздо хуже, чем простые, но грамотно собранные вещи по еще не общепринятым технологиям.

Дмитрий: Большой.

Следующий вопрос от слушателя: он выражает благодарность нашему проекту.

Он говорит, что у нас отличные идеи и направления, и задает следующие вопросы: первый — это мифы о двухканальном подключении.

Второй – миф о том, что акустика должна стоять на специальных шипах.

Третье - он просит рассказать о подключении провода к акустике напрямую или через бананы, что лучше? Что искать? Тимофей: Замечательно, что так много классических вопросов.

Когда мы приглашали инженеров, мы хотели, чтобы они рассказали об основах, которых не хватает людям и которые негде взять.

А для инженеров это естественно, как дважды два, это то же самое, что пригласить академика провести урок в начальной школе; ему будет очень трудно! По поводу шипов: это не миф, это нормальное, естественное состояние акустики.

Любая серьезная акустическая система комплектуется так называемыми шипами.

Почему шипы? Выглядят они так: сверху большие, снизу маленькие.

Это гасит все вибрации.

Когда колонка находится на полу, она начинает вибрировать.

Пол передает вибрацию всем остальным предметам на полу.

В результате играет не только динамик, но и все остальное, что находится вокруг.

Шипы позволяют свести вибрацию к минимуму – площадь контакта акустики с полом очень мала, а паразитная вибрация сведена к минимуму.

Есть специальные подставки для шипов для пола; их существует большое разнообразие.

Здесь есть много нюансов.

Та же компания Cold Ray, известная своей антирезонансной продукцией, сравнительно недавно, в позапрошлом году, выпустила Cold Ray Solutions — разные стойки для шипов: от маленьких до больших, в зависимости от динамиков.



Стенограмма подкаста «Звук»: Домашняя акустика и ответы на вопросы

Конусы холодных лучей [ обзор по теме , другие продукты Холодный Рэй] Есть и самый дешевый способ – подложить под шипы пятирублевые монеты.

Но это очень неудобно.

Наверное, нет смысла покупать приличные колонки и делать это.

Дмитрий: И они серьезно? Тимофей: Пятаки могут выпасть.

Рекомендуется использовать что-то более-менее приличное.

Но если у вас совсем нет денег, есть и очень дешевые подставки для шипов.

Иногда люди покупают у нас что-то дорогое, но экономят на аксессуарах.

«Ставлю на монеты!» Но в какой-то момент монета может выпасть, и тогда шип повредит напольное покрытие.

Решить проблему будет дороже.

Дмитрий: И ещё больше нервничать.

Тимофей: Да, с шипами все просто, они нужны.

В очень дешевых колонках такой истории нет. Обычно [аудиосистемы] сравнивают с мультимедийной акустикой, и они предназначены для воспроизведения звуков в каких-то игрушках, а не для прослушивания музыки, но это другая история.

Отвечаю на третий вопрос.

Профессиональное [оборудование] имеет свои разъемы.

Что касается бытовой Hi-Fi техники, то акустический кабель обычно терминируется, то есть размещаются разъемы: либо бананы, либо лопатки.

Почему в принципе полезно использовать коннекторы? Если не использовать разъем, а использовать зажимы на акустических системах, на усилителях, то кабель, который вы туда вставляете и прижимаете, будет распределяться неравномерно, в результате.

Дмитрий: Контакт будет неравномерным.

Тимофей: Да, контакт будет рыхлым.

Невозможно скрутить кабель в трубку, вставить в клемму и зажать так, чтобы все было прижато равномерно.

Разница может быть не очень заметна, но чем дороже используется оборудование, тем заметнее эта разница будет, как всегда.

Все эти технологии влияют на звук тем сильнее, чем выше качество воспроизводимого источника.

Когда мы слушаем .

mp3, даже на очень дорогой системе, шум, артефакты, которые будут слышны, будут заметны, и все остальное не будет иметь значения.

Когда мы берем качественный материал и качественное оборудование, то чем серьезнее, тем больше эта разница.

Дмитрий: Конечно.

Тимофей: Не использовать разъемы, а использовать кабель в чистом виде – это моветоном.

Это возможно, но почему? Существует два типа разъемов: банан и лопатка.

Лезвия предпочтительнее, поскольку они имеют более плотный контакт. Это тоже зажим, но зажим другого типа; вся лопасть входит в разъем и прижимается.



Стенограмма подкаста «Звук»: Домашняя акустика и ответы на вопросы

Акустический разъем лопаточного типа Анализ-Плюс BGS Spade Gold Этот вариант является предпочтительным, но не самым распространенным, поскольку банан легче втыкать и вынимать.

Банан вставил в разъем и вынимал при необходимости, ничего откручивать не надо.

Если сравнивать качество результата, то на первом месте лопаточка, потом банан, потом промежуточный вариант - вставить кабель в металлическую трубку, вставить эту трубку в разъем и зажать, и самый худший по качеству результат. Качество - ничего не использовать, зачищать концы кабеля, скручивать и сжимать их.



Стенограмма подкаста «Звук»: Домашняя акустика и ответы на вопросы

Акустический разъем типа «банан» Супра Комбикон Банан (4 шт.) Дмитрий: Ясно.

Вперед, продолжать.

Тимофей: Мы не говорили о двухпроводном подключении.

Очень хорошая, сложная тема, заваленная на форумах.

Говоря о биампинге, нельзя не упомянуть о бивайринге, особенно для тех, кто не понимает, что это такое.

Начнем с более простого варианта.

Это бивайринг.

На нем имеется одна колонка с четырьмя клеммами.

Зачем нужны четыре терминала? Я сделаю отступление и объясню, что находится внутри колонки и как она работает. Люди думают, что внутри динамика есть провода, спереди есть динамики, а сзади динамика есть разъемы, которые ведут к этим динамикам.

Дмитрий: Напрямую.

Тимофей: В целом да.

[В понимании обывателя] там есть что-то еще, но это не имеет значения.

Но понимать, что находится между терминалами и динамиками, очень важно.

Люди думают, что колонки разные, они якобы не могут одновременно воспроизводить низкие, средние и высокие частоты, поэтому ставят несколько колонок в колонку и делают разные разъемы.

«Нужно сделать не две пары клемм, а три разъема для разделения высоких, средних и низких частот» — это полная чушь! Важно понимать, что у каждого динамика есть диапазон воспроизводимых частот, диапазон, который он может воспроизводить и превращать в звук, и бессмысленно снабжать его диапазоном, который он не может воспроизвести.

Особенно это касается высокочастотных динамиков.

Подавать на него низкочастотный сигнал невозможно и к тому же вредно для самого динамика.

Поэтому внутри акустических систем имеется сложное пассивное устройство, не требующее питания – это фильтр.

Это называется кроссовер.

Тема конструкции кроссовера очень сложна и важна в инженерном спектре.

Это одна из важных частей.

Дмитрий: .

что позволяет сделать колонку уникальной в своем роде.

Тимофей: Что позволяет вообще сделать колонку.

Невозможно сделать акустическую систему без кроссовера.

Результат зависит от типа кроссовера и заложенной в него логики не меньше, чем от динамиков.

На рынке есть очень хорошие, популярные колонки, большое количество производителей используют их в своих акустических системах, и звук разный.

Как это может быть? Он звучит по-другому, потому что электрические сигналы по-разному доходят до динамиков.

Основная задача фильтра – защитить динамики от тех частот, которые они не могут воспроизвести.

Это важно! Проще говоря, кроссовер можно разделить на две части: для высоких частот и для низких частот. Если мы подключаемся одним кабелем, а акустическая система имеет две пары клемм, то сигнал распределяется на ВЧ-динамики и на НЧ-динамики через два разных фильтра.

При этом на клеммах сзади акустической системы имеются перемычки, чтобы каждый блок – высокочастотный и низкочастотный – получал свой сигнал.

Здесь кроется важное дело или страшная тайна, о которой мало кто говорит. Основная причина разницы в звуке при использовании двух пар клемм, независимо от того, является ли подключение бивайрингом или биампингом, — это перемычки.

Если эти перемычки отсоединить, выбросить или заменить, звук изменится.



Стенограмма подкаста «Звук»: Домашняя акустика и ответы на вопросы

Перемычка для акустики Cardas CLJP R Bi-Wiring Дмитрий: Ясно.

Тимофей: Это большой секрет, производители кабеля об этом особо не говорят, ведь зная это, можно сэкономить на кабеле.

То есть вместо того, чтобы взять два кабеля и подключить к усилителю отдельно ВЧ и НЧ, можно взять одну, да к тому же довольно дорогие перемычки, и вы почувствуете разницу.

Дмитрий: Серьезно? Тимофей: Это правда, о которой обычно умалчивают! Важно понимать, что наличие двух пар клемм на акустических системах вовсе не делает их лучше тех акустических систем, у которых всего одна пара.

Это другой подход к конструкции, дизайну и возможностям.

Но это не значит, что колонки с двумя парами разъемов потенциально могут воспроизводить звук лучше, чем колонки с двумя разъемами.

Дмитрий: Это следует отбросить как критерий для сравнения.

Тимофей: Это важно понимать, поскольку иногда люди выбирают акустические системы по количеству разъемов.

Например, у нас есть акустика стоимостью миллион рублей, у которой две клеммы.

Глупо обвинять ее в недостойном звуке, ведь звук бескомпромиссный! Выбирать колонки таким образом просто не стоит. Нужно понимать, что существуют разные подходы к дизайну.

Можно сделать два отдельных кроссовера, которые будут работать и на высоких частотах, и на всем остальном, разделяя звук и фильтруя нужные частоты, давая динамику то, что он может «съесть и отдать».

А может быть один кроссовер на входе с двух клемм.

Он фильтрует, что и куда.

Еще раз: ни то, ни другое не хорошо и не плохо! Это просто разные подходы.

Возвращаясь к вопросу, скажу, что двухпроводное подключение – это когда используются две пары кабелей и один усилитель.

Разница в звуке действительно есть, не могу сказать хорошая она или плохая, так как кабели разные.

Не хотелось затрагивать тему кабелей, но не затрагивать ее вообще невозможно — с разными кабелями система звучит по-разному.

Любой, кто сомневается в этом, должен прийти один из наших магазинов , попросит вас подключиться и прослушать его.

Подробно об этом говорить не будем, но не можем не затронуть эту тему, в этом и есть суть подключения бивайринга и биампинга.

Мы используем разные кабели.

При подключении к паре клемм используем один кабель; при подключении к двум парам клемм, к четырем клеммам используем два кабеля.

Результат другой.

Лучше или хуже? Как мы уже говорили, все очень индивидуально.

Кому-то может понравиться один вариант, кому-то другой, а кому-то вариант моего лайфхака с использованием дорогих перемычек вместо бивайринга.

В случае двухканального усиления используются два усилителя.

Для высоких частот один усилитель, для низких частот другой усилитель.

Все зависит от того, что и как подключено и что используется.

Часто вижу на форумах, что рекомендуют использовать для этой цели ресивер.

Я бы категорически не рекомендовал вообще задумываться о приобретении ресивера, если ваша цель — прослушивание музыки.

Ресивер – это устройство для озвучивания домашнего кинотеатра.

Это многоканальный усилитель, специальный процессор и куча разных дополнительных функций, связанных с кино.

Когда люди сравнивают усилитель и ресивер, усилитель и ресивер по одинаковой цене обеспечат совершенно разное качество стереовоспроизведения.

Нужно понимать, что при одинаковой стоимости в двадцать тысяч рублей ресивер будет иметь шесть каналов усиления, семь, а то и восемь.

Есть разные конфигурации.

Если вы хотите слушать музыку, то «играть» с двухканальным подключением на дешевом ресивере — глупость.

Гораздо лучше за те же деньги купить стереоусилитель, подключить его одним кабелем и получить лучшие результаты.

Опять же легко прийти в салон, подключиться, послушать и услышать разницу.

Ресивер актуален, когда основная задача — кино.

Нужен канальный усилитель, а деваться некуда.



Стенограмма подкаста «Звук»: Домашняя акустика и ответы на вопросы

Стереоусилитель Cambridge Audio Топаз AM5 Возвращаясь к теме: если вы хотите улучшить качество звука имеющихся у вас акустических систем, вы можете купить еще один усилитель мощности и улучшить звук аналогичным образом.

Это не миф, разница есть, но здесь, как всегда, вопрос ее заметности и количества денег, которые можно и хотелось бы в нее вложить.

Разница в деньгах может оказаться меньше ожидаемой.

Когда мы сравниваем звучание акустических систем за десять тысяч рублей и за двадцать тысяч рублей, то слышим, что качество условно изменилось в два раза, разница космическая, потому что одно звучит, а другое не звучит. Чем дороже система, тем менее заметна разница.

Но когда мы говорим о бескомпромиссном звуке, любые средства хороши, и каждое дополнительное изменение качества того стоит. Если говорить о недорогом домашнем решении, когда вы хотите получить понравившийся звук и наслаждаться любимой музыкой, то в эти игры играть не стоит. Стоит купить один, но хороший усилитель, один, но хороший кабель.

Если это акустическая система с возможностью отдельного подключения высоких и низких частот, то купите хорошие перемычки, наденьте все это на хорошие шипы и получите гораздо лучший результат, чем покупать дешевый ресивер и усилитель, соединенные двумя кабелями по биампингу.

схема.

Разница будет в пользу обычного стереоусилителя.

Дмитрий: Вперед, продолжать.

Вопрос от слушателя: «Расскажите о прослушивании музыки 5.1. Какой формат лучше? Как вы думаете, как лучше слушать записи 5.1, например, тех же Pink Floyd: с компьютера или через ЦАП, или купить отдельный CD или DVD-плеер? Как вам такое сочетание: PSB Imagine плюс Arcam 950Э» Вот в чем вопрос.

Тимофей: По поводу ссылки.

Я могу сказать свое мнение, но конкретики у меня нет, и это всего лишь мнение.

Возьмите, послушайте и на основании этого сделайте свой вывод, хорош он или плох, нравится ли он вам, подходит или нет. Объемная музыка 5.1 — большая проблема.

То, что у человека возникает вопрос не о том, где взять эту музыку, а о том, на чем ее слушать – это прекрасно! Это значит, что у него есть эта музыка, и это очень круто! В основном это живые записи.

Многоканальной музыки очень мало.

Этот вопрос возникает крайне редко, и здорово, что у кого-то есть такая коллекция, подборка.

Хотя, если возникает вопрос о форматах, то выбора нет. Если у вас есть огромное желание слушать объемный звук – прекрасно! Но, по моим данным, возможность купить диски с настоящим многоканальным звуком невелика.

Про отдельно стоящие ЦАПы можно забыть – это стерео.

Когда мы говорим об объемном звучании, ЦАП сразу исчезают; речь идет о ЦАП, встроенных в ресиверы или AV-процессоры.

AV-процессор является эквивалентом той части ресивера, которая не имеет собственного усилителя мощности.

Если нужно улучшить качество, можно купить не ресивер, а многоканальный усилитель мощности и отдельный AV-процессор, вы получаете ресивер из двух блоков.

Это один из способов.



Стенограмма подкаста «Звук»: Домашняя акустика и ответы на вопросы

Многоканальный усилитель мощности Атолл АВ 50 Как именно слушать? Установите колонки, подключите и слушайте.

Я не до конца понимаю суть вопроса.

Если есть большое количество «объемной» музыки, лучше слушать ее громко.

Но мне кажется, это больше для кино.

Если вопрос в том, как это сделать эффективно, то это качественные акустические системы, в том числе тыловые.

В кино тыловые динамики играют совсем незначительную роль — когда запускаешь какую-нибудь демку, что-то пролетает, шуршит, взрывается, думаешь: «Ой, как круто!» Фильм запускается, но звук почему-то только спереди.

Остаётся только научиться снимать фильмы так, чтобы был эффект присутствия! Дмитрий: Да.

Тимофей: Если говорить о многоканальной музыке, то здесь большую роль будут играть все динамики.

Если вопрос в том, как улучшить систему, как сделать так, чтобы она очень хорошо воспроизводила многоканальную музыку, то это отдельная покупка процессора и многоканального усилителя.

Это даст очень многое.

Важно, откуда взялся сам источник.

Если запись просто скачать, то все, о чем говорилось, теряет смысл! Дмитрий: Вам необходимо оценить свои возможности и свой выбор, как часто его будут прослушивать, насколько велик объем подборки и есть ли смысл в нее вкладываться.

Тимофей: На мой взгляд, смысла нет. Записей объемной музыки так мало по сравнению с огромным количеством доступной качественной музыки.

Вопрос очень индивидуальный.

Я думаю, это имеет смысл чат в диалоге с нашими специалистами и какое-то решение будет найдено, ведь оборудование есть.

Диалог должен быть! Дмитрий: Большой.

Последний вопрос.

Слушатель просит рассказать, чем отличается компьютерная звуковая карта (внешняя) от внешнего ЦАП.

С одной стороны, это одно и то же, но все же, насколько он понял из наших выпусков, это не совсем так.

Тимофей: Об этом мы подробно рассказывали в одном из наших выпусков.

Дмитрий: Да я была весь выпуск об этой теме.

тройник Теги: #Компьютерное оборудование #Звук #Работа с видео #Гаджеты #акустика #домашняя акустика

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.