Как Мы Реализовали Онбординг Для Новых Разработчиков

Привет, Хабр! Меня зовут Екатерина, я руководитель команды Биллинг сервиса МойСклад. Около двух с половиной лет назад команда разработчиков «МойСклад» состояла из 20 человек.

За это время мы выросли в три раза, только с начала 2019 года у нас появилось три новых команды.

На фоне быстрого роста нам пришлось сменить модель обучения «руководитель вам все расскажет и покажет лично» на более масштабируемую.

Если вы тоже столкнулись с такой проблемой и хотите узнать, как мы ее решили, добро пожаловать под кат!



Как это было раньше

Когда два с половиной года назад я пришел в МойСклад, мое обучение было теплым и ярким, но не особенно продуктивным.

Тимлид подкатился к моему столу на стуле и рассказал, как настроить рабочую среду, какие компоненты есть в проекте, как они взаимодействуют, как это работает в продакшене, тестируется и разрабатывается.

Когда в команде раз в полгода появляется новый разработчик, такой подход работает хорошо — новый сотрудник много общается с тимлидом и старшими разработчиками и быстро знакомится с командой.

Но введение новичка в работу отнимало много времени у тимлида и старших разработчиков, хотя на самом деле всем говорили одно и то же.

В какой-то момент новички стали приходить не по одному раз в полгода, а по два-три человека в месяц.

Больше времени было потрачено на онбординг, и в итоге мы написали первую статью для новичков — рассказали, как настроить рабочую среду.

До этой статьи на развертывание среды разработки и ознакомление с проектом уходило до трёх дней; теперь двух часов достаточно.



0 дней в компании

Еще до того, как новый сотрудник приступит к работе, мы решаем несколько важных вопросов: Команда.

Как правило, еще до собеседования мы стараемся решить, в каком коллективе будет работать человек.

Если кандидат понравился одному из руководителей команды, он проведет собеседование и рассмотрит человека с прицелом на свою команду.

Конечно, мы учитываем потребности команд, способности и пожелания нового сотрудника — кому-то больше интересен бэкенд, кому-то нравится UI. Рабочее место.

Новый сотрудник должен сразу увидеть на своем столе ноутбук и все необходимое для работы.

Он не должен бродить по админам и выбивать технику через билеты и бумажки.

В МойСклад в день выхода на работу для новичка уже подготовлено рабочее место с ноутбуком, монитором и мышкой, фирменным блокнотом с ручкой и крутой кружкой.

Таким образом, сотрудник может сразу приступить к настройке рабочей среды.

Доступ к корпоративным ресурсам.

Мы сразу предоставляем доступ к почте, Slack, Gitlab, Confluence и другим.



Как мы реализовали онбординг для новых разработчиков

Переходите в раздел МойСклад - у нас есть крутые кружки и вкусности

1 день в компании

Цель первого рабочего дня – ознакомиться с организационной структурой компании и получить ответы на организационные вопросы.

Большую часть необходимой информации мы храним в Confluence. К концу дня новый сотрудник должен иметь настроенную рабочую среду и начать знакомиться со структурой проекта.

На практике мы это делаем.

В начале дня HR отправляет новому сотруднику статью с полезной информацией: как правильно заполнить профиль в Slack; к кому бежать, если у вас сломался монитор, не работает блокнот, вы заблудились, растерялись и не знаете, что делать.

Спойлер: тимлиду и тому самому HR-менеджеру.

Дополнительно мы даем ссылки на статьи по общим организационным вопросам.

Рекомендуем ознакомиться с ними в первый же день и обращаться к ним по мере работы в компании.

Вот как выглядит структура информации, которую мы представляем новому разработчику в первый день его работы.

Эту структуру можно использовать, если вы хотите создать аналогичную документацию для своей компании или команды.

Новому сотруднику:

  • Основные инструменты для работы.

    Предоставляем ссылки на корпоративную почту, Slack, календари, Jira.

  • Правила заполнения профиля в Slack.
  • Правила заполнения подписей на почте (по желанию).

  • Организационная структура компании и план рассадки офиса.

    Чтобы новичок всегда был в курсе, к кому обращаться, по каким вопросам и в каком направлении бежать.

Общие:
  • Зарплата.

    График начисления, правила распределения заработной платы и авансов.

  • Больничный лист. Как им платят и что делать с больничными.

  • Отпуск.

    Все необходимые инструкции и образец заявления.

  • Компенсация стоимости обучения.

    Как, сколько и к кому идти, если вдруг захотите посетить конференцию или курсы.

  • ДМС.

    Когда, как, что есть в наличии, у кого спросить.

  • Прочие вкусности.

    Речь идет о графике работы, возможности работать удаленно, компенсации за обеды и вообще обо всем остальном, что вы хотите рассказать новому сотруднику.

Все организационные статьи максимально лаконичны и структурированы.

В них мы собрали только самое необходимое для полноценной жизни в офисе.

На более-менее внимательное чтение уйдет около часа.

К этому моменту новичок уже освоился в офисе и понимает, к кому обратиться с той или иной проблемой.

Если у него закончатся куки, он не будет искать их у администраторов.

Затем тимлид дает новому сотруднику инструкции: Общий для всех команд для настройки рабочего места.

Там рассказывается, как загрузить проект, скачать необходимые компоненты и кто может помочь вам запустить проект локально на ноутбуке и проверить его работоспособность.

Эти шаги сопровождаются ссылками на репозитории.

Отдельный для конкретной команды.

Он содержит конкретные требования к работе над билетами, проведению обзоров и отправке билетов на тестирование.

Например, в Jira есть настраиваемые статусы и типы заявок.

Они могут сбить с толку даже человека, ранее работавшего с Jira. Поэтому мы собрали в одном месте требования, которым должны соответствовать все тикеты, созданные в баг-трекере.

Эти действия представлены в виде небольшого чек-листа:

Как мы реализовали онбординг для новых разработчиков

Ссылки содержат статьи, описывающие особенности нашей компании или конкретной команды.

На чтение технических статей и локальный запуск приложения уходит в среднем три-четыре часа.

В результате новичок имеет полностью настроенную среду разработки и готов приступить к разработке первого билета.

Но перед этим, в конце дня, я организую небольшую встречу с новым сотрудником: озвучиваю основные направления работы команды, отвечаю на вопросы по изученному за день материалу.



1 неделя в компании

В течение первой недели в компании новый разработчик знакомится с основным функционалом приложения и оформляет первые заявки.

Для ознакомления с функционалом проекта у меня есть отдельный небольшой чек-лист:

Как мы реализовали онбординг для новых разработчиков

С его помощью разработчик начинает понимать основные аспекты приложения, расположение основных точек входа в коде и может самостоятельно ориентироваться в коде.

Тогда новичку дается первый билет на развитие.

Я заранее отбираю тикеты для новых разработчиков и формирую их небольшой список в Confluence. Это важно, и вот почему.

В каждом билете я проверяю, чтобы все описания были понятны.

Не должно быть определений, специфичных для конкретного продукта; если они существуют, они должны сопровождаться ссылками на документацию.

Сформированный список заявок позволяет новому разработчику самостоятельно, не спрашивая коллег, браться за задачи — все задачи в этом списке готовы к работе.

А самое главное, сразу виден план развития задач на ближайший месяц.

Во время работы над заявкой новый разработчик может свериться с ранее полученными статьями и отправить заявку на проверку и тестирование.

При таком подходе уже в первую неделю готовая задача попадает в продакшн, а разработчик получает обратную связь о принятом им решении.



1 месяц в компании и за ее пределами

Если вы думали, что наша система с чек-листами и билетами кидает человека в одиночное путешествие, то это не так.

Тимлид с первого дня присматривает за новичком, дает советы по компонентам продукта и делится статьями из базы знаний, которые помогут решить проблему.

Если застройщик тянет, уже в первый месяц нам можно поручить крупную архитектурную задачу.

В течение испытательного срока мы проводим несколько очных встреч: в конце первой недели работы, в конце первого месяца и в конце испытательного срока.

На них мы обмениваемся отзывами, делимся планами задач и исправляем то, что могло пойти не так.

И часто мы просто говорим: «Отлично, идем дальше!»

Результаты

С помощью документации по продукту и компании, чек-листов для онбординга и инструкций по настройке рабочей среды мы значительно сократили период времени, который проходит до разработки первого тикета.

Сейчас выпуск первого малого билета происходит уже в первые дни работы, а до введения онбординга прошло около двух недель.

Также очень помогло введение промежуточных встреч во время испытательного срока.

Теперь мы исправляем возникающие проблемы сразу, а не дожидаясь окончания пробного периода.

Нам стало проще подводить промежуточные и итоговые итоги, а новичкам включаться в работу.

Руководители команд стали меньше времени тратить на устные разговоры о базовых вещах — мы фиксировали это в статьях.

Теперь вам остается только убедиться, что новички правильно применяют информацию.

Нам также удалось увеличить набор сотрудников — за два с половиной года команда разработчиков увеличилась в три раза.

В опросе могут участвовать только зарегистрированные пользователи.

Войти , Пожалуйста.

Сколько времени нужно новому сотруднику, чтобы начать работать над реальными задачами в вашей компании? 5.13% Пара часов 4 19.23% День 15 21.79% 2-3 дня 17 23.08% Неделя 18 30.77% Месяц 24 Проголосовали 78 пользователей.

30 пользователей воздержались.

Теги: #Развитие стартапа #Управление развитием #Управление персоналом #Управление продуктом #управление людьми #управление командой #адаптация #адаптация #новые сотрудники #мой склад #мой склад

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.