Портативные Очки Виртуальной Реальности И Некоторые Мысли

Под катом — всего лишь очередные очки виртуальной реальности (далее VR), созданные на основе телефона, но помещающиеся в сумке или даже кармане.

И еще несколько мыслей по поводу нынешнего VR.

Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Прошло два года с момента моей предыдущей и первой публикации, в которой я описал свои VR-очки, сделанные из маски для плавания и планшета.

С тех пор было выпущено уже много разных версий и очередными VR-очками мало кого можно удивить.

Но вот одного я не понимаю: если есть очки для мобильных устройств, то почему сами очки всегда такие большие? Эта мысль (и не только эта) подтолкнула меня к созданию следующего набора VR-очков.

Сразу хочу извиниться за не очень технический язык, путаницу в некоторых моментах, корявую речь.

Многие мысли приходят именно во время письма; невозможно продумать все заранее.

Начну с рассказа о том, как я пришел к этим очкам.

Если кому-то это не интересно, то можете пропустить этот спойлер.

История Все началось в 2013 году, когда я узнал больше об Oculus Rift и, конечно же, захотел такой себе.

Потом я подумал, что можно сделать что-то подобное с планшетом, и так и сделал.

Вообще-то об этом есть целая тема публикация и здесь особо нечего рассказывать.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

В этих очках я игрался с Майнкрафтом через стриминг по Wi-Fi, писала свои очень маленькие приложения с помощью гироскопа и акселерометра.

Изображение прыгало, прыгало, задерживалось при повороте, но работало.

Пожалуй, больше всего вау-ощущения я получила от этих очков, ведь они были первыми.

Через некоторое время все успокоилось, я отказался от очков, но друг из геймдева вдохновил меня на новые подвиги.

Он предложил заказать у наших узкоглазых соседей все комплектующие для создания компьютерной версии VR-очков.

Заказал только IPS дисплей 7 дюймов 1280х720. Никаких гироскопов и акселерометров не заморачивался.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Я наклепал очки.

К сожалению, они оказались очень неудобными и давили на нос.

Но дальнейшие планы по-прежнему были наполеоновскими.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Когда еще не было Oculus Rift DK2, и мне не хотелось заморачиваться с гироскопами и акселерометрами, я планировал делать повороты головы через веб-камеру.

Более того, веб-камера обеспечивала бы не только повороты, но и движение головы в пространстве.

Я тогда еще не понимал, что даже малейшие задержки при поворотах сильно убивают ощущение погружения.

Спустя некоторое время я попробовал Oculus Rift DK2 и ощущения были непревзойденными.

Вся работа над каждой мелочью (без задержек, без вытягивания изображения с краев, перемещения головы в пространстве, качественное отображение и т. д.) дала отличный результат ощущения внутри.

Я, конечно, понимал, что стою посреди торгового центра, но погружение в горки посреди замка было отличным.

Почему-то больше всего мне запомнилась дистанция.

Горы вдали ощущались именно там – вдали.

Я бы восхищался ими и восхищался ими.

Планы были планами, но все снова застопорилось.

Обычно я стараюсь не мучить себя всякими мотивационными штучками.

Если что-то не получается, значит, с этим что-то не так.

Очки снова упали, но мои мысли продолжали кружиться.

Потом закрались подозрения, что все нынешние варианты очков себя не оправдают. Они не будут использоваться везде.

Только истинные фанаты смогут погрузиться в другой мир, мир VR. И вот почему: Я делю VR на активный и пассивный.

Активный VR — это все, что сейчас мейнстрим.

Он использует человеческое тело для повторения движений внутри виртуальной реальности.

Это легко и просто.

Но это также то, что убивает широкое использование такой виртуальной реальности.

Пассивный VR — это, грубо говоря, матрица из одноименного фильма.

В таком VR тело остается неподвижным, VR-устройство работает с мозгом.

Почему активный VR не будет использоваться везде, например, клавиатура+мышь+монитор? Жулин (обозреватель инди-игр) как-то сказал про Nintendo Wii, что размахивать стиком в Zelda, конечно, весело и имеет определенный вау-эффект, но, во-первых, быстро надоедает, а во-вторых, устаешь.

Под «уставанием» я подразумеваю, что для погружения в игру вообще не нужно махать палкой; достаточно минимальных движений пальцев по геймпаду.

Так вот Жулин сказал, что как только тебе надоест качающийся стик, ты берешь геймпад и продолжаешь так играть с не меньшим удовольствием.

Активный VR, конечно, дает мощный вау-эффект, но это временно, и если игра сама по себе интересная, то в нее, скорее всего, будут продолжать играть на мониторе.

Активный VR — это просто аттракцион.

Другой пример, который мы можем рассмотреть, — это чтение книги.

Я не часто читаю художественную литературу, но заметил один интересный момент. Чтение, в отличие от телевидения и компьютерных игр, дает наибольшее ощущение погружения.

Я подозреваю, что это связано с более высокой концентрацией.

Мозгу необходимо принять информацию в виде букв, обработать ее и построить картинку.

И вот важный момент, который я понял - для такой концентрации мозг должен отключиться от внешнего мира (наверняка многие из вас или ваших друзей были настолько погружены в чтение, что не замечали ничего вокруг, пока не подошли и не указал пальцем).

Отсюда мы видим, что важным моментом для VR является качественная оторванность от внешнего мира.

Вам необходимо изолироваться, чтобы осталось только воздействие от VR-устройства.

Когда мозг получает только то, что должен получить, а не все внешние воздействия, тогда он будет только верить поступающей информации.

Пассивная виртуальная реальность, использующая аналогичный принцип, — это настоящее будущее виртуальной реальности, которое будет использоваться повсюду.

Я, конечно, понимал, что матрица далеко и что в этой жизни я ее не увижу, но надо было что-то делать.

Учитывая эти мысли, началась разработка нового VR-устройства.

Я не хотел делать очки, а хотел что-то вроде VR-кресла.

Хотелось комфорта, потому что все эти провода только мешают. Мне просто хотелось сесть, опустить крышку и воспользоваться.

Плюс такое кресло обеспечит не только комфорт, но и изоляцию от внешнего мира.

Начался поиск других способов добиться погружения в VR. Одним из таких вариантов было наложение на экран сетки — так называемого барьерного параллакса, который используется в Nintendo 3DS.

Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Для реализации этой идеи мы приобрели прозрачные листы, предназначенные для печати на лазерном принтере.

Но он быстро отказался от этой идеи, потому что: очень сложно найти необходимое расстояние между линиями сетки; при просмотре голова должна находиться в определенной точке от монитора; на близком расстоянии от монитора эффект превращается в радугу.

Я много думал, но ничего не придумал.

Поэтому я уговорил себя вернуться к очкам.

На этот раз я сосредоточился на комфорте.

Существовали предварительные версии из картона.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

И даже сделал зеркальную вставку, имитирующую обзор всего поля зрения глаз.

В принципе, это работает, если не обращать особого внимания на края, потому что там изображение движется в противоположном направлении.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Я решил продолжить использовать это обновление.

И наконец я построил новые очки.

Они прилипли ко всему лицу и даже перешли на лоб.

И о да, они оказались удобными.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Идея использования таких очков заключалась в том, чтобы максимально отключить тело и сконцентрироваться на происходящем на экране.

Для этого я не пожалел средств на наушники Razer с пассивным шумоподавлением.

Шумы они, конечно, подавляют, но все равно не так хорошо, как ожидалось.

Кстати, однажды я даже проводил эксперимент, когда с помощью беруш, строительных наушников и очков для плавания, выкрашенных в черный цвет, погрузился в «пустоту».

Я лежал так два часа, не двигаясь и не получая информации извне.

Я ожидал, что мозг начнет моделировать всякие образы и картинки, но была пустота и тревога.

В общем, долго так оставаться нельзя и в итоге результаты оказались отрицательными.

Но отрицательные результаты – это тоже результаты.

Но вернемся к очкам.

Я пробовал использовать их ночью, когда нет посторонних шумов, света и движения.

Обычно я лежал на диване и просто просматривал свои демо с помощью геймпада.

Мне хотелось добиться своеобразного эффекта сна, чтобы тело фактически отключалось, а мозг верил картинке на экране, как будто это сон.

В идеале хотелось бы заменить геймпад на мысленное управление, чтобы полностью обездвижить все части тела.

Это все сложно.

Лишь однажды мне удалось добиться эффекта, что я смотрю не в потолок, а параллельно полу.

Я действительно чувствовал, что смотрю параллельно полу.

Это означало, что идея работала, но для ее реализации требовалось немало усилий.

Именно из-за этого от этих очков отказались.

Я был разочарован.

Жизнь снова пошла своим чередом.

Ведь мне очень хотелось качественного погружения.

Не просто произвести вау-эффект, а практически пожить там и создать свой мир, как в мечте из фильма «Начало».

На данный момент активный VR создает хорошее погружение, но в силу своих особенностей не может дать то, что я хочу.

Погружение в VR должно быть похоже на то, чтобы лечь и заснуть, а не прыгать по комнате с палками в руках.

Через какое-то время я снова подумал, что раз не получается создать хорошее погружение, то надо хотя бы сделать что-то портативное, чтобы всегда было при себе.

Маленький мир, который всегда с тобой.

Эти мысли были вызваны еще и тем, что я работаю на заводе, куда нельзя ничего проносить, кроме телефонов.

И конечно я не понимаю, почему очки для мобильных устройств такие громоздкие.

На новые очки больше не возлагалось никаких ожиданий или надежности.

Они скорее делались для развлечения, просто чтобы сделать такой дизайн.

Размышления над дизайном заняли около двух месяцев.

Каждый день в моей голове рождались новые идеи и отвергались старые.

Изначально вообще планировалось все отправить на 3D-печать, но цена была бы около 6000 рублей и любые доработки пришлось бы отправлять на печать заново.

Но я ленив и не хотел заморачиваться со всем этим.

А первоначальный вариант вообще включал в себя шестерёнки и был гораздо сложнее существующего, поэтому отказ от 3D-печати спровоцировал мозговую активность на продумывание более простой конструкции.

Процесс изготовления опишу не как инструкцию, а как историю, потому что были изменения, не соответствующие предыдущим действиям.

Компоненты включают в себя: 1. Пластик из вспененного ПВХ толщиной 5 мм (на фото не показан).

Этот вид пластика широко используется в рекламе.

Я купил его в магазине, торгующем рекламными материалами.

Он хорошо режется и обрабатывается и довольно долговечен.

Квадратный метр обошелся мне в 700 рублей.

Хотя для очков требуется гораздо меньше, я взял на будущее.

Раньше я пробовал разные виды пластика, но это единственный, с которым мне комфортно работать.

2. Антенны для радио.

Я заплатил 120 рублей за штуку, но мне их нужно 4. Я думаю, это дорого.

Они будут действовать как выдвижной механизм.

3. Линзы от луп NoName Made In China. На них даже кратность не указана, а я выбираю опытным путем.

Или другими словами, примерив.

Беру из магазина лупу, подношу ее к глазу и смотрю через линзу на свою ладонь.

Я примеряю, какая площадь входит в обзор, и примерное расстояние от линзы до ладони.

70 рублей за штуку.

4. Скрепки.

Диаметр поперечного сечения примерно 1 мм.

Они будут служить топорами.

5. Салфетка из микрофибры.

Я хочу использовать его как внешний чехол.

Поскольку очки будут складываться, корпус должен быть упругим.

И в то же время не пропускают свет. Микрофибра для протирки оптики подходит на эту роль практически идеально.

Он тонкий и в то же время плотный.

Свет почти не проникает. Тряпка размером 25х25 см обошлась мне в 120 рублей.

По моим расчетам этого должно хватить.

6. И конечно самое главное это телефон.

Это самый дорогой из всех компонентов и сердце очков.

ZTE Grand S2 за 14 500 руб.

Критериями, по которым выбирал аппарат, были экран - 5,5" и FullHD (1920х1080).

Денег, конечно, жалко, но в случае чего, зря они не пропадут.

Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Хотелось бы подробнее поговорить о телефоне.

До этого на предыдущих очках размеры дисплея были 7".

Как-то я особо не задумывался над выбором этого размера, но только при выборе телефона ко мне пришла простая истина - 5,5" идеально подходит для моего межзрачкового расстояния 61".

мм.

Ширина экрана 5,5" составляет 122 мм, что составляет ровно половину межзрачкового расстояния.

Почему я не подумал об этом раньше, не знаю.

FullHD этому телефону вполне хватает для сносной картинки, а зазоры между пикселями вообще не видно.

А еще хотелось бы рассказать об изобретенном методе точного определения межзрачкового расстояния.

Хотя скорее всего я единственный, кто не знал этого метода, но всё же.

Перед этим я либо сама стояла перед зеркалом, либо просила кого-нибудь измерить линейкой расстояние между зрачками.

Конечно, здесь будет большая ошибка.

Во-первых, взгляд не параллелен, во-вторых, измеряющий человек тоже не может точно заметить.

Иногда случалось, что расстояние достигало 65 мм.

Мой метод следующий: нужно взять лист бумаги (желательно потверже); отметить на нем несколько пар точек, отстоящих друг от друга на 58, 59, 60, 61, 62 мм и т. д.; сделать отверстия иголкой в обозначенных местах; Посмотрите на удаленный объект через каждую пару отверстий.

Пара, в которой удаленный предмет находится в центрах отверстий, — ваша.

Как и любая разработка новых очков, эта началась с построения 3D-модели.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

3D-модель не содержит всех элементов, а построена для того, чтобы определить основные характеристики конструкции, общий вид и наличие пересечений материала.

Что ж, тогда вам не придется беспокоиться о вычерчивании размеров деталей, а можно просто распечатать проекции этих деталей в масштабе 1:1, вырезать их и перенести на пластик.

Как видите, конструкция в основном состоит из оправы для телефона, оправы для линз, двух дужек, боковин для оправы, боковин для дужек и четырех телескопических элементов.

Предполагалось, что форма в виде настоящих очков позволит ими пользоваться, даже не снимая шляпу (если она у вас есть).

Размеры деталей указывать не буду.

Я лишь оставлю в конце публикации ссылку на 3D модель, которую можно открыть с помощью САПР программы «Компас 3D» версии не ниже 12. Там же будет приложен файл чертежа для того же Компаса, который можно распечатайте 1:1 и получите то, что я упомянул выше.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Также стоит отметить, что размеры конструкции будут различаться в зависимости от используемых линз (фокусного расстояния), межзрачкового расстояния и размера головы.

Как я уже неоднократно повторял, эскизы я распечатал и перенес на пластик.

Здесь необходимо отметить одну особенность пластика.

Теоретически его структура должна быть изотропной, но на самом деле в нем есть волокна.

Оказывается, пластик жесткий в одну сторону, но довольно легко гнется в другую.

Эту особенность необходимо учитывать для продольных элементов конструкции.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

С помощью канцелярского ножа все легко вырезается.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Вырезать идеально, как обычно, не удалось, поэтому подгонял все под нужный размер надфилем и наждачной бумагой.

Я делал это не со всеми частями сразу, а постепенно по мере их соединения друг с другом.

Боковины к корпусу телефона и дужкам приклеил суперклеем.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Для всей телескопической антенны требуется всего два колена.

Один из них должен иметь в сечении диаметр 5 мм, чтобы соответствовать толщине пластика.

Гравером с отрезным диском отрезал заднюю часть антенны и переднюю ненужную часть.

Нужные колени я вытянул через зад.

Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

И так по всем четырем частям.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Получившиеся короткие усики я пока отложил в сторону и начал круглыми и полукруглыми надфилями делать пазы для этих самых усиков на руках.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Затем приклеил укороченные антенны в пазы суперклеем.

Но клей не очень хорошо все это держит, поэтому еще и перемотал скотчем.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Теперь нужно соединить дужки с оправой для линз.

Для этого с помощью того же гравера с диском я сделал пазы по бокам рычагов.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Вставил оси в только что сделанные пазы, добавил суперклея и поддавил одну из сторон под радиус.

Радиус нужен для того, чтобы угол не мешал вращению рук.

В качестве осей успешно использовались самые верхние элементы антенн.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Я сделал в оправе встречные пазы для линз.

Гравер и файлы.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Соединил рычаги с рамой, вставив оси в пазы, добавил суперклея и, пока клей не высох, приклеил сверху кусочки пластика.

Не нужно бояться, что оси намертво приклеятся.

В конце концов все движется.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Видно, что к правому виску приклеена пара кусочков пластика.

Это сделано для того, чтобы при раскрытии дужка не уходила дальше, чем следует, т. е.

чтобы она открывалась ровно на 90 градусов.

На левом виске этого не требуется, потому что в автомате это, так сказать, обеспечивается за счет того, что эта дужка находится ближе к раме (в закрытом состоянии).

Теперь нужно как-то соединить получившуюся конструкцию с рамкой для телефона.

Скрепки, которые я согнул, как на фото, в этом не помогут. Волнистые концы нужно будет вставить в концы антенн.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Прежде чем вставлять скрепки, я с помощью гравера и диска вырезал на концах антенн канавки, чтобы скрепка выходила как бы из цилиндрической детали.

Это необходимо для того, чтобы концы антенн упирались в концы боковин корпуса телефона.

Вырезав пазы, я вставил в концы антенн скрепки и залил все внутри термоклеевым пистолетом.

Лучше, конечно, налить в резьбу немного клея и подождать сутки, но ждать не хотелось.

Термоклей не особо хотел туда заходить, быстро остыл, заблокировал проход и все последующие порции выходили через прорезанный паз антенны.

Пришлось доставать утюг, нагревать антенны и проталкивать термоклей дальше.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Так как у меня руки оттуда не растут, то руки оказались чуть дальше друг от друга.

А пазы по бокам корпуса телефона пришлось делать по бокам, а не на торцах.

Если на концах сделать пазы, то при сборке всех конструкций кронштейны не будут параллельны друг другу, что очень плохо.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Скрепки я вставил в пазы и заклеил сверху пластиком суперклеем.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Я долго думал, как починить линзы, и в итоге решил использовать самый простой вариант, а именно нарезать гравером и диском пазы и запрессовать линзы в эти пазы.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

В итоге предварительный проект выглядел следующим образом.

Еще немного пластика для крепления телефона и можно пользоваться.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Но все оказалось не так радужно, как планировалось.

Несмотря на то, что телефон весит всего 150 грамм, он оказывает сильное давление на нос.

И наушники слетают. Я решил использовать силиконовый шариковый материал, чтобы смягчить давление на нос и исключить выскальзывание из ушей.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

При этом для силикона под носом пришлось вырезать в носовой части паз для нормального закрытия конструкции.

Все тем же гравером с диском.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Наушники действительно перестали соскальзывать с ушей, но нос по-прежнему терпел невыносимое давление.

Пришлось отказаться от идеи сделать очки похожими на очки и использовать резинку на голове.

Для этого я отрезал часть дужек, вырезал пазы, сделал отверстие в оправе объектива и связал все между собой резинкой для трусиков.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

К моему удивлению, получившаяся конструкция стала в разы удобнее и удобнее всех предыдущих очков.

Остается только сшить из ткани светонепроницаемое эластичное тело.

Для этого я разрезала свой кусок размером 25х25 см пополам, сшила его в ленту и отрезала лишнее, придав ему форму лица.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

Как ни странно, длина идеально совпала с периметром оправы.

Затем я приклеил ткань к обеим рамкам.

Приклеила концы на обычное время и оставила на сутки.

При этом дисплей выдвигался на определенное расстояние от линз, обеспечивая фокусировку на изображении на экране.

И даже чуть дальше, чтобы можно было в конечном итоге настроить фокус.

Пришлось пришивать детали под нижнюю часть лица, так как торопилась, но в целом все хорошо.

Далее пришил наушники к ткани и всё.



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли



Портативные очки виртуальной реальности и некоторые мысли

А еще вы можете посмотреть видео, в котором я рассказываю о характеристиках и показываю, как устроены очки.

Ну вот и все.

Я считаю, что дизайн, хоть и выглядит небрежно, но удался.

Самое главное, что он легко и достаточно хорошо сидит на голове.

Арки играют в этом важную роль.

Телескопические антенны обеспечивают жесткость и регулировку фокуса.

Сложенные стаканы оказались: — толщина 35 мм; — ширина 180 мм; — высота 85 мм; — вес 320 грамм (150 грамм из них — телефон).

Благодаря таким размерам они легко поместятся в любую сумку или даже карман.

Теперь вы можете носить свой маленький мир с собой куда угодно.

Главное, чтобы розетки были рядом, если вы понимаете, о чем я.

В принципе, у меня есть планы на эти очки и даже геймпад для мобильных устройств уже приехал.

Если есть необходимость, то лень одолеет. Но я пока не буду забегать вперед. И, как обещал, ссылка на файл с 3D модель.

И немного информации из любопытства: на подготовку материалов для этой статьи и ее написание ушло около 12 часов.

Очень много.

Теги: #Android #Сделай сам или Сделай сам #сделай сам #смартфон #Будущее здесь #сделай сам #Носимая электроника #виртуальная реальность #очки виртуальной реальности

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.