Этот пост является дополнением к серии «Тернистый путь разработки синтезаторов».
Резонансные комментарии читателей к предыдущим материалам серии натолкнули на мысль о создании данной статьи.
Касаясь синтезаторов 80-х годов, мы несправедливо обошли вниманием советский инструмент «Поливокс», сыгравший значительную роль в современной культуре.
Инструмент, выпускавшийся в СССР до 1990 года, стал культовым спустя 15 лет после прекращения производства, а в прошлом году было объявлено о начале производства новой версии синтезатора.
Поливокс, созданный инженером Владимиром Кузьминым, нельзя назвать мировым прорывом или инновацией для 1982 года, когда он был запущен в производство.
Принципы работы поливокса не были новым словом в мировой технике, если не учитывать уникальное, агрессивное звучание инструмента.
Однако именно это устройство в силу обстоятельств является самым известным и заметным продуктом советской электромузыкальной индустрии в современной музыке.
Это не такой уж и сложный однотонный синтезатор стал источником возможностей не только для своих современников, но и для многих известных современных музыкантов, в частности для таких групп, как Franz Ferdinand, Rammstein, Goldfrapp, а также для создателя саундтрека к новому DOOM Мика Гордона.
Родовые муки легенды
Поливокс был разработан советским инженером Владимиром Кузьминым в то время, когда эпоха аналоговых приборов такого типа подходила к концу.FM-синтез уже изобретен, и очень скоро первый цифровой сэмплер увидит свет. При этом в технически отстающем союзе реально массово выпускаются только аналоговые синтезаторы, которые по своим возможностям почти всегда уступают большинству западных моделей.
Кузьмин к моменту начала работы над синтезатором «Поливокс» уже имел опыт разработки электромузыкальных инструментов и, по его собственному признанию, выделяет инструменты Moog как стандартные, качественные, компактные и недорогие.
В 1980 году над инструментом начала работу группа из четырёх человек: ведущий инженер Владимир Кузьмин, его жена конструктор Олимпиада Кузьмина, ведущий конструктор Юрий Феофил и Игорь Федосеев.
Как признается сам создатель инструмента, он не пытался реализовать в разработке что-то принципиально новое, он просто хотел создать инструмент, не уступающий существовавшим на тот момент аналогам.
Результатом сплоченной работы коллектива Кузьмина является появление монофонического, двухосцилляторного, четырехоктавного синтезатор , который окажется самым «живучим» и известным советским инструментом такого типа.
В процессе разработки возникли многочисленные трудности, связанные с технологическими недостатками на производстве предприятия «Вектор» и Качканарского радиозавода «Форманта», а также с согласованием в многочисленных инстанциях огромной стопки конструкторской документации.
В рассказе автора о создании устройства много упоминаний об этом, об этих трудностях красноречиво рассказывают следующие фрагменты статьи: «.
например, вся электроника синтезаторов обычно располагалась на одной общей большой печатной плате, которую невозможно было изготовить на нашем предприятии»
«В то время плановой экономики новый продукт появлялся с очень большими трудностями, можно сказать, в агонии.Значительный вклад в возникновение поливокса внес инженер-радиолюбитель, а по совместительству звукорежиссер ансамбля «Поющие гитары» Юрий Запалов.Первым шагом было обеспечение его включения в министерские планы НИОКР.
Уже одно это требовало одобрения многих инстанций, в том числе и Минторга – а вдруг товар никому не нужен и торговля его не возьмет? Тогда нужно было открыть тему, провести исследование, создать эскизную и рабочую документацию, изготовить и испытать опытные образцы, утвердить документацию в куче инстанций (главный институт, профильное министерство, НИИ технической эстетики, Минздрава).
Бытовая служба, Минторг, Минкомсвязь и еще куча других инстанций), затем получить разрешение на опытную серию, провести повторные испытания, доработать документацию по результатам испытаний и, наконец, получить разрешение на серийное производство.
».
Который после знакомства с Кузьминым, благодаря усилиям последнего, заключил трудовой договор с НПО «Вектор» и начал разработку схемотехники нового устройства.
Для советских разработок в период застоя Поливокс был разработан в кратчайшие сроки.
От появления прототипа до серийного выпуска устройства прошло всего два года.
В то же время можно с уверенностью сказать, что Поливокс стал лучшим советским синтезатором этого периода.
По словам создателя устройства, с 1982 по 1990 год, когда синтезатор был снят с производства, радиозавод Форманта выпустил около 29 000 инструментов.
Оригинальный фильтр как источник агрессии
Среди преимуществ поливокса современные музыканты выделяют агрессивное звучание инструмента.Этот звук возникает в результате генерации искажений при работе фильтра.
Искажения, в свою очередь, вносятся ОУ и считались недостатком, побочным эффектом, пока именитые музыканты не сочли эту особенность уникальным преимуществом.
Схема и конструкция поливокс-фильтра в принципе заслуживает отдельного упоминания.
Автор описывает проблему выбора компонентов следующим образом:
«Подобные фильтры уже используются в зарубежных синтезаторах.Оригинальная схема этого модуля синтезатор не предполагало использования конденсаторов, что было практически невозможно, учитывая использованные разработчиком комплектующие.Но они были спроектированы на одном специальном операционном усилителе, легендарном CA3080 — источнике тока, управляемом напряжением.
К сожалению, мы не производим его аналогов; существовал только один операционный усилитель К140УД12, ток потребления которого можно было регулировать по напряжению».
Решение проблемы было найдено неожиданно, при более глубоком изучении операционного усилителя.
Оказалось, что частота среза АЧХ операционного усилителя без обратной связи изменяется пропорционально току управления.
В которой:
«.Оказалось, что для упрощенной схемы «при изготовлении 2-х, а не 3-х форм (АПЧ, ФНЧ и ПФ) потребовались две микросхемы, два конденсатора и несколько резисторов, а при использовании УД12 конденсаторы вообще не нужны.в фильтре переменной состояния это именно включение микросхем, с открытой обратной связью, то есть это готовый интегратор, да еще и с управлением по току».
Именно этот фильтр и особенности операционного усилителя стали причиной искажений и резкого, как позже выяснилось, фирменного звука, особенно в низкочастотном диапазоне.
Именно за этот звук поливокс так полюбился рок-музыкантам и экспериментаторам, и именно благодаря ему синтезатор внезапно стал популярным спустя 10 лет после прекращения его производства.
Впоследствии одна из западных компаний создала клон легендарного фильтра, который выпускается под оригинальным названием «Поливокс».
Прибор продается с пометкой производителя о том, что это «официально разрешенный» классический советский аналоговый фильтр, созданный на базе операционного усилителя КР140УД8, разработанный совместно с Кузьминым.
Советское ограниченное издание
Известно, что после начала серийного производства поливоксов, в 1982 году, на Качканарском радиозаводе «Форманта» произошел курьез.Один из сотрудников покрасочного цеха по ошибке нанес краску с люминесцентной добавкой на ручки управления нескольких десятков синтезаторов.
Перекрашивать его не стали, а ряду первых владельцев достался интересный бонус.
Сколько именно синтезаторов подверглось такой обработке, неизвестно, но, по словам Кузьмина, их было несколько десятков.
Феномен Поливокса: реинкарнация - все новое, хорошо забытое.
Многие западные и отечественные музыканты заново открыли для себя поливокс.
Интерес к синтезатору возник, когда его оценили музыканты Rammstein и Франц Фердинанд. Вокалист шотландской группы сказал в интервью русскому журналу Rolling Stone буквально следующее:
«О да, это потрясающая вещь! На пластинке Tonight мы немного увлеклись диско, и нам просто нужно было найти правильный звук клавишных.(орфография RS сохранена)«Polivox» гораздо интереснее «Moog», «Hammond» и других синтезаторов — мы буквально боролись за право сыграть на нем пару нот».
Клавишник Rammstein Кристиан «Флаке» Лоренц также в восторге от советского синтезатора и часто экспериментирует с винтажным инструментом.
Кроме того, он даже принял участие в рекламной фотосессии нового Polivox.
В прошлом году поливокс пережил неожиданный всплеск популярности, когда о синтезаторе рассказал создатель саундтрека к DOOM Мик Гордон.
В своем видеоподкасте «Doom за музыкой» о создании саундтрека к игре Гордон не раз вспоминает легендарный инструмент и демонстрирует его возможности.
Интересно, что на протяжении 2000-х фильтр, как и другие модули Polivox, регулярно копировали различные производители и просто энтузиасты.
Эмуляторов цифровых устройств создано довольно много, но многие считают, что такие эмуляции неточно передают звучание инструмента.
Интерес породил коммерческую инициативу, и вот новый поливокс спроектирован и продан.
Устройство версии 2.0 лишилось клавиатуры, стало значительно легче (3 кг вместо 20 у своего предка), а главное, приобрело возможность интеграции через ряд современных интерфейсов.
При этом производители использовали на 85% советские или идентичные комплектующие, чтобы сохранить подлинность устройства.
Не менее интересно и то, что термины, обозначающие ручки и тумблеры, были специально переведены для англоязычных пользователей.
Конструкторы нового устройства постарались сохранить стиль Кузьминой Олимпиады.
Уже несколько лет на форумах бушуют споры о преимуществах и недостатках Поливокса.
Точку в подобных спорах положили опубликованные Кузьминым письма:
«Мой дорогой Владимир, Я знал об этом много лет и видел только фотографии.Агентство, которое в последний раз привезло меня в Россию, нашло человека, у которого был Поливокс, и он очень любезно привел меня на концерт… Это звучит так необычно из-за кристаллической технологии … Любой инструмент, издающий «собственные звуки», особенный.
Спасибо, сэр, Ваш Рик Уэйкман» «Здравствуйте, Владимир! Ваш Поливокс я слышал, но ни разу не видел.
Я рад слышать, что ваш инструмент снова популярен… Поздравляем! Боб Муг"
Нижняя граница
Разумеется, кроме пресловутого фильтра и конструкции, ничего принципиально нового в поливоксе не было.Поливокс – это не революция и даже не маленький бунт. В то же время следует отдать должное устройству и его создателю – этот инструмент оставил значительный след в истории современной музыки, как средство создания широкой палитры уникальных звуков, глубокой проработки атмосферных эффектов, высоко- качественные и интересные аранжировки.
Синтезатор прожил несколько жизней, первую в советском ВИА, вторую в студиях одиозных музыкальных экспериментаторов и создателей мрачных динамичных саундтреков, третью он начинает сейчас, какой она будет - время покажет. Теги: #doom #Популярная наука #Игры и игровые приставки #Звук #Гаджеты #схемотехника #музыка #история #история #синтезаторы #аналоговый звук #история синтезаторов #polivox
-
Электронная Книга Kobo — Обзор
19 Oct, 24 -
10 Тыс. Победителей
19 Oct, 24