Palantir Technologies находится на третьем месте в список самых ценных стартапов мира – и при этом остается «темной лошадкой».
Многие вообще не слышали это имя, другие понятия не имеют, чем занимается компания, а третьи уверены, что именно она стоит за нашумевшей программой разведки PRISM. Обозреватель CPU Евгений Трифонов собрал все, что известно о самом загадочном из гигантов Долины.
Когда люди слышат о Palantir, первый вопрос, который приходит им в голову: «Чем вообще занимается компанияЭ»: общие термины, такие как «аналитика данных», настолько абстрактны, что почти ничего не говорят. Здесь невозможно получить полный ответ просто потому, что компания не имеет права рассказывать о большом количестве своих действий.
Но даже среди известных есть много интересного.
Как объясняет Сама компания, ее продукты Gotham и Metropolis позволяют аналитикам более эффективно работать с данными: проект не стремится доверить компьютеру сам анализ, а ориентирован на то, чтобы человек, сидящий за ним, работал максимально продуктивно.
Продукт в этом случае оказывается «прослойкой» между данными и человеком, удобным интерфейсом.
В своем приветственном ролике компания поясняет, что раньше в случае с данными приходилось оперировать такими понятиями, как «столбец», хотя гораздо удобнее использовать другие понятия, связанные с предметом анализа (например, «человек» «отношения» или «местоположение»).
И Palantir стремится к тому, чтобы клиенты могли думать не о вопросе совместимости десятков различных баз данных, а только о задачах, которые они хотят решить с помощью этих баз данных.
Но что это за вызовы и как они меняют мир? На своем веб-сайте компания тщательно изображает себя как «корпорацию добра»: она описывает, как ее продукция способствовала оказанию помощи пострадавшим от урагана «Сэнди», а на странице «Во что мы верим» прямо говорится: «Наша команда посвящена работая ради общего блага».
Ее штаб-квартира в Пало-Альто названа в честь Толкина Шира, и туда можно привозить собак, кататься на самокатах и нырять в разноцветные шарики — в общем, дружелюбие Google сочится отовсюду.
Однако в нить на Hacker News, где обсуждалась возможная связь Palantir и PRISM (Программа наблюдения Агентства национальной безопасности – прим.
ред.) , настроения комментаторов оказались противоположными.
Многие участники дискуссии воспринимают компанию как неприятную секретную организацию, работающую на спецслужбы: «она имеет большую власть над простыми гражданами, и при этом даже номинально не обязана им отчитываться», «как-то это сотрудники в Долине не тусуются с другими».
Один из комментаторов полушутя расшифровал аббревиатуру ПРИЗМА как «Повторный перехват метаданных общества Палантиром».
Откуда такое несоответствие изображений? На это отвечает история компании.
Прошлое
За время работы в PayPal Питер Тиль много узнал о методах борьбы с мошенничеством.В частности, уже тогда он осознал ключевой для Palantir момент: программы не могут справиться с мошенничеством самостоятельно (когда защита обеспечивается одним и тем же алгоритмом, злоумышленники со временем находят способы его обойти), но могут кардинально облегчить жизнь живым сотрудникам.
поддерживать порядок.
После того как PayPal была приобретена eBay в 2002 году, Тиль начал думать, что этот опыт можно применить и в других областях, например, в обнаружении террористических угроз (тема, которая в то время была чрезвычайно актуальной в США).
Вместе с тремя другими соучредителями он создал Палантир (название взято у Толкина: в его книгах «палантирами» называют камни, позволяющие видеть происходящее в другом месте).
Как утверждает Forbes тогда было сложно, чтобы люди, борющиеся с терроризмом, не были склонны доверять молодым стартапам — поэтому для представительских целей нужен был кто-то более авторитетный, и Тиль вспомнил об Алексе Карпе, которого знал еще со времен их совместной учебы в Стэнфорде.
Карп должен был временно возглавить Palantir (у него нет ни степени MBA, ни технического образования), но он показал себя гораздо лучше, чем считали впоследствии кандидаты, и в итоге остался главой компании.
Дела пошли лучше, и компания получила инвестиции от In-Q-Tel, венчурного подразделения ЦРУ.
Однако, начав работать со спецслужбами, она сразу же столкнулась с неожиданными трудностями: если в PayPal все данные были в упорядоченном виде, то здесь ей приходилось иметь дело с массой разных баз данных и форматов, и все это нужно было объединить для конечный пользователь.
При этом из-за разных уровней доступа к данным было необходимо, чтобы никто точно не увидел ничего, что не предназначалось его глазам.
Это усложнило задачу, но увеличило эффект. Когда Palantir научился объединять разные данные, чтобы ими можно было легко управлять через один интерфейс, это способствовало синергии: теперь разные отделы по договоренности могли легко дополнять данные друг друга.
Помогло и то, что разработки компании позволили практически мгновенно получить ответ на запрос, который раньше требовал ожидания: стало легко уточнять формулировку запроса столько раз, сколько необходимо.
В результате, хотя мы и не знаем большинства деталей работы компании для государственных организаций (она даже не имеет права оглашать список этих организаций), очевидно, что сотрудничество было чрезвычайно успешным: в частности С помощью разработок Palantir были выявлены китайские операции киберразведки Ghostnet и Shadow Network. Помимо США, Palantir сотрудничает с другими странами, входящими в альянс.
Пять глаз », а в США оно стало ассоциироваться не только с разведкой: к его инструментам, например, каждый день прибегает полиция Лос-Анджелеса.
При этом в компании заявили, что гражданские права и свободы для нее чрезвычайно важны.
Тиль — известный либертарианец, от которого было бы странно услышать что-то иное, а Карп, выступавший против правительственной слежки за гражданскими лицами, также утверждает, что компания регулярно отказывается от выгодных заказов «по этическим соображениям».
По его словам, гарантом надежности Palantir является то, что абсолютно любое действие любого сотрудника навсегда фиксируется в журнале без возможности удаления, поэтому здесь все тайное действительно должно стать явным.
В 2010 году компания, ранее сотрудничавшая только с государством, начала покорять корпоративный сектор, что позволило ей в некоторой степени дистанцироваться от политики.
Однако в 2011 году пресса утечка информация о том, что она участвовала в секретной кампании против Wikileaks и журналиста Гленна Гринвальда.
Алекс Карп сразу заявил, что это решение одного сотрудника, вопреки позиции компании, извинился, а также внедрил в компании систему Batphone: с ее помощью любой сотрудник мог анонимно сообщить начальству о любом замеченном проявлении незаконных действий.
отступление от этических норм.
Вопросы возникли и в 2013 году после разоблачений Сноудена, хотя среди его утечек не было ничего, прямо компрометирующего компанию (стоит отметить, что во многих случаях АНБ использует секретные версии вместо реальных названий сотрудничающих организаций, поэтому утечка не компрометирует их).
Алекс Карп Пользователи заметил , что среди разработок Palantir есть название Prism. Компания в спешке заявил , что совпадение с названием разведывательной программы PRISM совершенно случайно, но не все были убеждены: поскольку она помогает спецслужбам обрабатывать гигантские объемы данных, это делает ее наиболее очевидным кандидатом для такой задачи.
В январе 2015 года случилось новая утечка.
Ничего шокирующего в этом не было, но был интересный факт. Ранее было известно, что армия США пыталась разработать собственную систему для работы с данными Distributed Common Ground System, потратив $2,3 млрд — причем в утечку попали данные внутреннего опроса, в котором 96% респондентов отдали предпочтение Palantir. Альтернативное развитие Оказалось, что не может конкурировать с простотой подписи, которая отличает продукты Palantir от многих других инструментов обработки данных.
Сейчас компания продолжает стремительно расти: в этом году она Оказалось, что оценивается в 15 миллиардов долларов, и купил Стартап электронной коммерции Fancy That, который поможет вам привлечь ритейлеров в качестве клиентов.
Компания пока не планирует IPO — как поясняет Карп, ее публичный характер помешал бы ей выполнить поставленные задачи.
Будущее
Невозможно с уверенностью ответить на вопрос, насколько на самом деле важны гражданские права для компании и помогает ли она спецслужбам их нарушать.Но есть еще один вопрос, не менее интересный.
Если даже армия с огромным бюджетом не справилась с попыткой создания конкурентоспособного продукта, это ставит американские правительственные организации в зависимость от Palantir: у них гигантские объемы данных, острая необходимость их обработки, они сами не могут справиться с этой задачей.
, и теперь только Palantir может достаточно эффективно им помочь.
Нет сомнений в том, что в ближайшие годы мир станет только более ориентированным на данные, роль Palantir в деятельности этих организаций возрастет, и все больше ключевых вещей станет невозможным без ее участия.
-
Работа Тестировщиком Игр
19 Oct, 24 -
Что Вы Делаете Со Скучными Проектами?
19 Oct, 24 -
Netapp Ontap И Vmware Vvol
19 Oct, 24 -
Как Amazon Влияет На Платежи
19 Oct, 24 -
Оао «Ржд» Подало Иск Против Apple
19 Oct, 24 -
Digg Назвал 10 Финалистов Конкурса Digg Api
19 Oct, 24