Разработка Отечественных Фотороботов. От Создания До Наших Дней

Сегодня технологии в криминалистике развиваются интенсивными темпами: анализ ДНК, распознавание лиц, микробиологическая идентификация человека и многие другие революционные методы идентификации подозреваемого уже не новы.

Однако не менее интересна история становления их предшественника - метода, который наряду с введением дактилоскопии стал одним из главных помощников криминологов в XX веке.

Речь идет об фотороботе, или субъективном портрете.

Следует отметить, что попытки внедрить достоверную идентификацию человека по внешним данным предпринимались, пожалуй, с момента появления преступности как таковой.

До наших дней сохранилось описание беглого раба, жившего в Риме в IV веке до нашей эры: «Молодой раб Аристогена, сына Хрисиппа, представителя от Алабанды, бежал в Александрию, имя его Герман, прозванный также Нилом, он — уроженец Сирии, из Бамбико, 18 лет, среднего роста, с прямыми ногами, безбородый, с ямочкой на подбородке, со шрамом через левый угол рта».

Также работе криминологов издавна помогали профессиональные художники, но их количество было недостаточным, а их навыки часто оставляли желать лучшего.

Попытки нарисовать портреты подозреваемых самими сотрудниками спецслужб в большинстве случаев были обречены на провал.



Разработка отечественных фотороботов.
</p><p>
 От создания до наших дней

Рисунок 1. Современный, но не совсем удачный «фоторобот».

Уровень мастерства ранних работ можно только представить.

Источник: https://fishki.net Понятно, что подобные методы идентификации человека не могли принести никакого гарантированного результата.

Так продолжалось до 1952 года, когда французский криминолог и начальник регионального управления полиции в Лилле Пьер Шабо предложил использовать в качестве основы портретной композиции фрагменты различных фотографий.

Свидетели и потерпевшие преступления просмотрели множество фрагментов и отметили наиболее похожие на преступника части лица.

После этого художник на основе отобранных фрагментов создал потенциальный образ разыскиваемого человека.

Так появился фоторобот в его современном понимании.

Постепенно новая техника поступила на вооружение в разных странах мира; пополнена и адаптирована к местным особенностям база данных причесок, бровей, глаз, ушей, носов, губ и подбородков.

В СССР важность использования фоторобота стала полностью ясна в ходе расследования дела «Мосгаза» — одного из самых известных серийных убийц в стране.

Тогда, в 1963 году, после нападения на потерпевшего под видом сотрудника газовой службы, следователи начали поквартирный опрос жителей дома, в котором было совершено преступление.

В ходе разговора с мальчиком Володей Тепловым установлено, что в день убийства в квартиру, где он жил, вошел странный мужчина, представившийся сотрудником Мосгаза (за что и получил свое прозвище).

Когда нежданный гость спросил мальчика, один ли он дома, тот мудро ответил, что взрослые тоже дома (на самом деле дома были только пожилая бабушка и малыш).

Гость ушел, но Володя прекрасно запомнил его внешний вид и на основании его описания следователи составили фоторобот, который впоследствии помог найти убийцу.

Огромную работу провел судмедэксперт Софья Файнштейн, однако субъективный портрет преступника был создан художественными методами: следствие обратилось за помощью к художнику Науму Карповскому и антропологу Михаилу Герасимову.



Разработка отечественных фотороботов.
</p><p>
 От создания до наших дней

Рис.

2. Фоторобот В.

М.

Ионесян, также известный как Мосгаз Однако выводы оказались верными, и вскоре рисунки были заменены рисованными композиционными и фотокомпозиционными портретами.

Устройства были изготовлены по технологии, аналогичной той, которую изобрел Пьер Шабо.

Таким устройством был, например, отечественный прибор для композиционного портрета ПКП-2. Это была небольшая по размеру коробочка для планшета с прозрачным рамочным окошком.

Внутри планшета находились пять парных катушек фотопленки с изображениями фрагментов лиц.

Рычаги катушки располагались на боковых поверхностях устройства.

Каждый кадр был пронумерован: таким образом, полную композицию композиционного портрета можно было описать и передать соответствующей формулой.



Разработка отечественных фотороботов.
</p><p>
 От создания до наших дней

Рисунок 3. ПКП-2 — отечественный прибор для композиционных портретов в исторических музеях Культурного центра МВД по Республике Карелия Такие устройства имели в своей «базе данных» 50-60 фотографий с наиболее характерными для конкретного региона чертами лица.

Главным преимуществом этого метода было то, что криминалисту не нужно было обладать художественными навыками, а потерпевший видел знакомые фотографические изображения человеческих лиц.

В конце 1960-х годов Всероссийский научно-исследовательский институт МВД СССР разработал отечественный «Опознавательный комплект чертежей» (ИКР).

Полный набор фотофрагментов состоял из 1037 элементов мужского пола и 724 женского.

Разнообразие увеличилось: морщины, складки кожи, шляпы и очки теперь тоже группируются отдельно.

Они изображались на прозрачных пленках (транспарантах) и по желанию очевидца могли быть наложены на портрет. В дальнейшем набор уточнялся и дополнялся: ИКР и его модификация «Портрет» использовались органами внутренних дел СССР до конца 1980-х годов, а позже стали основой для разработки компьютерных систем создания субъективных портретов.



Разработка отечественных фотороботов.
</p><p>
 От создания до наших дней

Рисунок 4. «Портрет», модификация ИКР.

К сожалению, изображений лучшего качества в Интернете найти не удалось.

Источник: https://studref.com Среди компьютерных систем наибольшую популярность в России имеет система «Фоторобот» подмосковного ООО «БАРС Интернейшнл».

В данной программе реализованы два подхода к созданию фоторобота: классический, когда портрет собирается из базы данных фрагментов фотографий, и новый, аналогичный работе в Photoshop. В этом режиме можно плавно изменить один элемент, при этом другие фрагменты не затрагиваются.

Исходным изображением может быть типовая типографика из базы данных или фоторобот, созданный в классическом режиме.

Также некоторые программные комплексы, например «КАСКАД-Фотобот», позволяют создавать трехмерные модели по подготовленным эскизам.



Разработка отечественных фотороботов.
</p><p>
 От создания до наших дней

Рисунок 5. Интерфейс программного обеспечения от ООО «Барс Интернэшнл» Благодаря кропотливой работе криминалистов и возможностям современного программного обеспечения степень сходства фотороботов достигает 92%, что существенно повышает раскрываемость преступлений.

Например, златоустовского маньяка опознали прохожие на улице уже на следующий день после того, как его предполагаемое появление показали по телевизору.

Согласитесь, степень сходства очень высока.



Разработка отечественных фотороботов.
</p><p>
 От создания до наших дней

Рисунок 6. Серийный убийца из Златоуста В целом открытой статистики по количеству преступлений, раскрытых с использованием субъективных портретов, немного.

Но, например, по данным МВД Москвы за 2016 год, 35 преступлений в столице раскрыты непосредственно благодаря использованию фотороботов.

Цифра может показаться незначительной, но каждый задержанный преступник означает сохранение жизни, здоровья или имущества граждан.

В 2020 году МВД РФ подготовило проект по использованию ИИ при составлении фоторобота и выявлении признаков серийных преступлений.

Он будет анализировать детали преступлений, находить общее в показаниях свидетелей и документах.

И, конечно же, поможет выявить внешние характеристики подозреваемых (например, цвет глаз и волос, форму лица и головы) на основе биоматериалов с места преступления.

Министерство планирует завершить исследовательские работы в этой области к концу 2022 года, а начало эксплуатации системы ожидается в 2024 году.

Технологии создания фотороботов продолжают развиваться, достигая значительных достижений.

И несмотря на появление других средств идентификации преступника, криминологи, наверное, никогда не оставят свою службу.

Источники:

  1. Искусство в криминологии, или Как рисовали преступников , Ксения Батаева.

  2. Музей истории Культурного центра МВД Республики Карелия , Карпеченко С.

    В.

  3. Субъективные портреты .

  4. ООО «БАРС Интернешнл» .

  5. Нейронные сети для маньяков , Владислав Скобелев, Анастасия Скрынникова, Анна Балашова.

  6. АН «Доступ» , Валентин Липкин.

  7. Портрет неизвестного.

    Как создаются портреты предполагаемых преступников , Алексей Штейнерт.

Теги: #Читальный зал #firstvds #Обработка изображений #распознавание лиц #фоторобот
Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.