Предисловие Привет всем, меня зовут Егор.
Совсем недавно я окончил второй курс радиофака УрФУ по специальности инженер-программист и сейчас прохожу стажировку по специальности системный аналитик.
Одной из особенностей обучения в моем институте является проектный семинар, о котором я хочу выразить свои мысли в этом тексте.
Спасибо, Даниил.
Идея написать что-то подобное созрела у меня в голове около полугода назад, но я никак не мог решиться.
Но недавно мой друг Даниил высказал свое мнение о проектном обучении в этот статья, которая меня тоже вдохновила.
Не со всеми тезисами согласен, но однозначно рекомендую прочитать
Структура обучения
Сначала коротко о самом процессе обучения.Все предметы делятся на обязательные и факультативные.
Обязательные предметы - джентльменский набор ИТ-инженера: математический анализ, дискретные данные, компьютерные сети и т. д., конечно, не забуду упомянуть ОБЖ (или ОБЖ, кому как привычнее).
Для этих курсов мы можем выбирать преподавателей, сложность и расписание (вы можете посмотреть расписание пар по группам и выбрать наиболее подходящую группу).
Факультативные курсы немного интереснее.
Элективные курсы делятся на два типа: хард (по специальности, например, C++, дизайн интерфейсов и т.п.
) и мягкий (психология, маркетинг и т.п.
).
Курсы предлагает как университет, так и партнеры: Наумен, Дотка Банк и т. д. Здесь каждый семестр у тебя есть полная свобода выбора, куда хочешь (и там, где остались места на момент регистрации), ты можешь пойти.
там.
Как все интересно! Раньше этого не было.
Да, действительно, такая модель обучения – нечто новое для России.
По крайней мере, среди всех моих знакомых, разбросанных по вузам страны, ничего подобного нет. И я думаю, что это грустно.
Эта модель обеспечивает удивительную гибкость в обучении.
Переднюю пробовал? Не нравится? Ничего, на следующий семестр ты выберешь DevOps. Изучал C++, но ты модный и прогрессивный и хочешь попробовать машинное обучение? Да, пожалуйста.
И это круто.
Проблемы с таким подходом на радио
К сожалению, на солнце тоже есть пятна.Но проблемы «гибкого» обучения решаемы.
Первое: непонятное первое блюдо.
У нас были общие дисциплины, было программирование на Шарпе.
Еще была очень интересная тема под названием «профориентация» (точное название не помню, но суть ясна): приходили специалисты из разных компаний рассказывать о своих профессиях.
И это было ужасно.
Нет, речь не о специалистах.
Просто очень сложно объяснить разницу между задом и передом людям, которые раньше изучали только ЭГ? сдавать.
Конечно, были ребята, которые рылись, но их было мало и какой был интерес слушать такие элементарные вещи? И все превратилось в фарс, когда пришел следующий оратор, и его никто не слушал.
Грустный.
Вторая причина — отсутствие курсов по аналитике и управлению командой.
Давайте более подробно рассмотрим ниже в контексте.
Дизайн-мастерская на бумаге
Каждый семестр осуществляется сбор заявок от сотрудников университета и компаний-партнеров.Заявки формализуются, и студенты выбирают понравившийся проект на специальном сайте компетенций.
Состав команды варьируется от проекта к проекту, вы можете либо заранее договориться с товарищами и выбрать проект, либо зарегистрироваться самостоятельно, оставшиеся места займут другие ученики.
После формирования команд начинается работа над проектом.
Команда связывается с куратором и заказчиком (иногда это один человек), договариваются о встрече и улетают работать и создавать продукт. В конце команда за 5 минут защищает свой проект перед несколькими (1 – 3) жюри.
Проблемы
1. Сайт. Проекты варьируются от «создания тем для онлайн-курса» до «развития нейрона, способного распознавать что-либо».Но большинство в той или иной степени касается бизнеса или разработки продуктов, ориентированных на массовый рынок.
И как при таком разнообразии выбрать проект, который подойдет именно вам? Как повезло, что у нас есть сайт, который призван помочь в этом! Выглядит это так: по каждому проекту заказчик указывает компетенции, необходимые для работы над этим проектом.
Сам.
Руки на клавиатуре.
Я думаю, вы уже поняли, в чем проблема.
Да, в результате на сайте хранится куча мусора: «фигма», «дизайн в фигме», «ui/ux фигма», «Фигмф», «Фигма» и так далее, я думаю вы поняли, на этом можно пойти бесконечно.
Проблема в том, что тогда студенты должны выбрать из общего пула компетенций те, которые им подходят, и сервис покажет наиболее актуальные проекты.
Что получится в итоге, прекрасно демонстрирует картинка ниже.
Как я вижу решение этой проблемы? Отодвинуть компетенции на второй план и поставить специализацию на первый план.
Сейчас, конечно, указаны роли на проекте: аналитики, бэк- и фронт-разработчики, но это всего лишь наборы букв, никак не влияющие на процесс отбора.
Мне кажется, студент должен выбрать только желаемую роль в проектной команде (тимлид, аналитик, фронт, бэк, SMM и т.д.) и исходя из выбранной роли система предложит проекты, где нужен такой специалист. .
Появляется новая проблема: заказчикам и модераторам карточек проектов необходимо тщательно подбирать роли для проекта, чтобы не получилось так, что в команде нет аналитика, а проект требует анализа проблемы, рынка, проектирования макетов и т. д. 2. Роли.
На мой взгляд, сейчас существует разногласие между проектными семинарами и обучением в целом.
У нас есть много курсов по программированию, но нет курсов по аналитике или руководству технической командой.
Можно, конечно, начать рассуждать в стиле «технический вуз, недаром менеджеров не учат», ладно, а как насчет системного аналитика? Разве это не айтишник? А люди, которые руководят вашими проектами, тоже не являются ИТ-специалистами? Разве они не должны понимать тему? Я считаю, что ИТ, как и любая другая сфера, требует от менеджеров достаточно глубокого понимания внутренних процессов, а это достигается либо большим опытом работы в сфере, либо профильным образованием.
Но вернемся в конструкторскую мастерскую.
Многие проекты предполагают не только написание кода, но и анализ проблемы, поиск путей ее решения, общение со стейкхолдерами и т. д. В каждой команде разные кураторы: у некоторых куратор полностью организует работу и тогда в команде нет необходимости.
лид, а у других с куратором не везет и он вообще не реагирует на сообщения.
Получается, что мы решаем бизнес-задачи, но бизнес-составляющей в команде нет. Конечно, если человеку понравилось быть аналитиком или дизайнером, он сам будет развиваться в этом направлении, но кто-то боится пробовать себя в новой роли, помня о том, что от него зависят другие люди, кто-то не вникает. проекты, где им нужны такого рода кадры и так далее, причин может быть много.
Решение? Профориентация, дополнительные лекции в рамках проектного семинара, курсы повышения квалификации.
3. Мотивация.
Зачем студенту тратить много времени на проект? Что он получит? Многие ребята относятся к этому как к очередной строчке в своей зачетной книжке и самое главное — это оценка (если для них это не имеет значения, то никакого движения по проекту вообще не делается).
Не у всех студентов есть искреннее желание узнать что-то новое, развить навыки, создать новый продукт или придумать новое решение.
Еще реже встречаются те, у кого есть все и сразу, и это ребята, которым нужна дизайнерская мастерская.
Не все довольны этой идеей.
Я разговаривал с умными ребятами, которые просто хотели программировать.
Бизнес-составляющая их не интересует. Они чистые инженеры.
Им нравится проводить исследования и добиваться результатов, но аналитика и экономика их совершенно не интересуют. И их невероятно раздражает, когда вместо написания кода их заставляют анализировать потенциальную аудиторию.
И это нормально.
Я считаю, что у студентов должен быть выбор.
Хотите почувствовать себя участником мини-стартапа? Сходите в дизайнерскую мастерскую.
Хотите разметить очень сложную и насыщенную страницу сайта? Выделите это, а затем напишите курсовую работу о том, с какими трудностями вы столкнулись и как вы их решили.
Неужели тебе вообще ничего не хочется делать только для того, чтобы получить тройку? Что ж, тогда выберите тему курса из списка и отправьте ее в конце семестра.
Это одно из решений.
Вторая идея решения проблемы – введение рейтинга студентов по проектам.
Самые активные и умелые ребята окажутся наверху, им будет легче найти друг друга и объединиться в команды.
В наше время очень сложно найти команду, в которой 100% состава квалифицированы и заинтересованы.
Обычно в команде есть 1-2 вовлеченных участника, которые тащат всех за собой.
4. Клиенты.
Довольно часто бывает, что заказчик подкидывает ТЗ проекта (часто ТЗ делается под давлением) и убивает его.
Лично мне на последнем проекте мой заказчик сказал «если бы ты не написал, я бы даже не вспомнил, что забросил проект».
Но нам повезло, мы смогли найти общий язык и куратор не пропал в середине проекта (это произошло ближе к концу).
На предыдущем проекте заказчик выбыл через 1,5 месяца.
12 ноября мы отправляем ему модель базы данных на согласование, а 6 декабря он отвечает «норм».
Я, конечно, понимаю, работа, семья, меня заставляли под дулом пистолета, но люди берут на себя обязательства и не выполняют их.
Кому-то кураторы действительно помогают, у кого-то теряются в самом начале, а кому-то и вовсе мешают заниматься проектом (да, такое тоже бывает).
И проекты оцениваются одинаково.
Никого не волнует, какой у тебя был наставник и это, на мой взгляд, неправильно.
Я не вижу простого решения этой проблемы, и это не проблема студентов.
Это проблема для университета и партнеров.
Для повышения интереса клиентов к проектам необходимо повышать авторитет университета перед сторонними компаниями, а компании должны лучше следить за людьми, которые представляют лицо компании перед потенциальными сотрудниками.
5. Оценка проекта.
За 5 минут расскажите двум людям без лица, в чем заключается ваш проект. Звучит очень грубо, но очень точно отражает суть.
В целом, очень много возмущений по поводу оценки проектов как со стороны студентов, так и со стороны специалистов в комиссии.
Давайте сразу обсудим, да, для меня важна оценка моей работы.
Нет, мне не важна цифра, мне важно, чтобы мои старания были оценены.
Если моя команда сработала отлично, я рассчитываю на соответствующую оценку.
Формат обороны.
Поскольку удаленная работа сейчас повсеместна, моя защита в 3/4 раза проходила удаленно.
Проекты разделены на несколько треков.
В прошлый раз это было: геймдев, Арт-дизайн, Приложение, ML, мобайл, веб.
На каждом треке есть эксперты (от 1 до 3) и очередь команд. В указанное время заходит команда и у спикера есть 5 минут на защиту своего проекта.
Потом вопросы от экспертов и конец.
Что должен рассказать спикер за 5 минут: выделить проблему, обозначить цели, задачи, показать анализ конкурентов, аудитории, рассказать о своем решении, продемонстрировать, что получилось.
Если чего-то не хватает, обязательно спросят, почему.
Если заказчик захотел сделать велосипед сам, это его право, но ребята на защите будут засыпаны вопросами «почему вы придумали велосипедЭ» Думаю, уже понятно, что за 5 минут невозможно вникнуть в суть проекта и оценить проделанную работу.
Поэтому перейдем к другой проблеме защиты – оценке.
Критерии максимально расплывчаты и это не только мое мнение, так говорят и эксперты по тестированию (сами критерии я прикрепил ниже).
Ниже приведу пару цитат экспертов.
Мы попросили их рассказать об участии в семинаре проекта.
Я отметил основные моменты.
Я не был куратором, меня просто пригласили послушать проекты..
.
Парни разные уровни сложности и не понятно как на это реагировать, вроде бы они что-то делали, но у других результаты вроде в 2-3 раза больше (но это тоже зависит от размера команды).
.
… Система оценивания в корне несовершенна и почти бесполезен.
Из критериев, которые там были, это, скорее всего, относится к презентации проекта, а не к самому проекту.
.
… Мне кажется, на презентацию не хватает времени.
Они либо спешили поговорить, либо делали мини-презентации, в которых ничего не раскрывалось.
(C) Эexpert - мобильный разработчик С точки зрения члена экспертной комиссии, очень сложно в большинстве случаев как-либо оценивать проекты и команды по предоставленным критериям, так как ребятам отводится определенное время на защиту и за это время они ставят в их рассказе только общие черты проекта, без подробностей, то есть по сути они ничего не говорят.
Заключение
Отвечая на вопрос в заголовке статьи - нет, не лучше.Лично для меня.
Проектные мастер-классы и гибкое обучение — это действительно классные идеи, я бы сказал, прорывные, по крайней мере, для ТрансМКАД.
Я лишь передал мысли и взгляды конечного пользователя - ученика.
P.S. Поскольку автор ранее не писал статей для Хабра, он случайно отправил на модерацию незаконченную версию статьи.
Теперь все должно быть ок.
Теги: #Карьера в ИТ-индустрии #проекты #Образовательный процесс в ИТ #университет #образование 2.0 #Урфу
-
Помогите Себе В Выборе Мини-Ноутбуков.
19 Oct, 24 -
Найдите Лучшие Услуги По Ремонту Компьютеров
19 Oct, 24 -
Джейк Шеннон - Учебный Лагерь По Стилю Жизни
19 Oct, 24 -
Свадеш, Моррис
19 Oct, 24