От Конкуренции Производителей К Конкуренции Продуктов



Продуктовый подход в менеджменте: история и современность

От конкуренции производителей к конкуренции продуктов



Первый бренд Мэн

Управление продуктом обязано своим появлением маркетологам.

В 1931 году Нил МакЭлрой работал в отделе маркетинговых исследований компании Procter & Gamble. Он проанализировал маркетинговые процессы компании и представил результаты своего исследования в отчете, умещающемся в 800 словах.

В ней он впервые предположил, что анализ эффективности продаж должен включать не только оценку маркетинговых инструментов, но и изучение отзывов дилеров и прямых клиентов.

Развивая эту идею, МакЭлрой выдвинул положение «брендовый человек» : в функционал этого специалиста, по задумке Нила, входил анализ истории бренда, изучение клиентов и территорий продаж.

Именно в 1930 году первые продакт-менеджеры взяли на себя координацию всех (и не только маркетинговых) процессов, связанных с брендом – от разработки новых продуктов до продаж в регионах присутствия.

Пока МакЭлрой был консультантом в Стэнфордском университете, с его идеями познакомились Билл Хьюлетт и Дэвид Паккард, основатели Hewlett-Packard. Именно с HP был связан следующий важный шаг в истории управления продуктами.

Одним из принципов, которые Хьюлетт и Паккард исповедовали в своей компании по настоянию МакЭлроя, было максимально приблизить процесс принятия решений к клиенту.

Hewlett-Packard представила новую уникальную организационную структуру: каждая продуктовая группа в ней должна была стать отдельной организацией, отвечавшей за полный цикл — от разработки, внедрения и производства до продаж и маркетинга.



Продукт Восходящего Солнца

Продуктовый подход не был исключительным ноу-хау западной цивилизации.

Неоценимый вклад в развитие теории и практики управления продукцией внесла компания Toyota, разработавшая собственную концепцию – TOYOTA Production System (TPS).

В его основу положен принцип «точно в срок», что позволяло строить производственные процессы с учетом потребностей рынка, минимизируя при этом производственные затраты.

Система TPS основана на философии, основанной на двух практиках: «кайдзен» и «генба».

Упражняться " кайдзен («улучшение») подразумевало создание производственной культуры, направленной на постоянное совершенствование компании, в которой должны быть задействованы все ее сотрудники.

Весь процесс, по замыслу топ-менеджеров Toyota, был уложен в матрице PDCA:

  • План – Планирование (разработка гипотез).

  • Do – Implementation (проведение эксперимента).

  • Check – Проверка (оценка результатов).

  • Действие – Корректировка (устранение причин отклонений от запланированного результата, формулирование новой гипотезы).

На примере автомобильной промышленности компания Toyota доказала, что даже в отрасли с длительным производственным циклом можно быстро адаптировать производственный процесс к потребностям рынка.

Неудивительно, что в конце 2000-х гг.

«Кайдзен» обрел второе дыхание: эта практика стала очень популярной в индустрии разработки программного обеспечения.

Логическое продолжение " кайдзен » стал принцип «гемба» («возврат к истоку») — еще одна важная веха в развитии современного продуктового подхода в управлении.

Он вытеснил традиционный подход американских компаний, основанный на удаленном принятии решений.

Японцы утверждали: если у вас возникла проблема, выйдите на участок рабочего процесса, устраните ее в полевых условиях, а затем, найдя причину проблемы, скорректируйте свои нормы и инструкции, чтобы она не повторилась.



Восьмидесятые и девяностые: ближе к потребителю

Успехи управления продуктами в «традиционном» промышленном секторе, естественно, повлияли на стратегию зарождающегося ИТ-сегмента.

Инуиты стали пионерами продуктового подхода среди разработчиков потребительского программного обеспечения в начале 1980-х годов.

Ее истоками стали Скотт Кук (кстати, бывший «брендмен» P&G) и Том Пру.

Чтобы лучше понять, как потребители используют продукт и с какими проблемами они сталкиваются, была запущена программа «Следуй за мной домой».

Представители компании буквально ходили к своим клиентам домой и «снимали» их пользовательский опыт. В результате одним из успешных продуктов Inuit стал Quicken — финансовое программное обеспечение, ориентированное не на финансовых экспертов, а на обычных домохозяек.

Для максимальной интуитивной доступности интерфейс имитировал внешний вид бумажной чековой книжки.

Таким образом, понимая болевые точки своих клиентов, компания приобрела удивительно лояльную клиентскую базу и сыграла важную роль в развитии клиентоориентированного управления технологическими продуктами.

Но настоящий расцвет продуктового подхода в разработке программного обеспечения начался, пожалуй, в 1990-е годы.

Это был естественный симбиоз.

Тем не менее, в «доцифровых» отраслях изменить продукт на основе отзывов клиентов было не так-то просто.

А применительно к IT-сфере оказалось, что управление продуктом существенно упрощает процессы корректировки дизайна продукта или добавления новой «фичи».

Другое дело, что заказчику и инженеру-разработчику нужен грамотный переводчик, умеющий выслушать обе стороны.

Именно исходя из этих соображений, Microsoft представила функцию «Менеджер программ» в начале 90-х годов, когда компания приступила к разработке новой версии Excel для Macintosh. Разработчики, ориентированные на техническую сторону вопроса, мало заботились об удобстве использования продукта.

Именно менеджер программы взял на себя функцию «защиты прав потребителей» и предоставил обратную связь от клиентов «разработчикам».

Кстати, о последнем.

Знаменитый руководитель Microsoft Стив Балмер также был бывшим бренд-менеджером P&G. Совпадение? Мы так не думаем! К первой половине 2000-х годов большинство крупных ИТ-гигантов внедрили аналогичные системы управления продуктами.

Сегодня всем игрокам этого рынка очевидно: какие бы гениальные визионеры ни стояли во главе процесса разработки, этого уже недостаточно для создания востребованного рынком продукта.

Последнее слово должно быть за клиентом.



Индустрии будущего: консерватизм не сработает

Получив особенно бурное развитие в цифровой индустрии, продуктовый подход сегодня все чаще применяется в наиболее консервативных промышленных B2B-отраслях.

Это не дань моде, а гарантия выживания в эти неспокойные времена.

Например, триггером развития нефтегазового сектора в последние два десятилетия стали нестабильные цены на энергоносители.

Нам придется радикально изменить стратегию.

Например, Shell уже использует 47 различных приложений на основе данных и технологий искусственного интеллекта, которые поддерживают бизнес компании.

Отечественные нефтяные компании также активно внедряют продуктовый подход. Правда, с учетом особенностей, характерных для сектора B2B. Например, продуктом здесь является не конечный продукт самой компании, а бизнес-процессы, связанные с разведкой и добычей полезных ископаемых.

Например, на экономику бурения влияет ряд факторов – скорость, длина скважины и ее траектория.

В рамках пилотного проекта «цифровая буровая установка» одна из российских нефтяных компаний доверила программно-аппаратным комплексам контроль над всеми тремя параметрами.

В результате стоимость разработки скважин снизилась на 15%.

В сфере грузовых перевозок и логистики также внедряются инновации, развивающиеся именно благодаря продуктовому подходу.

Например, «Первая грузовая компания» (ФГК) успешно развивает свой продукт под названием «Цифровой автомобиль».

Позволяет оптимизировать процедуры ремонта подвижного состава на основе прогнозной аналитики.

Используя данные датчиков, установленных на железнодорожной сети, «Цифровой вагон» позволяет с высокой точностью определить, какой из вагонов должен отправиться к клиенту на погрузку, а какой подлежит ремонту.

И это не единственное ИТ-решение ПГК, которая сегодня успешно внедряет цифровые продукты собственной разработки, меняющие транспортную отрасль в целом.

Продуктовый подход, начатый в 1931 году Нилом МакЭлроем буквально «на салфетке», спустя 90 лет стремительно развивается благодаря накоплению и доступности объемов больших данных.

В современной гиперконкурентной среде предприятия всех отраслей экономики вынуждены внедрять инструменты, позволяющие не только гибко и быстро реагировать на изменения внешней среды, но и прогнозировать будущие тенденции, изменения запросов и интересов клиентов с учетом их потребностей.

математическая точность.

У продуктового подхода большое будущее.

Как заметил гуру технологического маркетинга Реджис Маккенна еще в 1990-х годах, мир перешел от конкуренции производителей к конкуренции продуктов.

Дальше я расскажу о том, как мы создаем цифровые продукты.

Если у вас есть вопросы, пишите в комментариях, я постараюсь ответить более подробно под постом или подготовлю отдельную статью.

Хотите стать частью нашей команды? Текущие вакансии в HH.ru .

Теги: #Управление проектами #История ИТ #Читальный зал #Управление продуктом #разработка продукта #разработка продукта #менеджмент продукта #история #история #история разработки продукта

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.