Фото Кристиана Коллинза /КК
В 31 выпуске подкаста «Звук» мы возвращаемся к теме домашнего кинотеатра с Керим Татевян , эксперт в области проектирования систем домашнего кинотеатра.
[ Узнайте больше о подкасте Sound ] [ Послушайте этот выпуск ] Другие выпуски подкаста
- [ читать ] [ слушать ] Как аудиоаппаратура попадает на полки магазинов;
- [ читать ] [ слушать ] Обсуждение контекста современного звука;
- [ читать ] [ слушать ] Черная пятница и новогодние распродажи: опыт аудиомании;
- [ читать ] [ слушать ] «Музыкальный фастфуд»: Как может звучать массовый продукт;
- [ читать ] [ слушать ] Старый новый звук: Мнения инженера и меломана;
- [ читать ] [ слушать ] Ответы на вопросы слушателей подкаста;
- [ читать ] [ слушать ] Обсуждение аудио и видео форматов;
- [ читать ] [ слушать ] Как хороший звук меняет ваш образ жизни;
- [ читать ] [ слушать ] Кому может быть интересно развитие акустики;
- [ читать ] [ слушать ]Любители музыки, сетевых плееров и встроенной акустики;
- [ читать ] [ слушать ]Каждый инженер мечтает сделать С-90;
- [ читать ] [ слушать ] Простыми словами о наушниках и ЦАПах;
- [ читать ] [ слушать ] Говорящий винил: мифы, мнения и текущая ситуация;
- [ читать ] [ слушать ]Ответы на вопросы слушателей подкаста «Звук»;
- [ читать ] [ слушать ] Обсуждаем природу различных звуков акустики;
- [ читать ] [ слушать ] Акустика для фонового звука помещений;
- [ читать ] [ слушать ] Ответы на вопросы слушателей подкаста;
- [ читать ] [ слушать ] Мы говорим о домашних кинотеатрах;
- [ читать ] [ слушать ] Интерьеры для звука;
- [ читать ] [ слушать ] Интерфейсы и кабели;
- [ читать ] [ слушать ] Простыми словами о цифровом и аналоговом аудио;
- [ читать ] [ слушать ] Домашняя акустика и ответы на вопросы;
- [ читать ] [ слушать ] Мнение инженера: Как создать собственную аудиоэкосистему;
- [ читать ] [ слушать ] Качество аудиосистем: Стоит ли доверять «красивой графике»;
- [ читать ] [ слушать ] Ответы на вопросы слушателей;
- [ читать ] [ слушать ] Бас словами музыканта;
- [ читать ] [ слушать ] Домашние аудиосистемы и домашние кинотеатры;
- [ читать ] [ слушать ] Аудиотехника для дома и мероприятий;
- [ читать ] [ слушать ] Цифро-аналоговые преобразователи;
- [ читать ] [ слушать ] Портативные аудиосистемы.
В статье, недавно появившейся в блоге «Аудиомания», была яркая фраза о том, что Dolby Atmos — это глоток воздуха в индустрии, где уже давно нет ничего нового.
Была ли индустрия кинотеатров или, может быть, аудиоиндустрия домашних кинотеатров действительно какое-то время застойной до появления Atmos? Керим: Верно.
Именно так и можно сказать – это глоток свежего воздуха, ведь с момента появления окружающих форматов прошло около 30 лет. Мы все их знаем, эти форматы уже давно есть в кинотеатрах и у многих людей системы есть дома.
Их суть в том, что динамики располагаются вокруг [слушателя].
В быту это называется «объемный звук».
И вот появилось новое измерение.
Звук также появился сверху.
То есть теперь оно действительно полностью окружает человека.
Мы живем в мире, в котором звук доносится отовсюду.
Раньше в кинотеатрах его распространяли только в горизонтальной плоскости.
Теперь в кинозале создается атмосфера, максимально приближенная к живому звуку.
Так что, конечно, это прорыв.
За почти 30 лет [в сфере киноаудио] увеличилось только количество каналов.
В конце концов, эта тенденция пришла к своему логическому завершению: все поняли, что увеличивать количество каналов больше нет смысла, потому что уже нет помещений, где все это можно было бы установить.
Для домашних ресиверов максимальное количество каналов — 9. Несколько фильмов вышло в формате 9.1 или 9.2. Последняя из нашумевших премьер такого формата – «Гладиатор».
Вы можете себе представить, сколько лет назад это было.
Алина: Около 15 лет. Керим: За это время звук стал лучше в плане его воспроизведения, увеличилась разрядность.
И был застой в атмосферных проявлениях.
А потом Dolby… на самом деле, несколько компаний выпустили новые [иммерсивные] форматы, которые добавили вертикальное измерение.
Но Dolby сейчас, конечно, лидирует на рынке.
Они обогнали всех.
Принцип создания звуковой атмосферы отличается от того, что было раньше.
Раньше это была дискретная система: звукорежиссер определял, какой звук из какого динамика будет идти.
Если саундтрек был записан в формате 5.1, оптимально было слушать его на системе 5.1. Dolby Atmos для кинотеатров Написано из расчета, что динамиков 64, для домашних кинотеатров их количество уменьшено, но само количество динамиков не важно.
Там есть звуковые объекты.
И сколько бы динамиков не было сверху, звук, если самолет на экране взлетит снизу слева и пролетит над головой справа, все равно будет «пролетать» через то количество динамиков, которое у вас есть.
Встроенный в приёмник процессор всё пересчитает по мере необходимости.
Алина: То есть условно звукорежиссер теперь не говорит, откуда какой звук должен идти, он оперирует какой-то более живой концепцией? Керим: Да, он просто присваивает объектам то, что звук исходит снизу слева и проходит через верх вправо.
Процессор сам все пересчитывает. Поэтому эти процессоры довольно мощные.
Это стало возможным благодаря общему развитию всей микропроцессорной промышленности.
Алина: Какие еще интересные революционные технологии появляются наряду с Dolby Atmos? На что еще стоит обратить внимание? Керим: В звуке сейчас практически ничего нет [кроме иммерсивных форматов].
Эти форматы еще такие новые — люди о них толком не знают. Профессионалы рынка только начинают обращать на это внимание.
Честно говоря, я уже давно в этой индустрии.
Мы говорим об иммерсивных форматах уже пару лет, но я вряд ли припомню, чтобы кто-нибудь делал проекты вроде персональных кинотеатров на Dolby Atmos. Многие люди по-прежнему предпочитают традиционные конфигурации.
Однако, как это было написано В блоге Аудиомания апгрейд существующих технологий до Dolby Atmos в принципе возможен, это должно быть предусмотрено.
Это будущее, из которого нет выхода.
Если у вас серьезная система и вы не хотите, чтобы она со временем устарела, а может у вас не хватает денег, или вы не понимаете, зачем вам колонки в потолке, то лучше кинуть туда провода в любом случае.
Когда вы поймете, вам придется делать гораздо меньше, просто сверлить отверстия, вставлять динамики и менять ресивер на современный.
Полный комплект домашнего кинотеатра Onkyo HT-S5805 позволяет воспроизводить звук в формате Dolby Atmos в конфигурации 5.1.2. Входящий в комплект ресивер оснащен выходом с поддержкой 4K Ultra HD. Алина: Изменился ли как-то интерес к теме кино в целом за последние 10-15 лет? Судя по количеству публикаций в популярной литературе, эта тема была на пике в 2000-е годы: о домашних кинотеатрах было модно писать, о них много говорилось в некоторых дизайнерских передачах об обустройстве дома, эти вещи включались [в ремонты] ].
Потом количество информации стало уменьшаться.
С точки зрения пользователя, насколько изменился интерес к домашним кинотеатрам, если вообще изменился? Керим: Могу сказать, что поначалу это был интерес, связанный с необходимостью насыщения рынка.
Рынок был насыщен, его было в дефиците.
У нас никогда не было домашних кинотеатров.
И вот у людей появились средства и помещения, которые можно было оборудовать под кинозалы.
Разумеется, все это стало массово освещаться в СМИ.
Специальные журналы широко освещали это.
И не особенный, как вы сказали.
Сейчас домашний кинотеатр стал более-менее обыденным явлением, люди уже к нему привыкли.
Это не приносит никаких новостей.
Кстати, история с Dolby Atmos очень подогрела интерес к кинематографической теме.
Теперь мне есть о чем написать.
Про два дополнительных канала объемного звучания писать, естественно, неинтересно, а вот про совершенно новое изменение звука гораздо интереснее.
Раньше была мода на кинотеатры; считалось, что если у человека есть дом, то там должен быть и кинозал.
Поставили галочку, а потом люди не пошли туда смотреть фильм, он им был не нужен.
Зато был кинозал.
Сейчас заказчиков у кинозалов меньше, но те, кто заказывает, подходят к этому осознанно.
Они энтузиасты.
Их требования растут. Кинотеатров делается меньше, но они дороже, и не только из-за более дорогого оборудования, но и из-за конструкции, акустической обработки, дизайна.
Они становятся ближе к «большим» кинотеатрам.
Алина: Возможно, аудитория немного изменилась количественно, но она изменилась и качественно, причем в лучшую сторону.
Керим: Да, конечно.
Даже сейчас многие люди хотят иметь в своем доме объемный звук, но не у всех есть место для размещения колонок.
Поэтому ведущие производители выпускают различные полезные для жизни устройства, например, саундбары.
Это устройство, сочетающее в себе три динамика, и вам достаточно добавить пару задних динамиков или обойтись без них и сабвуфер, и вы уже получите дополнительное качество звука в кино.
Алина: Мы заговорили о звуке в доме или квартире.
Один из самых болезненных вопросов – звукоизоляция помещения, в котором находится домашний кинотеатр.
Есть ли минимум, например, на квартиру, который необходимо предусмотреть? Керим: Не помню сейчас цифру в децибелах - сколько шума должно распространяться за пределами квартиры, но к вопросу звукоизоляции в квартире нужно отнестись очень серьезно.
Потому что если вы установите какую-то серьезную систему, вы все равно будете громко ее слушать.
Никто не смотрит фильм спокойно.
Фильмы спокойно смотрят только на телефоне в наушниках в метро.
И они всегда играют громко.
Соседи будут недовольны.
Поэтому необходимо предусмотреть объем шумоизоляционных работ. И лучше это сделать на этапе ремонта.
Однако вам придется пожертвовать некоторой частью площади, ведь это трехмерная конструкция – комната уменьшится на несколько сантиметров по периметру.
С другой стороны, если это специальная комната, это следует сделать.
Алина: Первым шагом будет рассмотрение стандартов звукоизоляции.
Керим: Да.
Если вы делаете это сами, то вам самим следует позаботиться.
И монтажники, профессионалы, работающие на рынке, знакомы со всеми этими стандартами.
Алина: Монтажник также заранее знает, где должны быть провода, и возьмет на себя все эти вопросы.
Керим: Разумеется, на этапе проектирования.
Работа по установке киносистемы, где бы она ни находилась, в гостиной или в отдельной комнате, естественно, требует какого-то проекта.
Без проекта все деградирует; вы можете не получить то, что хотели.
Алина: Первая задача человека, который заинтересуется этой темой – заинтересоваться проектом.
Керим: Да.
Когда мы говорим о каких-то серьезных системах, когда человек хочет получить определенный результат, конечно, дизайн необходим.
Если мы говорим о том, что в народе часто называют «домашним кинотеатром» — наборе оборудования из одной коробки, — то никакой конструкции, конечно, не нужно.
В этом случае нужно учитывать самые простые вещи: чтобы «звук был вокруг», как у нас говорят, чтобы телевизор не стоял перед окном и не слепил.
А если речь идет о личном кинозале, то, конечно, должен быть архитектурный и инженерный проект. Алина: По поводу нестандартных комплектов: если человека просто интересует тема домашнего кинотеатра и хорошего звука, является ли нестандартный комплект хорошим вариантом для начала? Керим: Конечно, нужно с чего-то начинать.
Естественно, это лучше, чем просто смотреть телевизор.
?Эффекты объемного звука будут передаваться через этот набор динамиков.
Вы окажетесь внутри какого-то действия, внутри виртуальной сцены.
Другое дело качество и требования.
Но если вы просто хотите заняться кино, возможно, вам стоит начать именно с этого.
Алина: Может, лучше сразу купить минимальный набор дорогостоящего оборудования, а потом постепенно наращивать его? Или лучше сначала попробовать какую-нибудь коробочную версию, а потом ее полностью обновить? Керим: Вопрос здесь в том, насколько люди в этом заинтересованы.
Если человек уже знает, что ему нужно, если ему нравится объемный звук в кино, то можно пойти первым путем.
Сначала приобретите качественные комплектующие, затем расширяйте их, если у вас нет средств на все сразу.
Если человек хочет просто разобраться и понять, нужно ему это или нет, то лучше сразу купить комплексную систему, чтобы сразу почувствовать «окружение».
А потом отвезите ее на дачу и, если поймете, что она вам нужна, купите что-нибудь подороже, качественнее.
Алина: Есть ли в автосалоне «Аудиомания» место, куда можно прийти и послушать, как это звучит? Керим: Подготовлено в Аудиомании выставочные залы , где можно слушать совершенно разные системы.
Есть экран и проектор.
Вы можете собрать любые колонки любой конфигурации.
Комната прослушивания в салоне Аудиомания (Санкт-Петербург) Алина: То есть человек, который теоретически интересуется, может не просто представить в голове, как это будет, а прийти и послушать результат. Керим: Естественно, да.
Вы можете прийти и послушать все на салон Аудиомания.
Если вы живете в другом городе, обратитесь к дилеру, торгующему домашними кинотеатрами и электроникой.
Главное – понять для себя, нужно это или нет. Часто бывает, что человек приходит в магазин.
Он и так там долго не сидит, послушал пару фрагментов - вроде понравилось, купил.
А дома уже думает: «Зачем мне этоЭ» И наступает разочарование.
Чтобы этого избежать, можно попробовать поэкспериментировать на какой-нибудь простой системе — «пожить» с ней.
Не знаю, правильно ли это с маркетинговой точки зрения, но с бытовой, бытовой точки зрения это более правильно.
Алина: Значит, сначала нужно привыкнуть к кино? Керим: Конечно.
Возможно, оно вам не нужно.
Знаете, есть много людей, которые вообще не имеют кинотеатра, смотрят фильмы на ноутбуке и счастливы.
Алина: Есть и другой вариант, когда человек думает, что ему нужен кинотеатр, он рассматривает его как атрибут своей более качественной жизни, а потом оказывается, что ему некогда смотреть кино.
Керим: Верно.
Есть системы, которые не включаются годами.
Знакомые мне монтажники рассказали, что их вызывают на сайты и говорят: «Включили, а не работает».
Монтажник заходит в аппаратную, а там слой пыли толщиной с палец.
Он спрашивает, когда они его в последний раз включали, а ему отвечают: «Значит, ты включил его, когда устанавливал».
То есть люди там ни разу не были за 3 года, может быть.
Так было раньше, когда кинозалы делали это «для галочки».
И поэтому, конечно, прежде чем вкладывать значительные средства, нужно попробовать на себе.
Потому что если вы стремитесь к кинозалу, вам нужно говорить об экране, проекторе, телевизоре большой диагонали.
Это значительная инвестиция.
Поэтому лучше начать с бюджетного варианта.
Алина: Вообще важно понимать, как кино и вообще этот вид досуга вписывается в образ жизни конкретного человека.
Керим: Да.
Хорошо, что технологии сейчас позволяют установить домашний кинотеатр и многоканальный звук практически в любой комнате.
Я посмотрел американский проект: мужчина сделал в своей спальне кинозал.
У него там установлен скрытый проектор, выдвижной экран.
Он лежит и смотрит фильм.
Вся акустика встроенная, ничего не отвлекает от сна.
Выглядит как обычная спальня.
Однако у него есть многоканальный звук.
Экран для проектора Digis Electra Алина: Когда мы готовили один из материалов о звуке в целом, мы наткнулись на довольно интересную дискуссию о философии прослушивания музыки или просмотра фильма в спальне.
Это совершенно другой опыт по сравнению, скажем, с гостиной.
Теперь речь идет о такой «незвуковой» составляющей кино, как экран.
Понятно, что нужно, чтобы экран не отражался, чтобы было где-то, где будет достаточно темно, чтобы картинка была яркой.
Учитывая, что летом в России солнце светит довольно долго, как лучше всего обеспечить, чтобы летом можно было смотреть качественные фильмы при дневном свете? Керим: Экраны телевизоров светятся.
Телевизор лучше не ставить перед окном, чтобы происходящее в окне не отражалось в нем, ведь поверхности телевизионных дисплеев глянцевые.
Если такой возможности нет, а посмотреть фильм по телевизору хочется, то нужно придумать какое-то затемнение, не такое существенное, как у проектора, но все же.
Естественно, при просмотре фильма нужно опускать и закрывать шторы, чтобы избежать бликов.
Блики раздражают. Они мешают наслаждаться яркостью и контрастностью телевизора.
В случае с экраном и проектором речь идет о сильном затемнении, поскольку внешний свет сильно влияет на луч проектора.
Этого следует избегать.
Алина: То есть само проецируемое изображение меняется? Керим: Да.
Он становится менее ярким, и вы не в полной мере получаете то, что хотели бы получить.
Это самое важное при использовании проектора.
Его необходимо затемнить.
Алина: Нужно позаботиться о некотором затемнении.
Разве это не должна быть какая-то особая система? Керим: Есть шторы, есть рулонные шторы, есть специальные шторы для затемнения, которые опускаются по направляющим, чтобы вообще не оставалось зазоров.
Если позволяют средства, удобно это сделать моторизованным способом, чтобы шторы можно было опускать с помощью пульта.
Существуют шторы со специальной подложкой, не пропускающей свет. Алина: Шторы разобраны.
Интересно теперь от аппаратурно-технической части вопроса перейти к содержанию.
Как часто люди, покупающие кинотеатры, покупают их не для просмотра фильмов, а для просмотра массовых спортивных мероприятий? Желания таких людей разные? Керим: Пожелания разные.
Тут вопрос в форматах экрана.
Формат, к которому мы привыкли, — 16:9; на нем ведутся телевизионные передачи.
Если люди смотрят телепередачи чаще, чем фильмы, имеет смысл использовать такой экран в качестве основного.
Если человек хочет посмотреть фильм, ему нужно купить еще один экран, киноформата, соотношение 2,35:1. Алина: То есть за свое назначение отвечают разные размеры экрана.
Керим: Да.
Фильмы снимаются в широком формате.
Телевизионные программы идут в более привычном для нас формате, более «вытянутом» вверх.
Алина: Тогда еще один момент для тех, кто хочет задуматься о просмотре видео с эффектом домашнего кинотеатра – понять, какой контент вы предпочитаете: телепередачи или фильмы.
Керим: В основном люди хотят, конечно, универсальную систему и используют в качестве источника либо сервер, воспроизводящий контент высокого разрешения из файла, либо проигрыватель Blu-Ray, воспроизводящий диски Blu-Ray. В этом случае обычно имеется приставка, позволяющая смотреть телевидение высокой четкости.
Редко пользователи говорят, что им не нужно смотреть телевизор.
Алина: Существуют ли сегодня какие-либо распространенные альтернативы дискам Blu-Ray? Или это пока единственный вариант качественного формата для домашнего кинотеатра? Керим: Есть также трансляции в высоком разрешении.
А в России их нет. Существует телевидение высокой четкости, оно стандартного высокого разрешения, но сверхвысокого разрешения нет. Алина: Поэтому мы пока смотрим на диски Blu-Ray и что на них выходит. Керим: Дисков Blu-Ray также мало, и ни одного с русскоязычным контентом.
Я имею в виду формат 4К.
Алина: Так что же делают кинозрители? Керим: Киноманы ждут, когда начнут выходить такие диски.
Дело в том, что на Западе уже активно используется формат 4К.
В Японии Олимпийские игры 2020 года будут транслироваться в разрешении 8К.
Алина: Честно говоря, я даже не могу себе представить, насколько все будет иначе.
Керим: Это для того, чтобы можно было увеличить размер экрана.
Формат 8К будет транслироваться на некоторых мегаэкранах.
Алина: В обычных условиях человек сидит довольно близко к экрану; он не может отойти достаточно далеко, чтобы понять красоту такого решения.
Керим: Российские киноманы, как и везде, используют диски Blu-Ray. Часто для демонстрации возможностей системы используются неозвученные звуковые дорожки.
Можно прийти в автосалон, там только иностранные диски.
У них лучший звук, а зачастую и лучшее изображение.
Это правильный подход, чтобы понять потенциал покупаемого вами оборудования.
С другой стороны, даже качество на дисках Blu-Ray отечественного производства намного выше, чем на дисках DVD. Я понимаю.
Алина: Однако он может отличаться от оригинального неперезаписанного диска Blu-Ray в худшую сторону.
Получается, что для полного раскрытия потенциала системы человеку в целом придется привыкнуть к англоязычной речи, к оригинальному кинематографу.
Керим: Многое в России сейчас выпускается в хорошем качестве.
А отечественные фильмы выпускают и записывают в том же Dolby Atmos — «? кипаж», фильм Федора Бондарчука «Призрак».
Есть качественный контент, лицензионный.
Смотреть его гораздо приятнее, чем старые DVD. Так что все затраты на современные технологии оправданы.
Сетевой плеер Denon DNP-730 Алина: Главное – обращайте внимание на оригинальные фильмы, которые производятся в стране, в которой вы живете.
Керим: Да.
В основном люди покупают и смотрят фильмы на русском языке.
Раньше, когда мы смотрели кассеты VHS, там были мини-диски с дублирующейся дорожкой, которую нужно было синхронизировать.
Это все было частью системы.
Там был проигрыватель минидисков с русскоязычной дорожкой, каким-то образом синхронизированный с VHS. Теперь все по-другому.
Качество [даже дублированного контента] по-прежнему очень высокое.
Если люди относятся к этому скептически, вам просто нужно пойти к ближайшему дилеру, торгующему домашними кинотеатрами, и попросить поставить какой-нибудь фильм, чтобы проверить, насколько хороша картинка.
Многие люди не понимают, насколько она хороша.
Эти технологии будут продолжать развиваться.
Также развивается направление улучшения контрастности и цветопередачи; HDR (расширенный динамический диапазон) — это тот же формат фотографий, что и на iPhone. Теперь есть видео в этом формате.
И он [формат] «обновляется» не на аппаратном уровне, а посредством обновлений прошивки.
Это хорошо.
Алина: Как его получить? Вам тоже нужно что-то купить? Керим: Это новая.
До нас оно еще не дошло.
Алина: Непонятно, как сейчас это обновить.
Керим: Производители сообщают о появлении прошивки.
Телевизоры теперь подключены к интернету, возможно, они сами вам «пришлют письмо» с предложением скачать его.
Алина: Очень похоже на операционную систему на телефоне.
Оказывается, это обновление можно просто скачать и установить, не меняя телевизор.
Керим: Совершенно верно.
Наши публикации по теме:
- Готовые решения: Раздел «Домашний кинотеатр»
- Домашний кинотеатр: альтернатива «большому киноэкрану»
- Как аудиотехника попадает на полки магазинов
- Dolby Atmos: будущее кинотеатров
-
Эксперимент Со Страницей Результатов Поиска
19 Oct, 24 -
Теперь Многоязычный!
19 Oct, 24 -
Nokia 8600 Luna Реальные Фотографии
19 Oct, 24 -
«Аэрофлот» Продал В Интернете Более Миллиона
19 Oct, 24