«Главное — Чтобы Рок-Н-Ролл Был В Крови»: Как Устроены Креативные Отделы В Московских Рекламных Агентствах

PR-менеджер школы креативного мышления ИКРА Анастасия Аликимович узнала у креативных директоров российских рекламных агентств, как устроена работа в их командах.

Представители компаний рассказали о работе над заданиями, дисциплине, профессиональном росте сотрудников и стимуляторах вдохновения.



«Главное — чтобы рок-н-ролл был в крови»: как устроены креативные отделы в московских рекламных агентствах



«Главное — чтобы рок-н-ролл был в крови»: как устроены креативные отделы в московских рекламных агентствах

PR-менеджер школы креативного мышления «ИКРА» Анастасия Аликимович В сентябре 2016 года мы запустили проект IKRA FM. Мы посетили рекламные агентства, пообщались и узнали, как работают внутренние процессы.

Оказалось, что все происходит совершенно по-другому: от распределения ролей до работы над брифом клиента и поиска вдохновения.



Близость



«Главное — чтобы рок-н-ролл был в крови»: как устроены креативные отделы в московских рекламных агентствах

Исполняющий обязанности креативного директора Proximity Илья Андреев

Иерархия

Интересно и полезно создавать иерархию, когда в отделе работает более 50 человек.

В относительно небольшом креативном отделе, таком как наш, где работают 15 человек, иерархия скорее принесет вред. В командах, где все видно, лучше держать структуру как можно ближе к горизонтальной.

Иерархия такого масштаба обычно просто не нужна и не работает.

Работа вне офиса и дисциплина

В «Проксимити» не запрещено работать вне офиса, но мы пока активно не практикуем такой вариант. Наш день очень динамичен, плотность общения высока, и нам удобнее локализоваться в одном месте.

Я не против работы вне офиса.

Вероятно, в самое ближайшее время доля удаленной работы вырастет. И пусть растет, отлично.

Это означает, что мы научимся использовать это в своих интересах.

Работа вне офиса — это система, требующая очень тонкой настройки.

Я уверен, что в чистом виде это невозможно.

Все-таки в какой-то момент живым людям необходимо увидеться в одной комнате.

Но инструментов для удаленной совместной работы существует множество и они совершенствуются.

Видеоконференция для четырех человек уже около 15 лет не звучит как научная фантастика.

Но главный лайфхак не в области инструментов и возможностей.

Он такой — надо формировать культуру ответственного труда: сказал, что сделаешь работу к 14:00, потом сделай ее к 14:00. Если не получится, предупредите и предупредите.

Главное правило дисциплины одно: ваши действия должны помогать, а не мешать командной работе.

То есть вам просто нужно сдавать работу вовремя, не опаздывать на встречи и заблаговременно предупреждать об изменении планов.

Это мегаочевидно, но мало кто так делает. Организовать себя очень просто: нужно договориться, что нужно сдавать работу вовремя, не опаздывать на встречи и заранее предупреждать об изменении планов.

Мне кажется, здесь важна роль лидера.

Он должен быть первым, кто сделает все упомянутое выше.

И если вы попытаетесь вести себя так каждый день в течение трех-пяти лет, все начнет получаться.



Трусы

В среднем на один креатив приходится от двух до четырех больших брифов и бесчисленное множество маленьких.

Процесс состоит из следующих шагов:

  • Брифинг.

    Здесь нам всегда помогает вклад коммуникативного или бренд-стратега и медиапланировщика.

  • Первый раунд идей на основе брифинга.

  • Внутренняя проверка с творческой командой.

  • Обзор со стратегической командой и командой обслуживания клиентов.

  • Второй раунд идей.

    Если мы понимаем, что качество концепций еще не соответствует нашим стандартам или у нас есть роскошь второго раунда идей, мы делаем это.

  • Второй внутренний обзор с творческой командой.

  • Второй обзор со стратегической командой и командой обслуживания клиентов.

  • Подробное исследование.

    К этому моменту в 99% случаев у нас появляется несколько идей, и мы начинаем их детально разрабатывать и реализовывать в русла.

  • Создание презентации.

    По завершении этой работы мы оформляем идею в презентацию.

  • Презентация клиенту.

    Стадия кульминации.

Мы изо всех сил стараемся придерживаться принципа специализации: нам нравится сосредотачиваться на своей работе и очень не нравится делать работу, которая нам не принадлежит. Например, поиск идей должен лечь на плечи стратегов, аналитиков и специалистов по данным, но определенно не на творческую команду.



Профессиональный рост копирайтеров

В случае с нашим агентством, я думаю, как и везде в мире, младшему копирайтеру в вакууме при стечении обстоятельств понадобится 12-15 лет, чтобы стать креативным директором.



Традиции и стимуляторы вдохновения

Креативный отдел собирается раз в месяц на творческий завтрак PRX. Это и тимбилдинг, и образовательная встреча.

За завтраками обсуждаем новости и работу на месяц.

Некоторые ребята рассказывают о том, что было бы интересно всем.

Например, один расскажет о наследии Рафаэля, другой — об отдельных трекерах медицинских показателей, третий — о культуре DIY-журналов, четвертый — о том, что такое Li-Fi. С завтрака каждый уходит с чувством принадлежности к большому коллективу и с пищей для размышлений.



Красные Кеды



«Главное — чтобы рок-н-ролл был в крови»: как устроены креативные отделы в московских рекламных агентствах

Креативный директор Red Keds Валерий Волчецкий

Иерархия

Есть креативный директор, который отвечает за любую творческую составляющую, и директор по дизайну, который отвечает за то, чтобы картинка была в лучшем виде.

Есть копирайтеры и дизайнеры, но наша работа разделена на группы, поэтому креативный отдел существует как место встречи сотрудников друг с другом.

Люди общаются на проектах, творческих завтраках, специализированных встречах (например, у дизайнеров есть свои встречи, где обсуждают только дизайн).



Работа вне офиса и дисциплина

У нас четыре творческих группы: в каждой из них по четыре человека, двое из которых — копирайтер и дизайнер.

Еще есть арт-директор и руководитель творческой группы, которые помогают группам работать еще лучше.

Несколько лет назад у нас была другая система: отдел копирайтинга, отдел дизайна, отдел SMM, менеджеры и так далее.

Мы поняли, что эффективнее, когда люди работают над проектами в командах (у каждого из них несколько проектов).

Сначала это было только в теории, потом мы попробовали перейти на командную структуру, и эффективность выросла.

Когда люди работают в команде с одними и теми же сотрудниками, они хорошо знают друг друга: каковы сильные и слабые стороны друг друга, чего можно ожидать от человека.

Мы не делим сотрудников на креативных и некреативных.

Работа менеджера или продюсера также творческая.

Обычно мы не против того, чтобы человек работал из дома, если у него есть какие-то бытовые проблемы, но в целом все хотят попасть в офис, потому что это дисциплинирует и развлекает. Личные встречи решают вопросы гораздо быстрее, чем по почте, Skype или телефону.

Приятно, что можно прийти в офис, пообщаться с человеком, с которым у вас не одни и те же проекты, но совпадают интересы, узнать что-то новое, попросить совета.

Для этого вам просто нужно прийти и пообщаться.

У нас нет строгого надзора; никто не считает, сколько раз вы выходили покурить или сколько минут потратили на обед. Эта свободная среда способствует общению.

Главное – не опаздывать на встречи и делать свою работу вовремя.



Трусы

Сначала клиентский бриф поступает в отдел стратегии и превращается в креативный бриф.

Дальше, в зависимости от проекта и преимуществ каждого сотрудника, рождаются идеи (в ходе мозговых штурмов и не только).

После этого начинается серия смотров с креативным директором, где мы выбираем пару идей и работаем над ними, чтобы все вовремя поступило в дизайн-отдел.



Профессиональный рост копирайтеров

Чтобы пройти путь от младшего копирайтера до креативного директора, требуется минимум шесть лет. Но прежде всего он сам должен этого захотеть.

Опыт показывает, что многие люди любят быть творческими исполнителями.

Директор отвечает за большую часть управленческой работы, включая развитие сотрудников, наем и увольнение, а также общение с клиентом на уровне предложения.

Если сотрудник захочет, мы ему поможем.



Публисис Россия



«Главное — чтобы рок-н-ролл был в крови»: как устроены креативные отделы в московских рекламных агентствах

Исполнительный креативный директор Publicis Russia Антон Зимин

Иерархия

Мы открытая команда.

У нас нет такого понятия, как подчинение.

Скорее, есть просто более опытные лидеры.

Они лучше знают, как делать хорошую работу, и умеют вдохновлять.

Возраст здесь вообще не имеет значения, главное, чтобы у тебя в крови был рок-н-ролл.

В нашей творческой команде 12 человек: два руководителя групп, творческие пары, дизайнеры и креативный директор.

Количество отделений полностью зависит от количества клиентов.

Все прозаично: больше денег — больше людей.

Если говорить о возрасте, мне, например, 34 года, две головы до 32. Это новые люди в агентстве.

Я отбирал менеджеров не по возрасту и стажу, а по реальным заслугам и желанию работать.



Работа вне офиса и дисциплина

Работа вне офиса зачастую является несбыточной мечтой.

У нас много работы, нам постоянно приходится проводить совещания.

К сожалению, технологии и Skype-конференции сегодня больше мешают общению, чем помогают. Кроме того, я считаю, что для команды очень важно быть вместе физически, видеть друг друга.

У меня есть офис, которым я почти не пользуюсь, потому что хочу быть ближе к команде.

Так мы чувствуем единение и вдохновляем друг друга.

Но если вам нужно уединиться в кафе рядом с офисом, вперед.

Трусы

Здесь нет ничего особенного, все как у всех.

Нет никакой технологии.

Каждая команда сама выбирает, как ей удобнее работать над брифом.

Суперсистем изобретательства не существует, каждый решает сам.

Главное, что окончательное решение о том, какой креатив мы показываем клиенту, принимает креативный директор, то есть я.



Профессиональный рост копирайтеров

Сколько лет нужно младшему копирайтеру, чтобы стать креативным директором? Нисколько.

Армии у нас нет — повышения по выслуге не дают. Вам нужно стать отличным специалистом, а затем уметь продать себя начальству и рынку.

Просто если вы хотите повышения, вам нужно доказать, что вы работаете лучше, чем должны на своей должности.

Это нужно показать всем.

Я не думаю, что рекламное агентство чем-то отличается от других мест работы; здесь трудно получить повышение.

Это объясняется конструкцией.

Слишком мало моментов, когда это может произойти.

Это происходит, когда приходит крупный клиент или по каким-то причинам уходит действующий менеджер.

Быстро вырасти можно только от младшего к старшему, а затем рост замедляется в геометрической прогрессии.

Легче заработать больше наград и перейти в другое агентство.

Есть еще одна причина медленного карьерного роста.

Стать лучшим копирайтером или арт-директором не так уж и сложно, но стать хорошим креативным директором не по силам некоторым творческим людям.

Помимо способности придумывать хорошие идеи, вам еще нужно в каком-то смысле стать менеджером.

Это очень сложно для людей с творческим складом ума.



Традиции и стимуляторы вдохновения

На минус первом этаже хороший кофе и пуэр.

Нам нужны люди, которым не нужны особые стимулы.

Если вы хотите делать хорошую работу, вы будете делать ее без всякого стимула.

Моя задача — сделать среду комфортной для таких людей, мотивировать их развиваться и работать еще лучше.



Возможная группа (Голодные мальчики)



«Главное — чтобы рок-н-ролл был в крови»: как устроены креативные отделы в московских рекламных агентствах

Креативный директор Could Group (Hungry Boys) Артём Филимонов

Иерархия

В команду входят шесть копирайтеров, директор по стратегии, креативный стратег, три продюсера, два арт-директора и три дизайнера.

У нас нет строгой иерархии: есть сотрудники разного уровня и с разным опытом, но никто никому не подчиняется.

Если кто-то из творческой команды не согласен с моим решением или с замечаниями директора по стратегии, мы вместе обсуждаем этот вопрос до согласия и достижения взаимопонимания.

В плане творчества, как правило, задачи ставлю лично.

Я часто сам очень вовлечен в этот процесс.

Не думаю, что у ребят останется время и силы на халтуру.

Более того, работать в команде, на мой взгляд, гораздо интереснее и продуктивнее.

Я стремлюсь к тому, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, чтобы каждый мог свободно выражать свои мысли, идеи и вносить предложения.

В прошлом я видел много тиранов, и когда-то подчинялся некоторым из них, поэтому при построении своей команды я стараюсь максимально избегать подобного опыта.

Тираны убивают мотивацию сотрудников и мешают развитию личных качеств талантливых людей.



Работа вне офиса и дисциплина

У нас нет такого понятия, как дисциплина, есть лишь несколько условий работы, которые я прошу вас соблюдать.

Основные из них: создавать сильные, продуманные идеи, стремиться к исполнению мирового уровня, соблюдать сроки (внутренние и внешние) и, конечно же, любить дело, которым занимаемся.

Также немаловажно желание расти профессионально и создавать крутые работы в своем портфолио.

На рынке достаточно агентств, где можно потерять несколько лет, ничего не делать, а потом выйти и сказать: «Еще и опыт!» Нет смысла сидеть с нами.

Несмотря на отсутствие четких правил и распорядка дня, на работу все приходят к 10-11 утра.

Мы часто задерживаемся допоздна и работаем по выходным.

Это связано не только с загруженностью, но и с желанием каждого работать на результат: выиграть тендер, снять крутое видео, придумать мощную идею.

Я люблю людей с амбициями; им не нужно говорить, чтобы они работали усерднее — каждый старается изо всех сил.



Трусы

Получив бриф, мы сначала анализируем его вместе с директором по стратегии и директором по работе с клиентами, а потом я собираю команду.

Для каждого проекта люди подбираются индивидуально — в зависимости от того, кто лучше справится с задачей, кому из команды она близка или кто хочет попробовать себя в чем-то новом.

Каждый проект — это разное сочетание сотрудников: например, два копирайтера и дизайнер, два арт-директора и копирайтер, продюсер, копирайтер и три дизайнера.

Однажды я нанял арт-директора по печати, чтобы тот помогал мне в создании телевизионного ролика, чтобы он мог разработать и попробовать что-то новое.

Получилось великолепно.

Я сам подошел к нему и попросил подумать о своем будущем и планах.

Я сам устаю от однообразных задач, понимаю, что это такое.

Любой человек должен знать, куда он идет. Мне кажется, так его деятельность будет более продуктивной.



Профессиональный рост копирайтеров

Я работаю креативным директором всего девять месяцев.

До меня эту роль исполнял совладелец компании.

На мой взгляд, человек в первую очередь должен быть готов занять должность креативного директора, а опыт и время, проведенное в компании, играют второстепенную роль.

Важно понимать, что креативный директор – это не просто взрослый младший копирайтер.

Он также хороший оратор, менеджер, лидер, арт-директор, режиссер, стратег и многое другое.

Нужно быть универсальным специалистом, хорошо понимать других людей и быть авторитетом среди коллег.



Традиции и стимуляторы вдохновения

Постоянно изучаем кейсы на профессиональных сайтах: Awwwards, Dribbble, Behance, Coloribus, Cannes Lions Archive. Раз в неделю один из сотрудников показывает и анализирует десять своих любимых кейсов.

Это хороший способ зарядить всех новыми идеями, плюс это хорошая практика для навыков презентации.

Иногда мы ходим на фестивали, ходим на разные лекции и сами о чем-то говорим.

Я не очень люблю какой-либо тимбилдинг, поэтому, когда мы собираемся вместе, чтобы весело провести время, это происходит без приглашенного тамады или танцев клоунов – мы просто весело проводим свободное время вместе.

Мне важно, чтобы все члены команды нашли общий язык и сказали друг другу правду не только под воздействием третьего напитка, но и в повседневном общении.



ББДО Москва



«Главное — чтобы рок-н-ролл был в крови»: как устроены креативные отделы в московских рекламных агентствах

Управляющий директор BBDO Group Игорь Кирикчи

Иерархия

В BBDO Москва есть три креативных отдела.

Каждую из них возглавляет креативный директор.

Над ними стоит управляющий креативный директор.

В каждом отделе могут быть или не быть руководители творческих групп, возглавляющие команды арт-директоров и копирайтеров.

Это решает креативный директор отдела в зависимости от размера отдела, объема и характера работ (много срочных «быстрых» проектов или несколько крупных с большими сроками), а также от стиля управления руководителя.

.

В BBDO Москва работает почти 60 креативщиков, 44% из которых — опытные сотрудники.

Они занимают должности старших копирайтеров или арт-директоров, руководят командами и служат креативными директорами.



Трусы

Разработка рекламных кампаний – это командная работа.

Поэтому сотрудники работают в офисе.

Если вам нужно уединение, чтобы никто не отвлекался, можно посидеть в одном из чил-аутов, у фонтана рядом с офисом (летом) или зайти в какое-нибудь близлежащее кафе.

Что касается дисциплины, то правила для всех сотрудников одинаковы: приходить на работу вовремя и соблюдать сроки выполнения проектов.

Работа над брифом каждый раз происходит по-разному, но есть несколько вещей, которые происходят неизбежно: Получение брифа от клиента.

Написание брифа агентства стратегами.

Координация брифа агентства внутри команды.

Согласование агентского брифа с клиентом.

Брифинг творческого коллектива.

Разработка концепций творческой командой.

Обсуждение концепции с креативным директором.

Внутренняя проверка агентства внутри команды (с менеджерами по работе с клиентами и стратегами).

Продумываем концепции и придумываем варианты реализации каждой из них.

Обсуждение идеи с креативным директором.

Внутренняя проверка агентства внутри команды (с менеджерами по работе с клиентами и стратегами).

Проведение презентации клиенту.

Презентация клиенту.



Профессиональный рост копирайтеров

Все очень индивидуально и зависит от таланта.

Навыки для всех креативщиков - генерировать интересные идеи, для копирайтеров - владеть словами, для арт-директоров - иметь хороший визуальный вкус и уметь рисовать.

В нашем агентстве, чтобы младший копирайтер стал креативным директором, нужно минимум шесть лет (в нашем агентстве за это время произошла самая быстрая трансформация), или максимум вечность.



Традиции и стимуляторы вдохновения

У каждого свои стимуляторы и источники вдохновения: у кого-то вид из окна, у кого-то музыка в наушниках, кто-то сидит в Интернете.

Способов вызвать музу столько же, сколько людей.

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.