Юрий Фомин и Полочные колонки Arslab Old School Superb 90 / Фото из журнала «Стерео и Видео» совместно с нашим тематическим изданием « Мир Hi-Fi "
В 26-м выпуске подкаста «Звук» с нами поговорили Юрий Фомин, инженер-проектировщик акустических систем, основатель компании F-Lab, и Андрей Компанеец, эксперт в области PR и маркетинга.
[ Узнайте больше о подкасте Sound ] [ Послушайте этот выпуск ] Другие выпуски подкаста
- [ читать ] [ слушать ] Ответы на вопросы слушателей подкаста;
- [ читать ] [ слушать ] Обсуждение аудио и видео форматов;
- [ читать ] [ слушать ] Как хороший звук меняет ваш образ жизни;
- [ читать ] [ слушать ] Кому может быть интересно развитие акустики;
- [ читать ] [ слушать ]Любители музыки, сетевых плееров и встроенной акустики;
- [ читать ] [ слушать ]Каждый инженер мечтает сделать С-90;
- [ читать ] [ слушать ] Простыми словами о наушниках и ЦАПах;
- [ читать ] [ слушать ] Говорящий винил: мифы, мнения и текущая ситуация;
- [ читать ] [ слушать ]Ответы на вопросы слушателей подкаста «Звук»;
- [ читать ] [ слушать ] Обсуждаем природу различных звуков акустики;
- [ читать ] [ слушать ] Акустика для фонового звука помещений;
- [ читать ] [ слушать ] Ответы на вопросы слушателей подкаста;
- [ читать ] [ слушать ] Мы говорим о домашних кинотеатрах;
- [ читать ] [ слушать ] Интерьеры для звука;
- [ читать ] [ слушать ] Интерфейсы и кабели;
- [ читать ] [ слушать ] Простыми словами о цифровом и аналоговом аудио;
- [ читать ] [ слушать ] Домашняя акустика и ответы на вопросы;
- [ читать ] [ слушать ] Мнение инженера: Как создать собственную аудиоэкосистему;
- [ читать ] [ слушать ] Качество аудиосистем: Стоит ли доверять «красивым графикам» и отзывам в прессе;
- [ читать ] [ слушать ] Ответы на вопросы слушателей;
- [ читать ] [ слушать ] Бас словами музыканта;
- [ читать ] [ слушать ] Домашние аудиосистемы и домашние кинотеатры;
- [ читать ] [ слушать ] Аудиотехника для дома и мероприятий;
- [ читать ] [ слушать ] Цифро-аналоговые преобразователи;
- [ читать ] [ слушать ] Портативные аудиосистемы.
Одна из таких тем: « одинаковость "современной музыки по сравнению с тем, что было 10-20 лет назад. Мы поговорим о формате радио, о том, чего мы не можем услышать на наших системах воспроизведения.
Давайте поговорим о мифе, который дает основание полагать, что студии звукозаписи намеренно делают музыку однообразной.
.
Юрий: Надо понимать, что возможности тридцати-сорока лет назад несоизмеримо скромнее сегодняшних.
Дмитрий: Сейчас многие музыканты экономят и «ускоряют» запись своих альбомов, используя исключительно цифровые инструменты.
Юрий: Совершенно верно.
Цифровые инструменты в настоящее время достигли очень высокого уровня точности сигнала.
Я говорю о музыкальном образе, который они пытаются воспроизвести.
Такого не было даже 20 лет назад. Секвенаторы не обладали той аутентичностью, которую сейчас имеют образцы в компьютерах.
Важно то, какой будет конечный продукт. Я присутствовал на записи группы «Динамик» 30 лет назад. Данная запись сделана по остаточному принципу.
У нас было всего два магнитофона, сценическое оборудование и импровизированный зал-студия.
Нам нужно было сделать фонограмму, которую потом слушали бы и судили бы о нашей музыке.
А у нас было только два клавишных инструмента, гитары и свои голоса.
Виниловый альбом уже вышел.
Я слушал.
Наивная, устаревшая, «дырявая» пластинка.
Инструментов было мало, но эта музыка не потеряла своей актуальности.
Я вижу, что у нас было хорошо, а что нехорошо.
Но я не могу сказать, что это было очень плохо.
Дмитрий: Многие музыканты добиваются этого, имитируя, например, шум киноленты с помощью цифровых фильтров и инструментов.
Юрий: Теперь можно записывать музыку так, как это было невозможно раньше.
Гитару можно записать, подключив ее напрямую к консоли, имитируя ее с помощью секвенсора – компьютера.
Вы можете сделать акустический трек, записать его многоканальным, можно разложить звук на несколько звуков, разложить его в стерео, создать искусственную сцену для гитары или добавить звуки, которых нет в живом инструменте.
Все это будет интересно и трогательно.
Дмитрий: А как насчет студийного «заговора»? Юрий: Классические школы звукозаписи мало чем отличаются от тех, что были раньше.
Возможности, которые нужно научиться использовать, увеличились.
Требования к фонограммам для прослушивания на маломощной аппаратуре остаются прежними.
Что касается элитных композиций, то звукорежиссеры хотят уловить невозможное: максимальный динамический диапазон и красоту инструмента, трепетное отношение к музыкальному материалу при записи классической или этнической музыки.
Дмитрий: Студии и те, кто записывает музыку, теперь имеют возможность «разложить» и «улучшить» любой инструмент. Юрий: Давайте отойдем еще немного назад. Мы знаем семь нот. Если проанализировать музыку с того момента, как люди начали ее создавать, то сегодня окажется, что любое произведение представляет собой повторение предыдущего.
Звукорежиссер или композитор имеет возможности добавить в материал свое звучание.
Им предстоит серьезно поработать с теми «фишками», о которых мы говорили.
И это единственный способ придать музыке собственное звучание.
Звукорежиссер должен искать новые звуки.
Дмитрий: Поговорим о радиоверсиях.
Например, в ваше время существовали записи альбома «Динамика» в радиоверсии? Юрий: Возьмем, к примеру, школу звукозаписи при ГДРЗ – это наше государственное предприятие, которое писало прекрасную симфоническую музыку.
Эти альбомы и пластинки до сих пор считаются стандартами записи.
Они представляют собой «золотой фонд» аудиотехники.
Нашей команде нужно было записать музыку так, чтобы она хорошо воспроизводилась при перезаписи с магнитофона на магнитофон.
Люди, слушающие кассеты, должны были получить хороший материал.
Конечно, мы не сделали мастер-ленту на века.
Мы сделали такую музыку, которую можно слушать на кухне, на пляже.
У меня есть друзья-звукорежиссеры, и я навещаю их.
Они хорошо пишут, у них хорошо оборудованные студии, и у них есть все возможности.
И тем не менее, выпуская радиоверсии или версии «для народа», устанавливают самую примитивную аппаратуру, которую каждый может себе купить, и начинают крутить и редактировать фонограмму так, чтобы на этой аппаратуре она звучала впечатляюще и правильно.
Дмитрий: Мы говорим об оборудовании, которое воспроизводит. Не для протокола, конечно.
Юрий: Конечно.
Фактически создается новая фонограмма, которая передается через оборудование, на котором она будет воспроизводиться.
Необходимо, чтобы материал был отражен правильно, чтобы он был прибыльным, чтобы материал покупался, и люди получали от него удовольствие.
Дмитрий: Это тот аспект записи, где мы хотим получить авторский почерк, разнообразие и даже «вытащить» старые инструменты? Юрий: Мы убираем старые инструменты, чтобы занять новую нишу в мире звукозаписи.
Имеющийся ресурс, я не говорю, что он полностью исчерпан, но пробел существует. Если раньше рок-музыка была для нас всем, то сейчас мы даже критически относимся к количеству рок-музыкантов.
Им сложно нас удивить, потому что мы потребляем качественные рок-записи, и потребляем их много.
Если раньше для нас само название было поводом пойти послушать или купить фонограмму, то теперь все по-другому.
Дмитрий: Одни и те же инструменты «вытаскиваются» не только для того, чтобы отличиться; изначально они содержат артефакты, которых нет в цифровых записях.
Юрий: Совершенно верно.
Иногда один инструмент может имитировать квартет или секстет, создавая иллюзию большого звука.
На современном уровне звукозаписи это звучит интересно.
Позвольте мне привести вам пример из этнической музыки.
Что такого особенного в волынках, что заставляет людей слушать их с благоговением? Мы часто обращаемся к нашей этнической музыке; у нас есть замечательные балалаечники, которые придают балалайке современное звучание.
Это касается нас.
Простую балалайку мы, может быть, и не послушаем, но необычно звучащую будем рады! Это способ погрузиться в нашу историю.
Наши прадеды слушали балалайку.
Я не хочу проводить грань между временами.
Мы живем, как живем.
Дмитрий: Массовая культура потребления музыки стала более интенсивной: мы больше слушаем, легче найти записи.
Юрий: Сегодня мы можем слушать что угодно.
Раньше приходилось покупать специализированное устройство воспроизведения и записи.
Теперь мы можем слушать музыку в Интернете, составлять рейтинги и даже продвигать материал.
Ютуб и аналоги решили все вопросы продвижения.
Это не следует оценивать с точки зрения критики современной музыки или форматов записи.
Дмитрий: Кстати, мы говорили о форматах в одном из предыдущих выпусков.
Юрий: Да, к музыкальному материалу необходимо относиться в формате того времени, в котором мы живем.
Дмитрий: Можно провести аналогию с едой.
Есть фастфуд, а есть более изысканная и полезная еда.
Юрий: Есть несколько студий, которые пишут элитную музыку.
Они делают образцы записанного материала, которые затем продаются в небольших количествах.
Этот материал должны использовать только специалисты.
Для простых людей это слишком дорого.
Он используется для демонстрации или оценки конкретного устройства воспроизведения.
Дмитрий: Возможно, существует даже какая-то особая философия записи, согласно которой определенные вещи становятся известны благодаря их недостаткам и артефактам.
Юрий: В нашей отрасли существует множество философских проблем, которые не требуют участия инженера.
Инженер должен просто наблюдать за этим, искать необходимость в тех или иных устройствах.
То же самое касается и музыкантов, которые постоянно ищут что-то новое.
Начинают, например, с одного стиля исполнения, с одного звука, а это перерастает во что-то другое.
Дмитрий: С другой стороны, сама аудитория тоже развивается.
Юрий: И он выдвигает свои просьбы.
Дмитрий: Это происходит, когда вы знаете, что в определенный момент записи вы можете услышать небольшой артефакт или ошибку, которую вы, возможно, никогда не обнаружите в радиоприемнике.
Юрий: Я заметил, что мы даже не знаем, по чему ностальгируем.
Из-за каких-то искажений, которые раньше были в магнитоле Весна? Или отсутствием искажений, которых мы сейчас не имеем и за которыми гонимся? Делаем идеальную аппаратуру, слушаем ее, а она оказывается неинтересной, слишком идеальной.
Я уже приводил пример, что человек, записавший свой голос на магнитофон и прослушавший его, будет разочарован.
Он разочаруется не только потому, что он ему не нравится, он не слышит его голоса – он поймет, что его голос безликий.
То же и с макияжем: мы приходим на телевидение, нас пудрят, подкрашивают. Именно эта неудовлетворенность и толкает людей на работу над собой.
Алина: Бытует мнение, что современные вокалисты, исполнители в группах и сольно, не очень любят записывать одно и то же снова и снова или перезаписывать куплеты.
Они не всегда достаточно хорошо владеют своим голосом как инструментом.
Поэтому иногда, чтобы упростить процесс, голос слегка корректируют с помощью современных технологий, чтобы он звучал более насыщенно и красочно.
С одной стороны это хорошо, с другой стороны минус в том, что голоса начинают звучать одинаково, ведь технологии не дают того разнообразия, которое дает реальное исполнение.
Как вы думаете, изменились ли голоса, есть ли контраст между современным концертным исполнением и игрой музыкантов старой школы? Андрей: «Поп-музыку», на мой взгляд, можно слушать только фоном под определенную задачу и настроение.
Признаюсь, я не любитель концертов обычных неклассических коллективов.
Последний концерт, на котором я был, — это выступление лидера группы «Корни», который сейчас выступает сольно.
Я был поражен тем, как он пел.
Больше всего я ценю вокальные данные исполнителей.
То, что исполняется на инструментах, в той или иной степени не имеет существенных отличий в эстрадной музыке.
Многие могут со мной не согласиться, но я, как рядовой потребитель поп-музыкального контента, транслирую свой опыт. Я не различаю, например, нюансов бас-гитары.
Алина: Бас-гитару, конечно, нужно слушать вживую.
Только тогда слышен резонанс и по телу пробегают «волны».
Андрей: Всегда хочется нюансов.
Фрэнк Синатра, который полжизни пел песню «My Way», под конец начал ее ненавидеть, о чем открыто говорил.
Если сравнить, как он исполнял эту песню на протяжении всей своей жизни, разница будет заметна.
Это интересно нам, потребителям музыкального контента.
Нюансы всегда интересны.
А по мне, музыка интересна исключительно им.
Я думаю, что круто проигрывать живые записи по радио.
Алина: Но звук там не такой чистый и точный, как, например, на студийных записях.
Я думаю, что наряду с нюансами существует противоток, когда люди слышат один шаблон и хотят его повторить.
Это очень выражено у маленьких детей, когда им нужно прочитать одну и ту же сказку, чтобы они ее хорошо восприняли.
Этот образец узнавания знакомого иногда очень важен для людей.
Почему я говорю это? Вспомнилось активное обсуждение российской фолк-рок-группы «Мельница».
Эта группа любит выступать вживую.
На своих концертах они записывают свои песни, которые исполняют в разных контекстах.
Они часто говорят о перезаписи своих треков, потому что исполнение все время разное.
Слушатели говорят: «Как такое может быть? Мы запоминаем песню в определенном виде, а переигрываешь ее, она снова меняется.
Что происходит? Оказывается, есть два разных типа слушателей: один хочет постоянства, другой хочет постоянной новизны.
Андрей: Это абсолютно справедливые слова.
Я принадлежу к той публике, которая, полюбив в детстве песню Цоя в одной версии, просто отказывается слушать ее в другой версии.
Я понимаю группу, которая как творческий коллектив отказывается почивать на лаврах.
Расскажу об одном спектакле.
Оно состоялось недавно в саду имени Баумана по случаю председательства Люксембурга в Европейском совете.
Оратор известный люксембургский виолончелист. Он не играл Баха так, как мы привыкли.
Что случилось? Там была виолончель, подключенная к усилителю и записывающему устройству.
Он взял первые аккорды пиццикато, записал их, сыграл фоном, записал на этом фоне вторую часть, включил фон второй части, начал играть первую часть, третью, четвертую и так далее, и заполнил сцену оркестром.
Алина: Торт Наполеон".
Андрей: Они выглядели как профессиональные импровизации.
Понятно, что это были глубоко подготовленные импровизации и вариации.
Это были вариации на некоторые известные мелодии.
Я узнал Баха, в частности «Аве Марию», но было интересно другое.
Публика, узнав знакомую мелодию, начала аплодировать.
Я развела руками, не понимая, почему они хлопают. Но когда я услышал Баха, я загорелся.
Это похоже на Баха! Но никто не аплодировал и не обращал внимания.
Процесс узнавания скрытой мелодии, заключенной в новой форме, был восхитительным.
Интересная упаковка, старая и новая.
Алина: Как интересно, что мы отошли от современных технологий, которые, казалось бы, «портят» звук, к современным подходам, которые его только обогащают. Андрей: Да, я согласен.
Вернемся к теме поп-музыки, к теме качественных записей.
Несмотря на то, что я большой любитель концертных исполнений классической музыки, люблю аналоговые записи, смакую нюансы, я как потребитель слушаю музыку ВКонтакте.
Мне не стыдно это признать.
Много читал о том, что оно плохого качества и сжато.
Я уверен, что виниловые пластинки или хорошие студийные записи на компакт-дисках будут звучать совершенно по-другому.
Но для меня это решение какой-то проблемы.
Это удобство — собственный плейлист, который доступен в любое время и в любом месте, не загружая память телефона или компьютера.
Это тот случай, когда музыка не играет фоном, и я доволен ее качеством, потому что она помогает мне в работе.
Именно поэтому музыка ВКонтакте стала популярна в России.
Недавно я три раза подряд слушал увертюру Джоаккино Россини к опере «Вильгельм Телль».
Конец этой увертюры очень известен.
Мне нужно было отдохнуть от рабочего процесса [поэтому я выбрал Вконтакте в качестве источника записи].
Конечно, я все же больше внимания уделяю качественной музыке, чем той, что звучит в ВКонтакте, потому что понимаю, что есть множество нюансов, незаметных при прослушивании музыки в социальных сетях.
Мне интересно почувствовать размер зала.
Последнее, что я слушал, — это хоровые выступления.
Поскольку я тоже пел в хоре и знаю, как звучит хор в конкретном зале, мне было любопытно представить, в каком зале был записан этот хор, исходя из длины эха.
Алина: Оказывается, профессиональная качественная запись и профессиональное оборудование дают вам, как любителю музыки, больше возможностей для аналитики и размышлений во время прослушивания.
При прослушивании профессиональной, серьезной записи, хорошо сохранившейся на соответствующем оборудовании, на нее следует обратить больше внимания.
Можете ли вы слушать ее в качестве фоновой музыки, занимаясь другими делами? Насколько это для вас характерно, сколько внимания отнимает или перенаправляет от вас эта хорошо записанная музыка? Андрей: Не знаю, как у других, но когда я слушаю музыку на работе, у меня снижается работоспособность.
Я не могу сосредоточиться на музыке настолько, чтобы выполнять свою работу качественно.
Для меня музыка — это возможность вдохновиться и отвлечься, но не фон, располагающий к работе.
Некоторые из моих коллег не могут работать без опыта.
Алина: Для вас любой сеанс прослушивания музыки – это все равно «погружение» в процесс? Андрей: Да, мне интересно углубляться в музыку, слушать ее с новой точки зрения.
Слушая музыку фоном и работая, вы отвлекаетесь от музыки, пытаетесь сосредоточиться, но удовольствия уже не получаете.
Я слушал «Вильгельма Телля» много раз, потом сосредоточился и понял, что упустил свой любимый момент в этой увертюре, мне было очень грустно.
Я понял, что мне нужно либо работать, либо слушать музыку.
Каждый человек индивидуален.
Если кто-то в офисе фоном включает музыку, я не всегда чувствую себя комфортно.
Алина: Я вас очень понимаю в этом, мне тоже сложно одновременно слушать музыку и что-то делать.
Для вас музыка из Вконтакте, если провести пищевую параллель, считается легким перекусом, а прослушивание качественных записей на более серьезном оборудовании, например FLAC, можно сравнить с медитативной трапезой, чаепитием или чем-то еще.
еще? Андрей: Да, сравнение отличное.
Музыка ВКонтакте — это просто перекус на бегу.
Несколько недель назад всей семьей отправились на прослушивание пианистов на второй тур музыкального конкурса имени П.
И.
Чайковского, слушали Моцарта в их исполнении.
Я поймал себя на мысли, что это звучит так, как будто это было в выставочном зале.
Это было необычное чувство.
Оркестр играл так, как будто на сцене были ораторы.
Я для себя заметил, что колонки звучат как оркестр, оркестр звучит как хорошие колонки.
Это мой опыт. P.S. Для тех, кто хотел бы порадовать своих родных, друзей и коллег хорошим звуком в День Святого Валентина, Защитника Отечества и Международный женский день, мы подготовили специальный выбор музыкальные подарки с хорошими скидками.
Теги: #аудиомания #Звук #Работа с видео #Интервью #Профессиональная литература #акустика #аудиотехника
-
Что Делать, Если Украдена Коммерческая Тайна
19 Oct, 24 -
Подводные Камни — Анимация Травы (Unity3D)
19 Oct, 24 -
Подразделение Корпоративных Серверов Huawei
19 Oct, 24 -
Подходят Ли Css-Спрайты Для Шрифтов?
19 Oct, 24 -
Amazon Откроет «Android Itunes»
19 Oct, 24 -
Клиент Для Хабрахабра
19 Oct, 24