И как заставить его думать иначе
В детстве я смотрел фильм «Планета обезьян» 1968 года.
Я, как будущий приматолог, был им очарован.
Спустя годы я нашел анекдот о создании этого фильма: во время обеда люди, играющие шимпанзе, и люди, играющие горилл, ели отдельными группами.
Они говорят, что «В этом мире есть два типа людей: те, кто делит людей на два типа, и те, кто этого не делает».
На самом деле людей первого типа гораздо больше.
И последствия разделения людей на «своих» и «не наших», членов своей группы и других, людей и «чужих» могут быть очень серьезными.
Все люди проводят разделительные линии «свой/враг» по признаку расы, этнической принадлежности, пола, языковой группы, религии, возраста, социально-экономического статуса и так далее.
И в этом нет ничего хорошего.
Мы делаем это удивительно быстро и эффективно с нейробиологической точки зрения.
У нас есть сложная таксономия и классификация способов, которыми мы клевещем «их».
Мы делаем это с разной степенью вариативности: от мелкой мгновенной агрессии до дикой резни.
И мы постоянно определяем, что с «ними» не так, основываясь на чистых эмоциях, за которыми следует примитивная рационализация, которую мы путаем с рациональностью.
Грустный.
Но, самое главное, есть повод для оптимизма.
Главным образом потому, что у всех нас в голове много разных определений нас/них.
«Они» в одном случае могут оказаться принадлежащими к категории «мы» в другом, и переход оттуда туда может занять некоторое время.
Так что есть надежда, что с помощью науки братство и ксенофобия могут утихнуть, возможно, даже до такой степени, что голливудские шимпанзе и гориллы смогут обедать вместе.
Сила идеи «своих» против «чужих»
Веские доказательства свидетельствуют о том, что деление мира на «своих» и «чужих» глубоко укоренилось в нашем мозгу и является древним эволюционным наследием.Для начала отметим, что мы с поразительной скоростью определяем различия между своими и чужими.
Поместите человека на фМРТ (функциональную магнитно-резонансную томографию), сканер мозга, который обнаруживает активность в различных частях мозга при определенных обстоятельствах.
Быстро покажите ему фотографии так, чтобы каждая из них задерживалась всего на 50 миллисекунд — 1/20 секунды — это едва выше уровня распознавания.
Примечательно, что даже в такой ситуации мозг будет обрабатывать изображения незнакомых людей иначе, чем свои собственные.
Этот эффект был тщательно изучен среди представителей разных рас.
Быстро показывали человеку фотографии людей своей расы или другой расы, и в среднем при просмотре фотографий людей другой расы у человека активировалось миндалевидное тело — область мозга, связанная со страхом, тревогой и агрессией.
Более того, лица людей других рас с меньшей вероятностью активируются.
веретенообразная кора , специализирующийся на распознавании лиц.
Кроме того, люди хуже запоминают лица представителей других рас.
Просмотр фильма, в котором руку человека тыкают иглой, вызывает «изоморфный рефлекс», при котором активируется часть моторной коры, связанная с движениями руки, и рука зрителя дергается — если только в фильме не показана рука человека другая раса, в этом случае эффект заметно слабее.
Ошибки мозга, связанные с разделением на Мы и Они, демонстрирует и гормон окситоцин.
Он известен своим участием в общественной деятельности – он заставляет людей становиться более доверчивыми, отзывчивыми и щедрыми.
Но таким образом это влияет только на ваше поведение по отношению к людям в вашей группе.
По отношению к посторонним он действует с точностью до наоборот. Автоматический, бессознательный характер реакции «свой-чужой» свидетельствует о глубокой природе этого механизма.
Это можно продемонстрировать с помощью чертовски хитроумного теста скрытых ассоциаций.
Допустим, вы категорически против троллей, и считаете, что они уступают людям в развитии.
Это можно обнаружить с помощью теста неявных ассоциаций, когда испытуемые смотрят на изображения людей или троллей в сочетании со словами положительного или отрицательного характера.
Эти пары могут поддерживать вашу склонность (например, лицо человека и слово «честный», лицо тролля и слово «хитрый»), а могут идти против нее.
И людям требуется немного больше времени, доли секунды, чтобы обработать конфликтующие пары.
Это происходит автоматически — вы не приходите в ярость из-за деловой практики кланов троллей или жестокости троллей в битве при Гидетобурге в 1523 году.
диссонанс, который ассоциирует тролля с «красивым» или человека с «вонючим».
Не мы одни делим всех на своих/чужих.
Ни для кого не секрет, что другие приматы могут проводить жестокие деления на «своих и чужих».
Шимпанзе собираются вместе и систематически истребляют самцов соседней группы.
Недавняя работа по адаптации теста неявной ассоциации к другим видам предполагает, что даже у других приматов есть неявные негативные ассоциации с нечеловеками.
Макаки-резус смотрят либо на изображения членов своей группы, либо на изображения незнакомцев в сочетании с изображениями вещей с положительным или отрицательным подтекстом.
Макаки дольше рассматривают пары, не соответствующие их наклонностям (например, изображения членов своей группы в паре с изображениями пауков).
Эти макаки не просто воюют со своими соседями за ресурсы — они связывают с ними негативные ассоциации.
«Эти ребята похожи на противных пауков, а мы, мы похожи на ароматные фрукты».
Насколько прочно в мозгу укоренилась концепция входа/выхода, можно судить по: скорости и минимальному набору стимулов, необходимых мозгу для обработки групповых различий; тенденция строить группу на основе произвольных критериев и наделять эти критерии якобы рациональным смыслом; неосознанная автоматизация такого процесса; его остатки обнаружены у других приматов.
Как мы увидим, мы обычно думаем о своих, а не о чужих, совершенно прямолинейно.
Характер его
В разных культурах и на протяжении всей истории к людям, принадлежащим к своей группе, относятся свысока: мы самые правильные, умные, нравственные и достойные.Это также включает в себя преувеличение преимуществ наших собственных качеств — объяснение того, почему наша еда вкуснее, наша музыка более вдохновляющая, наш язык более логичный или поэтичный.
Членство в группе подразумевает обязательства по отношению к членам группы — например, во время исследования на спортивном стадионе учёный, притворяющийся болельщиком и носящий футболку одной из команд, с большей вероятностью получит помощь от другого болельщика этой же команды.
команды, чем от болельщиков команды-соперника.
Внутригрупповой фаворитизм поднимает фундаментальный вопрос: хотим ли мы, чтобы наши собственные преуспевали, максимизируя уровень благосостояния, или просто добивались большего, чем аутсайдеры, максимизируя разницу между нами и ими? Обычно мы заявляем, что желаем первого варианта, но можем тайно желать второго.
Это может быть и хорошо — в жесткой гонке проигрыш ненавистного соперника третьей стороне будет так же желателен, как и победа хозяев поля, а для любителей спорта оба варианта одинаково активируют области мозга, отвечающие за вознаграждение и высвобождение энергии.
нейромедиатор дофамин.
Но иногда выбор «лучше, чем» вместо «хорошего» может привести к катастрофе.
Вряд ли есть смысл радоваться победе в Третьей мировой войне, если у нас останутся две глиняные хижины и три факела, а у них только по одному.
Одним из наших наиболее социально ориентированных действий по отношению к членам группы является наша готовность простить их проступки.
Когда незнакомцы делают что-то не так, это работает эссенциализм - это потому, что они по сути такие, всегда были и всегда будут. Когда наши собственные люди совершают ошибки, мы склонны давать ситуативные интерпретации – обычно мы не такие, и здесь есть смягчающие обстоятельства, которые объясняют, почему мы сделали то, что сделали.
Ситуативные объяснения правонарушений объясняют, почему адвокаты выбирают присяжных, которые будут считать обвиняемого своим.
Что-то совсем другое и весьма интересное может произойти, когда чьи-то проступки обнажают собственное грязное белье, подтверждая негативный стереотип.
Внутригрупповой стыд может привести к суровым наказаниям, которые принесут пользу посторонним.
Возьмите Рудольфа Джулиани [американский политик, мэр Нью-Йорка в 1994-2001 годах от Республиканской партии - прим.
перев.
], выросший в Бруклине в итало-американском анклаве, где правит организованная преступность (отец Джулиани сидел в тюрьме за вооруженное ограбление, а затем работал на мафиозного ростовщика).
Джулиани прославился в 1985 году как прокурор, предъявивший обвинения главам пяти семей в суд над мафией , что в итоге и уничтожило их.
Он стремился бросить вызов стереотипу, согласно которому «итальянский американец» был синонимом организованной преступности: «Если успешного судебного преследования недостаточно для устранения предрассудков, связанных с мафией, то, вероятно, ничто не поможет их устранить».
Если вы хотите, чтобы кто-то жестоко осудил члена мафии, найдите гордого американца итальянского происхождения, которого злят стереотипы, созданные мафией.
Таким образом, быть одним из своих влечет за собой целый список ожиданий и обязательств.
Можно ли перейти из одной вашей категории в другую? В спорте это сделать легко – когда игрок переходит в другой клуб, он не выступает пятой колонной, играя плохо специально для того, чтобы его старая команда могла получить преимущество.
В центре договорных отношений стоит равноценность работодателя и наемника.
На другом конце шкалы находится принадлежность, не подлежащая обсуждению.
Люди не переезжают из Шииты К сунниты , от Иракские курды К Саамские оленеводы .
Редко курдская женщина захочет стать саамкой, и ее предки, вероятно, перевернутся в могилах, когда она прикоснется к своему первому оленю.
Перебежчики часто подвергаются мести со стороны тех, от кого они отделились (Мериам Ибрагим была приговорена к смертной казни в Судане в 2014 году за переход в христианство), и к ним относятся с подозрением те, к кому они присоединяются.
Характер незнакомцев
Не любим ли мы незнакомцев сознательно или эмоционально? Когнитивное обоснование разделения на инсайдеров и аутсайдеров легко формулируется.Правящие классы совершают удивительные кувырки, чтобы оправдать свой статус-кво.
Нам также приходится прилагать усилия, чтобы оправдать хорошего незнакомца, который нам в чем-то помог: «О, этот незнакомец отличается от остальных».
Представление незнакомцев в угрожающем свете требует когнитивных тонкостей.
Страх быть ограбленным незнакомцем полон притворства и партикуляризма.
Но бояться того, что чужие отнимут наши рабочие места, будут манипулировать банками, разбавят наш генофонд и т. д., требует экономики, социологии и лженауки.
Когда генерал Конфедерации был ранен во время Гражданской войны в США, он дал секретный масонский знак, который узнал офицер Союза, который защитил его и отправил в больницу Союза.
Несмотря на роль рассуждения, суть разделения внутреннего/внешнего эмоциональна и автоматична и описывается утверждениями типа: «Я не могу точно сказать почему, но неправильно, когда это делают посторонние».
Джонатан Хайдт из Нью-Йоркского университета показал, что рассуждения часто оказываются оправданием прошлых чувств и интуиций и необходимы, чтобы убедить себя в рациональности нашего выбора.
Это можно продемонстрировать в исследованиях с использованием визуализации мозга.
Когда человек видит лицо незнакомца, у него активируется миндалевидное тело.
И это происходит гораздо раньше (по шкале времени мозга), чем активация коры головного мозга, ответственной за сознательное мышление.
«Движения запускаются первыми.
Наиболее убедительным доказательством того, что негативное отношение к незнакомцам возникает во время эмоциональной, автоматической обработки, является то, что предположительно рациональными рассуждениями о незнакомцах можно подсознательно манипулировать.
Приведем примеры результатов проведенных экспериментов.
Покажите тематические слайды с фотографиями малоизвестной страны; Если между слайдами появляются лица людей, выражающие страх, причем на такие короткие промежутки времени, что их можно воспринимать только подсознательно, то у испытуемых сложится более негативное впечатление о стране в целом.
Нахождение рядом с дурно пахнущим мусором делает людей более консервативными в отношении характеристик членов чужой группы.
Христиане хуже отзываются о нехристианах, если те только что прошли мимо церкви.
В другом исследовании пассажиры поездов заполняли анкеты о своих политических взглядах на транзитных остановках в преимущественно белых общинах.
Затем на половине станций каждый день в течение двух недель появлялись мексиканские пары.
Они были одеты консервативно и разговаривали тихо.
Интересно, что наличие таких пар привело к тому, что люди стали больше поддерживать сокращение легальной иммиграции из Мексики и законодательство, делающее английский официальным языком, и меньше поддерживать амнистию для нелегальных иммигрантов.
Однако их отношение к азиатам, чернокожим или арабам не изменилось.
Другое исследование показало, что женщины более негативно относятся к мужчинам во время овуляции.
Иными словами, наше интуитивное и эмоциональное отношение к незнакомцам определяется скрытыми силами, о существовании которых мы не подозревали.
И тогда наше сознание стремится догнать эмоциональное «Я», создавая набор фактов или достоверную фальшивку, объясняющую, почему мы ненавидим незнакомцев.
Это своего рода вариант такого когнитивного искажения, как склонность к подтверждению своей точки зрения : запоминать факты, которые лучше подтверждают точку зрения, чем те, которые ее опровергают; проверяйте вещи так, чтобы результаты поддерживали, но не опровергали гипотезу; будьте более скептичны к результатам, которые вам не нравятся, чем к тем, которые вам нравятся.
Неоднородность незнакомцев
Конечно, разные типы инопланетян вызывают разные чувства (и разные нейробиологические реакции).Чаще всего незнакомцы воспринимаются как угрожающие, злые и недостойные доверия.
В экономических играх люди относятся к представителям других рас как к менее достойным доверия и взаимности.
Белые люди думают, что черные лица более злые, чем белые, и с большей вероятностью будут классифицировать сердитые лица неопределенной расы как расу, отличную от их собственной.
Но незнакомцы не только вызывают чувство угрозы; иногда это отвращение.
Здесь находится часть мозга, называемая островок , или остров.
У млекопитающих он реагирует на вкус или запах гнили, вызывая спазмы желудка и рвотный рефлекс.
Другими словами, он защищает животных от ядовитой пищи.
Однако у людей он контролирует отвращение, которое связано не только с ощущениями, но и с моралью - если испытуемые вспоминают какой-либо свой отвратительный поступок или видят образ действий, отталкивающих с моральной точки зрения, у них активируется островок.
.
Поэтому нет никакой метафоры в том, чтобы сказать, что нам надоели морально отвратительные вещи.
А незнакомцы, вызывающие отвращение, активируют островковую долю не меньше, чем миндалевидное тело.
Трудно испытывать неприятные чувства на интуитивном уровне по отношению к незнакомым людям; острову трудно справиться с отвращением, связанным с абстрактными убеждениями другой группы.
Маркеры «свой/враг» обеспечивают основу для этого.
Теперь, если мы скажем, что наше отвращение к чужакам связано с тем, что они едят отвратительные, священные или очень приятные вещи, обливаются отвратительными ароматизаторами, вульгарно одеваются - остров с легкостью проглотит такие характеристики.
По словам психолога Пола Розина из Пенсильванского университета: «Отвращение служит этническим маркером или признаком принадлежности к группе».
Решив, что незнакомцы едят отвратительные вещи, легче решить, что у незнакомцев есть отвратительные идеи, скажем, в этой области.
А еще есть чужие люди, над которыми можно высмеять – то есть юмор можно использовать как оружие.
Когда чужая группа высмеивает нашу группу, это оружие слабых аутсайдеров, пытающихся ослабить субординацию.
Но когда наша группа высмеивает чужую, это усиливает негативные стереотипы и иерархию.
Инопланетяне также часто рассматриваются как более однородная масса, чем их собственная, с упрощенными эмоциями и пониженной чувствительностью к боли.
Например, будь то в Древнем Риме, средневековой Европе, имперском Китае или на довоенном Юге, у элиты есть оправдывающие стереотипы в отношении рабов – они глупы, ребячливы, неспособны к независимости.
Таким образом, различные инопланетяне бывают разных типов, но с одной и той же сущностью – они грозные и злые, отвратительные и отталкивающие, примитивные и недифференцированные.
Холодный и/или некомпетентный
Важная работа Сьюзен Фиск из Принстонского университета исследует таксономию инопланетян в нашем сознании.Она обнаружила, что мы пытаемся классифицировать незнакомцев по двум осям: теплота (является ли человек или группа врагом или другом, намерены ли они добро или зло) и компетентность (насколько эффективно человек или группа могут выполнить то, что намереваются сделать).
Эти оси независимы.
Попросите субъекта оценить кого-нибудь; Намеки ему о статусе человека влияют на рейтинг по шкале компетентности, но не теплоты.
Если вы дадите ему намеки на конкурентоспособность, эффект будет противоположным.
Эти две оси образуют матрицу с четырьмя углами.
Мы сами высоко оцениваем себя как по шкале теплоты, так и по шкале компетентности (W/C).
Американцы обычно так оценивают хороших христиан, чернокожих профессионалов и средний класс.
Есть и другая крайность: низкие показатели теплоты и компетентности (W/C).
Такие рейтинги присваиваются бездомным и наркозависимым.
Есть область высокой теплоты и низкой компетентности (В/Н) – люди с психическими проблемами, инвалиды, дряхлые старики.
Низкая теплота и высокая компетентность (L/C) – это то, как люди из «развивающихся стран» относятся к колонизировавшим их европейцам (компетентность здесь – это не набор навыков или знаний, а эффективность, с которой люди, скажем, крадут землю вашей предки), а также то, как многие меньшинства США относятся к белым.
Это враждебный стереотип, с которым относятся к азиатам в США, евреям в Европе, индусам в Восточной Африке, ливанцам в Западной Африке, китайцам в Индонезии, богатым бедным - они холодны, жадны, замкнуты в своем кругу, но если вы тяжело больны, обратитесь к такому врачу.
Каждый крайний случай вызывает неизгладимые ощущения.
В/В (например, свой) – гордость.
Н/В – зависть и негодование.
В/Н – жалость.
Н/Н – отвращение.
Просмотр людей в категории «Н/Н» активирует миндалевидное тело и островковую оболочку, но не веретенообразную извилину, которая отвечает за распознавание лиц; то же самое происходит, например, при просмотре фотографии раны, пораженной личинками.
Напротив, просмотр изображений людей категорий L/B или B/L активирует эмоциональные и когнитивные части лобной коры.
Места, расположенные между крайностями, вызывают свои характерные реакции.
Люди, вызывающие чувства между жалостью и гордостью, вызывают желание помочь.
Между жалостью и отвращением живет желание унизить и изгнать.
Между гордостью и завистью лежит стремление привлечь и получить выгоду.
Между завистью и отвращением находится самое враждебное желание напасть.
Что мне больше всего нравится, так это перестановка чьих-то категорий.
Наиболее понятные изменения – это изменение статуса высокой теплоты и высокой компетентности (В/К).
- От В/В до В/Н: у одного из родителей, впадающего в деменцию, возникает желание заботиться о нем.
- От H/V до L/V: деловой партнер, чьи годы воровства только что были раскрыты.
Предательство.
- От В/В до Л/Н: редкий случай, когда с успешным другом случилось что-то ужасное, и теперь он бездомный.
Отвращение, смешанное с удивлением: что пошло не так?
Тень Второй мировой войны породила враждебность и презрение, а этикетка «Сделано в Японии» относилась к дешевому пластиковому хламу.
А потом вдруг «Сделано в Японии» стало означать преимущество перед американскими автопроизводителями.
Когда бездомный тратит много усилий, пытаясь вернуть чей-то кошелек, и ты понимаешь, что он честнее твоих друзей, это переход от Н/Н к В/Н.
Более интересен переход от U/V к U/N, который вызывает злорадное ликование и помогает объяснить, почему преследование групп U/V обычно связано с унижением и понижением статуса до статуса U/N. Во времена Культурная революция в Китае представителей отвергнутой элиты сначала облачили в шутовские шапки, а затем отправили в трудовые лагеря.
Нацисты избавлялись от психически больных людей, которых уже классифицировали как Н/Н, просто убивая их; Напротив, обращение с евреями (N/V) перед смертью включало ношение желтых повязок, стрижку бород и мытье тротуаров зубными щетками на виду у насмешливой толпы.
Когда Иди Амин изгнал десятки тысяч индо-пакистанских (И/П) граждан из Уганды в 1970-х годах, он сначала позволил своей армии грабить, избивать и насиловать их.
Наиболее варварские случаи поведения людей связаны с переводом чужаков из категории N/B в категорию N/N. Очень много сложностей с разделением незнакомцев на категории.
Существует феномен ворчливого уважения и даже товарищества по отношению к врагу.
Апокрифическим примером могут служить асы Первой мировой войны, где между людьми, пытающимися убить друг друга, проскакивает «своя» искра.
— О, месье, в другой раз я бы с удовольствием поговорил с вами о воздухоплавании за бутылкой хорошего вина.
«Барон, для меня большая честь, что именно вы меня пристрелите».
А еще есть трудности в разделении экономических и культурных врагов, новых и старых, далеких иностранцев и местных, живущих по соседству.
Хо Ши Мин [первый президент Демократической Республики Вьетнам – прим.
перев.
] во время американских военных действий во Вьетнаме отверг помощь китайцев, аргументируя это так: «Американцы уйдут через год или десять, а китайцы, если их впустят, останутся на тысячу лет».
Существует также замечательный и странный феномен, когда член чужой группы приносит с собой негативные стереотипы, связанные с его группой, и отдает предпочтение членам вашей группы.
Психологи это продемонстрировали Кеннет и Мэми Кларк в своем «кукольном исследовании», проведенном в 1940-е гг.
Тогда чернокожие дети, как и белые, предпочитали играть с белыми куклами, а не с черными, и наделяли белых более положительными характеристиками.
Браун против Министерства образования утверждал, что этот эффект был наиболее сильным для чернокожих детей в сегрегированных школах.
Или возьмем случай с человеком, который яростно протестует против прав геев, который оказывается скрытым гомосексуалистом — лента Мебиуса в мире патологии, которая означает осознание того, что человек принадлежит к клану страшных инопланетян.
Мы далеко опережаем даже такие сложные проявления психики обезьян, как связь между инопланетными обезьянами и пауками, когда потакаем своим психологическим капризам, связанным с делением мира на своих и чужих.
Разнообразие ее
Мы также признаем, что другие люди принадлежат к разным категориям, и меняем свои представления о том, какие из них наиболее важны.Неудивительно, что большая часть этих размышлений вращается вокруг расы, и мы пытаемся понять, действительно ли такие классификации преобладают над другими.
Расовое превосходство привлекает народная мудрость.
Во-первых, раса — это биологический атрибут, бросающаяся в глаза идентичность, вызывающая рассуждения в духе эссенциализма.
Более того, люди эволюционировали в условиях, в которых разный цвет кожи явно указывает на их чужеродность.
И далее, в большом проценте культур до контакта с западной цивилизацией существовало статусное деление по цвету кожи.
Однако факты говорят об обратном.
Во-первых, хотя различия между расами имеют очевидные биологические аспекты, раса представляет собой биологический континуум, а не четкую категорию.
Например, если вы не тщательно отберете данные, генетические вариации внутри расы обычно будут такими же сильными, как и различия между расами.
И это неудивительно, если задуматься о разнообразии внутри расовых категорий — сравните, например, сицилийцев и шведов.
Более того, раса не является фиксированной классификацией.
В разные периоды истории США мексиканцы и армяне считались расами; южные итальянцы и северные европейцы классифицировались по-разному; человек, у которого был один черный прапрадедушка и семь белых прадедов и прадедов, считался белым в Орегоне, но не во Флориде.
Такая раса – продукт культуры.
Неудивительно, что расовая дихотомия «свой/чужой» часто отходит на второй план по сравнению с другими классификациями.
В одном исследовании испытуемые смотрели на изображения людей, белых или черных, связанных с утверждениями, а затем им приходилось запоминать, какая раса ассоциировалась с каким утверждением.
Расовая категоризация была автоматической — если испытуемый запутался в идентичности цитаты, то правильное и неправильное лица, скорее всего, принадлежали к одной и той же расе.
Тогда половина чернокожих и белых на изображениях была одета в одну и ту же заметную желтую рубашку, а другая половина - в серую.
Теперь испытуемые с большей вероятностью путали утверждения в зависимости от цвета своей рубашки.
Кроме того, гендерная реклассификация подавляет бессознательную расовую категоризацию.
Ведь расы в истории гоминидов появились относительно недавно (возможно, всего несколько десятков тысяч лет назад), и все наши предки, почти вплоть до инфузорий-туфельок, по-разному относились к разным полам.
Важное исследование Мэри Уилер, изучавшей активацию миндалевидного тела изображениями людей другой расы, показало, как меняется категоризация.
Когда испытуемых просили посмотреть на точку, которая была видна на каждом изображении, лица других рас не активировали миндалевидное тело.
Вторая группа должна была оценить, насколько лица на изображениях старше определенного возраста, и в этом эксперименте активировалось миндалевидное тело.
Третьей группе показали изображение овоща перед фотографией лица и попросили оценить, понравился ли человеку этот овощ.
В результате миндалевидное тело оставалось спокойным.
Почему? Вы смотрите на незнакомцев и думаете о том, какую еду они любят. Вы представляете, как они делают покупки или заказывают еду в ресторанах.
В лучшем случае вы решите, что разделяете с ними увлечение овощами – между вашими друзьями и окружающими произойдет небольшое сближение.
В худшем случае вы решите, что отличаетесь от достаточно мирного незнакомца – в истории вряд ли есть примеры пролития крови из-за вражды между приверженцами брокколи и цветной капусты.
Самое главное, что, когда вы представляете незнакомца за ужином, наслаждающегося едой, вы думаете о нем как о личности – это лучший способ ослабить автоматическую категоризацию вас/их.
Быстрая категоризация может произойти в самых тяжелых, маловероятных и острых ситуациях:
- В битве при Геттисберге генерал Конфедерации Льюис Армистед был смертельно ранен.
Лежа на поле боя, он подал тайный масонский сигнал, надеясь, что другой член этого общества узнает его.
И его узнал офицер Союза Хайрам Бингхэм, который защитил его и отвез в больницу Союза.
Мгновенно категории друг/враг по шкале Союза/Конфедерации исчезли по сравнению с масоном/немасоном.
- Во время Второй мировой войны британские коммандос похитили немецкого генерала.
Генрих Крайпе на Крите, после чего последовало опасное 18-дневное путешествие на берег для встречи с британским кораблем.
Однажды отряд заметил снег на самой высокой вершине Крита.
Крайп пробормотал про себя на латыни первую строчку оды Горация заснеженной горе.
Британский командующий Патрик Ли Фермор немедленно продолжил цитату.
Двое мужчин поняли, что, по словам самого Ли Фермора, они «пьют из одного и того же источника».
Рекатегоризация.
Ли Фермор позаботился о том, чтобы раны Крайпа были обработаны, и обеспечил его безопасность.
Они общались даже после окончания войны, а спустя несколько десятилетий встретились на греческом телевидении.
«Без обид», — сказал Крайпе, похвалив их «смелую операцию».
- Наконец, во время рождественского перемирия в Первой мировой войне солдаты, сражавшиеся друг с другом в окопах, весь день пели, молились и веселились друг с другом, играли в футбол, обменивались подарками и всячески пытались продлить перемирие.
Всего один день понадобился, чтобы противостояние англичан и немцев сменилось пониманием того, что это противостояние солдат и офицеров в тылу, заставляющее нас убивать друг друга.
Уменьшение влияния разделения на друзей и врагов
Как мы можем избавиться от этих дихотомий? Есть варианты.Контакт. Длительный контакт с незнакомцами может повлиять на функционирование категоризации друг/незнакомец.
В 1950-х годах психолог Гордон Олпорт предложил «теорию контакта».
Ее неверный вариант: соберите вместе друзей и незнакомцев (например, подростков двух враждующих народов в летнем лагере), и тогда вражда исчезнет, а сходство начнет преобладать, и все превратятся в «своих».
Более правильный вариант: собрать своих и чужих в конкретных условиях и либо произойдет что-то подобное, либо ситуация взорвется и станет только хуже.
Пример эффективных конкретных условий: стороны примерно равны, ко всем относятся одинаково и однозначно, контакт длится долго и на нейтральной территории, есть осмысленные задачи, над которыми все работают вместе (например, превращение луга в футбольное поле).
Да и то эффект обычно ограничен — друзья и незнакомцы быстро теряют связи, изменения кратковременны, а иногда получается так: «Я ненавижу этих незнакомцев, но один из них, с которым я познакомился прошлым летом, в принципе нормальный человек».
парень.
" Фундаментальное изменение в отношениях Теги: #мозг #Чужой #дружба #мы #они #мы #вражда
-
Google Разрабатывает Клавиатуру Для Ios
19 Oct, 24