Предлагаю отдохнуть от прямого контакта с миром IT и обратить свое внимание на такой вид тренажеров для мозга, как настольные игры.
Сейчас во многих офисах специально организуются коллективные настольные игры, которые помогают отдохнуть от рутины (что повышает продуктивность) и положительно влияют на налаживание хороших отношений в коллективе.
В данной статье будет представлен краткий экскурс в историю одной из главных игр человечества – ШАХМАТОВ.
В современном виде такая известная и известная настольная игра, как шахматы, появилась не сразу.
До знакомой всем версии настольной игре пришлось пережить ряд изменений и форм.
В настоящее время «шахматы» — это целый класс игр.
Некоторые настольные игры этого класса самостоятельны, оригинальны и существенно отличаются от современного представления о шахматах.
Помимо всем известных классических шахмат, существует большое количество других вариантов шахматной игры.
Существуют национальные варианты шахмат, например, сянци, сёги, чанги и макрук, распространенные в Южной Азии.
В некоторых вариантах используются дополнительные фигуры и/или необычные доски, например, известны варианты на больших досках, на круглых досках, с фигурами, сочетающими ходы коня и ладьи и/или коня и слона, с махараджей ( фигура, сочетающая ходы ферзя и коня) вместо ферзя — шестиугольные шахматы (играют на шестиугольной доске, состоящей из шестиугольных полей).
Существуют шахматы для более чем двух игроков: трех- и четырехсторонние, в которых на одной доске играют три или четыре игрока (пара на пару или каждый сам за себя), управляя каждый своим набором фигур, а также «командные» варианты шахмат, где игра ведется командой с командой на одной или нескольких досках, при этом на ход игры на одной доске влияют действия более чем одного игрока от каждой команды (например, шведские шахматы ).
Многие «шахматные композиторы», а также учёные, любители и профессиональные шахматисты были заинтересованы в изобретении новых разновидностей шахмат. Например, известны шахматы Капабланки — на доске 10х8, с двумя новыми фигурами.
В последнее время шахматы Фишера становятся все более популярными; игра ведется по классическим правилам, но со случайным начальным расположением фигур на последних горизонтальных линиях.
В некоторых вариантах правила остались неизменными (или минимально измененными), было изменено лишь первоначальное расположение фигур.
Помимо уже упомянутых шахмат Фишера и свободных шахмат, это королевские шахматы и боевые шахматы.
По классификации Роберта Белла шахматы относятся к одноименной группе настольных игр и являются «военной игрой».
В группе «Шахматы» можно выделить следующие игры: - шатуранга (чатуранга); - шатрандж; — круговые шахматы (разновидность шатранджа); — курьерские шахматы (еще один вид шатранджа); - Махараджа и сипаи; - Китайские шахматы (сянци); — японские шахматы (сёги); - игра в джунглях; - Тибетские шахматы.
Каждая из этих игр проводится, как правило, на квадратном поле, разделенном на квадраты и/или разрисованном в соответствии с требованиями правил игры.
И так, начнем с рассмотрения игр предков ШАХМАТОВ.
Обратимся к истории Древнего Востока.
ШАТУРАНГА (ЧАТУРАНГА) В земледельческих регионах Древней Индии игра ТАЯМ была популярна среди населения в период созревания урожая.
В нее играли на квадратном поле, состоящем из 64 клеток, размеченных на ровной площадке.
Сама игра не относится к классу шахматных игр и представляла собой игру преследования, в которой фигуры двигались по полю против часовой стрелки, чтобы быстрее достичь центра поля.
Кто из игроков первым уберет свои фигуры с поля, тот и победил.
Примерно в V веке нашей эры на доске ТАЯМ стала разыгрываться новая игра - ШАТУРАНГА, которая в миниатюре представляет собой битву четырех армий, каждая из которых управляется своим командиром (раджа в оригинале) и состоит из четырех родов войск: пехота, кавалерия, военные слоны и боевые корабли (думаю, с этим связано наше название этой фигуры «ладья»).
ШАТУРАНГА (в некоторых источниках — ЧАТУРАНГА) — древняя индийская игра, считающаяся прародительницей шахмат, сёги и многих других игр.
Шатуранга – игра, распространенная на Востоке, а позже пришедшая в Европу, откуда и произошли современные шахматы.
Название «шатуранга» переводится как «четырёхголосная» и предположительно объясняется тем, что изначально в неё играли четыре человека.
Шатуранга в древней Индии — название армии, состоящей из боевых колесниц (ратха) и слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати).
Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, возглавляемых вождем (раджем).
В игре участвовали четыре игрока, а «битва» на игровом поле организовывалась между союзами игроков (игра «два на два»).
Описание ШАТУРАНГИ присутствует в одном из ранних санскритских произведений — «Бхавишья Пуране».
В этом произведении рассказывается история одного из правителей, потерявшего все свое имущество (включая собственную жену) в кости.
После этого он отправился к своему старому другу, чтобы узнать секреты игры на шатуранге, чтобы отомстить.
Точные правила игры неизвестны, имеющаяся информация неполна и противоречива.
Основным источником информации является трактат хорезмийского ученого XI века Аль-Бируни, содержащий лишь неполное описание шатуранги.
Кроме того, правила шатуранги, вероятно, имели местные вариации и, наверняка, менялись с течением времени.
Из-за малой подвижности фигур игра чатуранга продолжалась очень долго – 100 – 200 ходов.
В игре для четырех игроков использовались наборы фигур четырех цветов: черного, зеленого, желтого и красного.
Они играли пары против пар.
В каждом наборе было восемь фигур: раджа (король), слон, конь, колесница (похожая на ладью) и четыре пешки.
Игроки заняли места по бокам игрового поля.
Фишки располагались в левом нижнем углу доски (относительно игрока).
На первой линии (от игрока): слон в углу, за ним следуют конь, колесница и раджа.
На второй линии находится ряд пешек.
Целью игры было условное уничтожение всей армии противника.
Игра продолжалась до тех пор, пока все фигуры на одной стороне не были уничтожены.
В игре вдвоем победа также достигалась путем захвата вражеского короля.
Не было таких понятий, как мат, мат и пат. Взятие всех фигур кроме короля (обнажение короля) также считалось победой, за исключением случая, когда противник мог на следующем ходу забрать вашу последнюю фигуру.
Тогда была объявлена ничья.
Кроме того, ШАТУРАНГА имела ряд особенностей.
Например, право «первого хода» определялось числом, которое выпадало при броске игрового кубика (прародитель современных игровых кубиков с точками от 1 до 6).
Прежде чем сделать ход, игрок бросал кубик, и выпавшее значение указывало фигуру, которой он должен сделать ход. Судя по историческим источникам, шатуранга была изобретена именно в Индии, где это была игра преимущественно интеллектуалов высших каст. Никаких сведений о проведении официальных соревнований в те времена не сохранилось.
Записей сыгранных игр нет. Шатуранга существовала в Индии до начала XX века и, по мнению бенгальского автора Рагхунанды (XV-XVI вв.
), со временем стала известна как «чатурраджа» — «игра четырех королей».
В VI или, возможно, VII веке чатуранга попала в Китай, а также в Персию (Иран).
В Китае версия игры для двух игроков была значительно преобразована и в конечном итоге стала китайской сянци.
В странах Арабского Востока чатуранга видоизменялась на протяжении нескольких столетий, хотя и сохраняла свои основные черты.
В конечном итоге появилась игра-потомок - шатрандж, позже превратившаяся в шахматы.
Более того, ШАТУРАНГА изначально была азартной игрой.
Перед началом игры все игроки ставят определенную сумму денег.
Выигрыш был разделен между победителями.
Азартные игры были запрещены в ранние периоды индуистской культуры.
Об этом говорится в девятой книге Закона Ману: «Пусть правитель наказывает телесно по своему усмотрению как игрока, так и владельца игорного заведения, даже если они имеют дело с неодушевленными предметами, например костями или шатурангой, или с живыми существами, например, боем петухов до крови и борьба с баранами».
Игроки обходили требования этого закона, отказываясь от игры в кости.
После этого в игре произошел ряд других изменений: Во-первых, в игре произошло объединение союзных войск в единую армию.
Игра превратилась в игру для двоих.
В игре для двух игроков использовались два набора фигур.
В каждом наборе было восемь пешек, два слона, два коня, две колесницы, раджа и советник (визирь) — эквивалент ферзя.
Порядок построения фигур перед игрой стал таким же, как в современных шахматах.
Во-вторых, фигура раджи союзников после разжалования в советники (визири) потеряла часть своего «влияния» на игровой процесс.
В-третьих, изменился способ перемещения по игровому полю фигурок колесниц (ратха) и слонов (хасти).
После введения подобных преобразований игра перестала называться ШАТУРАНГА и превратилась в первоначальный вариант средневековых шахмат – ШАТРАНГ.
ШАТРАНДЖ Шатрандж сформировался в VII – VIII веке на Арабском Востоке, как видоизмененный вариант шатуранги, пришедший из Индии.
Поэт Фирдоуси в своем стихотворении «Шахнаме» рассказал о том, как появились шахматные игры в Персии: «Ко двору шаха Шосроеса I прибыло посольство от правителя Хинда.
После обмена любезностями посол Хинд преподнес шаху множество подарков, среди которых была удивительная клетчатая доска, на которой стояли замысловатые резные фигуры.
Посол предложил шаху и его мудрецам понять правила этой игры, и тогда верховный правитель Хинда признал бы его своим верховным правителем.
Доску показали всем придворным и через день один из них (по стихотворению - Бузурджамихр) разгадал тайну этой игры.
Правители Древней Индии признали свою вассальную зависимость от Персии.
Скорее всего, понадобились сутки, чтобы подкупить посла, чтобы узнать у него правила игры.
В последующие годы ШАТРАНДЖ проникает по всему арабскому миру и в Византию.
Уже в 9 веке игра была чрезвычайно популярна в Средней Азии.
Шатранджа играли представители всех социальных слоев.
Были признанные мастера игры, существовала иерархия классов игроков.
Теория активно развивалась.
Были изданы книги, обучающие искусству шатранджа.
Популярностью пользовались мансубы (задания, в основном на быстрый выигрыш с помощью комбинации).
Сохранились «шахматные легенды», в которых драматическая история (например, об игроке, поставившем что-то последнее, особенно дорогое, и оказавшемся в последней партии в положении, которое выглядело безнадежным) сочеталась с задачей, решением которой что обычно достигалось неожиданным и красивым сочетанием.
Органическим недостатком шатранджа является отсутствие динамичности, особенно в дебюте, вызванное слабостью фигур, унаследованной от чатуранги.
В начале игры игроки могли долгое время делать ходы, не вступая в контакт с противником.
Чтобы оживить игру, арабские мастера стали использовать табии — искусственно сформированные условные позиции, обычно более или менее симметричные, в которых шансы игроков были, как и в исходной позиции игры, примерно равны.
По договоренности игроки начинали игру не со стартовой позиции, а с одной из табий, чтобы сразу перейти к активным действиям.
Табии были широко распространены и использовались очень широко, о чем свидетельствует следующий факт: когда в книгах приводились фрагменты из игр, сыгранных с исходной позиции, без табий, это всегда специально отмечалось.
Существовала довольно интересная форма игры в шатрандже: мастер разрабатывал позицию и приглашал желающих сыграть с ним из этой позиции на ставку, а сопернику предлагалось выбрать, каким цветом играть.
Для таких игр разрабатывались позиции, в которых, на первый взгляд, одна из сторон имела серьезное преимущество, однако это преимущество могло быть уменьшено каким-то неожиданным ходом.
В IX веке, в период арабского завоевания Испании, шатрандж попал в Западную Европу, где превратился в современные шахматы.
В это же время или несколько раньше игра пришла на Русь через Среднюю Азию уже под современным названием «шахматы», которое переняли у персов и таджиков.
В Шатрандж играли на квадратной доске размером 8х8 полей, похожей на шахматную доску.
В игре участвовали два игрока, каждый из которых имел по одному набору фишек своего цвета (черного и белого).
В комплект входят: король, ферзь, два слона, два коня, две ладьи, восемь пешек.
В начале игры фигуры расставляются по разные стороны доски, полностью аналогично классическим шахматам, за исключением того, что королей и ферзей можно было поменять местами (но короли в любом случае должны были стоять друг напротив друга).
Порядок ходов в ШАТРАНЖЕ близок к современным шахматам.
Первый ход делает игрок, играющий белыми фигурами.
Затем ходы выполняются один за другим.
Нельзя пропустить ход. Каждый ход состоит из перемещения одной из ваших фигур согласно правилам.
Фигура может быть размещена на пустом поле доски или на поле, занятом фигурой противника.
Во втором случае фигура противника считается захваченной, удаленной с доски и больше не участвует в игре.
Побеждает тот игрок, который поставит мат королю противника или поставит его в патовую позицию.
Кроме того, игрок объявляется победителем, если у противника захвачена последняя фигура (оставляя его с голым королем; в некоторых вариантах Шатранджи может быть объявлена ничья, если противник также заберет в ответ последнюю фигуру).
Фигуры ШАТРАНЖ практически идентичны фигурам современных шахмат, но правила движения немного отличаются: Король (шах) перемещается на одно поле в любую сторону.
Ситуация, когда король находится в бою (может быть взят противником на следующем ходу), называется «шахом».
Игрок, чей король находится под шахом, должен своим следующим ходом вывести его из-под шаха; он не может делать другие ходы, оставляя короля под шахом.
Ладья (Roc) перемещается по вертикали или горизонтали на любое количество полей.
Конь (фарас) - похож на шахматного коня (это единственная фигура, правила хода которой не изменились за весь период от шатуранги до современных шахмат).
Слон (альфил) ходит по диагонали через одно поле, причем поле, через которое делается ход, может быть занято (в современных шахматах слон может ходить только по свободной диагонали на любое количество полей).
Очень слабая фигура, она могла ходить только на восемь полей доски (современный слон может ходить на половину полей).
Ферзь (ферзь) ходит и атакует одно поле по диагонали (в современных шахматах ферзь может ходить на любое количество полей в любом направлении, за исключением случаев, когда путь ферзя преграждает другая фигура).
Пешка (каяк) перемещается только на одно поле вперед или стреляет по диагонали на одно поле вперед. Пешка, дошедшая до конца доски, превращается в ферзя.
Первым ходом новый ферзь имел право перейти на второе поле по вертикали или диагонали, независимо от того, занято ли это поле.
По правилам ШАТРАНГА рокировка короля и ладьи не допускалась (появилась в гораздо более поздних шахматных правилах).
Сегодня нам известны следующие варианты шатранджа: Шатрандж Камил I — вариант игры на доске 10х10 с двумя верблюдами, дополнительными фигурами, являющимися ортогональным аналогом слонов.
Пожалуй, это самый первый вариант шахмат на увеличенной доске с нетрадиционными фигурами.
Шатрандж Камил II — это вариант игры на доске 10х10 с двумя боевыми машинами (осадными машинами), имеющими те же ходы, что и король.
Цитадель – тоже игралась на доске 10х10, но по углам были дополнительные поля («цитадели»).
Кроме того, в игру были включены дополнительные фигурки — боевые машины, имевшие те же движения, что и современный слон.
Расширенные шахматы - имеют те же фигуры, что и обычный шатрандж, но играют на доске 4х16. Часто играют шестигранными кубиками, ограничивая ход фигур.
Византийские шахматы – игра ведется обычными фигурами, но на круглой доске.
Существует также современная версия с той же доской, но с современными фигурами и правилами (круговые шахматы).
«Времена года» — это шатрандж для четырех игроков на обычной доске.
Tamerlane Chess — вариант игры на доске 11х10 с полями-цитаделями, несколькими типами дополнительных фигур и разными пешками (видимо, для пехоты были введены разные виды войск).
Изобретение игры приписывают непосредственно Тамерлану.
Курьерские шахматы — европейский вариант игры на доске 12х8 с несколькими типами дополнительных фигур, включая курьера с современным ходом слона.
Многие исследователи полагают, что классические шахматы появились именно благодаря курьерским шахматам.
Таким образом, пройдя ряд модификаций, игра ШАХМАТЫ появилась в Европе и на Ближнем Востоке.
Но шахматные движения не ограничивались Западом.
С купцами, путешественниками и завоевателями древние шахматные игры распространились в Азию.
Здесь правила этих игр были смешаны с правилами местных национальных игр, проникнуты взглядами жителей этого региона и идеей стратегических игр.
В Юго-Восточной Азии появились увлекательные и оригинальные игры Сянци (Китай), Макрук (Таиланд) и Сёги (Япония).
В Азии эти игры даже более популярны, чем классические шахматы.
Но это следующая история.
Теги: #Научно-популярные #Игры и игровые приставки #шахматы #Логические игры #Профессиональная литература #настольные игры #история настольных игр
-
Разум Начался, Когда Боги Перестали Говорить
19 Oct, 24 -
Подразделение Корпоративных Серверов Huawei
19 Oct, 24 -
«Секрет» Журнала Vogue
19 Oct, 24