Хабраинтервью С Александром Зудиным (Paragon Software)

На вопросы Аудитории Хабрахабра ответил Александр Зудин, руководитель направления интеллектуальных мобильных устройств компании Paragon Software. Вот уже 15 лет они делают ПО для различных мобильных платформ.

Многие помнят свою русификацию Newton (в интервью рассказывается о том, как они получили доступ к ядру операционной системы от Apple).

Мы попросили Александра поделиться мнением о том, куда сейчас движется рынок, почему среди мобильных платформ такой хаос и когда закончатся бесконечные технологические революции.

Как вы оцениваете деятельность Google на рынке операционных систем и, в частности, мобильных устройств? Мы должны четко осознавать задачи, которые Google ставит перед собой на рынке мобильных устройств.

Первоочередная задача по минимизации доли конкурирующих платформ и очистке рынка пока выполняется исключительно успешно.

Однако это не самоцель.

Google нацелен на рынок мобильной и геотаргетинговой рекламы, а также мобильных сервисов — эти цели достаточно далеки от целей производителей мобильного оборудования.

Все помнят пример проблем со второй версией ОС Android, для которой у первых моделей просто не хватало памяти.

И это лишь верхушка айсберга противоречий между производителями железа и Google. Исторически на мобильном рынке добились успеха только производители, предлагающие «коктейль» из программного и аппаратного обеспечения в одном стакане — Apple Newton, RIM (BlackBerry), Palm, Nokia, теперь Apple. Android пока не вписывается в эти рамки, и сейчас очень сложно предсказать его будущее.

Современный мобильный рынок настолько непредсказуем, что, думаю, сама Google не имеет четкой стратегии даже на два года вперед и действует скорее по «фактической погоде», четко понимая, что для нее очевидные деньги заключаются в расширении своей чрезвычайной успешный рекламный и поисковый бизнес в мобильную экосистему.

Это огромный рынок, превосходящий любые мыслимые доходы производителей железа.

Кроме того, у Google колоссальная фора на этом рынке.

Не думаю, что полная ясность наступит раньше, чем прояснится судьба Nokia, которая также очень активно пытается перейти из области производства оборудования в область услуг и связанной с ними экосистемы.

Любые прогнозы в этой области на сегодня я бы приравнял к прогнозам стоимости нефти или курса евро.

Какая из операционных систем, для которых создано программное обеспечение Paragon, по вашему мнению, наиболее перспективна? Может Андроид? Трудно об этом говорить.

Еще в феврале 2010 года никто не мог предсказать смерть Windows Mobile, так долго занимавшей значительную часть рынка.

Сегодня мало кто может с уверенностью сказать, что, например, через 2 года телефоны Symbian останутся на рынке или, например, iPhone не разделит участь некогда суперпопулярной Palm OS, а также очень яркой, но короткая жизнь Sony Ericsson. Правильнее делать ПО для всех мобильных платформ — это существенно снижает рентабельность бизнеса, но гарантирует, что лидер рынка не останется без внимания.

Планируется ли выпуск продуктов для webOS? Если да, то когда, если нет – почему? К сожалению нет. Это не имеет экономического смысла.

Количество устройств и потенциальный рынок слишком малы.

Мы просто не сможем заработать, что, учитывая нашу крайне осторожную стратегию, равносильно кресту на платформе.

Как вы оцениваете перспективы рынка мобильного ПО? В среднесрочной перспективе – крайне сдержанно.

Проблема в том, что мобильный рынок крайне нестабилен — прослеживается явная тенденция к почти полной смене правил игры каждые два года.

Это не позволяет строить минимально устойчивые бизнес-процессы, а, скорее, сводит позиции игроков на этом рынке к тактике выживания и ожиданиям стабилизации.

Если еще пару лет назад казалось, что равновесие более-менее найдено, то сейчас очевидно, что на рынке происходит полная перестройка без всякого намека на постоянство.

Ни одна из нынешних мобильных платформ не имеет модели устойчивого развития, которая, как известно, будет работать в течение следующих двух-трех лет. Радует лишь то, что революция, происходящая на рынке мобильной связи, свидетельствует о фактическом начале взрывного роста рынка и переходе его в категорию массового рынка.

В долгосрочной перспективе игроки, которым удастся занять значительный сегмент мобильного рынка, смогут рассчитывать на ощутимый рост за счет его масштабного расширения.

Понимая, что на рынке сейчас в среднем 9-10 мобильных платформ (Windows Mobile, Palm/Webos, Java, Symbian, Bada, iOs, BlackBerry, Android, MeeGo), можно смело ожидать кратного увеличения доли конкретной платформы, когда рынок стабилизируется на одной-двух основных.

Сейчас, с моей точки зрения, наиболее правильной на мобильном рынке является тактика среднесрочного инвестирования, которую реализует компания Paragon Software. Мы вывели, математически говоря, лемму Парагона.

В нем говорится, что количество покупателей кроссплатформенного мобильного приложения существенно не меняется в течение достаточного периода времени, когда выходит новая платформа или умирает старая.

Происходит лишь перераспределение пользователей этого приложения между платформами.

Понимая это, а также тот факт, что смартфоны еще не стали массовым рынком, можно сказать, что перспективы очень хорошие.

Вопрос лишь в том, сколько времени и инвестиций потребуется для достижения хорошей прибыльности на мобильном рынке.

В вашей компании объем продаж мобильных платформ близок к объему продаж лицензий для настольных систем? С точностью до колебаний рынка на протяжении многих лет – сопоставимые значения.

Однако стоит отметить, что в последнее время мобильный бизнес привел нас к выходу на рынок электронных публикаций, который больше не ограничивается мобильными платформами, включая сегодня Mac OS, обычные системы Windows, а в ближайшем будущем и продукты для Linux, а также как онлайн-сервисы.

При этом доля выручки от мобильных продуктов в последние годы падает, а доля оборота приходится на подразделение SHDD (подразделение Smart Handheld Devices) Paragon Software, которое постоянно адаптируется к рынку и меняет фокус своей деятельности.

деятельности остается достаточно стабильной.

Как простому выпускнику МФТИ удалось добиться таких успехов? Может быть, вы сможете раскрыть секрет? Честно говоря, я далек от такой постановки вопроса.

У меня много однокурсников по курсу МФТИ, которые добились гораздо большего как с профессиональной, так и с коммерческой точки зрения.

У меня пока нет внутреннего ощущения, что мне удалось создать что-то уникальное или особенное.

Мы просто делаем то, чему нас научили в институте, а именно системное и прикладное программирование в проекции совершенно новой, мобильной экосистемы.

И это интересно.

И коммерческий аспект в этом смысле важен главным образом с точки зрения обеспечения роста наших возможностей, что позволит нам делать еще более интересные проекты.

У нас есть несколько долгосрочных исследовательских проектов, но результаты, которые мы имеем сегодня, еще далеки от тех, которые можно было бы назвать успехами.

Нам удалось создать стабильную и органично развивающуюся структуру, которая научилась адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации на мобильном рынке и, что немаловажно, является прибыльной, хотя и минимальной.

Однако мы до сих пор не можем построить устойчивую модель, которая обеспечивала бы нам стабильную, выше средней по рынку, рентабельность и позволяла бы говорить о значительной капитализации компании.

Успех ИТ-компании, с моей точки зрения, измеряется ее рыночной капитализацией, выраженной в любой форме: от частного предложения о покупке до публичной капитализации.

До этого, скорее всего, речь может идти только о субъективных мнениях или идеологических лозунгах.

Между тем оценки стоимости компании, которые мы получили с рынка в лице серьезных покупателей и инвесторов, отличаются в 2 и более раз от внутреннего видения стоимости.

Если нам удастся достичь баланса между рыночным спросом на активы компании и их внешней оценкой, это, в моем понимании, будет успехом.

Рынок пока не предоставляет такого индикатора успеха.

Как все началось? Ты закончил университет. как ты собрал команду? Какая программа была первой? Как вы заработали свои первые деньги? Как вам приходили идеи для ваших программ? Сама компания была основана студентами во время учебы в МФТИ.

Если говорить о мобильном направлении, то его инициатором стал Виктор Алексеевич Лопатин, который на тот момент работал в КАМИ.

В 1995 году, когда Paragon уже существовал, он пригласил нас поработать над русификацией Newton. Это был наш первый проект. Далее мы сделали русификацию, а затем просто органично продолжили работу над проектами для новых мобильных платформ, что привело нас к утилитам, распознаванию рукописного ввода и словарям.

Идея словарей для мобильных компьютеров, как и идея системы рукописного текста, пришла к нам из проектов, связанных с локализацией — все это требовалось для нормальной русификации мобильных устройств, поставляемых на российский рынок.

Это не так романтично, как может показаться, но серьезно работая над словарями, утилитами и распознаванием, мы продвинулись довольно далеко — сегодня Paragon занимает лидирующие позиции в этом технологическом сегменте рынка мобильного ПО.

Утилиты в основном созданы подразделением Epocware, которое разрабатывало программы для платформы Psion/EPOC. Функционала факса тогда не было, но добавив его в качестве прикладной программы, мы получили хороший пример того, как можно зарабатывать на этом рынке.

Вы начинали как разработчик? Потом они стали менеджерами программ? Расскажите нам о своей карьере.

Первоначально я писал программы для Newton и был единственным представителем нашего мобильного отдела.

До этого я писал программы на языке Ассемблера, работая в компании Физтехсофт. В частности, я написал калькулятор, входящий в состав PTS-DOS. А потом я стал идеологом и руководителем всех разработок, которые мы делаем на мобильных платформах, потому что мне это было интересно.

В то время Paragon была исключительно компанией по производству настольных компьютеров; все остальные ресурсы были заняты существующими проектами.

Я почему-то не помню обрусевшего Ньютона.

Если не ошибаюсь, Paragon всю распознавание текста делал на Ньютоне, и там оно работало как шарм - мне кажется, что до сих пор никто не смог переплюнуть интерфейс Ньютона при работе с рукописным текстом? Здесь нужно отделить мух от котлет: Ньютон на уровне платформы русифицировать было очень сложно.

У меня есть старый друг Ричард Норткотт, глава и владелец японской компании Enfour. Они всегда были очень близки к Apple, поскольку внесли основной вклад в создание первых японских шрифтов для Mac. Apple — ужасно закрытая организация, и Ричард был единственным человеком в мире, которому удалось убедить их предоставить ему доступ к ядру ОС Newton и локализовать его.

На основе его «заплатки» мы сделали ядро русской локализации.

Только этот «патч» позволил полностью перевести интерфейс.

Сама Apple не делала ни японскую, ни русскую локализацию Newton — их сделали Enfour и Paragon соответственно на основе патча, разработанного Enfour. Что касается системы распознавания, то английскую версию для Ньютона сделала не компания «Парагон», а «Параграф» — названия схожи и из-за этого мы часто путаемся.

Их система называется Calligrapher, а наша — PenReader. Русской версии Calligrapher на тот момент не существовало, и мы приступили к созданию системы распознавания русского рукописного текста, взяв на себя Paragon, с помощью Виктора Алексеевича Лопатина, одного из инженеров команды, занимавшейся проблемами рукописного текста.

признание еще в Институте точной механики.

Работа этой команды легла в основу системы «Параграф».

Что касается интерфейса Newton, то я бы не сказал, что он очень удобен.

Спустя годы становится ясно, что любой перьевой интерфейс не очень удобен.

Newton, скорее всего, был прорывом, который Apple смогла воплотить в iPhone. Но на тот момент не было ни технологии, ни элементной базы, на которой можно было бы реализовать в iPhone то, что сейчас делает Apple. Вы русифицировали ОС Newton, сделали рукописный ввод на планшетном ПК Microsoft в 2004 году и теперь работаете с Apple iPad. Вам не кажется, что история развивается по спирали и iPad — это в некотором роде повторение старых идей? Paragon — технологическая компания.

Основой наших продуктов как в направлении системных утилит, так и в направлении мобильного бизнеса являются технологии.

PenReader — наша ключевая технология, основная цель которой — добиться лучшего в мире качества распознавания естественного (слитного), живого (то есть полученного от ручки, а не от сканера) рукописного текста.

Платформы приходят и уходят. Наша цель — стать технологическим лидером в этой области.

Мы активно работаем с широким кругом клиентов, которым необходимы технологии распознавания и анализа рукописного текста: от организаций, занимающихся изучением особенностей человеческого почерка для различных целей (образовательные организации, правоохранительные органы), до автопроизводителей, которым необходимы наши уникальные технологические возможности.

Для нас также важны розничные продукты — мы выпускали и будем выпускать их для всех новых платформ.

Этим летом должна выйти долгожданная версия для Symbian, версия для Android и, конечно же, для iPad и iPhone. Правда, в последних двух функционал будет ограничен, так как iOS — очень закрытая система, в отличие от Android. В него очень сложно интегрировать распознавание рукописного ввода.

Что касается спирали развития, я думаю, что реальность такова, что ни Apple, ни Google, ни кто-либо другой не знает ситуации заранее.

На данный момент можно утверждать, что идея Tablet PC полностью провалилась в том виде, в котором ее когда-то с помпой преподнес Билл Гейтс.

Следует понимать, что iPad – это не планшет в классическом понимании.

Это устройство, хотя технически это всего лишь более крупный iPhone, в первую очередь нацелено на растущие рыночные ниши, такие как устройства для чтения книг и некоторые варианты использования домашних ноутбуков.

Все остальное — лишь ожидания Apple, а также Google, которые пытаются найти тренд на рынке планшетов.

Текущие показатели продаж Apple пока не могут служить подтверждением того, что правильное решение найдено.

Я бы сказал, что рынок активно ищет новые форм-факторы.

О результатах говорить пока рано.

С моей точки зрения, «эпидемия планшетов» — это отголосок мобильной революции, которая происходит сейчас.

Рынок настолько жаждет мобильных инноваций, что вынуждает компании проявлять активность даже в смежных с мобильными сегментах, что приводит к следующему витку «гонки планшетов».

Я думаю, что подвижная спираль, по крайней мере, что касается операционных систем, имеет простой конец, называемый топливным элементом.

Если убрать ограничение, налагаемое временем автономной работы и последующее ограничение мощности процессора, вопрос, какая мобильная ОС лучше, отпадет сам собой.

Поскольку почти все известные беды мобильных ОС основаны на ограничениях, налагаемых временем автономной работы или процессором/памятью, которые опять-таки сокращают его.

Проблема интерфейса и удобства использования мобильных устройств, связанная с небольшим размером экрана, будет быстро решена, как и в случае с Mac OS/Windows. Кроме того, рынок очень быстро стандартизируется — останется только одна или две, а точнее, как в случае с Windows, одна доминирующая ОС.

Вокруг него уже будет выстроена экосистема, известная нам по «настольному миру» — именно здесь развитие пойдет семимильными шагами, а не будет блуждать по дремучему лесу медленной эволюции, как это происходит сейчас.

Все это грозит неминуемой гибелью всем мобильным монстрам современности (Apple, BlackBerry, Nokia, Samsung), но пользователи от этого только выиграют. Единственный вопрос заключается в том, когда топливные элементы станут достаточно приемлемыми для рынка, чтобы их можно было широко использовать в мобильных телефонах.

Какими мобильными устройствами пользуетесь лично вы? Ноутбук Lenovo X200Tablet и Nokia E71. Если с ноутбуком все понятно, замену которому пока никто не придумал, то Е71 на сегодняшний день (за исключением Е72, который, по сути, является немного улучшенной версией Е71) по-прежнему остается лучшим телефоном, с моей точки зрения.

Я до сих пор не понимаю смысла айфона, да и многих других телефонов, на которых я не могу одновременно работать со своей почтой в рабочем Outlook, писать СМС, смотреть трафик яндекса или гугла за границей, слушать команды Ovi Maps, смотреть в открытом gmail , а заодно «пообщаться» с кем-нибудь по скайпу, находясь в пробке.

Да, все это вместе может иногда перегружать телефон, но мне также нравится, что он прекрасно синхронизируется через Bluetooth со встроенной телефонной системой в моей машине (чего мне не удалось достичь с другими телефонами).

Полностью могу управлять им с руля (кроме поиска сложных контактов), заряд держит, сигнал принимает хорошо, падает на бетонный пол или в снег практически без последствий, микрофон не портится от съемки с близкого расстояния когда кто-то звонит мне во время тренировки.

Хотя я четко осознаю его недостатки, в настоящее время я не вижу альтернативы, которая была бы значительно лучше.

Недавно, находясь в нашем американском офисе и заходя в Apple Store, я чуть не поддался истерике вокруг iPhone 4G. Однако на тот момент была только возможность предзаказа, и мне хватило 10 минут, чтобы потерять интерес к этой идее.

Жена хочет iPhone 4G, но это, мне кажется, стопроцентная тяга женщины к модным аксессуарам, а не осознанный выбор.

Пока, к сожалению, я даже не вижу устройства, которое могло бы заменить Е71. Возможно, клавиатурная версия N8, но точно не Android - души к ней не лежит. Из прототипов, с которыми я работал, меня очень впечатлил Samsung Wave. В основном из-за фантастического экрана.

Сейчас мы ведем достаточно активную разработку платформы Bada. Если получится собрать полный набор нужных мне утилит (с Бадой пока даже не пробовал играть), а именно: нормальный календарь, браузер, мобильный клиент Outlook, Skype, Яндекс и Google Maps, вменяемый аналог OVI карты, ОТА-синхронизация контактов и календаря — не исключаю, что впервые в жизни у меня появится телефон Samsung. Теги: #Android #ipad #Paragon Software #Čulan #Apple Newton #Александр Зудин #iPhone 4G #Nokia E71

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.