Накамичи: О Богах Кассетной Эпохи И Временах, Когда Восходящее Солнце Светило Ярче

Среди технологических шедевров недавнего прошлого есть настоящие сокровища.

Речь идет об устройствах, которые становятся символом качества, воплощением коллективного инженерного гения, свидетельством передовых для своего времени подходов к разработке.

К сожалению, иногда такие устройства совершенно забываются, как и компании, их производившие.



Накамичи: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче

Между тем, иногда именно память о легендарных устройствах прошлого может вдохновить инженеров и дизайнеров на создание чего-то сопоставимого по качеству, эффективности или, как в случае с аудиоэлектроникой, точности воспроизведения.

Компании, создающие технологии как произведения искусства, не всегда вырастают в транснациональных гигантов, но всегда оставляют значительный след в технической эволюции.

Этот пост об уникальных для своего времени устройствах, ставших потолком для развития бытовых кассетных магнитофонов, и создавшей их компании Nakamichi. Во многом этот материал является ответом людям, которые в комментариях к сериалу о советских магнитофонах пытались доказать, что эта технология 70-х и 80-х годов не уступала зарубежным или вообще не уступала.

Ниже под катом подробнее о лучших (без преувеличения) кассетных магнитофонах в мире, истории их создания и судьбе создавшей их компании.



Накамичи – рождение и смерть легенды

Компания Nakamichi, как и многие другие японские компании, практически все время своего существования была семейным бизнесом.

Основателем компании был Эцуро Накамичи, основавший в Токио в 1948 году Nakamichi Research Corporation Ltd. В то время компания больше занималась исследовательской деятельностью в области электроники и акустики, аналогичной «Labor W» Фрица Зенхайзера.

Компания разрабатывала и производила портативные радиоприемники, тональные устройства, громкоговорители и акустические системы, а также разнообразное коммуникационное оборудование.

В 1950-х годах именно в Накамичи был разработан один из первых японских катушечных магнитофонов.

Примерно в то же время Цуро Накамичи на посту руководителя сменил его младший брат Ниро Накамичи, и компания практически полностью перешла на производство аудиоаппаратуры.



Накамичи: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче

Ниро Накамичи В 1957 году компания выпустила собственные магнитные головки, оригинальную магнитную ленту и легендарные для своего времени катушечные магнитофоны Fidela 3. В 60-е годы под руководством Ниро Накамичи компания повторила свой успех с полной разработкой собственных устройств, а также производила ленточные механизмы для мировых лидеров электроакустической промышленности, таких как Harman Kardon, KLH, Advent, Fisher, ELAC, Сильвания, Конкорд, Ампекс.



Накамичи: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче

В 1973 году начался золотой век Nakamichi, когда компания начала производить высококачественные кассетные деки.

Ставка на компакт-кассеты как на наиболее перспективный носитель на ближайшие 20 лет оправдала себя.

Таким образом, компания стала производителем, доведшим качество воспроизведения кассет до уровня, который считался достижимым только для катушечных монстров.

На протяжении 80-х годов компания пожинала плоды своего успеха.

В то же время совершить еще одну революцию не удалось.

У магнитной записи были свои пределы, и Nakamichi, как производитель, достигла этих пределов еще в 1970-х годах.

Известны эксперименты компании с компакт-дисками, например, создание компактного CD-чейнджера со щелевой загрузкой, что было серьезным новшеством 1980-х годов.

Вопреки ожиданиям Ниро, эти разработки не вернули компании славу новатора.

В основном продавались кассетные деки Nakamichi. К началу 90-х репутационные запасы Накамичи начали постепенно иссякать, как и интерес к формату, принесшему бренду мировую известность.

Повсеместное распространение компакт-дисков уничтожило все, что было в компакт-кассете.

Агония кассет длилась долго, Nakamichi сдался одним из последних, уступив почетное право выпуска последнего массового продукта для кассет, пожалуй, только компании SONY. Сам бренд, как это часто бывает, выжил.

Но Накамичи больше не имел ничего общего с Ниро.

Бренд стал собственностью китайской корпорации Grande Holdings и сегодня производит акустические системы для автомобилей.

Инженер, исследователь и бизнесмен Ниро Накамичи основал еще одну компанию, просто назвав ее своим именем и фамилией по-японски.

В начале 2000-х эта компания была известна среди меломанов как производитель дорогих и качественных усилителей.

Далее хотелось бы вернуться в 70-80-е годы и рассказать о подходах, благодаря которым компания Nakamichi стала мировым лидером по точности воспроизведения с компакт-кассет.

Идеальные решения или почему подушка не нужна

Возможно, первой заявкой Nakamichi на революцию в мире «Nakamichi» стали кассетные деки Nakamichi 1000 и Nakamichi 700. Эти устройства были первыми в мире, оснащенными тремя головками, системой подавления детонации и шума и схемой, снижавшей КНИ до рекордных 1% и менее.



Накамичи: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче

Механические особенности двухступенчатого привода механизма транспортировки ленты гарантировали идеальный контакт головки с лентой.

Неклассические и зачастую довольно сложные решения в механике стримеров Nakamichi были вынужденной мерой, нивелировавшей существенные недостатки компакт-кассет как носителя.



Накамичи: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче

Большой проблемой были нажимные подушки.

Они не позволяли обеспечить качественный контакт ленты с головкой и существенно портили звук.

Те, кто сталкивался с бытовыми кассетами последних лет и дешевыми стереосистемами, возможно, знают некоторые методы улучшения звука, связанные с этой функцией.



Накамичи: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче

Слегка потянув крышку с кассетником или наоборот надавив на нее, методом проб и ошибок удалось добиться улучшения звучания.

Тех, кто переусердствовал, ждало неизбежное жевание.

Накамичи превратил прижатие ленты к голове и ее точное позиционирование в культу, благодаря чему им это удалось.

В моделях конца 70-х магнитофоны оснащали специальными подушками-подъемниками, что делало качество звука с кассет еще ближе к катушечным «старшим братьям», уменьшало износ головки и стабилизировало движение ленты.



Накамичи: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче

У большинства кассетных проигрывателей Nakamichi после 78 года все еще была насадка, которая отодвигала головку.

Согласно информации, представленной на официальном сайте, данное решение использовалось во всех моделях 480/481/482/581/582/660ZX/670ZX/680/680ZX. Естественно, подушка безопасности была лишь верхушкой айсберга.

Конструкция стримера предусматривала создание и регулировку натяжения ленты сразу двумя приводными валами, что устраняло саму необходимость в дополнительном ненадежном и проблематичном прижимном устройстве в виде подушки.

Таким образом, подушка превратилась в препятствие равномерному движению ленты, и, соответственно, в источник искажений.



Накамичи: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче

Исключением из правил стала модель Nakamichi 580, у которой не было насадки; ленточный накопитель был спроектирован таким образом, что лента проходила только соприкасаясь с воспроизводящей головкой Cristalloy. Следующая модель старшей линейки, 582Z, получает поддержку технологии Dolby C — это избавляет от необходимости во внешних блоках шумоподавления, которые были частыми спутниками кассетных аудиофилов в 70-е годы.

Большинство нововведений, опробованных на флагманах, унаследовали более простые модели.

Некоторые решения были упрощены, например, использовалась двухголовочная, а не трёхголовочная конструкция, однако подавляющее большинство передовых решений применялось в младших моделях.



Лучший из лучших

К концу 70-х электрические и механические решения, использованные инженерами Накамичи, довели точность воспроизведения до максимально возможного для того времени уровня.

Осязаемым воплощением «идеальной кассетной деки вне вакуума» стали две модели 1979 и 1980 годов, Nakamichi 1000ZXL и Nakamichi 700ZXL соответственно.

Суперфлагман Nakamichi 1000ZXL (который и сегодня стоит на аукционах около 2-3 миллионов рублей) стал первым в мире кассетным магнитофоном, доведшим значимые по верности характеристики до уровней, ранее доступных только студийным магнитофонным монстрам.



Накамичи: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче

Таким образом, диапазон воспроизводимых частот устройства составлял от 18 до 25 000 Гц (с собственными кассетами).

Дека создана для безупречно точной записи и воспроизведения музыки.



Накамичи: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче

Магнитофон имел возможность автоматически устанавливать параметры воспроизведения и записи в зависимости от типа фильма.

Микропроцессорные системы с технологиями A.B.L.E (Азимут, Смещение, Уровень, Эквалайзер) и RAMM (Музыкальная память с произвольным доступом) позволяли проводить калибровку по четырем частотам и автоматическую настройку азимута записывающей головки.



Накамичи: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче

Подобные цифровые системы использовались при разработке Nakamichi 700ZXL. Это фактическое продолжение суперфлагмана 1000ZXL с улучшенным дизайном.

Единственное существенное отличие — упрощенная трехчастотная калибровка.

Вот паспортная характеристика 1000ZXL (от 700ZXL она практически ничем не отличалась, за исключением массогабаритных характеристик):

Тип: 3-х головная, одна компактная кассетная дека Трековая система: 4-дорожечная, 2-канальная стереосистема.

Скорость ленты: 4,8 см/с Головки: 1 запись, 1 воспроизведение, 1 стирание.

Тип ленты: тип I, CrO2, металл.

Шумоподавление: B Частотный диапазон: от 20 Гц до 20 кГц (металлическая лента) Отношение сигнал/шум: 66 дБ (dolby B) Вау и флаттер: 0,04% Общие гармонические искажения: 1,0% Вход: 50 мВ (линейный), 0,2 мВ (микрофонный) Выход: 1 В (линия)

Большинство любителей винтажного аналогового звука сходятся во мнении, что модели 1000ZXL и 700ZXL были вершиной эволюции кассетных дек.

Все, что было сделано после этих шедевров японской магнитофонной техники, повторяло использованные в них решения или упрощалось, неизбежно снижая точность воспроизведения.

Ни в 80-х, ни в 90-х не было создано кассетных дек, способных превзойти 1000ZXL и 700ZXL по объективной точности воспроизведения.

По сути, эти устройства доказали, что компакт-кассеты можно заставить звучать не хуже студийной катушечной ленты.



В заключение

Узнав больше о подходах, которые использовались при создании устройств в 70-х и 80-х годах, я порой готов согласиться с теми, кто утверждает, что тогда солнце светило ярче, особенно в стране, где оно всходит. Любителям шедевров советской инженерной мысли, не признающим вторичности того, что производилось в СССР, предлагается сравнить характеристики любого из упомянутых в статье устройств с советскими аналогами.

Опыт Накамичи показывает, что для смелых и талантливых инженеров нет ничего невозможного.

Можно спорить о рациональности бескомпромиссных подходов к созданию звукового оборудования, но нельзя не признать техническую безупречность и максимально возможное для того времени качество созданных ими устройств.

Использованный фотоконтент: fishki.net/1290393-nakamichi---proizvoditel-obrazcovyh-kassetnyh-dek/gallery-964712-photo.html www.yaplakal.com/forum2/topic1613974.html picclick.com/Nakamichi-STASIS-TA-3A-Home-theater-Tuner-Amplifier-Stereo-133303597986.html www.pinterest.com/pin/284289795207389343 Stereo.ru/to/jh3ia-nakamichi-1000---кассетная-дека-занявшая-достойное-место-в-сфере alexmod.do.am/forum/14-191-1 www.gennlab.com streetmarket.ru/Эpp=100&related;=%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B0+NAKAMICHI+EXII+C50+%28%D0%97 %D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%29 Традиционный рекламный блок.

В нашем каталоге Описанные в статье устройства не представлены.

И место в коллекциях и музеях.

Но при этом мы предлагаем широкий ассортимент аудиоэлектроники, в том числе Акустические системы , усилители, саундбары и другие полезные устройства как по «престижным», так и по «доступным» ценам.

В ассортименте теплые светильники, винил и другие изыски для любителей техно-архаики.

Мы не забыли о холодных транзисторах и совершенно морозных цифровых устройствах.

Теги: #Производство и разработка электроники #Звук #Периферия #Старое оборудование #hi-fi #магнитофоны #магнитофоны #магнитная запись #магнитная запись #история звука #Hi-Fi звук #винтажное аудио #аудиоэлектроника #высокая точность воспроизведения

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.