Прошло три года с тех пор, как я купил свои первые минидисковые устройства, и надо признать, что увлечение совершенно вышло из-под контроля.
Он находится на стадии «эксплуатации»: все, что я хотел знать о формате в целом, я уже узнал.
Остаётся только накопить коллекцию самописных дисков, пополнить коллекцию устройств и слушать музыку в стиле ретро, как на портативной технике, так и на стационарной.
Это не значит, что мне больше нечего изучать.
Некоторые устройства в моей коллекции умеренно сломаны и требуют ремонта.
Сегодня хочу рассказать о мелком ремонте Sony MZ-N10. Это портативный рекордер минидисков с возможностью прямого подключения к ПК.
Тонкий и легкий аппарат был выпущен к десятилетнему юбилею минидиска в 2002 году.
В этом году, соответственно, ему исполняется 20 лет, а предъявителю - тридцать.
Заодно посмотрим, какое современное программное обеспечение появилось за последние три года для работы с ретро-устройствами.
Теперь вы можете записывать музыку на мини-диск прямо из браузера! Я держу дневник коллекционера старого железа в Телеграмма .
Предыдущие статьи о минидиске:
- Минидиск в естественной среде обитания
- Минидиск в эпоху iPod
- Sony MZ-1 или история прототипа, пошедшего в серию
- Домашний минидиск и баллада о гробах
- Диски, минидиски, CD-TEXT и ретро-радости
- Sony MZ-RH1 — новейший рекордер минидисков
- Золотой век мини-дисков
Это уже третий экземпляр данной модели в моей коллекции.
Первый, который я купил, был в отличном состоянии, в коробке и в полной комплектации.
Давно, когда цены на такие лоты еще не летали в космос.
Остальные два я купил в состоянии «сломан, не работает».
Оба раза оказалось, что это не совсем так.
Данный экземпляр прибыл без коробки, документов и ПО, но со всеми необходимыми аксессуарами: док-станцией, кабелем для синхронизации с компьютером, блоком питания, съемным чехлом для внешней батарейки типа АА, проводным пультом управления.
Решение неработоспособности устройства оказалось простым.
Встроенный Li-Ion аккумулятор практически не держит заряд. Блок питания именно этой модели имеет кабель, который легко ломается при потере контакта.
Аккумулятор сдох, предыдущий владелец видимо пытался его зарядить, но не получилось.
А вот подключить другой блок питания или хотя бы запитать устройство от штатного аккумулятора я не догадался.
Поэтому я продал его со скидкой.
Sony MZ-N10 был выпущен в 2002 году.
Первый рекордер минидисков Sony MZ-1 – в 1992 году.
Как видно из сравнения выше, за 10 лет существования формата произошел большой прогресс: MZ-N10 по размеру почти такой же, как носитель.
Сравним с устройством 1998 года выпуска:
Sony MZ-R55 — первый рекордер Sony, размеры которого попытались уменьшить практически до размеров самого минидиска.
Однако есть разница.
Сравним аппарат с Sony MZ-RH1 - это новейший рекордер минидисков, выпущенный в 2006 году.
Сделать аппарат сильно тоньше не удалось - деваться некуда.
Мелкий ремонт
Желательно поменять встроенный аккумулятор.
Он съемный, но не в том смысле, что можно носить с собой пачку батареек.
Для начала необходимо снять конструкцию с поворотным колесиком и отсоединить кабель.
Затем нужно снять сам аккумулятор.
Он слегка раздулся и для безопасного извлечения я предпочёл снять всю заднюю крышку плеера:
В качестве замены ставлю китайский Li-Ion аккумулятор размерами 302060 и емкостью 400 мАч.
Емкость штатного аккумулятора когда-то составляла 340 мАч.
Вместо гибкого кабеля припаиваю провода от аккумулятора к тестовым площадкам на краю платы.
Заряжаю аккумулятор несколько часов и все работает. Практически плеер плохо реагирует на многопозиционный джойстик и кнопки "Стоп" и "Пауза" на передней панели.
Снимаю верхнюю крышку плеера и чистю ее.
Заодно можно посмотреть детали механизма:
Схема чтения минидисков почти ничем не отличается от схемы обычного проигрывателя компакт-дисков.
Но принцип записи совершенно другой.
Лазер нагревает поверхность диска снизу примерно до 200 градусов, а запись осуществляется с помощью магнитной головки сверху.
На фото показан механический затвор, удерживающий магнитную головку в режиме воспроизведения.
В режиме записи шторка движется и головка «падает» на поверхность диска.
Если диск загрязнен пылью, проникшей в защитный корпус, или погнут, запись будет сопровождаться специальными звуковыми эффектами.
Звучит как мясорубка, только очень маленькая.
MZ-N10 — устройство с возможностью записи.
Чистый плеер можно сделать еще тоньше, удалив магнитную головку и всю связанную с ней механику.
В честь десятилетия минидиска был выпущен также ультратонкий плеер MZ-E10. Толщина его корпуса составила всего 10 миллиметров при толщине носителя 5 мм.
В нем разработчики вынесли зарядку, выход на наушники и пульт дистанционного управления в один фирменный разъем.
Если вы потеряете кабель от плеера, он станет бесполезен.
У меня нет этой модели, но есть такой же компактный плеер MZ-E909, всего на 2,5 мм толще:
Наконец-то в MZ-N10 все работает и им можно пользоваться.
На всякий случай захожу в сервисное меню и сбрасываю счетчик циклов и информацию о параметрах батареи.
Заклинание для входа в секретные настройки игрока выглядит так:
Запускаю общую проверку статуса игрока и ошибок не вижу.
И выхожу из сервисного режима: там доступно множество настроек, в том числе и сброс памяти NVRAM. Без четкого понимания, что там делать, лучше туда не ходить.
Остается только проверить, насколько хороша моя новая батарея.
Подключаю к устройству наушники, вставляю диск и в меню включаю циклическое воспроизведение.
Чтобы не следить за устройством, я давно использую лайфхак: запускаю диктофон на смартфоне или планшете и кладу наушники рядом с микрофоном.
Позже вы легко сможете отследить, когда именно выключился плеер, и рассчитать точное время автономной работы.
У меня 11 с половиной часов.
Давайте посмотрим на характеристики:
Диск записывался в режиме SP, на стандартной батарее должно проработать 17 часов, но у нас емкость выше.
Тогда я заинтересовался, какие параметры тестирования описаны в упомянутом выше стандарте JEITA. Я нашел краткое описание стандарта (в редакции 2003 года) на японском , применен автоматический перевод. И он подтвердил свои опасения: в стандарте при тестировании в наушниках выходная мощность установлена на уровне 0,1 милливатт на канал.
Также есть возможность установить регулятор громкости устройства на 4% от максимума.
Выходная мощность Sony MZ-N10 составляет пять милливатт на канал.
Короче говоря, стандартом измерения времени автономной работы аудиоустройств является воспроизведение на минимально возможной громкости.
Тестировал на комфортной громкости 20 делений из 30 возможных.
Вывод: новый аккумулятор нормальный, это паспортные характеристики, достигнутые методом, далеким от реальной жизни.
Теперь у меня три одинаковых игрока! Давайте посмотрим на их возможности.
В режиме воспроизведения минидисковое устройство мало чем отличается от проигрывателя компакт-дисков: вставляешь диск, слушаешь и переключаешь треки.
Но именно возможность записывать все меняет. Sony MZ-N10 — портативная аудиозаписывающая машина без каких-либо компьютеров!
К устройству можно подключить внешний микрофон, кассетный проигрыватель или проигрыватель проигрывателей к линейному выходу или даже цифровое устройство через оптический интерфейс S/PDIF. Вы можете перезаписывать компакт-диски, пластинки, старые кассеты, записывать музыку с радио, телевизора или компьютера.
С 2000 года устройства Sony поддерживают три битрейта записи: стандартные 292 килобит в секунду в режиме SP, 132 килобит в режиме LP2 и 66 килобит в режиме LP4. Режимы LP2 и LP4 позволяют записать на 80-минутный мини-диск соответственно 2 часа 40 минут или 5 часов 20 минут звука.
LP4 вполне подходит для записи лекций, но музыку лучше записывать как LP2 — лично я не могу отличить этот битрейт от теоретически более качественного ATRAC SP. Запись можно произвольно разделить на треки, а также объединить треки в группы - аналог папок в обычных цифровых плеерах на флэш-памяти.
Есть возможность разделять треки, менять их местами, удалять ненужные, освобождая место для новых записей.
Для записи и расшифровки голоса предусмотрены удобные функции: автоматическое разделение на треки через определенный интервал, отображение даты и времени записи, воспроизведение с переменной скоростью.
Наконец, вы можете записать названия треков и весь диск прямо на устройство:
По меркам девяностых Sony MZ-N10 — невероятно крутой аппарат. Он заменит катушку и радио вашего деда, ваш личный кассетный плеер или музыкальный центр.
Позволяет записывать музыку из любого источника, организовывать ее по своему усмотрению и хранить вечно.
В отличие от битых CD-ROM, затертых кассет, поцарапанного винила, которые у меня есть в большом количестве, мне попадались в лучшем случае два нерабочих минидиска из нескольких сотен.
Прохладный! Но по меркам 2000-х годов вся эта концепция уже сильно устарела.
В эпоху Интернета скачивание музыки стало обычным явлением.
Sony отреагировала на эту тенденцию немного поздно, выпустив в 2001 году первый портативный рекордер с портом USB — Sony MZ-N1.
Sony MZ-N10 — следующая итерация, в ней вдвое увеличена максимальная скорость передачи данных с компьютера на минидиск.
Но в то время возникли две проблемы.
Первое: Sony несколько криво реализовала компьютерную часть, с некритичными, но неприятными ограничениями на количество копий одного трека на минидиск.
Второе: конкуренция.
Производители недорогих CD/MP3-плееров, устройств флэш-памяти Apple и iPod, которые на тот момент уже имели жесткий диск на 20 ГБ, не оставили Sony шансов.
Заготовки компакт-дисков были дешевле мини-дисков, даже перезаписываемых, и позволяли носить с собой до 10 часов музыки.
Флеш-плееры дали возможность просто сбрасывать треки на портативное устройство, не задумываясь о конвертации.
iPod и подобные устройства просто позволяли носить с собой огромное количество файлов.
У Sony было максимум 160 минут на диск (320 в позорном качестве), странный софт, свой фирменный формат ATRAC и устаревшая идеология сменных носителей.
Однако прошло 20 лет, минидиск превратился в приятное ретро, в формат будущего, которого не было.
Давайте посмотрим на компьютерную часть.
SonicStage и аналоги
До недавнего времени я пользовался фирменным ПО для рекордеров минидисков — программой SonicStage. Последняя версия с поддержкой минидисков (4.3) вышла в 2007 году.
Несмотря на это, программа практически без проблем работает на современном ПК под управлением Windows 10. Достаточно лишь добавить модифицированный драйвер для 64-битных операционных систем, который необходимо установить.
после отключения обязательной проверки цифровой подписи.
Программа имеет определенные возрастные ограничения.
Вы можете импортировать треки в форматах WAV или MP3, но, например, AAC или FLAC не поддерживаются.
Периодически возникают проблемы с отображением тегов, как показано на скриншоте выше.
Это на удивление работающий вариант, но есть и современный софт, который я и решил попробовать в этот раз.
Этот Веб-минидиск , который позволяет записывать диски прямо из браузера:
И отдельная программа Platinum MD:
Platinum MD сделан на фреймворке Electron, поэтому в каком-то смысле там задействован и браузер.
Оба проекта по сути служат интерфейсом для библиотеки linux-minidisc, проекта с открытым исходным кодом и непростой судьбой.
Реверс-инжиниринг полностью закрытого и зашифрованного протокола NetMD для связи между компьютером и минидисковыми устройствами начался в середине 2000-х годов, но через несколько лет от разработки отказались.
Однако к тому времени удалось реализовать основные возможности работы с диктофоном через USB: запись треков, редактирование тегов и так далее.
Три года назад, когда я только начинал свое знакомство с минидисками, наиболее рабочим вариантом был довольно недавний форк кодовой базы linux-minidisc, автором которого был некий вуори .
Это был набор скриптов для работы с протоколом NetMD, и не более того.
Таким образом, «человеческий» интерфейс записи на минидиск с современного компьютера – это большое достижение.
В Linux оба варианта работают изначально; для Windows вам нужно будет скачать порт libUSB и установите драйвер один раз после подключения устройства.
Все работает достаточно стабильно, но возможны вариации.
Ведь мы имеем дело с проектом с открытым исходным кодом, который (а) не был завершен и (б) даже не был должным образом протестирован.
С моим более поздним аппаратом Sony MZ-NH600 библиотека работает плохо, диктофон зависает на середине записи.
С Sony MZ-N10 все хорошо, я уже без проблем записал с десяток дисков.
Но, например, при попытке записи на диск, на котором установлена физическая защита от записи, Web Minidisc просто вылетает с ошибкой — рекордер что-то сообщает компьютеру, но этот скрипт просто не обрабатывается библиотекой.
Попробуем записать музыку с помощью Web Minidisc. Для этого просто перетащите нужные файлы любого формата в окно браузера.
Перед записью программа предложит нам варианты на выбор:
Теги из медиафайлов подбираются автоматически и записываются на минидиск.
Имя всего диска затем можно ввести вручную.
Записываю на свежекупленный на Bandcamp минидиск.
альбом .
Его продолжительность 31,5 минуты.
В режиме SP (напомню, это запись на минидиск с битрейтом 292 килобит в секунду) альбом из 13 треков записывается за 9 минут 56 секунд, всего в три раза быстрее, чем в реальном времени.
Подождите, а где тогда обещанная скорость 64X? Стираем диск и записываем альбом заново, но уже в режиме LP2 (132 килобит в секунду).
Время записи составляет три минуты 34 секунды, что почти в три раза быстрее, чем в режиме SP, и в шесть раз быстрее, чем в реальном времени.
Давайте посчитаем по-другому.
31,5 минуты аудио с битрейтом 292 килобит в секунду — это примерно 69 мегабайт. При битрейте 132 килобита в секунду — 31,2 мегабайта.
Итоговая скорость передачи данных в нашем эксперименте составила 115 килобайт в секунду в режиме SP и 145 килобайт в секунду в режиме LP. Даже медленная флэш-память тех лет была способна на большее.
Почему это происходит? В режиме LP2 звук записывается на минидиск с компьютера следующим образом: Преобразование источника в формат LP2 -> Отправка потока данных LP2 на устройство -> Запись на минидиск В режиме SP все немного сложнее: Преобразование источника в формат RAW PCM -> Отправка данных RAW PCM на устройство -> Преобразование в ATRAC SP на устройстве -> Запись на MD По какой-то причине Sony не разрешила преобразование звука в исходный формат ATRAC SP на компьютере.
Возможно, чтобы избежать утечки проприетарного алгоритма.
Этот неуловимый Джо действительно остался секретом Sony, но есть открытая реализация .
В результате в режиме SP на устройство передается больше данных, они дополнительно сжимаются устройством, и результат 3X по-прежнему является хорошим результатом.
Старые записывающие устройства для мини-дисков в моей коллекции записывают 40-минутный альбом в лучшем случае за 20 минут. В режиме LP2 эти 31 с лишним мегабайт передаются на устройство очень быстро.
И пишутся они быстро – каждый трек за секунды.
К сожалению, после записи каждого трека рекордер перемещает головку в начало диска и обновляет TOC - оглавление.
Это серьезный недостаток интерфейса минидиска компьютера, который инженеры Sony создали с нуля.
Если бы TOC обновлялся один раз за сеанс, скорость записи была бы намного выше.
Сколько? Я создаю WAV-файл длительностью те же 31,5 минуты и записываю его на мини-диск в формате LP2. Результат — 1 минута 15 секунд, или в 25 раз быстрее реального времени, или 415 килобайт в секунду.
Но это еще не все.
Если использовать SonicStage, оригинальный софт для работы с минидисками, запись в формате ATRAC SP происходит еще более криво: Преобразовать источник в формат LP2 -> Конвертировать в RAW PCM -> Отправить данные на устройство -> Конвертировать в ATRAC SP на устройстве -> Записать на MD Этот гигантский костыль скорее всего был вставлен для защиты авторских прав, но на самом деле делать это было просто лень Отлично .
Из-за этого современные решения Web Minidisc и Platinum MD имеют большое преимущество перед стандартным программным обеспечением: они не добавляют этот дополнительный этап сжатия с потерями.
Вы не теряете качество при записи дисков в ATRAC SP с компьютера.
Итак, можно ли без проблем реплицировать минидиски, используя старое устройство и современное программное обеспечение? Да, но есть один нюанс.
без пробелов Да, при записи минидисков с компьютера «плавное» переключение между треками не работает. Возможно, это связано именно с обязательным обновлением Оглавления после записи каждого трека.
Обычные рекордеры минидисков (стационарные и портативные, без подключения к ПК) записывают звук без перерывов, а обновляют оглавление только в самом конце сеанса.
Оказывается, правильная, без огрехов запись на минидиск возможна только в режиме «ревущие девяностые» — при передаче аналоговых или цифровых данных непосредственно на устройство, без компьютера, в реальном времени.
Или лучше всего с 4-кратным ускорением на специальной деке для компакт-дисков/MD, как я описал.
Здесь .
Добровольное страдание Из-за таких трудностей 20 лет назад я бы проклял этот формат, если бы мог себе это позволить.
Сейчас все эти трудности скорее воспринимаются как необходимая часть хобби: хочешь удобно — слушай Spotify или Яндекс.
Музыку.
На примере Sony MZ-N10 я еще раз показал, как технологии страдают от тяжелого наследия.
Нелегко было преобразовать в компьютерный способ то, что создавалось как самостоятельное устройство - вроде кассетного магнитофона, только с цифровыми потрохами.
Трудно сейчас сказать, чего не хватало в начале 2000-х — политической воли руководства Sony или смелости технарей.
Смелое решение представлен в 2005 году: тогда Sony выпустила носитель Hi-MD емкостью 1 гигабайт, идентичный обычному минидиску только по размеру.
Только ему удалось выбросить полуторадесятилетнее наследие: из минидиска сделали простую флешку формата FAT12, на которую можно одинаково быстро записывать и музыку, и данные, без всяких конвертаций и прочих реверансов.
Увы, было уже слишком поздно.
Для меня, как большого поклонника ретро-технологий, MZ-N10 — отличный образец «позднего минидиска».
Компактный, легкий, с длительным временем автономной работы, с удобной док-станцией для зарядки и подключения к компьютеру.
Это тоже типичный представитель электроники начала 2000-х — тогда и в мобильниках, и в КПК была «мода» на фирменные разъёмы, на зарядку отдельно от передачи данных.
Если бы формат был хоть как-то актуален еще лет 10 после выхода МЗ-Н10, возможно, разработчики успели бы исправить все упомянутые выше проблемы.
Ан нет, не получилось, остается радоваться устройству таким, какое оно есть, в том виде, в котором его создатели решили «черт с ним, сойдёт».
20 лет назад юбилейный портативный минидиск пошел в производство, и с тех пор его эксплуатация продолжается в моем собственном хозяйстве.
Пока полет нормальный.
Посмотрим, что будет еще через 20 лет! Теги: #Звук #Старое оборудование #sony #minidisc #netmd #mz-n10
-
Революция В Книгоиздании От Google
19 Oct, 24 -
Чистая Архитектура
19 Oct, 24