Это был 2014 год, доллар стоил 35 рублей, я заканчивал универ.
Специальность для девушки я выбрала довольно редкую – информационную безопасность.
Приближалась последняя сессия, нужно было готовиться к государственным экзаменам.
Между занятиями я подрабатывал лаборантом на кафедре и даже записался волонтером на Олимпиаду в Сочи.
Скучать было совершенно некогда, как вдруг наткнулся на объявление о стажировке по моей специальности — в «Инфосистемы Джет» требуется предпродажный инженер по информационной безопасности.
Решив, что эту возможность нельзя упускать, я снова бросил себе вызов.
Я откликнулся на вакансию, выполнил тестовое задание, прошел собеседование — и продолжил покорять мир информационной безопасности на практике.
Сегодня, 5 лет спустя, я хочу рассказать, каково быть стажером и что происходит после этого.
На моем пути было все: за первыми безмятежными днями следовали переживания, ошибки, слезы, выгорание, преодоление себя и попадание на доску почета.
Но обо всем по порядку.
Как я решил пойти в информационную безопасность
Большинство моих одноклассников после школы хотели стать юристами или экономистами.Мне хотелось чего-то более интересного.
Однажды мой друг — мы вместе ходили на баскетбольные матчи — порекомендовал мне книгу Саймона Сингха «Книга кодов».
Тайная история шифров и их расшифровки.
» Тогда я прочитал не более 40 страниц, так как дальше начиналась высшая математика, но история была настолько захватывающей, во всем этом было столько романтики, что мне захотелось изучить именно эту предметную область.
Поэтому я поступил в университет на специалиста по информационной безопасности.
Конечно, после окончания университета я дочитала книгу ;)
Фрагмент книги С.
Сингха «Книга кодов.
Тайная история шифров и их расшифровки».
Во время учебы я, как и многие мои однокурсники, плохо представлял, кто такой специалист по информационной безопасности и чем он должен заниматься в жизни.
Иногда я даже сомневался, смогу ли когда-нибудь работать по специальности.
В университете нас часто пугали, что без подходящего опыта работы нас никуда не возьмут. Иногда казалось, что так и будет — практически каждая вакансия требует знания всех нормативных документов, всех сетевых технологий и даже конкретных решений.
Однако были и другие преподаватели, которые призывали «включать» свой разум и не поддаваться панике — рекрутеры тоже ошибаются, пояснили они.
Темой моего диплома была информационная безопасность в облачных средах.
Поскольку о коммерческих продуктах в университете не говорилось, а в третьей главе нужно было писать о практическом применении, в поисках информации я отправился на специализированную выставку InfoSecurity. Там я впервые узнал об Инфосистемах Джет. На стенде компании мне рассказали о существующих подходах и лучших практиках в области безопасности облачных вычислений и подарили корпоративный журнал, в котором я нашел полезную статью о среде виртуализации.
Мой диплом впоследствии стал одной из причин, по которой меня приняли на стажировку.
Высшее образование – это когда тебе дают базовые знания и ты просто становишься нормальным человеком.
Чтобы получить хорошую работу, этого будет недостаточно – понадобятся прикладные знания.
Поняв это, я пошел на курсы.
Сначала я освоил основы SAP ERP, а затем меня пригласили на обучение по новому на тот момент решению SAP HANA. Здесь я начал получать представление о том, как организованы бизнес-процессы в крупных компаниях.
Во время курса я познакомился с ребятами, которые работали в «Инфосистемы Джет» и делали свой первый проект с SAP HANA. Именно они мне рассказали, что есть такая должность, как «инженер предпродажной подготовки» — на стыке hard и soft Skills, и она как нельзя лучше подходит для старта.
Поскольку я учился в гуманитарном университете, а технологии нам особо не давали, то меня это очень интересовало.
Стажировка: знакомство, погружение, первые прослушивания
Моя сестра — менеджер по персоналу, поэтому я знаю, что стажировки бывают разные: платные, платные и неоплачиваемые.Я сам прошел несколько стажировок, где мне просто рассказали о компании и ее подходах к работе.
Дальше этого дело не пошло.
С «Инфосистемами Джет» все было по-другому.
Когда я откликнулся на вакансию, мне поставили задачу: я должен был предложить минимальный набор средств защиты под конкретный объект заказчика.
По сути, это был тест на наличие у кандидата каких-либо знаний о рынке информационной безопасности.
Поскольку в тот момент я всеми силами готовился к государственным экзаменам, мне не составило труда ответить на вопросы.
Дальше были две личные встречи, на которых мне пришлось обосновать решение проблемы, узнать, в чем заключаются обязанности предпродажного инженера, и пройти несколько жестких быстрых опросов у HR-специалиста.
Помню, в конце мне предложили задать вопросы, и поскольку время было студенческое и голодное, я спросил: как там в компании со столовыми? Ответ о большом количестве кафе и столовых, где можно было купить даже чай за 3 рубля, а кексы за 15, меня тогда очень впечатлил.
В результате из более чем 150 кандидатов были отобраны 4 стажера, в том числе и я.
К нам присоединились 2 начинающих предпродажных инженера, пришедших в компанию незадолго до нас, и несколько «старичков», желающих освежить свои знания.
Специально для нас была разработана программа, расписан день, что само по себе уже было очень круто.
Предполагалось, что каждую из трёх тем — защиту среды виртуализации, центр мониторинга инцидентов ИБ (SOC) и базовые средства безопасности (брандмауэры, антивирусы и т. д.) — будут освещать 2 инженера по предпродажной подготовке.
Как прошел наш типичный день? Лекции нам читали специалисты компании, будь то инженер-конструктор, инженер-внедренец или руководитель отдела.
В перерывах мы смотрели обучающие видеоролики: в основном там были базовые вещи о том, какие подсистемы ИБ существуют и какие решения их можно реализовать.
В какой-то момент нам рассказали, из чего состоит рабочий цикл предпродажного инженера: мы услышали множество сокращений, которые обычно сбивают с толку нового человека в компании.
К тому же было сложно запомнить, кто где сидел, потому что… Офис у нас был довольно большой – открытое пространство.
Поэтому мы носили с собой блокнот, в котором записывали все, что нужно было запомнить.
С тех пор у нас переняли шутку «Хожу с блокнотом».
Блокнот Ван Лав
Позже нам начали давать простые запросы, которые мы выполняли под контролем инженеров предпродажной подготовки.
Первое приложение мне, конечно, показалось самым сложным: нужно было подготовить описание поддержки Cisco на русском языке.
Документация только на английском языке, и найти ее непросто — для этого пришлось зарегистрироваться на партнерском портале вендора.
Не каждое учебное заведение может похвастаться доступом к таким ресурсам, но у нас он был, что меня, конечно, очень впечатлило.
Потом мы стали делать более сложные запросы, например, провести оценку бюджета проекта, что уже подразумевало некую финансовую ответственность.
В какой-то момент – это очень сложная линия – наступил период, когда мы начали работать сами, на полную мощность.
Понятно, что у нас были те, кто согласился, но тем не менее это значило очень многое.
Первый летний корпоратив
Однажды коллега, курировавшая мою работу, наотрез отказалась закрывать мою заявку.
У меня были KPI, сроки поджимали, но он был непреклонен.
Помню, он тогда дал мне совет, который впоследствии очень сильно повлиял на мое видение того, каким должно быть технико-коммерческое предложение: «Посмотрите на результат глазами другого человека».
Вообще он часто делился ценными советами.
Вот один из моих любимых.
«Как решить 50% проблем на работе: распознать проблему, понять, какие есть решения, и что-то сделать».
Этот совет заставил меня сначала подумать, поискать варианты на всех возможных порталах, предложить свое решение и только потом приступать к вопросу.
Всем рекомендую: распечатайте и повесьте перед глазами – работает. Примерно через три месяца стажировка закончилась, и мне предложили остаться в компании — теперь уже в роли полноценного предпродажного инженера.
Кто такой предпродажный инженер? Предпродажный инженер – это «тот парень» (или девушка), который общается с представителями заказчика, выявляет и формализует требования к проекту таким волшебным образом, что, с одной стороны, они понятны и согласованы заказчиком, а с другой стороны, чтобы они не вызвали инфаркт у остального производства (инженера-конструктора, инженера-внедренца, руководителя проекта и других).
Вы не можете просто пойти и купить решение по информационной безопасности; необходимо учитывать ИТ-инфраструктуру.
Оценить, как это будет реализовано и сколько это будет стоить – одна из основных задач предпродажного инженера.
Ответ на вопрос, кто такой предпродажный инженер, вообще достоин отдельного рассказа.
Мы поспорили с коллегами, что если этот пост наберет больше 35 000 просмотров, то такой пост будет.
Стажировка закончилась, а я остался: адаптация, ошибки, выгорание
Вместе с должностью я получил гораздо больший уровень ответственности и новые задачи.Помимо уже ставших привычными запросов, я теперь оптимизировал собственную работу.
Создавал шаблоны технических и коммерческих предложений, более подробно изучал темы, по которым у меня были пробелы и так далее.
Обычно я каждое утро выделял 1,5-2 часа на саморазвитие.
И это было чертовски здорово.
Конечно, поначалу было непросто.
Иногда испытываешь дискомфорт, когда нужно позвонить парикмахеру и записаться на стрижку.
И вот мне впервые пришлось звонить заказчику - директору компании - в глухой город в гордом одиночестве, без инженера! Еще был страх перед чистым листом при отправке первых писем.
Мне повезло с наставником – он помогал мне справляться с трудностями, и с практикой стало не так страшно, как сначала.
Работа на открытом воздухе
Первые 2-3 года я не верил в выгорание, но потом оно случилось.
Я работал с темами решений, где мне приходилось выполнять одни и те же вычисления несколько раз.
Я, конечно, пытался, но когда ты застрял на одном и том же месте, и никакие попытки что-то изменить не помогают, огонь в глазах так или иначе гаснет. По совпадению, в этот момент у меня сменился начальник.
Новый менеджер быстро понял, почему у меня депрессия, и начал задавать мне другие темы.
Увидев другие подсистемы, мне стало намного легче ориентироваться в расчетах, и это очень помогло.
Однажды мне поручили провести смету бюджета на проект по шифрованию L2 между дата-центрами.
Отсутствие российских решений для меня не стало преградой — я написал напрямую зарубежному вендору на английском языке, а затем на выставке ко мне подошли его представители и предложили сотрудничество.
Это тоже произошло.
Горящие глаза – 73,5% успеха
Новое – хорошо забытое старое
В апреле прошлого года я перешёл в другой отдел на новую должность – инженера-конструктора.Весь этот год, по сути, стал воспоминанием о себе, о том человеке, которым я был, когда пришел в компанию 5 лет назад. Я снова испытал те же эмоции, что и в начале пути.
Я снова боялась подходить к людям с вопросами, хотя у нас давно сложились теплые отношения.
Без привычных шаблонов, без собственных разработок нам в очередной раз пришлось изучать партнерские порталы.
Выезды на объекты заказчиков, еженедельные статусные встречи по проектам — в какой-то степени это был необычный опыт, но все это я уже испытал.
Кто такой инженер-конструктор Инженер-конструктор — это тот, кто помогает инженеру предпродажной подготовки проработать архитектуру, а затем реализует идею: документирует и рассказывает инженерам-реализаторам, как должно быть, а при необходимости участвует во внедрении.
Однажды вечером мы с коллегами сидели в баре возле работы и праздновали мой день рождения.
Друзья подарили мне сертификат на доменное имя, и мы пошутили, что можно с ним сделать.
Так как я фанат своего дела, то ничего другого, кроме блога о предпродаже, предложить не мог.
В этот момент родилась шутка про «этот блог Валки».
Коллеги какое-то время шутили, а потом я решил создать Telegram-канал.
Сначала это было в основном для себя, а потом туда стали добавляться коллеги из старого отдела, и это тоже стало для них.
Иногда там появляются слова благодарности – тем, кто меня когда-то поддержал, и кого я хочу поддержать сейчас.
Сообщение из Telegram-канала
Чек-лист: лайфхаки для «зеленых» от опытного
По опыту скажу так: во время стажировки ты пытаешься разобраться с чем имеешь дело, следующие полгода делаешь ошибки и через год адаптируешься.Потом в какие-то моменты у вас может впасть в депрессию, но это естественно – нужно просто разобраться в причинах и двигаться дальше.
Здесь я собрал несколько советов для тех, кто только начинает.
- При поиске стажировки/работы в своей области не бойтесь показывать неоплачиваемый опыт. Сертификаты также будут полезны.
Главное, чтобы оно соответствовало выбранной должности.
Вряд ли ваш опыт выращивания цветов кого-то заинтересует, но курсы английского языка вам пригодятся – так вы подтвердите свои знания иностранного языка.
- Не ждите, пока вас пригласят на интересную стажировку, и не ограничивайтесь hh.ru. Ищите информацию на сайтах крупных компаний.
Например, сейчас мы набираем стажеров и у нас есть: jobs.jet.su/edu
- Когда вам на стажировке говорят что-то новое, не просто слушайте, а пропустите это через себя, систематизируйте и применяйте на практике.
- Не бойтесь задавать вопросы, но не переусердствуйте.
Если вы тратите впустую более 50 минут времени наставника или руководителя за раз, то вы отвлекаете его от более крупных задач.
Не пересекайте эту линию.
- Постарайтесь быть полезным.
Не думайте, что ваша работа ограничена строго определенными границами.
Сделайте немного больше, чем просят.
- Помните, что любая адаптация длится минимум полгода.
Не спешите уходить сразу после стажировки.
-
Джанна Наннини Шведская Страница
19 Oct, 24 -
Как Сделать Erp И При Чем Здесь Odoo
19 Oct, 24 -
Научно-Техническая Деятельность В Википедии
19 Oct, 24 -
Wwdc15. Первый День. Основной Доклад
19 Oct, 24