Практически никто из начинающих продюсеров не избегает соблазна установить десяток библиотек сэмплов из нынешнего хит-парада музыкального журнала «Компьютер», да и мысли типа «сейчас дам себе 20 гигов заправки для Reason — и сразу наберу себе мега хит!» наверное, промелькнуло у каждого новичка.
Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы использовать готовые пресеты и семплы для написания своих нетленных песен – ведь именно за это они и продаются (мы же все их честно покупаем, правда?;).
Однако не забывайте, что красивые, интересные, а главное, абсолютно уникальные звуки вы можете создать самостоятельно, используя самые простые средства и немного фантазии.
Саунд-дизайн — занятие не только чрезвычайно увлекательное, но и полезное во всех отношениях: вспомните Бенни Бенасси, который долгие годы был обычным посредственным ди-джеем, известным лишь в пределах родного Милана, но как только он начал свой знаменитый мега звук как он сразу превратился в мировую суперзвезду.
Сегодня мы попробуем создать большой барабан или просто «бочку».
Несмотря на кажущуюся простоту, зачастую именно бас-барабан определяет звуковой характер (и в конечном итоге коммерческий успех) всего трека, поэтому продюсеры уделяют ему особое внимание.
Прежде чем мы начнем крутить ручки синтезатора, давайте вспомним, как на самом деле формируется звук, который наш мозг идентифицирует как бочку.
Битёр ударяется о мембрану, она растягивается и очень быстро возвращается в исходное состояние, в котором некоторое время вибрирует. Даже никогда в жизни не слышав этот звук, вы можете себе представить, что он будет состоять из короткого высокочастотного щелчка и сравнительно длинной низкочастотной составляющей – «тела» бочки.
Для создания бас-барабана мы будем использовать Оператор, FM-синтезатор, встроенный в Ableton Live. Это мощный инструмент, единственным недостатком которого, на мой взгляд, является более (или менее?) минималистичный дизайн интерфейса.
Итак, запускаем Ableton, кликаем по первому слоту MIDI-трека по умолчанию и нажимаем Ctrl-Shift-M, при этом создается MIDI-клип длиной в 1 такт. Включите режим рисования и нарисуйте ноту (неважно какую) длиной всего такта.
Загрузите Оператора на тот же MIDI-трек.
По умолчанию в Операторе выбран алгоритм модуляции, в котором осциллятор A генерирует высоту тона, B модулирует A, C модулирует B, а D модулирует C — именно этот алгоритм мы и будем использовать.
Приступим к формированию основного тона.
Во вкладке генератора A активируйте опцию «Fixed» — теперь высота тона не зависит от того, какую ноту мы нарисовали в MIDI-клипе.
Убедитесь, что выбран синусоидальный сигнал (Sine).
Выбираем основную частоту звука бочки – обычно она составляет около 60 Гц, но должна соответствовать тональности нашего будущего трека.
Для простоты условимся, что будущий трек будет написан в ля миноре.
Зная частоту «ля» первой октавы (440 Гц), путем несложных математических вычислений находим, что основной тон нашего барабана равен 55 Гц.
Поднимаем выходную громкость Оператора примерно до -3 дБ.
Воспроизведите MIDI-клип и послушайте результат. Он уже немного похож на бочку? Немного терпения, дорогой читатель.
Теперь нам нужно нарисовать конверт ADSR. Захватив мышкой соответствующие маркеры, устанавливаем примерно следующие значения: Начальное значение: -inf дБ Атака: 0,00 с.
Распад: 2,50 с.
Сустейн: -inf дБ Релиз: 500 мс.
Следующим шагом является модуляция полученного звука по высоте (высоте).
Активируйте Pitch Envelope и увеличьте Pitch Envelope Amount до 100%.
Щелкните правой кнопкой мыши «Отображение конверта» и выберите «Установить минимальный уровень конверта».
Затем установите значения огибающей примерно следующие: Начальное: +48 ст. Пик: +20 ст. Атака: 0,90 мс Затухание: 400 мс Сустейн: -48 ст. Релиз: 1,5 с.
Поэкспериментируйте немного с параметрами Attack и Decay — они оказывают поистине драматическое влияние на характер звука.
И, наконец, последнее, но не менее важное: индикаторы наклона (чтобы увидеть значения наклона, щелкните любой ромб на конверте).
Нас интересуют Склон А и Склон D. Лично я остановился на значениях +36 и +91 соответственно, но это зависит от личных предпочтений и стиля будущей трассы.
Перейдем к модулирующим генераторам.
Включите генератор B и активируйте фиксированный режим.
Рисуем конверт ADSR примерно со следующими параметрами: Начальное: 0,0 дБ Атака: 10, 70 мс Затухание: 20,3 мс Сустейн: -inf дБ Релиз: 50 мс Установите параметр Level примерно на -30-35 дБ.
Затем запускаем клипсу и начинаем выбирать частоту модулирующего генератора.
Как? Исключительно на слух, руководствуясь собственным вкусом и стилистическими предпочтениями.
Лично я остановился на значении 97,6 Гц.
Включаем генератор С, снова выбираем режим «Фиксированный», но на этот раз выберем не синусоидальную волну, а треугольную — «Треугольник», богатую высокочастотными гармониками.
Рисуем конверт ADSR примерно со следующими параметрами: Начальное значение: -inf дБ Атака: 0,00 мс Затухание: 50,00 мс Сустейн: -inf дБ Релиз: 50 мс Параметр Level устанавливаем примерно на -15 дБ и выбираем частоту модулирующего генератора где-то около 20 Гц.
Изменения, которые производит генератор C на этих уровнях выходного сигнала, могут быть едва слышны нетренированному уху даже при хорошей акустике.
Но это именно та разница, о которой французы говорят: «Бог в деталях».
Кстати, у этой пословицы есть вторая половина – «… и черт в крайностях», и об этом тоже стоит помнить.
Определить, действительно ли вы слышите вносимые изменения, очень просто.
Начните проигрывать клип, наведите курсор на кнопку включения генератора, закройте глаза и нажмите левую кнопку мыши, одновременно читая про себя, например, «У моего дяди самые честные правила.
».
Когда вы дойдете до места дуэли, тогда.
Нет. Не нужно заходить так далеко в своем рвении — лично мне достаточно прочитать пару строк, чтобы гарантированно потерять счет непроизвольного подсчета щелчков мышью.
Перестаньте щелкать и послушайте воспроизводимый звук.
Нажмите еще раз и еще раз внимательно слушайте.
Теперь определите, нажата или отпущена кнопка включения генератора? Всё, можно открыть глаза.
Вы догадались? Повторите этот эксперимент несколько раз, если процент попаданий близок к 100 – поздравляем.
Если нет, немного увеличьте параметр «Уровень» и не расстраивайтесь: слух тренируется, как и практически любая другая функция организма.
Послушайте результат. В принципе, мы уже получили вполне хороший, исправный ствол, но все равно звучит суховато.
Нам нужно придать ему немного благородного «лампового» искажения.
Если у вас установлены плагины вроде PSP Mix Saturator или Antares Tube, вы можете их использовать, если нет, то отлично подойдет Dynamic Tube из стандартного пакета Ableton Live. Но перед тем, как нагружать сатуратор, неплохо было бы на конце цепочки установить ограничитель — это поможет нам избежать клиппирования сигнала.
Параметры Dynamic Tube выставляем примерно соответствующие следующей картинке, но, конечно, руководствуемся собственным вкусом и ушами.
Ну вот и все.
Остаётся, так сказать, зафиксировать прибыль и замерить полученный результат. В Ableton Live есть чуть менее 9000 способов сделать это, самый простой из которых: щелкните правой кнопкой мыши наш MIDI-клип и выберите «Заморозить»; затем, удерживая Ctrl, перетащите клип на звуковую дорожку и.
вуаля!
Вот она, наша новая, совершенно уникальная, румяная, горячая бочка!
Приятного аппетита! Файл проекта
УПД: Бочка
При подготовке этой статьи использовался материал курса Ника Максвелла.
Теги: #ствол #ableton live #оператор #Звук
-
Прогулки С Федей Или Каникулы Программиста
19 Oct, 24 -
Гибкие Методологии. Ретроспектива
19 Oct, 24 -
Эпоха Пк Закончилась
19 Oct, 24