Древние айны заселили Японский архипелаг 15 000 лет назад и до V века нашей эры этот период японской истории назывался Дзёмон.
В стране восходящего солнца росли и процветали рыбацкие поселения, общины охотников и собирателей, земледельцев.
На островах правили племенные общины, и так продолжалось до тех пор, пока разрозненные протогосударственные образования не были объединены светом Сына Солнца, вышедшего из дома, чтобы догадаться о бездействии духов, или Каму-Ямато-Иваребико-но-Микото.
, или, короче, император Дзимму, первый император Японии, живший и мудро правивший в VII веке до нашей эры.
С истоков государственности, подобно весенним ручьям из самой Фудзи, население Японии быстро росло и множилось, чтобы занять свое место в истории.
Спустя почти 14 веков после появления Сына Солнца, к моменту прихода к власти принца Сётоку Умаядо Добродетельного, Япония уже была достаточно сильна.
В остальном это была еще не Япония («Ниппон» — место, где восходит солнце), а Ямато («Великая Гармония»).
В то далёкое время жители страны Великой Гармонии твёрдо стояли на Пути Богов (Синто).
Традиционные верования – синтоизм – настолько глубоко укоренены в Дзёмоне, что, скорее всего, являются прямыми отголосками первых культов палеолита и неолита.
Синтоизм исповедует веру во множество богов и духов, в наличие души у всего живого.
В поклонении богам-ками есть много интересного, незнакомого нам.
Храм, например, был построен вокруг Синтая — объекта, содержащего частичку божественной души.
И поэтому привычные нам ворота Тории – это врата в другой мир, мир, где живут боги.
Богам и духам были присущи места, эмоции и даже болезни.
Ворота Ямато были также открыты для торговли с Китаем и Кореей.
Военная мощь молодого Ямато была настолько огромной, что вполне конкурировала с династией Тан по своему влиянию и разделу корейских королевств: Пэкче и Силла.
Буддизм пришел из Пэкче в Ямато.
Это произошло около 552 г.
на торговых путях, по которым путешествовали ранние последователи религии и торговцы.
Появление буддизма едва не становится причиной начала гражданской войны.
Дело в том, что новую религию представляло отдельное посольство Кореи.
Посольство прибыло с богатыми подарками императору Ямато – это были большие позолоченные статуи Будды.
Но вместе с дарами пришло и проклятие.
Близкое окружение императора поражено странной болезнью.
Некоторые умирают. Но это благородные люди — они не ходят на рынок, не живут в крестьянских домах по несколько человек, аристократическая замкнутость и скромный образ жизни прерывают вспышку болезни.
Мы знаем так много подробностей, потому что Япония буквально только что внедрила систему летописи, позаимствовав ее у Китая.
Летописи описывают состояние больных «как будто они были обожжены».
Исходя из этого, мы предполагаем два разных симптома: высокую температуру и/или поражение кожи.
Дары быстро уничтожают, решив, что они прокляты, как и новая религия.
Но невозможно искоренить веру одним росчерком пера или взмахом катаны.
Два лорда и главы клана начинают войну: Мононобе-но Мория и Сога-но Умако.
Мононобе выступает за полный запрет буддизма в Японии, он сжигает первые привезенные изображения Будды и разрушает первые храмы.
Сога-но Умако утверждает, что новая религия мирна и принесет пользу.
Происходит битва при Сигисане, и Мононобе убит. Мирный буддизм победил.
В 585 году вспыхивает еще одна эпидемия, на этот раз более масштабная, и мы находим описания появления язв на коже.
Потом все замолкает на два столетия.
Это не означает изоляции государства – за эти два столетия Япония направила в Китай 11 посольств, приняла 7 и провела около 80 дипломатических встреч с представителями корейских государств.
Но информации о серьезных эпидемиях практически нет. Почему? Есть две версии: первая - этому способствовали внутренние конфликты и вызванные ими пропуски записей в летописях, вторая - начало затяжной внешней войны с Китаем за господство в Корее.
Для Японии это закончилось сокрушительным поражением.
В результате одного из великих сражений, в котором с обеих сторон в общей сложности сражалось до 50 000 воинов, Ямато потерпел поражение.
Это было в 663 году на реке Пеккан, битва называлась битвой при Хакусонко.
С точки зрения геополитического баланса сил это было самое сокрушительное поражение в истории.
Япония потеряла не только флот из 400 кораблей и до 10 000 профессиональных воинов, но и своего важнейшего союзника и соседа – державу Пэкче.
Это повлекло за собой целый шквал последствий.
Государство Пэкче распалось.
Союзная знать мигрировала в Японию и Северную Корею – тогда это было государство Когурё.
Япония получила огромное количество простых ремесленников, а военные и гражданские чиновники Пэкче получили такие же должности и жалованье.
В будущем Империя Тан установит протекторат над регионом, и волны миграции в будущем только начнут расти вместе с китайскими репрессиями.
Они продолжатся через 60 лет после битвы при Хакусонко.
Итак, весной 735 года корейский рыбак прибыл в Дадзайфу – иностранный порт в северной части Кюсю.
Мужчину лихорадит. Через несколько дней на его коже появляются пятна.
Пятнистая сыпь проходит множество стадий – от пурпуры до геморрагических поражений с кровотечением.
Постепенно оспины покрывают каждый сантиметр кожи, они появляются на слизистых оболочках носа, ротоглотки, гортани, трахеи, бронхов, конъюнктивы, прямой кишки, постепенно перерастая в эрозии.
Вскоре такая же лихорадка начинается у всех, с кем заболел был в контакте.
Осенью и зимой он охватывает весь город. Но Дадзайфу – это не обычная деревня, а центр импорта и экспорта – товары отсюда распространяются по всей Японии, товары везут японские торговцы.
Инкубационный период до 14 дней.
Это начало конца Японии.
В течение следующих нескольких лет эпидемия оспы убьет от 1/3 до половины всего населения, оказав огромное влияние на культуру, религию, политику и формирование японского общества на тысячу лет вперед.
Религиозное противостояние буддизма и синтоизма приводит к мифологизации заболевания.
Это уже не обычная эпидемия – это нападение демона, наказывающего тех, кто отверг «Путь Богов».
Изначально в возникновении оспы обвиняли некое злое существо «Онрё».
В буквальном смысле это мстительный дух, беспокойное привидение, вернувшееся в мир живых, чтобы отомстить за свою смерть.
Такая месть называется «Татари», и пока она не будет осуществлена, дух не уйдет. Такое часто случалось в королевских семьях.
Когда, например, император Камму подставил своего брата Савару, чтобы его обвинили в заговоре и казнили, тот принял облик духа, и императору пришлось перенести не только дворец, но и столицу вообще, переехав из Нагаокакио.
в Киото.
К 736 году по Кюсю распространилась эпидемия оспы.
И образ мстительного духа, поразившего рыбака, его семью, их соседей и друзей, стал ассоциироваться с Дусоджин-ками, или божеством, «преграждающим путь».
Это обитатели перекрёстков и развилок.
Они должны защищать города и деревни от таких бедствий, как эпидемии, блокируя им путь.
Представьте себе, поначалу никто не хотел общаться с семьей рыбака, так как они совершили зло, за которое их наказывал Онрё, но эпидемия разрасталась.
Дадзайфу постепенно оказался в изоляции, потому что дусоджины на дорогах, ведущих в город, разозлились, и город был наказан.
Что это, как не мифологизированные правила карантина?
К сожалению, весной 736 года с Хонсю на Корейский полуостров была отправлена дипломатическая миссия.
Японскому послу поручено улучшить отношения с корейскими государствами, а затем вернуться с докладом.
Но эмиссар заболевает и не выживает в пути, а его свита вынуждена вернуться ко двору и сообщить о провале миссии.
Фактически они дошли до Хонсю, дошли до центра эпидемии и повернули назад, забрав болезнь от источника ее распространения и путешествуя с ней по всей стране вплоть до императорского дворца.
Отныне нет никаких шансов сдержать рост эпидемии ни религиозными убеждениями, ни изоляцией острова.
Японию охватила великая эпидемия оспы 735-737 годов.
И в течение следующих нескольких лет из разгневанного Ками формируется образ Хосогами, ужасающего бога оспы.
Замечательные записи о проведенном в то время лечении сохранились до наших дней.
И это тот уникальный случай, когда запланированные события едва ли не интереснее самой истории.
Правительственные врачи, обученные традиционной китайской и индийской медицине, давали различные терапевтические советы, главными из которых были укутывание больных теплыми одеялами, употребление рисовой каши и вареного зеленого лука при диарее, а также принудительное кормление в случае отсутствия аппетита.
Лекарства от оспы не назначались, так как было замечено, что они либо совсем не помогали, либо значительно затрудняли течение болезни.
После выздоровления пациентам запрещалось есть сырую рыбу, свежие овощи или фрукты, пить слишком много воды, принимать ванну, заниматься сексом, гулять под ветром или дождем.
Чтобы облегчить состояние кожи, муку из красной фасоли смешивали с яичным белком.
Для лечения острых папул использовали менструальную кровь, мед и порошок из коконов тутового шелкопряда.
Общий уровень смертности составил 30%, в некоторых районах до 60%.
Мы знаем это из переписей населения, налоговых ведомостей и записей о собственности на землю.
После поражения в битве при Хакусонко японские власти инициировали не только строительство масштабных укреплений, но и усилили государственный контроль.
В случае ответного вторжения Тан продовольственные и людские ресурсы были пересчитаны и учтены, и благодаря активным военным приготовлениям мы знаем, что начиная с 730-х годов было несколько лет неурожаев.
Население голодало.
Плохое питание отчасти способствовало распространению эпидемии: оно снижало иммунитет и вынуждало постоянно перераспределять запасы, увеличивая плотность сообщения между разными провинциями.
Медленно, но верно совокупность факторов приблизила число заболевших к максимальному.
Например, провинция Идзуми, расположенная недалеко от столицы, к 737 году, по данным налогового учета, потеряла 44% всего взрослого мужского населения.
Современные исследования доказали, что оспа, поразившая Японию в VIII веке, — молодая болезнь.
Где-то в начале нашей эры на Ближнем Востоке мы заразились им от контакта с больными верблюдами, и постепенно, шаг за шагом, эпидемии прошли по всем регионам нашей планеты.
Черная оспа попала в Китай в IV веке, а в середине VI века в Корею.
Для нее было вполне логично достичь Японии к VIII веку.
Но что выделялось из стандартной картины, так это масштабы эпидемии.
В целом оспа является очень заразной болезнью.
Передача происходит при вдыхании частиц, находящихся в воздухе.
Обычно это микрокапли, выраженные на слизистых оболочках носа, рта и глотки.
Для того чтобы заразиться, достаточно находиться на расстоянии 2 метров от больного.
Или вступите в контакт с инфицированными жидкостями организма или загрязненными предметами, такими как постельное белье или одежда.
Но заболев всего один раз и выжив, бывший больной получает иммунитет от болезни на всю оставшуюся жизнь.
Для того чтобы обычная вспышка заболевания переросла в эпидемию, необходимо наличие ряда условий.
В том числе большое количество непривитых лиц.
Когда это число становится достаточно большим и сочетается с заразностью, мы получаем пандемию: болезнь не просто распространяется очагами, она превращается в лесной пожар.
Япония, благодаря своей территориальной изоляции, при всех своих активных торговых и дипломатических связях, не была подвержена постоянному влиянию оспы.
Это позволило возникнуть целым поколениям людей, которые жили в Великой Гармонии и никогда не видели оспы.
Теперь, когда болезнь пришла, она затронула все слои общества.
Умерло огромное количество придворных, имевших контакт с больной знатью.
Умирают четыре брата из клана Фудзивара, одного из самых могущественных в стране.
На протяжении всего периода Кодай и всего периода Тусэй, который на самом деле составляет почти тысячу лет, Японии придется бороться с последствиями пандемии.
И, увы, это не простое преувеличение.
Вот, например, династические вопросы и внутренняя политика: титул министра юстиции (удаидзин) и приближенного к императору переходит от покойного Фудзивара к Татибана-но Мороэ.
Позже его сын, унаследовавший должность, Тачибана-но Нарамаро, ослепленный амбициями, организует заговор с целью убить пару конкурентов и укрепить свои позиции.
Но заговор был раскрыт, все участники были казнены путем избиения до смерти.
А чуть позже противники Нарамаро организуют собственное восстание, чтобы занять освободившееся место.
Восстание будет раскрыто и подавлено таким же образом.
В результате это, как снежный ком, сформирует ряд мелких интриг, которые в совокупности перерастут в государственный переворот. Клан Фудзивара вернется и узурпирует императорский трон в результате события, известного как Инцидент Джова в 842 году.
Попытки предотвратить исход населения из эпидемических районов и вернуть его на поля приведут к раздаче земли в частную собственность всем желающим выращивать на ней рис.
С одной стороны, производство риса действительно увеличится, а с другой, увеличится и число мелких феодалов.
Что изменило бы внутреннюю карту Японии, положив начало многочисленным феодальным войнам и сёгунату как противодействующей силе, направленной на объединение.
Массовое вымирание уничтожит спрос на товары и товары производства, но сами товары и имеющиеся богатства не исчезнут во время эпидемии – это быстро сформирует новый класс элиты среднего уровня.
Полигамия наконец-то станет сильнее как способ борьбы с нехваткой наследников.
С одной стороны, начиная с VIII-IX веков у феодалов действительно будет достаточно наследников, а с другой стороны, чем больше наследников, тем больше междоусобиц по поводу раздела самого наследства.
Пандемия также внесет изменения в религиозную структуру.
Апологема о том, что эпидемия — это наказание Ками, разыгрывается в буддизме.
Каково было наказание древних богов, будет связано с вредом, нанесенным новой вере.
Религиозные лечебные ритуалы будут включать в себя не только обе религии, но и первые медицинские наблюдения.
Те, у кого сыпь оставалась красной, как правило, выздоравливали.
Это укрепит миф о том, что красный цвет, которого традиционно боятся демоны, помогает лечить болезни.
Постепенно, по мере того как последующие эпидемии приходили и уходили, народ Японии смирился с неизбежностью оспы и стал молиться только о том, чтобы заразиться ею только один раз.
История оскорбления, нанесенного Будде, найдет отклик в мировой истории.
У императора Сёму разовьется собственная религиозная вина, и он станет ярым сторонником буддизма, пытаясь искупить причиненный вред. Поддержка и приверженность религии достигнут крайнего уровня.
Например, строительство великого храма Тодай-дзи и Дайбуцу – гигантской статуи Будды – практически обанкротит и без того опустошенную и опустошенную страну.
А в 784 году император Камму и вовсе перенес столицу из-за возросшего влияния буддизма.
К этому времени в столице Японии будет уже 1600 буддийских храмов.
Красные куклы-неваляшки – Дарумас – войдут в обиход в связи с болезнью.
Оригинальный красный цвет кукол произошел от одежды монаха Бодхихармы, принесшего в Китай дзен-буддизм.
Форма стакана связана с легендой о долгих молитвах и покачивании монаха в позе лотоса со скрещенными ногами.
Куклы Дарума позже стали важным и популярным символом японской культуры, сегодня их часто изображают с фразой «Нанакороби Яоки», что означает «семь раз вниз и восемь раз вверх».
И это позитивный предмет, символизирующий надежду и оптимизм.
Вообще больным детям в качестве лекарства часто дают различные игрушки.
Это не только Дарума, но и, например, традиционный барабан на палочке – Дэн-ден дайко.
Его также можно покрасить в красный цвет, и тогда он будет многофункциональным: отпугивать демонов и звуком, и цветом.
Исторически такое лечение/помощь ассоциировалось с хорошим здоровьем.
Когда ребенок играл, он был здоров.
Если он заболеет, нужно дать ему то, чем он играл, и его здоровье вернется.
В Индии, кстати, где оспа побывала и раньше, у нее тоже было отдельное божество – богиня Мариатале в красном платье.
По легенде, она поссорилась с отцом и, сломав его, бросила в него свое ожерелье.
В местах попадания бус от ее проклятия образовались гнойнички.
А традиция лечить оспу красным цветом распространится по всему миру и будет жить еще долго.
Даже Елизавета I, когда в 1562 году заболела оспой, закуталась в красное одеяло.
Даже спустя тысячу лет правительство Массачусетса в 1731 году приняло закон, требующий вывешивания красной ткани во всех зараженных районах.
Даже наука в 1903 году в лице Нильса Финсена, лауреата Нобелевской премии, призывала помещать больных в палаты с красным освещением.
Куклы, однако, тоже пережили тысячелетний рубеж.
Сегодня это не только китайские и японские стаканы, используемые в качестве детских игрушек и туристических сувениров, но и интересный символ просвещения.
Даруба продается с закрытыми глазами, такой монах означает слепоту, как духовную, так и нравственную.
Глаза вы можете нарисовать сами.
Монах с одним открытым глазом – поставленная цель.
Монах с двумя открытыми глазами – цель достигнута.
Считается, что это одно из толкований достижения просветления.
В японском языке для этого есть специальная фраза: «посмотри в оба глаза» = увидишь свет. Татуировки с одноглазыми Дарубами сегодня популярны; это своего рода обет, когда человек берет на себя миссию по достижению цели.
А обязательство достичь цели/клятва гармонично вписывается в структуру криминальных татуировок, дополняя существующие традиционные изображения.
Но это совсем другая история.
Спасибо, что дочитали до конца, ваш СВ.
Теги: #Популярная наука #здоровье #Наука #scientae vulgaris #наука #история медицины #редкие заболевания #редкие заболевания #редкие заболевания #редкие заболевания
-
Зачем Нанимать Разработчиков Laravel?
19 Oct, 24 -
Php + Ajax = Веб-Проводник?!
19 Oct, 24 -
Выпускайте Первую Версию!
19 Oct, 24 -
Список Требований Pmis
19 Oct, 24 -
Интервью С Отдельным Разработчиком Delphi
19 Oct, 24 -
Нестандартный Путь Развития Проекта
19 Oct, 24