Достижения в области искусственного интеллекта у всех на слуху, объем рынка оценивается в 1,2 триллиона долларов США к концу 2018 года.
В пятилетней перспективе большинство экспертов говорят об увеличении рынка почти на порядок.
И вот очень лаконичный факт – количество патентов только по точному запросу в названии «искусственный интеллект»/искусственный интеллект, т.е.
даже без учёта аналогичных терминов «нейронная сеть», «машинное обучение» и т.п.
, по состоянию на начало ноября 2018:
- Гугл (Алфавит) – 1 430 патенты,
- Яблоко - 592 патент,
- Китай всего - подробнее 7 000 патенты,
- Всего в мире - более 100 тысяч патентов (эти и подобные данные можно увидеть и проанализировать на открытом ресурсе Google Patent или других агрегаторах).
- Россия - 17 патенты (база данных Роспатента, также находится в открытом доступе), содержащие термин «искусственный интеллект» в названии и 657 патенты (в том числе находящиеся на рассмотрении и аннулированные), содержащие в описании термин «искусственный интеллект».
Более того, изобретение может лежать в совершенно другой области и просто использовать любые существующие модули искусственного интеллекта.
Например, «Нефтяная скважина с искусственным интеллектом» (что бы это ни значило), где последний упоминается лишь как способ управления регулированием давления.
То есть государство в связке: «искусственный интеллект – интеллектуальная собственность – правовая защита – коммерциализация технологий – потеря рынков» – это не то чтобы не очень хорошо – оно очень-очень плохой.
Помощь можно пропустить про искусственный интеллект (далее ИИ).
Области возможного применения ИИ перечислены в огромном количестве статей и, наверное, проще сказать, какие отрасли не пострадают в будущем, поскольку их будет очень мало.
Лишь среди существующих проектов и только в финансовом секторе можно отметить следующие: ВТБ запустил кросс-канальную систему борьбы с мошенничеством на основе методов искусственного интеллекта; Альфа-Банк предлагает трейдерам торговых роботов, а Сбербанк представил «Железную леди», которая обзванивает клиентов-должников.
В обрабатывающих отраслях разработки ИИ используются, например, в целях: оптимизации производства, управления логистикой и запасами, информационной безопасности и электронной коммерции, управления персоналом и маркетинга, снижения количества дефектов и рекламаций.
В ИТ-сфере способов использования ИИ, конечно, еще больше, и только, например, рынок «умных колонок» значительно вырос в 2018 году, при этом прогнозируется, что через 5-10 лет эти устройства станут так же необходим в быту, как холодильник или стиральная машина.
Весьма значительные достижения в сфере здравоохранения, например, в использовании нейросетевых алгоритмов для диагностики заболеваний и научных исследований, связанных с анализом больших объемов данных.
В мире
ИИ — одна из ключевых технологий будущего.С его использованием только в ближайшие 5-10 лет существенно изменится облик многих отраслей и откроются огромные рынки.
А для некоторых рынки закроются.
Я бы сформулировал проблему применительно к интересам российских или хотя бы условно российских компаний, проектов, стартапов так: мин — необходимо в ближайшие несколько лет обеспечить хотя бы внутренний рынок хотя бы на существующем уровне; Макс — возможно, имеет смысл полностью инвестировать хотя бы в некоторые направления ИИ (исследования, систематизацию, финансирование, конечно), т.к.
еще существует значительная возможность выхода на целые сектора внешнего рынка.
Еще раз об Опасности!
Почему эту проблему сейчас не так просто решить? Еще немного скучной статистики — просто сумма запросов «искусственный интеллект»/искусственный интеллект, «нейронная сеть»/нейронные сети, «машинное обучение»/машинное обучение:- Всего в мире - 1,2 миллионов патентов,
- Мать Русь - 657+1891+745 патенты (там просто есть упоминание этих терминов),
- США - 533 635 патенты,
- Япония - 67 853 патент,
- Корпорация IBM - 4 396 патентов, то есть у одной компании их больше, чем у всех в России, что очень печально.
Каждый патент является монополистом на свои идеи и технологии, хотя и в относительно узком секторе технологий, определяемом формулой изобретения, с типичным сроком действия 20 лет. Защита программных продуктов (а зачастую и ИИ) посредством государственной регистрации программ и баз ВМ без патентования или в качестве коммерческой тайны (ноу-хау), как показывает мировая практика, зачастую неэффективна в сферах, связанных с разработкой программного обеспечения.
Это может показаться парадоксом, поскольку зачастую именно в области программного обеспечения технология успевает быть разработанной, примененной и замененной на более совершенную до того, как на нее будет получен патент, т.к.
в некоторых странах процедура получения патент может занять несколько лет. Однако, защитив определенное перспективное направление несколькими сотнями, а то и тысячами патентов, можно уже не беспокоиться о том, что сюда вмешаются конкуренты, по крайней мере большинство из них, и спокойно развиваются, например, уже в режиме ноу-хау.
В то же время в большинстве европейских стран (участниц Европейской патентной конвенции, ЕПК) и в России патенты на изобретения и полезные модели не могут быть формально использованы для целей регистрации программных продуктов.
Однако патенты на вычислительные идеи действуют в США, Южной Корее и ряде других стран, изначально обеспечивая преимущество как минимум отсутствия препятствий для государственной регистрации, что вновь увеличивает шансы резидентов, обеспечивая глобальный приоритет идеи.
.
Но! Как в России, так и в странах-членах ЕПК существуют достаточно многочисленные прецеденты получения патентов на изобретения программных продуктов в виде методов, технических устройств и т.п.
, то есть путем адаптации к формальным требованиям законодательства.
По принципу «если не можешь, но очень хочешь, то можешь».
Часто это необходимо, и все это делают.
Теперь об Опасности!
Собственно, патентная стратегия корпораций-гигантов примерно одинакова, будь то в области мобильных устройств, искусственного интеллекта или других высоких технологий, и в то же время она эффективна, как и колонизация Америки: сначала «застолбить» максимальную долю рынка, патентуя все, что можно, а потом придумывая, где копнуть глубже, где от этого отказаться, где оставить за ненадобностью.Разумеется, этим занимаются высококвалифицированные специалисты, а точнее, целые подразделения юристов, инженеров и экономистов, закаленные в войнах с конкурентами и патентными троллями.
Оспорить такой патент, даже если он действителен в «незападной» стране и даже если он не особо интересен корпорации, не под силу и не по карману большинству средних и мелких компаний.
Особенно из «незападных» стран – Азии, Южной Америки и России, конечно.
Следует отметить, что, например, Китай выстроил эффективную систему защиты как своих внутренних рынков, так и своих компаний, выходящих (и успешно выходящих) на внешний рынок, во многом благодаря усилиям на государственном уровне, и есть повод принять меры.
свой опыт на вооружение.
Вера и надежда.
Конкурировать с иностранными корпорациями по количеству патентов очень дорого и может быть не очень эффективно в количественном отношении.
Однако имеет смысл изучить их патентную стратегию, агрессивную и хорошо систематизированную по отношению ко всем категориям конкурентов, от одиночных стартапов до целых государств, и разработать эффективную контрстратегию, включающую защиту интеллектуальной собственности хотя бы в территории своей родной страны.
Потому что если этого не сделать, то рынок ИИ, как внешний, так и внутренний, будет для нас потерян, впрочем, как и многие другие.
печенье
В итоге, чтобы внести свой посильный вклад в далекую победу родного Скайнета над супостатом - очень кратко, рекомендации специалистам, по умолчанию создателям качественного ИИ-продукта, которые не совсем разбираются (ключевое слово) Что с этим делать.В любом случае, практика последних лет такова, что при прочих равных условиях суды в сфере интеллектуальной собственности встают на сторону автора-исполнителя, так что статистика тоже на вашей стороне.
Итак, если вы:
- Одинокий, но умный программист-фрилансер и т. д. — регистрируйте свою интеллектуальную собственность хотя бы как программу ВМ или базу данных, теперь это можно сделать не выходя из дома, например, на сайте gosuslugi.ru, самостоятельно и за небольшую госпошлину.
Это не совет периодически обдирать клиента, это напоминание о том, что если он вдруг продаст вашу красоту за большие-большие деньги, то он вас не забудет. Автор и правообладатель — не всегда одно и то же, но об этом в следующий раз.
- Участник-руководитель стартапа, небольшой, но перспективной компании - пункт 1 + режим коммерческой тайны, хоть сколько можно, хотя бы для ключевых систем; Даже если вы специалист по данным, вы вряд ли представляете, насколько тщательно неортодоксальные алгоритмы прочесывают сеть (и да, Рунет) в поисках интересных идей и с какой легкостью они их перехватывают. Если есть возможность, подайте заявку на изобретение или хотя бы полезную модель, естественно, не раскрывая своего ноу-хау.
Это несколько сложнее, чем регистрация программ ЭVM, но вполне возможно самостоятельно; данных на сайте Роспатента (клянусь, это не реклама его) вполне достаточно.
И услуги профессиональных юристов в этой сфере сейчас вполне доступны.
- Руководитель, топ-менеджер крупной IT-компании - я польщен, держитесь!
- ИТ-сотрудник средней компании - пункт 1+пункт 2, но здесь, как правило, все осложняется тем, что сотрудникам на подпись дают кучу бумаг о том, что все созданное.
является официальным.
и т. д., так что здесь желательно соблюдать баланс своих интересов и закона в своих интересах.
И о стратегиях компаний по защите своего интеллектуального капитала тоже.
Теги: #искусственный интеллект #машинное обучение #наука о данных #управление сообществом #интеллектуальная собственность #венчурные инвестиции #нейронные сети #патентная стратегия
-
Будущее Книг. 2018 Год
19 Oct, 24 -
Настройка Iptv В Openwrt Asus Rt-N13U
19 Oct, 24 -
Вопрос Из Itquiz V2.0
19 Oct, 24