Самый большой спойлер - фильм мне понравился.
Он хорош, но не идеален.
А некоторые его неточности и особенности интересны и дают повод говорить о физике, космической технике и организации полетов.
Кадр из второго официального трейлера фильма «Время первых»
О происхождении фактов
Главным консультантом фильма выступил лично Алексей Архипович Леонов, полету которого посвящен фильм.Его авторитет огромен, и тот факт, что он одобрил фильм, буквально заставляет думать, что все было буквально так, как показано на экране.
Но нужно понимать, что фильм – это все же вымысел, и в нем могут быть как случайные ошибки, так и изменения реальных событий в соответствии с видением сценариста и режиссера.
К счастью, полет «Восхода-2» был хорошо описан в двух весьма авторитетных источниках — воспоминаниях «Ракеты и люди» Бориса Евсеевича Чертока, который был прямым подчиненным С.
П.
Королева и работал над системами управления и дневниками генерала Николая Петровича Каманина, руководившего отбором и подготовкой советских космонавтов.
Они оба, кстати, показаны в фильме.
Проблема чрезмерной драматизации
Возможно, из-за того, что кино теперь должно быть настолько динамичным, у тех, кто снимает фильмы, возникает искушение приукрасить реальность, сокращая время, уменьшая расстояние или увеличивая скорость реальных событий.Например, в военных драмах врагов зачастую больше, чем в реальности, и ведут они непрерывный огонь с меньшего расстояния.
И эта «концентрация» фильма не всегда выглядит хорошо.
Например, в фильме «Гагарин: Первый в космосе» ракета стартует, как атомный взрыв, так ярко, что герои буквально свернуться калачиком от слепящего света.
Понятно, что вы хотите показать, насколько впечатляющим является запуск ракеты, но все равно это перебор.
«Время первых», увы, не избежало того же желания вдавить педаль в пол.
В самом начале фильма показан разбившийся Леоновым самолет. И тут начинается - если пикирование, то вертикально, если выход из пикирования, то в сантиметрах от земли.
Самое печальное, что эта история вполне могла иметь место в реальности – двигатели реактивных самолетов действительно нужно раскручивать набегающим потоком для запуска в воздух, но для запуска в воздух потребуется достаточно пологое пикирование.
И тогда не было бы вопиющей нереальности приземления - попытка приземлиться как на экране закончилась бы отрывом шасси при их выпуске на недопустимо большой скорости и катастрофой.
И напряжение сохранилось бы, если бы акцент был сделан на том, как Леонов пытался дойти до полосы, преодолевая технику.
Потом педаль тоже не отпускают - если кислород кончится, то он закончится совсем в самый последний момент, если их спасти - то увидев последнюю сигнальную вспышку на последних остатках топлива, которое волшебным образом перестанет заканчиваться как только космонавтов заметят. На фоне истинного драматизма произошедшего в реальности это выглядит как-то несерьезно и надуманно.
Что ты только что процитировал?
Создавать оригинальные фильмы сложно.Яркие фильмы, ставшие первыми или чрезвычайно успешными в какой-то области, часто порождают клише, которые затем используются в других фильмах.
Это все вопрос актуальности.
«Время первых» явно цитирует «Гравитацию», «Гагарин: первый в космосе» (или даже «Гладиатор»), «Аполлон-13».
И лично, на мой взгляд, кавычки не совсем уместны - успеваешь разобраться в том, что тебе только что процитировали, и понимаешь, что в принципе в этом не было необходимости, потому что кавычки скорее искажают реальные события, и можно было бы обойтись без них.
их.
эта чудесная техника
Но техника и отображение ее работы на экране оказались на высшем уровне и мне понравилось больше всего.Зимний запуск ракеты красивее летнего, и благодаря компьютерной графике мы видим события так, как не сможет показать ни одна настоящая камера.
Разделение боковых блоков, кадр из третьего официального трейлера
На фоне такой красоты настоящая стрельба бортовые камеры выглядят бледнее.
В фильме также прекрасно показана работа рулевых двигателей и аэродинамических рулей первой ступени, наддув и выпуск шлюзовой камеры, выпуск резервного тормозного двигателя.
Даже блок I (третья ступень) после вставки был перекручен в правильную сторону, хотя это было изображено не очень четко.
Наглядно показана работа с устройством «Взор», которое используется для построения правильной ориентации при торможении.
Очень хорошо была продемонстрирована работа парашютной системы, которая в конфигурации с двумя парашютами и двигателем мягкой посадки над кораблем была такой только на «Восходах».
При этом, конечно, были небольшие технические ошибки.
Во-первых, последняя команда на запуск ракеты подается поворотом одного механического ключа – т. н.
«ключ для запуска» Слова «Предварительный», «Промежуточный», «Основной», «Подъемный» (в фильме его не было) обозначают этапы увеличения тяги двигателя и выполняются ракетой самостоятельно.
Никаких переключений тумблеров, как в фильме, нет, и человек, произносящий эти слова, просто оповещает тех, кто не видит индикаторов на своем пульте.
Операции по пуску ракет семейства Р-7 в целом не изменились, и теперь поворачивают один и тот же ключ и произносят те же слова.
Вот видео самого запуска, на 9:57 откручивается предохранительный колпачок со стартового ключа.
Во-вторых, почему-то приводятся происшествия, которых не было на этом рейсе.
При торможении силовой отсек корабля не отделяется, как это было в реальном полете Гагарина, но о проблемах с разделением отсеков «Восхода-2» не упоминает ни Каманин, ни, что более важно, Черток, а ведь электрика была у него специальность.
Далее Кириллов (диктор) при записи сообщения о гибели космонавтов фактически пересказывает катастрофу Комарова на Союзе-1, что не очень уместно.
В-третьих, атмосферу в скафандре Леонов сбросил не случайно — конструкторы предусмотрели возможность снижения давления с 0,4 атмосферы до 0,27. Главным риском была кессонная болезнь — если бы в крови Леонова оставался азот, он мог вскипеть и заблокировать нормальное течение крови по сосудам.
Но к тому времени космонавты уже около часа дышали чистым кислородом, а азот уже исчез из крови.
К сожалению, в фильме это никак не объяснено, а с учетом того, что Леонов показан лихачом, игнорирующим правила, это выглядит хуже, чем могло бы.
В-четвертых, почему-то вместо правильного названия команд цикла приземления - «Спуск-1», «Спуск-2» и «Спуск-3» используется выражение «Цикл-4».
Индикаторы этапов снижения можно увидеть даже на крупном плане кабины.
Кабина, кстати, воссоздана очень точно.
В-пятых, отказ системы закрытия люка не подтвержден другими источниками, а, видимо, придуман для большего драматизма, а не для того, чтобы объяснить, что разворачиваться необходимо даже в случае нормального автоматического закрытия люка, потому что вы все равно нужно заходить в корабль ногами вперед (места просто не хватает).
В-шестых, авария беспилотного учебного корабля была слишком драматизирована.
В действительности «Космос-57» получал две одинаковые команды из двух разных наземных точек, которые, перекрывая друг друга, образовывали команду спуска.
А система аварийного подрыва, определив, что корабль садится не на территории СССР, взорвала его.
Эта история по-своему интересна, и жаль, что в фильме она не рассказана.
Далее процесс посадки корабля с «ошейником», который остается после сброса шлюзовой камеры, был опробован на беспилотном самолете-фоторазведчике, который приземлился вполне нормально.
Так что риск был меньше, чем показано в фильме, а инженеры и конструкторы знали больше.
В-седьмых, в фильме постоянно показаны антенны для связи в дальнем космосе.
Они, конечно, выглядят впечатляюще, но в кадре они выключены, а в реальности связь с космонавтами и прием телесигнала осуществлялись этими скромными, но по-своему красивыми четырехспиральными антеннами.
Телеметрические антенны «Трал» и космическое телевидение «Ястреб» и «Топаз-25», фото КИК СССР
А вот вращение корабля после сброса шлюзовой камеры было в действительности и почти дословно описано в дневниках Каманина.
Действительно, на этом не остановились, сэкономив запас сжатого газа в системе ориентации.
В фильме его, к сожалению, называют «топливным», что неверно, и эту сцену можно было бы представить более наглядно.
Повышенный расход газа был связан с тем, что для выхода «Леонова» в открытый космос кораблю необходимо было сохранять постоянное положение в космосе.
К сожалению, в фильме это никак не объясняется.
Занимательная физика
С физикой в фильме дела тоже не очень гладко.Во-первых, очень забавно наблюдать за тренировкой в самолете.
С одной стороны, парабола, в которой достигается искусственная невесомость, показана вполне достоверно; с другой стороны, максимальная продолжительность такой невесомости составляет примерно 30 секунд, и выполнить все операции за один сеанс физически невозможно.
Гонка со временем показана хорошо, но, увы, не реалистично.
Очень обидный ляп, вероятно, взят из попытки процитировать Аполлон-13. В ЦУП ходят разговоры, что при неправильной ориентации корабль отскочит от атмосферы и будет долго торчать в космосе.
Это физически невозможно – корабли «Восток» и «Восход» имеют сферический спускаемый аппарат и не создают никакой подъемной силы.
Если мы вошли в атмосферу, то всё, торможение и посадка.
Далее, даже если бы была такая подъемная сила, то с низкой круговой орбиты на ней можно было бы прыгать минуты и часы, а не дни, как в фильме.
А вот на траектории возвращения с Луны действительно запас энергии таков, что неправильные действия могут отправить корабль обратно в космос на очень долгое время.
В то же время существовала опасность неправильной ориентации — если бы космонавты ориентировались назад, они бы потратили топливо на подъем на орбиту.
И даже тогда оставался последний шанс – запасной твердотопливный двигатель, который находится над сферой спускаемого модуля.
В эпизоде с возвращением на корабль Леонов, слишком уж в стиле «Гравитации», летает вокруг корабля на невероятно большой скорости.
Скорее всего из-за концентрации драматизма скорости и импульсы были увеличены в несколько раз.
Именно этого, конечно, не произошло.
Кадр из третьего официального трейлера В то же время на самом деле возвращение назад было огромной проблемой, это известный факт. Также известно, что Леонов не сообщил о своих проблемах на землю, но полное радиомолчание с потерей визуальной видимости, заставляющее всех нервничать, – это опять же лишняя драматизация.
И, наконец, сцена торможения показывает, что создатели фильма не особо разбираются в баллистике.
В реальности на 17-м витке тормозной двигатель не включился из-за отказа системы солнечной ориентации.
Но связь с землей была, и космонавтам рекомендовали вручную приземлиться на 18 или 22 виток.
Астронавты прошли подготовку к ручной посадке и имели соответствующие инструменты.
Поэтому разговоры о героической смерти на орбите — оскорбительная чушь.
Кабина «Восход-2», фотография из книги К.
Гатланда «Космическая техника», ошибочно отнесена к кабине «Восход-1».
На фото выше круглый иллюминатор слева — «Взгляд» для построения посадочной ориентации.
Если корабль ориентирован правильно, то земля устремляется вверх, а на периферии аппарата имеется ровная линия горизонта.
Над «Взглядом» находится приборная панель, на которой виден земной шар.
На этом глобусе можно показать текущее положение корабля и точку, в которой корабль приземлится, если в эту секунду включить тормозной двигатель.
Несмотря на то, что глобус небольшой, прицелиться можно достаточно точно, с погрешностью в десятки, но не тысячи километров.
В фильме упущена еще одна очень важная вещь – нужно тормозить в нужный момент. Вы не можете сидеть и думать так, как это показано.
В действительности, по воспоминаниям Леонова, они действительно не могли правильно сориентировать корабль, находясь в люльке, и Беляев рулил, вылезая из люльки и лежа поперек Леонова.
Из-за этого они были вынуждены снова занять свои исходные места и не сразу завели двигатель, а в принципе сели примерно туда, куда шли.
Это можно было бы показать как драматический момент, но при максимальном реализме акценты были бы другими.
Драма с кислородом
Эпизод начинается с очевидной попытки процитировать Аполлон-13, когда ледяная вода разрывает либо корпус, либо что-то в электрической системе корабля.А вот если в "Аполлоне" это показано настоящая авария , то тут причина выдуманная.
В интервью сам Леонов причиной утечки воздуха из рубки назвал неравномерный прогрев корабля и перекос из-за этого люка.
Каманин и Черток вообще-то упоминают, что давление в системе наддува кислорода упало с 75 до 25 атмосфер, и это фактически была аварийная ситуация.
Но в реальной истории после встречи на командном пункте было решено ничего не делать — падение давления прекратилось, и запасов кислорода хватило до нормальной посадки на 17-ю витку.
Так что идея еще раз процитировать Аполлон-13 с разрезанием панели, чуть ли не созданием короткого замыкания и выдергиванием датчика в бессознательном состоянии оказалась так себе.
Моя главная претензия здесь в том, что вместо того, чтобы показать по-настоящему командную работу по выявлению и устранению проблем, нам показывают чудесное спасение экипажа от смертельной опасности.
Я уже не раз говорил, что фильмы и книги, основанные на реальных происшествиях, почему-то оказываются интереснее, чем основанные на вымышленных.
И драма могла бы быть представлена хорошо, даже если бы космонавты сидели, ждали и ничего не делали.
Поиск и спасение
Вероятно, моя самая большая претензия к фильму — это сцены после приземления.Судя по происходящему на экране, создается впечатление, что система поиска и спасения космонавтов в СССР никуда не годится, и Беляев и Леонов чудом снова спасаются.
Более того, на самом деле история была по-своему очень интересной.
Действительно, «Восход-2» приземлился в густом лесу к северу от Перми.
Но в СССР была система пеленгаторов и радаров контроля космического пространства, которые видели снижение корабля и обнаруживали его радиомаяки.
Местоположение корабля было известно с точностью до 50-70 км.
Но поисковые самолеты были дислоцированы в 600-800 километрах от места приземления и сразу добраться туда не смогли.
В Алматы сигнал космонавтов «ВН» (все хорошо) был принят на коротких волнах, поэтому командный пункт знал, что корабль приземлился, и с космонавтами почти наверняка все в порядке.
Беляев и Леонов действительно какое-то время были одни, но через четыре часа их заметил вертолет и сообщил:
Между деревнями Сороковая и Щучино в лесу мы видим красный парашют и двух космонавтов.К сожалению, из-за излишней драматизации фильм пытается рассказать совсем другую историю.Космонавты сидят и обедают. Корабль приземлился в густом лесу, вдали от населенных пунктов.
Кругом глубокий снег.
Но когда сцена фильма заканчивается обнаружением астронавтов, на самом деле начинается самое интересное.
Дело в том, что к Беляеву и Леонову просто никто не смог добраться - вертолет со спасателями не нашел поблизости посадочной площадки, а выдвигавшиеся на грузовике бойцы полка ПВО также не смогли быстро добраться до космонавтов.
В результате Беляеву и Леонову пришлось ночевать наедине.
На следующее утро ситуация тоже выглядела не так драматично, как в фильме:
Вижу возле корабля двух человек, один рубит дрова, другой поджигает, оба одеты в летную форму.В результате спасатели смогли добраться до «Восхода-2» только в 11:35 на второй день.
Но астронавты не решились эвакуировать вертолет по веревочной лестнице, а начали вырубать для него посадочную площадку.
Космонавты провели еще одну ночь в лесу.
Это не было особенно неудобно; им даже хижину построили, и с припасами проблем не было.
Но только утром третьего дня на лыжах Беляев и Леонов были наконец эвакуированы с места приземления.
А советские СМИ писали, что все это время они отдыхали на даче обкома партии :) Отдельная грустная история с эпизодом о радиолюбителе с Сахалина.
Теоретически он действительно мог услышать «Восход-2» за тысячи километров – это позволяет переотражение радиоволн от ионосферы на коротких волнах.
Но дальше начинается неприятная история в стиле «кровавой гэбни».
Учитывая, что в фильме не показаны последствия для радиолюбителя, при желании вполне можно подумать, что его посадили, а это никак не вяжется с героико-патриотическим пафосом фильма.
Вдвойне обидно смотреть на эту историю тем, кто видел смешной советский фильм «Корабль пришельцев» и уже успел пошутить над местным «метеорологом Мангуловым».
История с МСС
Кадр из второго официального трейлера Отдельная интересная история с Центром управления полетами, как он показан в фильме.
Увы, красивая картинка выше — копия американского Центра управления полетами.
Реально в советской космонавтике красивый зал ЦУП строился только для полета Союз-Аполлон.
Во время совместной миссии центр управления полетами не мог быть секретным, поэтому специально сделали большой и красивый зал с лучшим на то время оборудованием, чтобы было что показать.
А до этого полеты вполне успешно осуществлялись по несколько иной идеологии.
В СССР основой был измерительный пункт ИП-1 на Байконуре, а пуск ракеты фиксировался в таких кунгах телеметрической системы «Трал».
Кунговая система «Трал», фото с сайта КИК СССР
А сам ИП-1 представлял собой комплекс зданий, машин и антенн.
Кроме того, рядом со стартовой площадкой находится бункер, из которого осуществляется непосредственное управление запуском ракеты.
А Королев, Черток, Каманин и другие в момент полета находились на Байконуре.
Общий вид ИП-1, фото КИК СССР.
Также в Москве существовал конференц-центр в НИИ-4, совмещавший функции вычислительного центра и центра управления полетами.
Здание НИИ-4, фото КИК СССР.
ЦВК рассчитывал параметры орбиты, формировал команды для передачи на корабль и целеуказание наземной технике – куда и когда повернуть антенну для контакта с кораблем.
Внутренняя организация помещения была настолько секретной, что на фотографиях и видео сейчас можно встретить лишь имитацию кинофильмов.
Вот как могла бы выглядеть работа ЦИК.
Фото РИА Новости/КИЦ СССР ЦУП, который мы сейчас знаем как ЦУП-Москва, возник в 1973-75 годах на базе КВЦ.
В принципе, никто не удосужился отразить эту специфику в фильме.
Немного астрономии
В фильме есть забавный астрономический ляп – в одном кадре Луна полная, в другом видна только половина диска.То есть Беляев и Леонов неделю летали бы по фазам Луны.
Если посмотреть на реальную фазу Луны в момент полета, то верен первый вариант – «Восход-2» стартовал в районе полнолуния.
Персонажи и атмосфера
Характеры космонавтов получились, на мой взгляд, почти карикатурными.Леонов постоянно нарушает все возможные правила, и ему все сходит с рук.
А Беляев показан настолько ярко выраженным меланхоликом, что диву даешься, как его вообще приняли в космонавты.
Удивительно, но несмотря на то, что фильм героический и трогательный, он получился мрачным.
Кажется, слишком много интриги и мало ярких моментов.
Даже радость в последней сцене затуманена эффектом старого фильма.
А финальная песня, которая действительно вызывает слезы на глазах, поется медленнее и как-то грустнее, чем в «Москве-Кассиопее».
Заключение
Несмотря на то, что во многих абзацах я указываю на недостатки и ошибки фильма, в целом он мне понравился, и, на мой взгляд, его стоит посмотреть хотя бы раз.Теги: #Научно-популярная #Космонавтика #кино #обзор #Леонов #история космонавтики #время первых #Восход-2 #Беляев
-
Ремонт Жесткого Диска
19 Oct, 24 -
Затмения — Отличные Управители
19 Oct, 24 -
Исповедь Одного It-Специалиста
19 Oct, 24 -
Превью Дизайна – 2
19 Oct, 24 -
Добро Пожаловать В Консерваторы
19 Oct, 24 -
Сапер На Движке Doom
19 Oct, 24