Героиня нового выпуска интервью Фрилансим — Наташа Байдужа, дизайнер и пароходик.
За годы фриланса мне удалось пожить в Москве, Одессе, Черногории, придумать свою марку рюкзаков (сшить и продать первую партию), написать детскую книжку, сделать бесчисленное количество иллюстраций и обложек книг.
О том, как справиться с нестабильностью фриланса, нужно ли читать книгу, чтобы нарисовать к ней обложку, и что происходит с лошадью, когда загон открыт со всех сторон, читайте здесь.
Расскажи, где ты работал до фриланса?
Все началось с очень странной конторы по производству сувениров.Там был арт-директор, который любил все делать из оргстекла, и под его руководством мы сделали невообразимо сложные подставки для визиток, многоуровневые держатели для женской помады и карандашей, которые занимали полстола.
Я не могу представить, кто их купил.
Еще была новосибирская компания «Март-Дизайн», после чего я решил поехать в Москву в Студию Лебедева.
Она проработала там три с половиной года.
Когда я понял, что сделал все возможное, решил уйти на фриланс и попробовать свои силы.
Посмотреть, буду ли я востребован.
На старте у меня в основном были заказы на логотипы.
Тогда я еще не умел фильтровать клиентов и брался за сумасшедшие запросы.
Например, «нужен логотип для бара, где гидрант писает на собаку».
Это очень оригинально! Я плакала и сделала это.
А теперь ты занимаешься дизайном книг, верно?
Сейчас я работаю в основном с издательством Манн, Иванов и Фербер.Их арт-директор Леша Богомолов увидел мою обложку «Валютные войны» для издательства «ХМО» и предложил с ними поработать.
Я никогда не был у них в штате.
Но у меня такое ощущение, что я штатный дизайнер в МИФЕ.
Как вообще выглядит техническое задание на обложку книги?
У них всегда очень четкая техническая спецификация.Его составляет арт-директор.
Иногда даже пишется психологический портрет читателя.
Очень помогает, когда вы можете представить человека, который в конечном итоге возьмет книгу с полки.
Что он подумает, на что обратит внимание.
Иногда прямо прописан конкретный тип, например, «Людочка» или «Вадим Петрович» — какие книги он покупает, что любит, где работает. Это такие утрированные фотороботы.
Но они дают возможность «встать на место» героя и посмотреть на будущую обложку его глазами.
Плохое техническое задание обычно имеет такое содержание: рисуй, что хочешь, тебе полная свобода! Это как открыть загон с лошадью сразу с четырех сторон.
Вместо того, чтобы бежать, он будет стоять, не понимая, что делать.
Ну там нормальная тех.
характеристика и ручка открыта только с одной стороны.
Что еще тебе нужно? Обязательно ли читать книгу? Не совсем.
Просто прочитайте аннотацию или отрывки из книги.
Хорошо, что есть люди, которые уже о тебе позаботились и выделили самое важное.
Сейчас я в основном публикую документальную и научную фантастику о личном развитии.
Для этой категории книг действительно достаточно краткого описания.
А вот для творческих, думаю, нет. Нам нужно идти глубже.
С чего начинается дизайн обложки? Расскажите нам о своем процессе.
Все начинается с поиска метафоры — я всегда стараюсь найти более сложную, чем та, которая уже есть на первом уровне.
Существует определенный порядок изобретения.
Расскажу на примере одной из последних книг «Инкогнито.
«Тайная жизнь мозга» Дэвида Иглмана.
Сейчас она готовится уйти.
Это исследование о том, как работает мозг, какие трюки он с нами играет и как влияет на наше поведение.
Первое, что приходит на ум: образ самого мозга, тайный черный ящик, ящик, из которого на пружине выскакивает мозг, мозг в маскарадной маске или плаще и черных очках.
Вы можете уйти от ассоциации с фокусами.
Обычно фокусник достает что-нибудь из цилиндра.
Например, кролик.
А чтобы усилить ассоциацию с мозгом кролика, можно сделать его розовым.
В результате сам мозг рисовать не обязательно, но ассоциация с ним очень сильная.
Покажи мне свои самые крутые каверы?
Слева — «Искусство переговоров» Джонатана Херринга.
Я сделал его давно, когда работал в Студии Лебедева.
Мне понравилось, что заказчик принял такой сумасшедший эскиз.
Я рисовала его с удовольствием.
Вверху справа: Дао физики, Фритьоф Капра.
Мне нравится думать об обложке книги как о трейд-объекте.
То есть придумать целое, в котором важны все три измерения: дизайн, толщина, ощущение бумаги, как будет работать резка или тиснение.
Внизу «Наша главная высотка», Роман Янковский.
Для меня было большой честью создать обложку книги о главном корпусе МГУ.
На кого вы равняетесь в отрасли?
Меня сейчас больше интересуют иллюстраторы, а не дизайнеры.Особенно те, кто отлично умеет работать с метафорой минимальными художественными средствами - Элень Калоркоти , Магоз .
По отдельности очень хорошо Проект Дженни Волвовски .
Она меняет обложки всех книг, которые читает. Конечно, мой любимый немецкий издательство Гельсталтен ! Я захожу на их сайт, чтобы подышать свежим воздухом.
Слева направо: «Тайная история» Донны Тартт в версии Дженни Волвовски, обложка книги «ПРЯТКИ» от Gestalten, обложка книги «Bodas de Sangre» иллюстратора Магоза.
Если бы вас попросили сделать обложку для бульварного романа, в котором были бы все правила – с Хуанитой и свадьбой в конце – вы бы согласились?
Да! Это всего лишь мечта.Где подписать? В общем, я только сейчас подумываю о том, чтобы начать заниматься художественным оформлением.
До сих пор я был своим клиентом в этой области.
Каково быть собственным клиентом?
Сейчас я работаю над книгой о гневе для детей и взрослых под названием «Вулканец, который разозлился».Надеюсь, он выйдет в этом году.
История будет о маленьком вулкане, который часто выходит из себя и уничтожает все вокруг себя.
Его бабушка, большая старая гора, помогает разобраться, откуда берется гнев, что с ним делать, как все исправить, если ты все-таки разозлился.
Я попыталась поговорить не о том, что именно делать с гневом, а скорее о том, как научиться наблюдать за своими эмоциями.
Кстати, как вы относитесь к книжным иллюстрациям? Они тебе нравятся? Или еще прикрытие?
Я люблю их.Хочу больше проектов с книжными иллюстрациями! Не так давно я делал проект для друга, который написал детскую книгу «Коронное лето».
Вы проделали большую дизайнерскую работу.
Что вам больше всего нравится – книги, сайты, плакаты, иллюстрации, фирменный стиль? Когда я работал в Студии Лебедева, я считал, что корпоративные стили — это вершина дизайна, и чтобы стать известным крутым дизайнером, нужно создавать стили и логотипы.
Но иллюстрация — не очень престижное занятие.
Но тогда я просто признался себе, что получаю огромное удовольствие от рисования картин.
И я расслабился.
Картины — всего лишь художественные иллюстрации, некоммерческие проекты? Или каверы тоже сюда входят?
Скорее, это просто иллюстрации множества вселенных, которые могут существовать.Это могут быть какие-то персонажи или ситуации с этими персонажами.
Но рисуя их, я представляю именно тот мир, в котором они существуют, и что они будут делать, когда мы перестанем смотреть на эту иллюстрацию.
Все «картинки» можно просмотреть на сайте Наташи
Я видела в вашем портфолио проект с рюкзаками.
Расскажите о них – кто их придумал и что именно вы сделали? Почему рюкзаки? Рюкзаки мы делали вместе с моим мужем Лешей Лури.
Это был разовый проект. То есть мы не производим их постоянно.
Я часто шью что-то для себя и близких – сумки, платья, свитшоты.
Однажды Леша мне сказал: давай все это продадим, ведь это так круто получается! Мы решили сделать рюкзаки.
Поначалу все казалось довольно простым.
Но в итоге мы прошли трудный путь.
Сначала мне пришлось сшить пробный экземпляр - я его шила дома на обычной швейной машине, практически из штор.
Потом все это нужно отдать дизайнеру, который правильно изготовит выкройку.
Далее следует бесконечный поиск подходящих материалов и фурнитуры.
Самая сложная задача – найти человека, который сошил бы всю партию.
Мы прошли несколько производств и отдельных швей.
Практически все отказались – это было сложно и небольшая партия.
Одна швея (швея-мужчина) начала шить и исчезла.
Потом выяснилось, что у него что-то вроде припадка, поэтому ему было трудно работать с нашими рюкзаками.
Сейчас он в порядке.
Но мы нашли хорошее производство и все же изготовили партию, продали ее, положили выкройки на полку и стали делать другие, более интересные вещи.
Вы много путешествуете и живете в разных местах.
Расскажите, что самое сложное в постоянном движении? Когда ты часто куда-то путешествуешь и при этом пытаешься заниматься фрилансом, самое неприятное – оказаться в ситуации, когда условий для работы нет или они очень плохие.
А срок приближается и нужно во что бы то ни стало сдать макет. А у тебя даже рабочего стола нет. Мне нравится, когда есть только моя личная рабочая зона.
Там расставлены книги, висят фотографии, предметы, привезенные из разных стран – это то, что вдохновляет меня на работу.
«Уголок Наташи» в Новосибирске.
Если бы вы могли вернуться в прошлое, в тот момент, когда впервые решили уйти из офиса и заняться фрилансом, какой совет вы бы дали себе?
Наверное, не суетиться и не хвататься за все.Я бы сказала: «успокойся, Наташа, делай то, что тебе нравится, и клиенты придут именно за тем, что ты делаешь».
Можете ли вы выделить один из ваших лучших внештатных проектов?
Наверное, это странно, но я особо не выделяю какой-то проект. Бывает, что один из них мне нравится больше остальных, но через неделю это проходит. Ну а из последних это наверное иллюстрации для Физико-технического парка.Они дались мне очень сложно, и проект практически провалился, в том числе и потому, что я была уже на восьмом месяце беременности, и мне было очень тяжело работать и постоянно вносить изменения.
Иллюстрации для Физико-технологического парка
А когда в семье появился ребенок, вам не хотелось вернуться в благополучное состояние со стабильной зарплатой?
Мне такая мысль даже не приходила в голову! Наоборот, мне нравится проводить много времени со своим ребенком.А когда можно передохнуть от работы и обнять Льва – это бесценно.
Вас совсем не пугает нестабильность фриланса? Как ты справляешься?
Нестабильность, конечно, пугает. Но еще больше пугает стабильность офисной работы.Фриланс хорош тем, что вы можете попробовать работать с разными командами и заказчиками.
И мои любимые обычно возвращаются ко мне снова, и мы делаем вместе не один проект. Я стараюсь экономить на крупных заказах на случай, если захочу взяться за интересный, но не очень дорогой проект. Я записываю все свои расходы, поэтому точно знаю, сколько денег мне понадобится в следующем месяце.
Расскажите о своей самой большой неудаче, случившейся во время работы на фрилансе.
Наверное, это прозвучит странно, но провалов у меня не было.
Это странно, потому что вы всегда слышите ужасные истории о том, как кто-то работал над проектом шесть месяцев и ему не заплатили или что-то в этом роде.
Пока этого не произошло.
Возможно, это все еще впереди.
Но я стараюсь принимать профилактические меры.
Вернее, были мелкие неудачи.
Например, я так и не научился работать с друзьями и родственниками.
Мне очень сложно быть с ними жёстким в некоторые моменты, когда это действительно важно для проекта.
С вашим мужем та же история, что и с вашими друзьями? Тоже сложно работать?
Больше всего мне нравится работать с мужем.Жаль, что у нас сейчас так мало совместных проектов.
Хотя, есть один очень большой и постоянный – мы воспитываем Лео, нашего сына.
Как вы думаете, какой самый большой миф о фрилансе?
Работать фрилансером, наверное, проще и удобнее, чем в офисе.Например, когда я работаю дома, мне нужна невероятная сила воли, чтобы не упасть на кровать часа два.
И как ты с этим справляешься?
Ни за что, я просто валяюсь на кровати два часа.Но при этом я знаю, что эти два часа я буду работать поздно вечером.
Есть вопрос от предыдущего фрилансера, у которого мы брали интервью: «Дайте несколько советов работодателю, как, по вашему мнению, правильно строить отношения с фрилансерами».
Как и с любыми другими людьми.
Нам нужно больше говорить! А именно, детально прописать все, что будет происходить на проекте еще до его старта, «на берегу».
Как правило, все бросаются в проект, как в бассейн: авось выплывем! Все надеются, что проект будет развиваться самым благоприятным образом.
Как правило, все происходит с точностью до наоборот. Для начала нужно сесть и составить примерный график работ, какой этап делается, сколько делается и с какой периодичностью должны выплачиваться деньги.
Заранее уточните вопросы, например: что будет, если какая-то из концепций вам не понравится? Сколько правок можно внести в эскиз? И так далее.
Короче говоря, представьте себе, что проект пошел не так, как надо, и подстелите соломку в опасных местах.
Если бы у вас были неограниченные ресурсы (время, деньги, власть, люди), за какой проект вы бы взялись?
Да, у меня нет какого-то глобального плана по улучшению мира или захвату его.Если бы у меня было достаточно денег и времени, я бы просто сидел и рисовал в свое удовольствие.
Теги: #Интервью #дизайн #фриланс #как живут фрилансеры #как живут фрилансеры #как живут фрилансеры
-
Плеоназм
19 Oct, 24 -
Реверс-Инжиниринг Процессора Arm1
19 Oct, 24 -
Фантастически Сейчас
19 Oct, 24 -
Локальная Автономная Система Сбора Данных
19 Oct, 24 -
О Роли Сигмовидной Кишки В Жизни Человека
19 Oct, 24 -
Цены На Первый Ipad Снижены На $100
19 Oct, 24 -
Интернет Вещей В Археологии
19 Oct, 24