Если вы активны в Интернете и любите интернет-фольклор, скорее всего, вы знаете, что такое SCP.
Если вы не знаете, это здорово.
А для тех, кто знает, они уже уехали.
Шутить.
SCP — одно из самых необычных явлений коллективного интернет-творчества.
Эдакий фандом без оригинального произведения.
Точнее, исходный код существует — но это крохотный текст из бездны имиджборда.
Все началось еще в мае 2007 года, когда Уэсли «Moto42» Уильямс опубликовано в разделе /x/ Форчана вымышленный документ, который он составил: инструкции по процедурам безопасности для «объекта евклидова класса» SCP-173, содержащегося на каком-то секретном объекте какой-то секретной организации.
SCP означает «Особые условия содержания».
По сути, «инструкции» имели необычную форму.
крипипаста Формат страшных историй, популярный во времена расцвета имиджбордов, стал преемником сказок, которыми дети и подростки пугали друг друга во дворах и лагерях отдыха доинтернетовской эпохи.
Обычно их рассказывают с точки зрения предполагаемого очевидца или человека, услышавшего ужасную историю о загадочной вещи от кого-то другого.
В случае с SCP-173 лавкрафтовский ужас в строгом смысле этого слова был скрыт за сухими строками бюрократических инструкций по обращению с некой загадочной сущностью.
А именно, жуткая фигура неизвестного происхождения и сущности, способная двигаться и действовать только тогда, когда на нее никто не смотрит.
В то же время фигура, также известная как объект класса Евклид SCP-173, имела дурную привычку ломать шеи людям, находящимся поблизости.
И она могла двигаться очень быстро.
Несколько метров за время, необходимое, чтобы моргнуть.
Ни одному из подопытных, которых секретная организация использовала в качестве «сотрудников класса D», то есть приговоренных к смертной казни преступников из стран третьего мира, не удалось выжить или хотя бы продержаться сколько-нибудь долгое время.
Ведь человек не может не моргнуть.
Поначалу история SCP-173 представляла собой самостоятельный набросок без контекста, без начала и без конца.
Однако формат устраивал форчанистов и других.
Другие пользователи начали составлять свои «документы» о странных объектах в том же стиле.
Из коллективного творчества возник целый сеттинг о сверхсекретной международной организации SCP Foundation. SCP получил альтернативную расшифровку в виде девиза фонда: «Безопасность, сдерживание, защита».
В 2008 году появилось и развилось главный сайт сеттинг, где начали накапливаться истории от разных авторов на тему SCP. Творчество фанатов и сам сеттинг начали распространяться по Интернету, привлекая внимание самых разных людей со всей планеты.
Усилиями сотен и тысяч авторов организация получила структуру и уровни доступа для сотрудников, систему классификации объектов и многое-многое другое.
Подробно описывать здесь это не буду — это делалось уже не раз, и достаточно хорошо.
Например, есть очень толковая и подробная статья о Лурке.
На момент зарождения SCP казалось, что эта тема недолго останется популярной.
Эпоха повального увлечения крипипастами на имиджбордах пройдет, и через три-четыре года SCP уйдут в прошлое, как мемы про Медведя с языком Падонкаф.
Однако все обернулось иначе.
После первого пика популярности летом 2012 года фактически началось постепенное снижение количества запросов.
Однако примерно в начале 2018 года начался новый рост. Они рисуют арты и пишут книги по сеттингу, снимают видео и анимацию, а количество инди-игр разного качества уже сложно определить.
С наступлением пандемии коронавируса рост популярности получил дополнительный импульс — только ленивый любитель SCP не пошутил тогда, что криворукие сотрудники умудрились влюбиться в объект класса «Кетер».
Рост продолжается и по сей день (декабрь 2021 г.
) без каких-либо особых тенденций к снижению.
Но почему? Почему наших современников так одержима тема секретной организации со страшными артефактами? Причем вырос он не на основе какого-то нашумевшего сериала, блокбастера, аниме, комикса или серии книг, а просто из удачного скетча пользователя имиджборда.
С точки зрения социальной психологии это говорит о том, что тема SCP очень точно попала в некий социальный «нерв» нашей эпохи.
Попробуем понять, что это за нерв.
Для этого обратимся к социальному явлению, которое принято называть теориями заговора или теориями заговора.
Этот феномен с возрастающим интересом и вниманием изучается психологами, социальными антропологами, культурологами и другими специалистами в области социальных наук – потому что, как и SCP, он становится всё более популярным.
Образ Агентства по сбору артефактов, ярким примером которого является SCP, является его прямым и очевидным потомком.
Тема теорий заговора как социально-психологического феномена впервые была поднята Ричардом Хофштадтером в его статье 1964 года «Параноидальный стиль мышления в американской политике».
Он написал свой текст после маккартистской охоты на «коммунистический заговор» в Соединенных Штатах в 1950-х годах, но к тому времени в Далласе уже прозвучали выстрелы, что породило беспрецедентное количество теорий заговора о том, кто или что было стоял за убийством президента Кеннеди.
Хофштадтер и его последователи считали, что теории заговора являются следствием психических расстройств.
Однако со временем взгляд на науку изменился.
Со времени выхода классической работы Питера Найта «Культура заговора» в 2000 году распространение теорий заговора в США и во всем мире стало рассматриваться не столько как следствие массового «съезда кукушек», сколько как важное социально-политическое событие.
психологическое и социально-политическое явление, возникшее по объективным причинам и отражающее важные процессы в обществе.
Теории заговора сами по себе не являются новым явлением.
Еще в конце XVIII века европейские монархии сбились с ног в поисках злых иллюминатов, грозивших разрушить традиционный мировой порядок под знаменами идей Просвещения.
Настоящие иллюминаты представляли собой небольшую партию, как бы сейчас сказали, прогрессивной интеллигенции, быстро и жестко разгромленную властями Баварии, но последовавшая вскоре Французская революция в глазах многих стала явным следствием всемирного заговора.
Новая волна теорий заговора – уже по-настоящему массовая – началась в США в 60-70-х годах.
Это была эпоха хиппи и рока, сексуальных и психоделических революций, движений за гражданские права и против войны во Вьетнаме, и даже президент Кеннеди был загадочным образом убит. Фундаментальные связи американского общества, которые до недавнего времени казались незыблемыми, оказались под вопросом.
Общество стало задавать государству и элитам множество неудобных вопросов – и ответы зачастую оказывались даже более удивительными и неприятными, чем ожидали спрашивающие.
Соединенные Штаты сотрясали скандал за скандалом.
Оказалось, что Белый дом и Конгресс вместе с Сенатом, Пентагоном и ЦРУ, корпорациями и медиагигантами за спиной общества делают самые сомнительные вещи.
Жестокие спецоперации по всей планете, политические убийства и эксперименты над людьми, подавление инакомыслия и другие безобразия, прямо нарушающие законы США и штатов, а также неписаные правила «общественного договора» со времен отцов-основателей.
Волна возмущения оказалась такой, что даже в условиях Холодной войны государству и элитам США пришлось признать, что да, они зашли слишком далеко и в них нужно разобраться.
Масла в огонь подлили поражение во Вьетнаме и тяжелый экономический кризис, вызванный взлетом цен на нефть.
К середине 1970-х годов, в разгар громких скандалов вроде Уотергейта, бесконечных сенатских расследований и заголовков в прессе, доверие американской общественности к собственному правительству было подорвано – и не восстановлено по сей день.
Питер Найт приводит данные социологических исследований: в 1958 году 73% американцев доверяли федеральному правительству.
В 1994 году их было всего 21%.
Увлечение теориями заговора в США совпало с очередной волной моды на околонаучную мистику: НЛО, древние цивилизации, потусторонние сущности, древние храмы, вампиры и оборотни, рептилии и аннунаки, тайные артефакты и ритуалы.
Естественно, все это было смешано с теориями заговора.
Возникла так называемая «Сатанинская паника» — по Соединенным Штатам распространились слухи об огромной сети тайных обществ дьяволопоклонников, организующих массовые человеческие жертвоприношения и прикрываемых элитами.
Нынешний «Каанон», дошедший до штурма Капитолия, является одной из поздних форм тех же идей.
Это породило невиданную массовую страсть к теориям заговора – а затем и их прорыв в массовую культуру.
К 90-м годам даже Голливуд бросился эксплуатировать идеи, популярные в обществе и хорошо продававшиеся: все не то, чем кажется, власть врет, большой брат наблюдает, истина где-то рядом, а секретные агенты секретных организаций даже ближе.
«Секретные материалы», «Люди в черном», «Матрица», «Полет навигатора», «Индиана Джонс», «Обитель зла» — их тысячи.
Речь шла уже не только и не столько о классических образах «золотого века теорий заговора» конца XVIII – начала XX веков.
Тогда предполагалось, что существует некая сеть весьма коварных тайных обществ: иезуитов, масонов и прочих иллюминатов, собирающихся во всевозможных ложах и за кулисами решающих судьбы мира.
Сейчас на арену вышли секретные правительственные или надправительственные организации, агентства, построенные по образу и подобию спецслужб и других силовых структур времен «холодной войны».
На смену секретным ложам пришли секретные высокотехнологичные комплексы со зловещими офисами и лабораториями для ужасающих экспериментов.
А плащи с капюшонами и фартуки с загадочными символами заговорщики сменили на строгие костюмы с галстуками и белые халаты учёных.
Одним из вдохновителей этого образа было АНБ: Агентство национальной безопасности США, разведывательное агентство, параллельное ЦРУ, которое занималось высокотехнологичными методами разведки.
В первые годы своего существования оно было настолько секретным – в отличие от широко разрекламированного ЦРУ – что само упоминание о нем в публичных документах не допускалось.
И даже сейчас работа этого «всевидящего ока Вашингтона» гораздо более секретна, чем у других спецслужб США.
Учитывая количество феерических провалов раннего ЦРУ на фоне весьма эффективной работы АНБ по прослушиванию всего и вся - в совином режиме на земном шаре, можно даже сказать, что все претенциозное ЦРУ было чуть ли не прикрытием для настоящего серьезные ребята из АНБ.
А сами сотрудники, те самые загадочные агенты в формальных костюмах, иронично расшифровали аббревиатуру АНБ, Агентство национальной безопасности, как «Нет такого агентства» и «Никогда ничего не говори».
Кстати, Эдвард Сноуден раскрыл секреты АНБ в первую очередь.
И именно эти товарищи вполне возможно имеют доступ к вашей онлайн-переписке.
К большим данным о ней – это точно.
И он хранится на сверхсекретной базе высоких технологий в Блаффдейле, штат Юта, емкостью пять зеттабайт.
Такие вот дела.
Но мы отвлеклись.
Постепенно из образов теорий заговора и их проявлений в массовой культуре сложился образ Типичного Секретного Агентства.
Типичное секретное агентство не просто скрывает от общественности некоторые темные правительственные дела и сверхсекретные события.
Оно скрывает от общества нечто потустороннее, инопланетное, магическое, оккультное – и в то же время жутко опасное.
Возможно, он даже правильно делает, что скрывает это.
Чтобы скрыть тайну, агенты не остановятся ни перед каким нарушением закона; они готовы убивать и умереть сами.
Все очень мрачно, загадочно и зловеще.
и в то же время все более иронично.
Ведь говорить прямо о доверии к теориям заговора не очень прилично.
А вот сыграть их иронично – совсем другое дело.
При этом ирония по поводу теорий заговора и секретных агентств в массовой культуре выглядит как «подмигивание»: «ну мы-то знаем, что они на такое не способны, и они никогда не скажут правду».
Постирония такая постирония.
Неспокойные 2010-е и пандемические 2020-е только подлили масла в огонь.
Интересно, что со времен «Людей в черном» оптика авторов все чаще обращалась к взгляду изнутри такой организации.
Когда мы видим высокотехнологичный заговор не глазами журналиста, суперагента или гражданского лица, случайно попавшего в беду, а с точки зрения сотрудника Типичного Секретного Агентства.
Для кого опасны мистические тайны и инопланетные технологии любой степени Лавкрафтианство — не ужасающее откровение, а часть повседневной рутины между кофе, курением и заполнением отчетов.
На самом деле, SCP является ярчайшим примером именно такого подхода.
И это одна из причин его внезапной и продолжающейся растущей популярности.
Особенно примечательные примеры «перспективы внутри агентства», помимо сеттинга SCP и «Людей в черном», включают фильм «Хижина в лесу» и недавний мультсериал «Внутри дела».
А еще уже старая, но культовая игра «Злой гений».
Это хорошо сочетается с многомиллионной - и все еще растущей - всемирной армией всевозможных сотрудников государственных организаций, спецслужб, корпораций и тому подобных, - чья офисная работа так или иначе связана с разными негласными и секретными вещами, не самыми приятными , этический или даже юридический.
Но «должность обязывает» и «это работа».
И они видят такие документы, как инструкции SCP, в работе почти каждый день.
Или пишут. Только, как правило, они не о мистике, а о темах куда более приземленных – но порой не менее опасных.
Так что SCP и другие произведения в жанре «заговор изнутри» ещё долго будут оставаться весьма популярными.
Эочень плохо.
Меня как рептилии это тоже вполне устраивает. Шутить.
А может и нет?
Теги: #Научно-популярная #Читальный зал #ruvds_weekend_articles #SCP #тайное общество
-
Пиратская Бухта Поднимается В Небо
19 Oct, 24