Кейс Nginx, Или Как Распределить Права На Знания Между Работником И Работодателем

Проблемы и конфликты по поводу прав на знания напрямую влияют на команду.

Очень хорошие и качественные проекты разваливаются — просто потому, что не были распределены права на знания или это было сделано неправильно/несправедливо.

Или документы на продукты интеллектуальной деятельности - на те самые знания, которые возникли в процессе деятельности - просто не были подготовлены.

Меня зовут Кирилл Митягин , я партнер Невский IP Право Я занимаюсь юридической практикой более 20 лет. Сегодня мы вспомним случай с NGINX, чтобы на этом примере объяснить, почему разработчикам необходимо формализовать и распределить права на знания между работником и работодателем.

Этот случай стал «черным лебедем» для правообладателей программы NGINX, как модно говорить по книге Нассима Талеба.

И сегодня я сделаю его для вас серым — даже если после этой статьи вы ничего не будете делать, а просто запомните информацию.

Но если вы хоть немного последуете моему совету, вы будете готовы к такой ситуации – и для вас он не станет черным или серым лебедем, а превратится в белого.



Кейс NGINX, или Как распределить права на знания между работником и работодателем



Давайте вспомним случай с NGINX.

Информационная волна в декабре 2019 года, наверное, затронула всех, и все понимают, что там произошло.

Кратко напомню эту историю.

В 2000 году Игорь Сысоев (создатель компании NGINX) начал работать в Рамблере системным администратором.

Это очень важно: он неоднократно подчеркивал в интервью, что в должностные обязанности системного администратора не входит функционал кодирования.

Но сам работодатель не поставил ему такой задачи — написать программу NGINX. По собственной инициативе (хобби) Игорь разработал веб-сервер Nginx. То есть он увидел, что в компании есть такая проблема, и попытался ее решить — написал код, который позволял сайту работать при высокой нагрузке.

Здесь очень важно отметить, что он разрешил всем пользоваться этой программой, то есть сделал ее Открытый исходный код проект. В 2004 году Рамблер начал использовать в своем фотосервисе программу Nginx, которую Игорь написал еще будучи сисадмином.

А в 2011 году инвестор уговаривает Игоря уйти из «Рамблера» и создать совместную компанию.

Игорь начинает проект как собственный бизнес и основывает компанию NGINX (бенефициар БВО) в России.

Программа по-прежнему остается проектом с открытым исходным кодом, а доходы поступают от настройки решения для крупных компаний: Netflix, Adobe (Photoshop), WordPress и BuzzFeed. Rambler продолжает использовать Nginx как программное обеспечение с открытым исходным кодом.

Казалось бы, все идет хорошо, но в марте 2019 года F5 Networks покупает Nginx за $670 млн, а в декабре… появляется уголовное дело на 51 миллион рублей, проходят обыски в квартирах Максима Коновалова и Игоря Сысоева, а также в офисе компании NGINX. Их обвиняют в нарушении прав на программу Ngnix, которые якобы принадлежат не авторам, а их работодателю, то есть компании Рамблер.

Однако до этого момента бывший работодатель не предъявлял никаких претензий.

Да, возможно, триггером стала именно эта продажа и значительная сумма сделки.

По последним данным, дело было закрыто совсем недавно, и, мне кажется, благодаря бурной реакции интернет-сообщества.

Многие встали на защиту Игоря и проектов с открытым исходным кодом.

И это привело к тому, что компания Рамблера и Мамута попросила прекратить уголовное дело.

Хотя это странная ситуация – разве юристы этих компаний не знали, что уголовное дело, особенно такое, не завершается по заявлению потерпевшей стороны? Но важнее другой вопрос.



В чем суть проблемы?

Давайте посмотрим, какой вред наносит ситуация, когда знания не формализованы и неясно, кому они принадлежат — автору, работодателю или заказчику, для которого работодатель принял какое-то решение по договору.

Сущность и первоисточник этих проблем: знания (интеллектуальные продукты) в компании не зарегистрированы как интеллектуальная собственность .

Когда к нам приходят на консультацию с претензией (либо претензию нужно предъявлять, либо к клиенту предъявлена претензия), мы стараемся выяснить причины неподачи.

И клиенты всегда говорят что-то вроде этого:

  • Они не знали и поэтому ничего не сделали;
  • Они знали, но мы настоящие мужчины и ничего не сделаем, пока не грянет гром;
  • Они знали, но нам было лень разбираться самим;
  • Знали, но не могли найти исполнителя;
  • И еще +100500 оправданий.

Если не формализовать знания, то ситуация аналогична упражнениям.

Бесполезно говорить вам, что это нужно делать: все все понимают, но почти никто этого не делает. И пока что-то не произойдет и вы не поймете и не почувствуете всю серьезность этих событий и всех последствий на своем примере, вы никогда не начнете выполнять упражнения.

То же самое и с подготовкой документов на интеллектуальную собственность: этим мало кто занимается.

Но теперь вы хотя бы будете знать, что теряете :) Я выделяю три основные проблемы, которые могут возникнуть, и три основные причины, почему это необходимо сделать.



Приходит инвестор, а документов у вас нет и сделка разваливается

Это приятный повод: у вас есть крутой проект, он развивается, вас заметили, и кто-то предлагает вам принять его деньги и масштаб.

Но инвесторы теперь сообразительны; приходят не просто так: «Вот деньги, пожалуйста, берите и развивайтесь!» Они приезжают с командой юристов, экономистов и начинают проверять ваш проект еще до того, как в него будут вложены инвестиции.

Юристы зададут вам непростые вопросы и попросят большой список документов, которые вы должны предоставить, чтобы обосновать свое право собственности на этот проект. Что такое проект? В основном это какие-то интеллектуальные вещи – мобильное приложение, сайт, программа и т.п.

Это все объекты интеллектуальной собственности (ИС), не имеющие материальной сущности.

Их нельзя трогать или передавать, как землю, офис или оборудование.

То есть они представляют только права.

Чтобы доказать, что права принадлежат вам, нужно предъявить документы.

Из списка в 90 позиций у вас, скорее всего, будет свидетельство о регистрации компании и устав, но все остальные документы, подтверждающие передачу прав, которые потребуют юристы, будут отсутствовать.

Поэтому либо сделка развалится и инвестиций не будет, либо — более оптимистичный вариант — вам придется срочно восстанавливать все эти документы задним числом или готовить их на текущую дату.

Вместо систематической работы у вас будет срочная работа, приближающийся дедлайн, и хорошо, если вы успеете.

У вас будет больше расходов, чем если бы вы делали это систематически.

Потому что вам придется переплачивать юристам за срочную работу.

Ищите сотрудников, которые возможно уже уволились, но вам необходимо подтвердить у них переход прав и подписать документы.

Эти сотрудники могут хотеть дополнительных денег.

То есть у вас будет большая и сложная задача вместо той, которую вы систематически выполняли бы в своей текущей работе.



Сотрудник (партнер) ушёл и забрал все разработки в новую компанию

Вторая проблема в том, что вы ссоритесь со своими партнерами и сотрудниками, и они от вас уходят. А могут уйти, забрав разработки, которые вы делали вместе, чтобы параллельно открыть такой же бизнес.

Недавний пример из моей практики: три партнера сделали крутой софт, который вызвал интерес многих клиентов.

Они вышли на хороший уровень и начали работать даже по госзаказу.

Но в какой-то момент один из партнеров заметил, что заказов становится меньше, а прибыль падает. Начав разбираться, он обнаружил, что все заказы принимает какая-то другая компания.

Просмотрев информацию, он увидел, что тендеры на те объекты, которые они выиграли ранее, выигрывает другая компания.

И оказалось, что ее основали двое его нынешних партнеров.

Они просто выкинули из проекта одного человека и параллельно создали точно такой же бизнес.

Проблема в том, что его права никак не были оформлены.

Хотя ситуация кристально ясна – это обман партнеров.

А вот у третьих просто не было юридических оснований предъявлять им претензии в том, что они нарушают права на ПО.

Потому что в свое время эти права на них как на физических лиц не были оформлены: программа принадлежит юридическому лицу.

Да, человек имеет право участвовать в этом юридическом лице, но, к сожалению, не существует юридических механизмов влияния на то, что вторая компания, созданная совершенно законно и законно, нарушила его права.



Вы заметили нарушение прав, но у вас нет возможности подать претензию

Если вы говорите, что кто-то нарушает ваши права, то вы должны доказать, что эти права принадлежат вам, что вы имеете право подать в суд. То есть в ходе судебного разбирательства вы должны подтвердить, что права перешли к вашей компании как истцу.

Например, это связано с интеллектуальной собственностью, и если компания заявляет, что программное обеспечение, макет сайта или какой-либо другой интеллектуальный продукт принадлежит компании, она должна предъявить документы, поскольку по закону первоначальным владельцем интеллектуальных прав является всегда личность (автор).

Закон предполагает, что первоначальным правообладателем всегда является автор, поскольку у компании нет ни разума, ни интеллекта, ни мышления, ни воображения.

У нее нет этих инструментов для творческой деятельности.

Источником прав является только человек.

Если компания заявляет, что приобрела права, то она должна указать источник этих прав.

То есть вам нужно показать автора или авторский коллектив - и договор между авторами и компанией, по которому авторы передали компании эти права.

Если эти документы не будут представлены в суд, иск будет отклонен.



Кому выгодна регистрация ИП?

Моя основная мысль: Знания – это не только сила, но и ДЕНЬГИ, если их оформить в форме объектов интеллектуальной собственности.

Или, как умно говорят юристы, знания — это деньги, когда они стали объектом гражданского оборота.

Пока знания не оформлены как объект интеллектуальной собственности, они не могут участвовать в обороте: их нельзя продать, к ним не могут быть предъявлены претензии.

Если вы начнете регистрировать интеллектуальную собственность (знания), то получите ряд положительных эффектов.

Эти эффекты распространяются на 4 категории людей.



Сотрудники (разработчики)

Если договориться заранее, сотрудник (например, разработчик) поймет, кому принадлежит создаваемый им интеллектуальный продукт — ему или работодателю.

Никаких споров о том, кому что принадлежит, не будет. Не возникнет конфликтной ситуации, когда, например, при патентовании продукта юрист задается вопросом, кого следует назвать автором патента или его правообладателем.

Реальный случай : работа над проектом идет уже два года, и все думают, что на него выдадут патент. Автор считает, что это для него, а работодатель полностью уверен, что он платит работнику зарплату и патент ему надо оформить.

После двух лет хорошей и плодотворной работы они ссорятся, и работодатель следует жестким увольнением по статье, поскольку исчерпал свои ресурсы для переговоров.

Они не могли договориться.

Вот почему универсальный совет : Работник и работодатель должны договориться заранее.

Если вы делаете продукт или собираете базу знаний, то вам нужно четко определить, кому он будет принадлежать, кто и как сможет его использовать.

Варианты могут быть разные: он может принадлежать работнику, но право использования имеет работодатель, или наоборот – продукт принадлежит работодателю, но работник имеет ограниченные или полные права на использование и монетизацию этого продукта.



Руководство фирмы

Если есть понимание, что товар передан руководству, права оформлены, документы имеются, то можно обращаться в суд или заключать договоры с сотрудниками.

Вы также можете побудить сотрудников:

  • Выплаты дополнительного вознаграждения за создание результатов интеллектуальной деятельности (программа поощрения инноваций и создания официальной интеллектуальной собственности);
  • Разделение оплаты на части: постоянная и вознаграждение за интеллектуальную собственность.

Это может быть какая-то программа стимулирования творческой активности внутри коллектива с оплатой, например, из процента от прибыли.

Понятно, что у сотрудников появляется стимул заниматься более творческой деятельностью.

Однако есть важный аспект – пресловутые гонорары, которые требуют все авторы, в зарплату не включены.

Потому что заработная плата и роялти — это два совершенно разных вида вознаграждения работникам.

Один идет по Трудовому кодексу, а второй – по Гражданскому кодексу.



Инвесторы (нынешние и будущие)

Инвесторы также заинтересованы в правильном оформлении интеллектуальных прав.

Почему им это может понравиться:

  • Увеличение нематериальных активов компании;
  • Благодаря оценке активов увеличивается капитализация;
  • Инвестиции становятся более разумными.

Юристам инвестора будет очень приятно узнать, формализована ли база данных, есть ли спецификация интеллектуального продукта и указано, когда он создан и для каких официальных заданий.

А еще - если приложены должностные и технические характеристики, что есть список специалистов, принимавших в этом участие, результат и акт сдачи.

Все это юристы попросят вас перед сделкой.

Увидев это, инвестор поймет, что компания заботится о своей интеллектуальной собственности, а капитализация компании увеличивается за счет того, что объекты ИС учитываются на балансе как нематериальные активы.

Это оправдание для инвестиций: у вас не просто ООО с несколькими сотрудниками, у вас есть зарегистрированная торговая марка, поданы заявки на патенты, составлены все договоры с сотрудниками, фрилансерами и т.д. Зарегистрированные активы повышают стоимость проекта и его инвестиционную привлекательность в глазах инвестора.



Партнеры

Партнеры, в свою очередь, понимают, что компания является серьезным игроком на рынке, и ее привлекательность для сотрудничества возрастает. Заключить договор о разделе интеллектуального продукта уже можно, поскольку он оформлен и права на него есть.

Все понимают, о чем договариваться.

Кроме того, пиар интеллектуального продукта позволяет продемонстрировать его преимущества и выделиться среди конкурентов.



Масштабирование бизнеса

Это, пожалуй, самое главное, вишенка на торте – появляются новые возможности монетизации бизнеса.

Правильный ход по регистрации прав на знания дает возможность пустить эти знания в оборот и получить от них прибыль.

Например, вы можете перейти от индивидуальных услуг к масштабируемым продуктам.

От консалтинга до масштабируемых услуг.

Или от кастомизированных приложений — к продаже лицензий на продукты, к продаже контента, к развитию франчайзинговой сети.



Как вести переговоры на берегу

Возвращаясь к NGINX. На что следует обратить внимание разработчику при приеме на работу, чтобы потом не попасть в такую конфликтную ситуацию? Скорее всего, вы приходите в компанию уже с определенным багажом знаний и решений, которые вы приняли во время учебы или работы у предыдущего работодателя.

Поэтому стоит решить, что какой-то продукт (часть кода или техническое решение) у вас уже есть.

Попросите работодателя признать, что вы пришли с этим объемом знаний, и описать его.

Это может быть спецификация, документированный код и т. д. Это первый шаг.

Второй шаг — документировать все новые продукты задачами.

Вы, наверное, часто слышите: «Я разработал это после нескольких часов ночи на своем компьютере».

Этот водораздел лучше документировать, конкретно по заданиям.

Яркий пример — тот же NGINX. Официального задания на разработку именно этого сервера у автора не было.

И, хотя об этом говорилось в материалах уголовного дела, это не подтвердил никто из опрошенных и опрошенных.

Важно не только выполнять служебные задания, но и отчитываться.

Если вы создали что-то по собственной инициативе и хотите, чтобы работодатель платил вам за это, как если бы это была официальная работа, напишите отчет. К этому вас обязывает Трудовой кодекс – если вы что-то создали в рамках своих служебных обязанностей, вам необходимо уведомить об этом работодателя.

Важная точка.

Скорее всего, у вас не будет ресурсов, чтобы запатентовать это самостоятельно, и вы захотите, чтобы работодатель запатентовал это.

Поэтому прежде чем приступить к выполнению задания, нужно сесть и договориться о распределении прибыли.

Например, вы можете захотеть получать 10-15-20% дохода от использования программного обеспечения или технического решения.

Еще один совет: если вы о чем-то договорились устно, изложите это на бумаге и подпишите.

Подойдет даже обычный договор, написанный простыми словами.

Тогда будет четко понятно, что, например, через 2 года патент будет выдан автору или компании и будет заключен соответствующий лицензионный договор.

Мы это уже сто раз проходили — устные договоренности не работают, или о них вообще забывают. Люди даже забывают о распределении доходов.

Например, два партнера договорились 60/40, а через пять лет один удивляется: «Мы договорились 50/50Э», и они из-за этого ссорятся.

Часто в трудовом договоре любят писать, что все интеллектуальные права принадлежат работодателю.

Проконсультируйтесь с юристами, прежде чем заключать договор с новым работодателем.



Заключение

К сожалению, невозможно рассказать все об интеллектуальных правах в одной статье.

Подводя итог, хотелось бы обратить ваше внимание на три важных момента:

  1. Нужно понимать, что интеллектуальные права возникают у авторов, и с этими авторами необходимо договариваться и оформлять документы.

  2. Если вы решили оформить документы, то сделать это необходимо вовремя.

    Переговоры на берегу.

  3. Если вы сделали это вовремя, то у вас есть большие возможности масштабировать свой бизнес, увеличить прибыль и защитить свой проект (даже если он некоммерческий) от дискредитации и размывания вашего бренда.

Любой результат творческой деятельности может быть оформлен как интеллектуальный продукт и установлены права на него.

Мы с командой провели исследование: взяли какой-нибудь объект — например, страницу в социальной сети — и начали выбирать, какие объекты, закрепленные в законе (называемые результатами интеллектуальной деятельности), могут обеспечить права на страницу в социальной сети.

сеть:

Кейс NGINX, или Как распределить права на знания между работником и работодателем

Возможны различные варианты, но вы всегда можете выбрать пул интеллектуальной продукции (результатов интеллектуальной деятельности), на который вы сможете установить права, исходя из вашего объема знаний.

Видео моего выступления на Knowledge Conf 2020:

17-18 мая 2000 года на площадке «Крокус-Экспо» встретятся руководители и менеджеры с их опытом, знаниями и энергией.

Расписание конференции Фонд TeamLead 2022 Он уже готов, но вы можете купить билеты Здесь .

Очень часто то, что мы называем ленью или прокрастинацией, оказывается усталостью, тревогой или неадаптивным мышлением.

Многое из этого можно исправить, хотя и не быстро.

Максим Дорофеев на конференции покажут, откуда растёт прокрастинация.

Также открыты пакетные продажи - скидка 30% при покупке билетов на конференции.

Фонд HighLoad++ И Фонд TeamLead Conf .

Вы можете участвовать офлайн или онлайн.

Подробности и билеты на связь .

Тэги: #Управление проектами #ИТ-законодательство #Управление продукцией #интеллектуальная собственность #сервисная работа #компьютерная программа #права на программное обеспечение #интеллектуальные права #разработка продукта #разработка продукта #любимый проект #управление проектом
Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.