До сих пор никто в России всерьез не взялся за задачу описания основных вех развития такого СМИ, как интернет-радио.
На мой взгляд, это серьезный пробел в знаниях о том, что успешно развивается уже более 20 лет и радует уши десятков миллионов пользователей Интернета.
Я решил восполнить этот пробел, поскольку давно изучаю это явление и накопил фактуру, которой нет нигде в русскоязычных источниках.
Аудиоконтент, а вслед за ним и радиовещание, достаточно быстро начал осваивать медиасреду Интернета вслед за текстом и статичными изображениями – буквально с начала 90-х годов.
И за последние 20 лет стремительной эволюции веб-радио претерпело серьезные трансформации и типологические реинкарнации, чтобы удовлетворить потребности не просто слушателей, а слушающих пользователей.
Интерактивность и участие в процессе коммуникации стали характерными чертами новых интернет-медиа.
Очевидно, что данный медиафеномен является важной и актуальной темой для научного изучения.
Ведь интернет-радиовещание – это не только новая разновидность традиционного радио, но и новый тип средств массовой информации, переживающий активный период своего развития и приобретающий специфические формы взаимодействия с аудиторией и воздействия на общественное сознание.
Несмотря на наличие ряда научных работ, посвященных особенностям типологии и функционирования онлайн-радиовещания, стоит отметить, что до сих пор не было предпринято попыток более внимательно рассмотреть исторический аспект возникновения и развития этого онлайн-радиовещания.
СМИ как в мире, так и в России.
В данном отчете мы попытаемся восполнить этот исследовательский пробел.
Датой появления первого радиосайта в Интернете можно считать 1 апреля 1993 года, когда американская некоммерческая общественная исследовательская корпорация IMS (The Internet Multicasting Service) запустила свой новый проект — Internet Talk Radio. радио»).
Основателем этой корпорации и создателем прародительницы веб-радиостанций стал американский экономист, писатель и известный на Западе специалист в области информационных технологий Карл Маламуд. За месяц до официального запуска Internet Talk Radio, влиятельное издание The New York Times, подробному освещению предстоящего события посвятило отдельную статью в статье Turning the Desktop PC Into Talk Radio Medium, в которой ряд экспертов, в том числе Карл Маламуд, рассказали о технических аспектах целесообразность вещания радио в сети и востребованность этой медиаплатформы среди пользователей [1] Как описывают свое детище сами создатели, Internet Talk Radio не вело вещание в прямом эфире (в режиме реального времени), а представляло собой специфический FTP-сервер с URL-адресом.
, где были ссылки на звуковые файлы программ различных тематических направлений, созданные радиожурналистами специально для Internet Talk Radio. Любой желающий мог зайти на этот сервер и скачать или прослушать выбранную им программу в удобном для него формате (их было три).
из них: .
au, .
gsm, .
ra).
Первой радиопрограммой, появившейся на сервере Internet Talk Radio, была еженедельно обновляемая программа Карла Маламуда «Geek Of The Week», в которой он брал интервью у выдающихся инженеров и программистов того времени.
Позднее первое Интернет-радио предложило своим слушателям и посетителям большой список передач о музыке, политике, культуре, истории массовых коммуникаций, шоу-бизнеса и т. д. За год работы тысячи пользователей-слушателей из нескольких десятков страны стали посетителями сервера Internet Talk Radio, а редакция этого сайта смогла заключить соглашения о сотрудничестве с крупнейшими производителями и поставщиками радиопродукции в США - KPFA, Public Radio Satellite System. На сайте отсутствовала графика, иллюстрации, форумы, чаты и другие интерактивные формы контакта с аудиторией, кроме адреса электронной почты редакции.
И хотя Internet Talk Radio нельзя назвать полноценной радиостанцией в Интернете, поскольку в ее функционировании отсутствовала такая важная особенность радиовещания, как прямая передача потока аудиоданных «в реальном времени» или прямая трансляция, в других В отношении этот сервер уже отдаленно напоминал те сайты онлайн-станций, которые впоследствии массово распространится по всемирной паутине.
Следующим историческим прорывом в онлайн-радиовещании можно считать 1 января 1994 года, когда упомянутая выше корпорация IMS запустила в Интернете новый проект — радиостанцию RT-FM, вещавшую в прямом эфире 24 часа в сутки.
Более того, посетители сервера этой станции имели возможность не только слушать прямой эфир, но и скачивать архивы некоторых программ или записи прямых эфиров.
При этом сотрудники корпорации IMS сосредоточились на прямом эфире: «РТ-ФМ» вел прямые аудио (и даже видео) трансляции с различных конференций и круглых столов, а также впервые в Интернете провел прямую трансляцию заседания Объединенного комитета.
Экономический комитет), где, в том числе, рассматривались вопросы, присланные пользователями из Всемирной паутины.
К сожалению, эта станция прекратила свое существование в начале 2000-х, поэтому сегодня сложно точно описать ее содержание и веб-дизайн, но записи некоторых программ до сих пор доступны в архивах IMS. Первой концертной трансляцией в Интернете стало выступление группы Severe Tire Damage, состоявшееся 24 июня 1993 года.
А в ноябре 1994 года американская группа Rolling Stones дала первый масштабный мультитрансляционный концерт на Всемирной Веб.
Мик Джаггер, солист группы, открыл онлайн-выступление следующими словами: «Хочу особенно поприветствовать всех, кто сегодня вышел в сеть и подключился к M-bone (экспериментальной виртуальной сети для предоставления многоадресного трафика в Интернете, разработан в 1992 году в США — прим.
И я надеюсь, что это все не отключится» [2].
7 ноября 1994 года студенческое радио WXYC Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл (США), вещающее в городе на частоте FM 89,3 МГц, стало первой традиционной радиостанцией, объявившей о начале ретрансляции своего вещания в Интернете.
[3].
Для этой цели использовалась программа видеоконференцсвязи CU-SeeMe, разработанная в Корнелльском университете.
Коллектив этой студенческой радиостанции начал тестирование вещания и тестирование полосы пропускания в августе 1994 года.
Примерно в это же время начала интернет-вещание радиостанция WREK (91.1 FM) из Атланты (США), использовавшая фирменное программное обеспечение CyberRadio1. В течение почти двух лет вашингтонское Internet Talk Radio и студенты-экспериментаторы доминировали в зарождающемся аудиомедийном пространстве Интернета.
Они не пользовались большой популярностью среди пользователей, так как желающим послушать программу приходилось тратить не один час на загрузку контента.
В то время технология передачи данных DSL еще не была доступна обычным пользователям, которым приходилось полагаться на медленное коммутируемое соединение через телефонную сеть общего пользования.
Ситуацию изменил бывший руководитель Microsoft Роб Глейзер, который в 1994 году основал собственную компанию Progressive Networks. В 1995 году компания Progressive Networks выпустила RealAudio и сделала его бесплатным для скачивания.
RealAudio значительно улучшила скорость, качество передачи и хранения аудио в Интернете.
Программа Роба Глейзера использовала цифровое сжатие, которое ускорило передачу информации за счет сжатия размера каждого файла.
Кроме того, RealAudio имел функционал не только передачи, но и хранения данных, что позволяло слушателям интернет-радио возвращаться к прошлым трансляциям (так называемый принцип «отложенного прослушивания»), не ограничиваясь прямыми трансляциями.
Впервые в истории СМИ пользователи интернет-радио смогли слушать любимую утреннюю программу, не просыпаясь в 6 утра.
RealAudio сыграла важную роль в развитии интернет-радиовещания, значительно продвинув технологии потокового аудио [4].
В конце концов, это вынудило такие корпорации, как Nullsoft и Microsoft, сделать потоковые аудиоплееры бесплатными для скачивания.
А после того, как программное обеспечение для приема потокового аудио в Интернете стало общедоступным, количество веб-радиостанций заметно выросло.
В 1996 году Эдвард Лайман создал Sonicwave.com, первую американскую интернет-радиостанцию, официально лицензированную такими организациями, как ASCAP (Американское общество композиторов, авторов и издателей) и BMI (Broadcast Music, Inc.) для вещания в прямом эфире 24 часа в сутки.
.
В марте 1996 года Virgin Radio – London стала первой европейской радиостанцией, запустившей одновременную круглосуточную ретрансляцию своего FM-сигнала в Интернете [5].
Интернет-радио начало привлекать серьезное внимание ведущих медиакомпаний и инвесторов лишь ближе к концу 90-х годов.
Как и любая новая технологическая тенденция, имеющая коммерческий потенциал, интерес инвесторов к Интернет-радио создал конкурентный рынок.
В 1998 году газета New York Times рассказала своим читателям об известной веб-вещательной компании Broadcast.com [6].
Идея создания такой компании (первоначально называвшейся Audionet) пришла Марку Кьюбану и Тодду Вагнерам в 1995 году, когда они начали ретранслировать радиостанцию Далласа в Интернете, используя компьютер в спальне друга.
Постепенно хобби переросло в бизнес, работающий по новому для рынка СМИ принципу монетизации.
К 1998 году Broadcast.com предлагал своим потребителям 345 радиостанций.
В обмен на то, что этот веб-ресурс помог традиционным вещательным станциям расширить охват аудитории за счет пользователей Интернета, он получил в своей сети вещания определенное количество коммерческих «мест» для продажи рекламодателям.
Компания также могла продавать аудиорекламу, которая транслировалась веб-слушателям до того, как они подключились к онлайн-трансляции выбранной программы.
Кроме того, Broadcast.com продавал рекламные баннеры, которые пользователи могли видеть на экранах своих компьютеров во время прослушивания трансляции.
А в 1998 году первичное публичное размещение акций веб-радио Broadcast.com установило рекорд самого высокого роста цен среди всех размещений акций на тот момент в Соединенных Штатах.
Цена размещения была установлена на уровне 18 долларов, но Broadcast.com начал первый день торгов с цены 68 долларов за акцию.
Таким образом, рыночная стоимость компании при такой цене акций составила более $1 млрд. Правда, компания так и не смогла воспользоваться этим биржевым успехом и продолжала нести убытки.
В результате 20 июля 1999 года интернет-гигант Yahoo! приобрела Broadcast.com за 5,7 миллиарда долларов.
После того, как DSL и широкополосный доступ в Интернет заменили устаревшее коммутируемое телефонное соединение, интернет-радио начало набирать популярность, особенно на заре нового тысячелетия в 2000 году.
Большинство интернет-радиостанций улучшили качество потоковых услуг, поскольку пропускная способность значительно увеличилась и стала более Доступен рядовым потребителям.
Благодаря новым технологиям пользователи Интернета получили возможность слушать региональные радиостанции со всего мира.
С каждым годом все больше и больше веб-станций могли передавать аудиоданные со скоростью от 64 до 128 кбит/с, приближаясь к качеству звука проигрывателей компакт-дисков.
Некоторые традиционные радиостанции решили полностью перевести свое вещание в Интернет. Согласно официальным документам правительства США, с 2001 по 2004 гг.
335 традиционных радиостанций зарегистрировали первоначальные уведомления о цифровом вещании звукозаписей (как того требует Кодекс федеральных правил США).
И эта цифра совершенно не отражает общее количество радиостанций, вещавших трансляции из других стран, или станций, базировавшихся и работавших исключительно в Интернете.
К 2004 году самые популярные каталоги онлайн-радиостанций (www.web-radio.com, www.radio-locator.com , www.realaudio.com ) предложил более 15 000 ссылок на веб-вещатели самых разных типологических характеристик, из них около 4 000 — из американского сегмента Интернета.
По оценкам исследовательской компании The Bridge Ratings, из примерно 168 миллионов американцев, использующих беспроводные технологии, 56 миллионов, то есть почти треть, слушают интернет-радио хотя бы раз в неделю.
И это число будет продолжать расти в ближайшие годы.
В российском сегменте Интернета первые эксперименты веб-вещания были предприняты еще в 1994 году, когда музыкант Василий Шумов (группа «ЦЕНТР») создал сайт «Радио Совдеп».
Это было разговорное радио, которое транслировалось в записях.
В программах собраны интервью с различными студентами Лос-Анджелеса, которые поделились своими впечатлениями об Америке [7].
В 1995 году московская радиостанция «Максимум» (www.maximum.ru) первой в России открыла свой сайт [8].
Поначалу на этом ресурсе не было стриминга - это был статичный сайт рекламно-презентационного характера с небольшим количеством страниц и гиперссылок.
В 1996 году радиостанция «Европа Плюс» организовала трансляцию программы Артемия Троицкого «Достоевский FM» через Интернет одновременно с обычным вещанием, создав для этого специальный сайт [9].
Практически в то же время радио «Серебряный дождь» запустило свою страницу в Рунете.
Таким образом, в отличие от США, в России первыми радиосайтами были лишь представительства крупных столичных офлайн-радиовещателей.
Первое российское интернет-радио, начавшее вещание исключительно во Всемирной паутине, - Интернет-радио - было организовано частью творческого коллектива столичной коммерческой станции, считавшейся одной из самых прогрессивных в своей среде.
Но именно давление капитала и коммерческие препятствия заставили некоторых сотрудников столичного «Радио 101» уйти из оффлайна и создать «радио своей мечты» в Рунете.
Летом 2000 года был зарегистрирован товарный знак и получено первое свидетельство о регистрации интернет-радиостанции в России.
Примечательно, что компания «Интернет 101» первой подписала договор с РОМЦ (подразделение Российского авторского общества), который узаконил право использования музыкальных произведений в сети Интернет. 3 октября 2000 года непосредственно на выставке «Интернетком-2000» Интернет-радио перешло с полностью автоматизированного вещания на прямое вещание.
Еще одно российское интернет-радио, «Специальное радио», было создано 1 декабря 2001 года и находится по следующему URL — www.specialradio.ru .
Первая трансляция в формате MP3 Shoutcast состоялась 1 января 2002 года.
1 июля 2002 года количество кнопок (и, соответственно, каналов вещания) увеличилось до пяти (1 - основной эфир, 2 - городской романс, 3 - русский язык).
рок и поп, 4 – французская музыка, 5 – «метал»).
5 ноября 2002 г.
- «Специальное радио» получило лицензию Минпечати, и к началу 2004 г.
на главной странице было уже 13 кнопок.
Сегодня на веб-ресурсе 23 таких кнопки трансляции.
С тех пор в российском сегменте Интернета с каждым годом появляется все больше серверов, основной мультимедийной составляющей которых является передача потока аудиоданных в реальном времени или ретрансляция эфира с офлайн-станции.
И на данном этапе радио в Рунете проявляется в самых разнообразных формах, требующих тщательного изучения и научного анализа.
Литература: 1. Маркофф Дж.
Превращение настольного ПК в средство разговорного радио // New York Times. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: 4 марта 1993 г.
, стр.
А1, 2 стр.
2. Питер Х.
Льюис (8 февраля 1995 г.
).
«Вглядываясь в окно реального времени».
Газета "Нью-Йорк Таймс.
Проверено 9 февраля 2009 г.
— www.nytimes.com/1995/02/08/business/business-technology-peering-out-a-real-time-window.html 3. WXYC, История – wxyc.org/about/history 4. Джош Квиттнер (1 мая 1995 г.
).
«Радио Свободное Киберпространство».
Время.
Проверено 5 марта 2009 г.
— content.time.com/time/magazine/article/0 ,9171,982874,00.html 5. Франк Козамерник и Майкл Муллейн «Введение в интернет-радио».
Европейский вещательный союз (EBU).
26 октября 2005 г.
Проверено 30 марта 2009 г.
— www.ebu.ch/fr/technical/trev/trev_304-webcasting.pdf 6. Сол Ханселл (20 июля 1998 г.
).
«Broadcast.com сталкивается с рисками после сильного первоначального предложения».
Газета "Нью-Йорк Таймс.
Проверено 23 ноября 2008 г.
7. Алексей Макаренков.
«Игровая зависимость» № 12 (99) 2005 г.
— www.igromania.ru/articles/47679/Televidenie_i_radio_cherez_internet.htm 8. Биргер П.
Радио в Интернете: уже почти бизнес //Инфобизнес.
- 2001. № 21(165).
– URL: [ http://www.ibusiness.ru/offline/2001/165/10237/ ] 9. Радиожурналистика / Под ред. А.
А.
Шерель.
– М.
, 2000; Смирнов В.
В.
Формы вещания.
М.
, 2002. 10. Кевин Савец, Нил Рэндалл и Ив Лепаж «MBONE: Multicasting Tomorrow's Internet» 1996, 1998 — www.savetz.com/mbone 11. Media.org – Museum.media.org/radio. Теги: #интернет-радио #интернет-радиостанции #веб-радио #стриминг #стриминг #новые медиа #история интернет-радио #Медиаменеджмент
-
Немного О Видах Ddos-Атак И Методах Защиты
19 Oct, 24 -
Ржд Начинает Продавать «Электронные Билеты»
19 Oct, 24